Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема : «исчисление различных видов абсолютных и относительных величин»
Цель работы – закрепить теоретические знания и приобрести практические навыки расчёта абсолютных и относительных величин и сравнения полученных результатов
Теоретические сведения Абсолютные величины представляют собой числа, характеризующие физические размеры общественных явлений или конкретных объектов и имеющие какую-то единицу измерения. Абсолютная величина, характеризующие размеры признака у отдельных единиц совокупности, называется индивидуальной абсолютной величиной. На основе индивидуальных получают суммарную абсолютную величину – обобщающих показатель, характеризующий либо численность совокупности, либо объём варьирующего признака (как сумма всех его индивидуальных значений). Существует 3 типа единиц измерения абсолютных величин: натуральные, трудовые и стоимостные. Натуральные единицы измерения – выражают величину явления в физических мерах, т.е. мерах веса, объёма, протяжности, времени, счёта, т.е. в килограммах, кубических метрах, километрах, часах, штуках и т.д. Разновидностью натуральных единиц являются условно-натуральные единицы измерения, которые используются для сведения воедино несколько разновидностей одной и той же потребительной стоимости. Одну из них принимают за эталон, а другие пересчитываются с помощью специальных коэффициентов в единицы меры этого эталона. В отдельных случаях для характеристики какого-либо явления одной единицы измерения недостаточно, и используется произведение двух единиц измерения. Например, грузооборот в тонно-километрах, производство электроэнергии в киловатт-часах и др. В условиях рыночной экономики наибольшее значении имеют стоимостные (денежные) единицы измерения (рубль, доллар и тд.). Они позволяют получить денежную оценку любых социально-экономических явлений (объём продукции, товарооборота, национального дохода и т.п.). Трудовые единицы измерения (человеко-часы, человеко-дни) используются для определения затрат труда на производство продукции, на выполнение какой-либо работы. Относительные величины представляют собой частное от деления абсолютных величин и характеризуют количественное соотношение общественных явлений, процессов, объектов. При этом знаменатель дроби называют базой сравнения. Если числитель и знаменатель имеют одинаковые единицы измерения, то относительная величина называется одноимённой и в зависимости от базы сравнения может выражаться в коэффициентах (база = 1), процентах - % (база = 100), промилле – ‰ (база = 1000) и т.д. В противном случае относительная величина называется разноимённой и её единица измерения образуется из соотношения единиц соответствующих абсолютных величин. Например, плотность населения – чел./м², производительность труда – шт. /час и т.д.
Таблица 14 Виды относительных величин и методика их расчёта
Взаимосвязь: ОВД = ОВПЗ ∙ ОВВП
Решение типовых задач Задача 9. В прошлом году объём грузооборота по грузовому автотранспортному предприятию составил 210,0 млн. т/км. Планом текущего года было предусмотрено довести объём грузооборота до 220,5 тыс. т/км; фактический объём грузооборота в текущем году составил 229,32 млн. т/км. Определить: - относительную величину планового задания по росту грузооборота; - относительную величину динамики грузооборота; - относительную величину выполнения плана по грузообороту.
Решение
1) относительную величину планового задания по росту грузооборота:
2) относительную величину динамики грузооборота:
3) относительную величину выполнения плана по грузообороту:
Задача 10. В отчётном периоде на предприятии изготовлено 400 тыс. 12-листовых тетрадей, 50 тыс. – 24-листовых, 70тыс. – 48-листовых и 25 тыс. – 96-листовых. Определите общий объём изготовленных тетрадей в условно-натуральном выражении, если за условную единицу принимается 12-листовая тетрадь. Решение
Определим коэффициент перевода производства тетрадей в условные единицы 12 / 12 = 1 24 / 12 = 2 48 / 12 = 4 48 / 12 = 4 96 / 12 = 8
Определим общий объём изготовленных тетрадей в условно-натуральном выражении 400 ∙ 1 + 50 ∙ 2 + 70 ∙ 4 + 25 ∙ 8 = 980 тыс. условных штук Задача 11. Ввод в действие зданий в 2011году (Волгоградская область в цифрах. 2011) характеризуется следующими данными: Число зданий – всего, единиц 2856, в том числе: жилого назначения – 2551, нежилого назначения – 305. Определите структуру ввода в общем числе зданий.
