Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование универсальных учебных действий при оперировании объемными телами ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Начальная школа, 2013, №7 Авторы: М.Б. Виситаева https://n-shkola.ru/storage/archive/1404460713-1604120907.pdf Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нацелен не на знаниевый компонент, а на развитие личности школьника. С точки зрения развивающего обучения (Л.В. Занков и др.) именно так и должен быть организован учебный процесс, в котором происходит общее развитие ученика, развитие всех сторон его личности (интеллектуальной, волевой, эмоциональной), духовно-нравственной сферы и при этом сохраняется его физическое и психическое здоровье. Развитие универсальных учебных действий (УУД) учащихся — обязательное требование к деятельности педагога и один из критериев ее оценки. Основным средством формирования УУД в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные задания с инструкциями: объясни, проверь, оцени, найди закономерность, догадайся, понаблюдай, сделай вывод, объясни, верно ли утверждение, и т.д., — которые нацеливают обучающихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Комплекс личностных УУД составляют мотивирование, формирование положи тельного отношения к учению, способность к самооценке и т.п. В развивающем образовании школьник является субъектом соответствующего процесса: он учится принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, адекватно воспринимать оценку учителя и т.п., т.е. речь идет о развитии у него регулятивных УУД. Целью ученика является узнавание, открытие, освоение, поэтому он выполняет целый комплекс познавательных УУД: работает с информацией, осуществляет анализ, синтез, устанавливает причинно-следственные связи, создает высказывания в устной и письменной форме, использует общие приемы решения задач и т.п. С целью формирования познавательных УУД в учебный процесс необходимо включать задания с инструкциями: подумайте, проанализируйте, сравните, прочитайте внимательно условие, рассмотрите несколько решений, обоснуйте ответ и т.д. Необходимо, чтобы на уроке были созданы условия для продуктивной коммуникации как между учениками, так и между учениками и учителем. Это является непременным условием решения школьниками учебных задач. В условиях коммуникации учащиеся контролируют действия партнера, договариваются, приходят к общему решению, учитывая разные мнения, стремятся к координации, формулировке собственного мнения, позиции и т.п. Это значит, что создаются условия для развития коммуникативных УУД.
Рассмотрим возможности изучения понятия объем (на уроках в IV классах или во внеурочной деятельности), а также особенности формирования УУД в ходе проведения соответствующей работы. Ретроспектива исследований по дан ной проблеме и наш личный опыт преподавания математики в школе показывает, что задачи, связанные с понятием объем, следует изучать в следующей последовательности: 1) пропедевтические задачи; 2) задачи на вычисление объема; 3) задачи на «сложение кубиков»; 4) смешанные задачи. В приведенных нами задачах мы рассматриваем позиционные свойства фигур (связанные с взаимным расположением фигур или их элементов) и метрические свойства фигур (связанные с измерением геометрических величин) или эти свойства в комбинации. В ходе анализа задач мы попытаемся описать метапредметные УУД, характерные для каждого вида задач. Пропедевтические задачи Большое значение для формирования УУД имеет использование задач на установление зависимости между линейными элементами фигур и площадями плоских фигур, поверхностей и объемами пространственных фигур. При измерении геометрических величин сначала выбирают единичную фигуру, своего рода эталон, с которым сравнивают все остальные фигуры. Для измерения объемов в качестве тела, с которыми сравнивают все другие тела, выбран куб, ребро которого равно единичному отрезку. Такой куб называют единичным кубом, и его объем считают равным единице. При измерении объемов различных тел опираются на следующие основные свойства объема: а) если тела равны, то объемы их также равны; б) если тело разбито на несколько тел, то его объем равен сумме объемов этих тел. Объем каждого куба (рис. 2) равен 1 см3. В конструкции, изображенной на рис. 2, содержится семь таких единичных кубов. Значит, объем тела, изображенного на рис. 1, тоже равен 7 см3. Сравнивая объем тела на рис. 1 с объемом единичного куба, получаем, что объем этого тела в 7 раз больше объема единичного куба. Можно сказать, что в результате измерения мы получили числовое значение объема данного тела при выбранной единице измерения.
