Объемно-массовые характеристики грузов и использование грузоподъемности транспортных средств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объемно-массовые характеристики грузов и использование грузоподъемности транспортных средств



 

Потребность в измерении возрастала по мере развития и совершенст­вования автомобильных грузовых перевозок. Чем больше расширялся круг измеряемых физических величин, тем больше становилось единиц измерений. В настоящее время грузы характеризуются линей­ными размерами, массой, объемной массой, плотностью и удельным объемом.

Плотностью вещества называется физическая величина, равная от­ношению массы т - груза к его объему V.

Единицу плотности рг определяют

где: m- масса однородного груза, кг;

V - объем этого груза, м3.

За единицу плотности груза принят кг/м или т/м.

Относительной плотностью груза называется отношение его плот­ности к плотности «стандартного вещества» при определенных физиче­ских условиях. Таким стандартным веществом является вода при 4 °С и нормальном атмосферном давлении.

Для определения относительной плотности газов в качестве «стан­дартного» вещества принимается сухой воздух при 20 °С и нормальном атмосферном давлении.

Относительная плотность находится по формуле

где: рг - плотность груза, кг/м;

р0г - плотность стандартного груза, кг/м3.

Относительная плотность - величина безразмерная.

Расчет плотности нефтепродуктов при изменении температуры опре­деляется по формуле

где: р'н, р°н - соответственно плотность жидкости при температуре t и t0;

Δ - средняя температурная поправка, кг/(м3 ° С).

При организации перевозок навалочных и насыпных грузов их плот­ность характеризуется объемной массой.

Под объемной массой груза понимается величина, равная отношению массы груза т к занимаемому объему V

объемная масса насыпного и навалочного груза зависит от его влажно­сти, способа формирования штабеля, сроков и условий хранения и других факторов. Коэффициент, учитывающий уплотнение от статической на­грузки при хранении удобрений: для азотосодержащих удобрений 0,004- 0,021; суперфосфатов 0,002-0,014; калийных удобрений 0,006-0,016.

Удельным объемом груза называется величина, равная отношению объема V груза, к его массе т и определяется

За единицу удельного объема принимается удельный объем такого однородного вещества, 1 кг массы которого занимает объем 1 м3.

Под грузовместимостью автомобиля понимается наи­большее количество грузов, которое может единовременно перевозиться, определяемое его прочностью и размерами кузова. Для грузового авто­мобиля грузовместимость зачастую называют грузоподъемностью. Гру­зоподъемность автомобиля зависит от объемной массы перевозимого груза, внутренних размеров кузова и от особенностей его устройства. По­этому грузовместимость автомобиля оценивается следующими измерителями: грузоподъемностью, удельной объемной грузоподъемностью и коэффициентом грузовместимости.

Полная масса автомобиля складывается из его собственной массы в снаряженном состоянии, массы водителя и грузоподъемности. Грузо­подъемность является фактором определяющим размеры основных узлов и деталей автомобиля, мощность двигателя, размер колес и шин и т. д.

Номинальной принято называть полезную грузоподъемность базовой модели с кузовом бортовая платформа. В начальный период развития ав­томобильного транспорта, когда автомобили предназначались для работы в различных дорожных условиях, заводы изготовители рекомендовали различную грузоподъемность для одной и той же модели. В настоящее время каждая разновидность грузового автомобиля имеет единую вели­чину грузоподъемности.

Удельная объемная грузоподъемность определяется отношением но­минальной грузоподъемности к внутреннему объему кузова.

(3.6)

где q уд - удельная объемная грузоподъемность, т/м3;

q - номинальная грузоподъемность, т; а - внутренняя ширина кузова, м;

b - внутренняя длина кузова, м;

h - внутренняя высота кузова, м;

h' - расстояние от верхнего края борта платформы до допустимого уровня загрузки груза в кузов, м.

Величина h' учитывает фактически используемый объем кузова. Уровень навалочных грузов должен быть ниже края бортов платформы, чтобы предотвратить их потери при перевозке из-за неровностей дороги, уклонов и т. д. Погрузка штучных грузов может производиться выше уровня бортов платформы.

Показатель удельная объемная грузоподъемность показывает при ка­ких значениях объемной массы груза номинальная грузоподъемность автомобиля будет использоваться полностью, а при каких нет.

Использование грузоподъемности оценивается коэф­фициентом статического использования грузоподъемности

где ус - коэффициент статического использования грузоподъемности;

qф - масса фактически перевозимого груза.

Невозможность использования полного объема кузова может иметь место по следующим причинам:

при перевозке в кузове открытого типа навалочных грузов - зерно, картофель, свекла и т. д.;

недоиспользование верхней части закрытого кузова-фургона из-за трудности загрузки;

из-за отсутствия кратности размеров штучного груза (тары) и разме­ров кузова автомобилей и др. На рис. 3.7 показано использование площа­ди пола кузова при перевозке штучных грузов

 

Рис. 3.7. Использование площади пола кузова при перевозке штучных грузов, в зависимости от способа укладки: а - мешков и кулей; б - бочек и рулонов; в - ящиков и кип; г - бревен, брусков и дров (черным показана неиспользованная площадь).