Решение Удельный вес жилого назначения:
, Удельный вес нежилого назначения:
Наибольший удельный вес ввода в действие, занимают здания жилого назначения. На их долю приходится 89,3 % от общей численности зданий.
Задания для практической работы Задача 13. Планом предусмотрено увеличение годовой производительности труда работников против прошлого года на 4,0 %. Фактически против прошлого года производительность труда увеличилась на 6,2%. Определить процент выполнения плана по уровню производительности труда. Задача 14. Расход топлива на производственные нужды предприятия характеризуется в отчётном периоде следующими данными:
Средние калорийные эквиваленты (коэффициенты) перевода в условное топливо составили: мазут – 1,37т, уголь – 0,9т, газ – 1,2 тыс. м³. Определить: - общее потребление условного топлива по плану и фактически; - процент выполнения плана по общему расходу топлива; - удельные веса фактически израсходованного топлива по видам (расчёт с точностью до 0,1%).
Задача 15. Данные о численности экономически активного населения и безработных в Волгоградской области (Волгоградская область в цифрах. 2011) представлены в таблице: (тысяч человек)
Определить: - удельный вес численности безработных в общей численности экономически активного населения; - динамику этого показателя для каждой группы населения; - дать сравнительную оценку уровня безработицы среди мужчин и женщин.
Задача 16. По сельскохозяйственному предприятию за два года имеются данные о численности рабочих:
Задача 17. Данные о жилищном фонде и численности населения Волгоградской области (Волгоградская область в цифрах. 2011) представлены в таблице:
Охарактеризуйте обеспеченность населения жилой площадью. Перечислите, какие виды относительных величин использовались.
Задача 18. Определите процент выполнения плана товарооборота по товарным группам и удельный вес товаров во всём товарообороте по торговому предприятию за отчётный период на основе следующих данных:
Сделайте выводы.
Задача 19. По отделению дороги планом предусмотрено увеличение объёма отправок груза на 10,0 %. Фактически объём отправок против прошлого года повысился на 12,2 %. Определите, на сколько процентов перевыполнен план по объёму отправок груза.
Задача 20. Планом предусмотрено снижение затрат на 1 руб. продукции на 4,0%; фактически по сравнению с прошлым годом затраты возросли на 1,8 %. Определите, на сколько процентов фактические затраты на 1 руб. продукции отличаются от плановых.
Практическая работа № 4
ТЕМА: «Исчисление разных видов средних величин" Цель работы – закрепить теоретические знания и приобрести практические навыки расчёта средних величин и сравнения полученных результатов
Теоретические сведения Средняя величина – обобщающая характеристика количественного признака на определённый момент времени в расчёте на единицу совокупности. Статистическая средняя является объективной и типичной, если она рассчитана для качественно однородной совокупности массовых явлений. При помощи средней происходит сглаживание различий в величине признака, которые возникают по тем или иным причинам у отдельных единиц наблюдения. Средняя величина является отражением значений изучаемого признака, имеет ту же единицу измерения. В основе расчёта любой средней величины лежит степенная средняя. В зависимости от представления исходных данных они могут быть простыми и взвешенными. Таблица 15 Виды степенных средних
Примеры решения задач
Задача 12. Имеются следующие данные о зарплате рабочих участка:
Вычислите среднюю месячную заработную плату рабочих участка.
Решение
Процесс выбора средней величины таков: 1) определяющий показатель – общая сумма начисленной заработной платы; 2) математическое выражение определяющего показателя - ; 3) замена индивидуальных значений средними - ; 4) решение уравнения Следовательно, использовалась формула простой средней арифметической.
Задача 13. Распределение рабочих участка по стажу работы следующее:
Определите средний стаж работы рабочих участка. Решение
Условные обозначения записаны в таблице. Определяющий показатель общий стаж работы всех рабочих - . Средний стаж работы: Для каждого интервала предварительно вычислялось среднее значение признака как полусумма нижнего и верхнего значений интервала. Величина открытых интервалов приравнивается к величине примыкающих к ним соседних интервалов: Для решения задачи использовалась формула средней арифметической взвешенной.