Формула объема прямоугольного параллелепипеда имеет вид V = a*b*c, где а, b, с — длины ребер прямоугольного параллелепипеда. Так как куб является прямо угольным параллелепипедом, у которого все ребра равны, то объем куба с ребром а определяется по формуле V = a3. З а д а ч а 1. Из кубиков с ребром 2 см сложили параллелепипед (рис. 5). Подумайте и определите его длину, ширину и высоту. Из какого количества кубиков сложен этот параллелепипед? Особенный интерес представляют задачи, имеющие несколько вариантов решений. Анализируя их, нужно определить, является ли задача открытой или нет, сколько решений имеет задача и каковы условия их существования. На уроке можно разбить класс на группы и предложить каждой группе решить задачу различными способами. После этого учащиеся сравнивают способы решения задачи и выбирают наиболее привлекательный. Возможность решения одной и той же задачи различными способами демонстрирует непрерывность выводов математики, подчеркивает красоту содержания учебного предмета. Задачи на вычисление объема З а д а ч а 2. Найдите объем фигур, изображенных на рис. 8. Объем одного кубика равен 1 см3. Сравните объемы. Ход решения. Найдем объем фигуры, изображенной на рис. 8, а. Способ 1: куб состоит из 2*2*2 = 8 кубиков. Объем одного кубика 1 см3, значит, объем всей фигуры равен 8 см3. Способ 2: куб состоит из двух слоев, в каждом из которых 4 маленьких кубика, значит, объем кубиков одного слоя равен 4 см3, а объем всех кубиков в двух слоях равен 8 см3. Найдем объем фигуры, изображенной на рис. 8, б. Способ 1: куб состоит из 3*3*3 = 27 кубиков, значит, объем всей фигуры равен 27 см3. Способ 2: куб состоит из трех слоев, в каждом из которых 9 маленьких кубиков, значит, объем кубиков одного слоя равен 9 см3, а объем всех кубиков в трех слоях равен 27 см3. Так как 8 < 27, то объем первой фигуры меньше объема второй фигуры. Задачи на сложение кубиков З а д а ч а 3. Из кубиков с ребром 2 см сложили параллелепипед. Определите его объем. Рассмотрите несколько вариантов решений. З а д а ч а 10. В какую коробку (в форме прямоугольного параллепипеда) войдет больше кубиков с ребром 1 см: с размерами 4 см, 3 см и 2 см или с размерами 2 см, 2 см и 3 см? Сделайте вывод. Ход решения. 1) Найдем объем куба с ребром 1 см. Он равен 1 см3. 2) Вычислим объем фигуры с размерами 4 см, 3 см и 2 см. Для этого 4*3*2 = 24 (см3). 3) Вычислим объем фигуры с размерами 2 см, 2 см и 3 см. Для этого 2*2*3 = 12 (см3). 4) Сравниваем полученные объемы: 24 см3 > 12 см3, значит, в коробку с размерами 4 см, 3 см и 2 см войдет кубиков больше.
Смешанные задачи Задача 13. Сколько одинаковых квадратов надо взять, чтобы из них можно было сложить в 2 раза больший квадрат (по периметру)? Сколько одинаковых кубиков надо взять для составления из них куба в 2 раза большего (по сумме периметров всех граней)? Ход решения. Если считать, что в 2 раза больший квадрат (по периметру) — это квадрат, сторона которого в 2 раза больше стороны исходного квадрата, то для его получения надо взять 4 одинаковых исходных квадрата (рис. 13). Для составления в 2 раза большего куба (по сумме периметров всех граней) надо взять 8 кубиков (рис. 14). Вариативность учебных заданий, учет опыта учеников, включение в обучение математике игровых ситуаций, коллективное обсуждение результатов самостоятельно выполненных заданий оказывают положительное влияние на развитие познавательных интересов обучащихся и способствуют формированию мотивации в учении.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.69 (0.009 с.) |