 

Грузовместимость автомобиля или автопоезда при перевозке грузов с различной объемной массой может оцениваться графическим методом. Для этой цели строят график, рис. 3.8, на котором по оси ординат откла­дывают грузоподъемность, а по оси абсцисс - объемную массу груза.

Каждой модели автомо­биля на графике соответст­вует ломаная линия, состоя­щая из наклонного и гори­зонтального участков.

Точки наклонной линии, выходящей из начала систе­мы координат, показывают неполное использование гру­зоподъемности, а горизон­тальный участок - объем­ную массу грузов, при кото­рой полностью используется номинальная грузоподъем­ность.

На рис. 3.9 показана за­висимость изменения удель­ной объемной грузоподъем­ности от номинальной гру­зоподъемности отечествен­ных автомобилей. Из графи­ка видно, что объем кузова многих моделей не отвечает требованиям ГОСТа. Это привело к тому, что на пере­возке многих грузов, осо­бенно сельскохозяйственной продукции, их грузоподъем­ность полностью не исполь­зуется.

 

 

Степень возможного использования грузоподъемности автомобиля зависит от соотношения между внутренними геометрическими размера­ми кузова, объемной массы груза и его особенностей, а также конструк­ции кузова

где ήv - коэффициент использования объема кузова.

Для штучных грузов значение коэффициента использования объема кузова находится в следующих приделах:

ящики, кипы         0,60 - 0,95;

мешки, кули          0,90 - 1,00;

бочки, рулоны       0,40 - 0,70;

бревна, брусья, дрова 0,70 - 1,00.

При возможности использования погрузки груза выше уровня бортов кузова значение коэффициента использования объема кузова может быть больше единицы.

Для повышения использования грузоподъемности автомобиля-самосвала необходимо учитывать, что практически все сыпучие грузы грузятся с «шапкой», т. е. при механизированной погрузке образуется пирамидальное возвышение от бортов к центру кузова (рис. 3.10). Высота «шапки» зависит от угла естественного откоса перевозимого груза.

Возможный объем груза, перевозимый автомобилем-самосвалом

где Vг - объем перевозимого груза, м3;

q - номинальная грузоподъемность автомобиля, т;

рг - объемная масса груза, т/м3; Ур - рабочий объем кузова, м3;

Vш - объем «шапки» груза, м3.

Если принять, что в основании пирамиды («шапки») лежит квадрат со стороной, равной внутренней ширине кузова а, то

где S - площадь пола платформы, м2

Учитывая, что величина h' в зависимости от вида груза и дорожных условий принимается в пределах 0,05-0,15 м, то рабочий объем кузова будет определяться

Расчеты показывают, что для грузов, у которых естественный откос равен 30°, фактический объем груза может быть больше геометрического объема кузова на 20-25 %.

В табл. 3.4 и табл. 3.5 представлены соответственно углы естествен­ного откоса насыпных и навалочных строительных грузов и коэффициен­ты грузовместимости базовых отечественных автомобилей при перевозке некоторых навалочных и насыпных грузов.

 

Углы естественного откоса насыпных и навалочных строительных грузов

Таблица 3.4

Наименование груза При движении автомобиля В состоянии покоя
Булыжник - 38
Грунт глинистый:    
сухой - 40-45
влажный - 35
мокрый - 15-20
Гравий 30 45
Земля:    
сухая - 40
влажная - 35
мокрая - 25
Известь гашеная - 25
Песок 30 45
Цемент - 40
Шлак 35 50
Щебень 35 45

 

Коэффициенты грузовместимости базовых отечественных автомобилей при перевозке некоторых навалочных и насыпных грузов

Таблица 3.5

Наименование груза

Объемная масса, т/м3

Расстояние уровня груза от верхнего борта, мм

Коэффициенты грузовместимости

ГАЗ-52-ОЗ ГАЗ-5ЭА ЗИЛ-130 КамАЗ- 5320
Арбузы 0,60 0 0,98 0,83 0,71 0,48
Гравий, щебень 1,60 0 2,87 2,20 1,89 1,60
Дрова лиственных пород 0,55 0 0,95 0,76 0,65 0,55
Земля сухая 1,20 0 2,15 1,65 1,41 1,20
Земля влажная 1,70 0 3,04 2,70 2,04 1,70
Картофель 0,70 -50 1,17 0,90 0,78 0,65
Капуста свежая 0,24 0 0,44 0,33 0,28 0,24
Комбикорма 0,45 -50 0,75 0,58 0,50 0,42
Огурцы 0,40 -50 0,72 0,51 0,44 0,37
Пшеница 0,76 -50 1,27 0,98 0,84 0,71
Свекла 0,65 -50 1,08 0,83 0,72 0,60
Силос 0,80 0 1,43 1,10 0,94 0,80

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.193.207 (0.02 с.)