Задача 14. За два месяца по цехам завода имеются следующие данные:
Определите, за какой месяц и на сколько процентов была выше средняя месячная заработная плата работников предприятия. Решение
Введём условные обозначения за сентябрь: - численность работников по каждому цеху; - средняя месячная заработная плата работников каждого цеха. Определяющий показатель – общий фонд заработной платы - . Средняя месячная заработная плата работников предприятия за сентябрь составила: Условные обозначения за октябрь следующие: - фонд заработной платы по каждому цеху; - средняя месячная заработная плата работников каждого цеха. Определяющий показатель - . Средняя месячная заработная плата работников предприятия за октябрь равна: - численность работников каждого цеха в октябре. Средняя заработная плата в октябре исчислена по формуле средней гармонической взвешенной. Динамика средней месячной заработной платы работников предприятия: 1741,8:1736,8=1,003 или 100,3% Следовательно, средняя месячная заработная плата работников предприятия в октябре возросла по сравнению с сентябрем на 0,3% (100,3-100).
Задача 15. Имеются следующие данные об экспорте продукции металлургического комбината:
Определите средний удельный вес продукции на экспорт.
Решение Удельный вес стоимости продукции на экспорт, % определяется отношением стоимости продукции на экспорт ко всей стоимости продукции.
Результат деления умножают на 100. - стоимость продукции на экспорт; - удельный вес продукции на экспорт; - стоимость всей продукции. Средний удельный вес продукции на экспорт:
Задания для практической работы
Задача 21. В результате проверки двух партий сыра перед отправкой его потребителям установлено, что в первой партии сыра высшего сорта было 3942 кг, что составляет 70,4 % общего веса сыра этой партии; во второй партии сыра высшего сорта было 6520кг., что составляет 78,6 % общего веса этой партии. Определите процент сыра высшего сорта в среднем по первой и второй партиям вместе.
Задача 22. Имеются следующие данные о квалификации рабочих двух бригад:
Определите средний уровень квалификации рабочих каждой бригады. Сравните полученные результаты.
Задача 23. Определите среднюю закупочную цену за 1килограмм картофеля за третий квартал текущего года на основе следующих данных:
Задача 24. Определите среднюю выработку одного работника за месяц на основе следующих данных:
Задача 25. Вычислите среднюю заработную плату одного работника за месяц, применив сокращения:
Задача 26. На основе приведенных данных вычислите средний стаж работы продавцов одного из магазинов города:
Задача 27. Цехом произведены бракованные детали в трёх партиях: в первой партии – 90 шт., что составило 3% от общего числа деталей; во второй партии – 140 шт., или 2,8%; в третьей партии – 160 шт. или 2,0%. Определите средний процент бракованных деталей. Задача 28. Вычислите средний процент выполнения плана товарооборота за квартал в целом по магазину на основе следующих данных:
Задача 29. Определите среднюю цену одного блюда по столовой на основе следующих данных:
Задача 30. Рассчитайте средний процент выполнения плана розничного товарооборота по магазину в целом на основе следующих данных:
Задача 31. Определите среднюю цену 1кг. мяса, реализованного на рынках города, на основе следующих данных:
Задача 32. Имеются данные о посевной площади, урожайности и валовом сборе в двух районах области зерновых культур:
Определить среднюю урожайность зерновых в каждом из районов области. Сравните полученные данные по районам. Укажите виды рассчитанных средних величин.
Задача 33. Вычислите средний курс продажи одной акции по трём акционерным обществам, вместе взятым за: май, июнь, за два месяца в целом на основе следующих данных:
Укажите виды средних величин, использованных при решении задачи.
Задача 34. Продажа грузовых автомобилей КамАЗ-55111 на торговой бирже города характеризуется следующими данными:
Определить, на сколько процентов изменилась средняя цена одного грузового автомобиля в феврале по сравнению с январём.
Задача 35. Имеются следующие данные по предприятиям фирмы:
* средняя выработка на одного рабочего в день определяется путём деления общей стоимости продукции на количество отработанных человеко-дней.
Практическое занятие № 5
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 2562; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.163.91 (0.115 с.) |