Специализированные арбитражные суды (суд по интел- лектуальным правам) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специализированные арбитражные суды (суд по интел- лектуальным правам)



Суд по интеллектуальным правам является специализиро- ванным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции в качестве суда первой и кассационной ин- станций дела по спорам, связанным с защитой интеллектуаль- ных прав.

Суд по интеллектуальным правам действует в составе су- дей, судебных составов и президиума. Рассмотрение дел в первой инстанции Суда по интеллектуальным правам осуществляется кол- легиальным составом судей.

Рассмотрение дел в кассационном порядке Судом по ин- теллектуальным правам осуществляется:

- президиумом - при пересмотре дел, рассмотренных Су- дом по интеллектуальным правам по первой инстанции;

- коллегиальным составом судей - при пересмотре дел, рассмотренных арбитражными судами субъектов Российской Фе- дерации, арбитражными апелляционными судами.

Суд по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции рассматривает:

- дела об оспаривании нормативных правовых актов феде- ральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интеграль- ных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллек- туальной деятельности в составе единой технологии;

- дела по спорам о предоставлении или прекращении пра-

вовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и при- равненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, то-


варов, работ, услуг и предприятий (за исключением объектов ав- торских и смежных прав, топологий интегральных микросхем);

- об установлении патентообладателя;

- о признании недействительными патента на изобрете- ние, полезную модель, промышленный образец или селекционное достижение, решения о предоставлении правовой охраны товарно- му знаку, наименованию места происхождения товара и о предо- ставлении исключительного права на такое наименование, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их призна- ния недействительными;

- о досрочном прекращении правовой охраны товарного

знака вследствие его неиспользования.

Суд по интеллектуальным правам в качестве суда касса- ционной инстанции рассматривает:

- дела, рассмотренные им по первой инстанции;

- дела о защите интеллектуальных прав, рассмотренные арбитражными судами субъектов Российской Федерации по первой инстанции, арбитражными апелляционными судами.

Суд по интеллектуальным правам пересматривает по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

Суд по интеллектуальным правам:

- обращается в Конституционный Суд Российской Федера- ции с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;

- изучает и обобщает судебную практику;

- подготавливает предложения по совершенствованию за- конов и иных нормативных правовых актов;

- анализирует судебную статистику.

Вопрос 2. Третейские суды

Понятие: Под третейским судом понимается особый не- государственный юрисдикционный орган, уполномоченный государством и сторонами спорного правоотношения рассмат- ривать и разрешать гражданские дела и выносить по ним обя- зательные решения, действующий в составе единоличного ар- битра (третейского судьи) или коллегии арбитров, которые осуществляют арбитраж (третейское разбирательство), т.е. процесс разрешения спора третейским судом и принятия реше- ния третейским судом (арбитражного решения) при отсутствии


администрирования со стороны постоянно действующего ар- битражного учреждения.

Деятельность третейских судов регламентирована Федеральным законом от 24.07.2002 N 102-ФЗ (ред. от 28.11.2018 г.) "О третейских судах в Российской Федерации" и Федеральным законом от 29.12.2015 г. №382 «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (далее Закон об арбитраже), вступившим в силу с 1 сен- тября 2016 года (ред.27.12.18 г.), которым существенно изменены пра- вила организации деятельности третейских судов.

В данном законе даются следующие определения:

- арбитр (третейский судья) - физическое лицо, избранное сторонами или избранное (назначенное) в согласованном сторона- ми или установленном федеральным законом порядке для разре- шения спора третейским судом;

- арбитраж (третейское разбирательство) - процесс раз-

решения спора третейским судом и принятия решения третейским судом (арбитражного решения);

- стороны арбитража - организации - юридические лица, граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями, фи- зические лица, которые предъявили исковое заявление в порядке арбитража в защиту своих прав и интересов либо к которым предъ- явлен иск в порядке арбитража, а также которые присоединились к арбитражу корпоративных споров в качестве их участников в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях;

- третейский суд - единоличный арбитр или коллегия ар-

битров.

Стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять арбитражное решение. Стороны и третейский суд прилагают все усилия к тому, чтобы ар- битражное решение было юридически исполнимо.

Стороны арбитража могут определять по своему усмотре- нию число арбитров, при этом, если иное не указано в федераль- ном законе, число арбитров должно быть нечетным. Если стороны арбитража не определят число арбитров, назначаются три арбитра.

Спорящие стороны имеют возможность выбора арбитров, обладающих необходимой квалификацией.

При арбитраже с тремя арбитрами каждая сторона избирает одного арбитра и два назначенных таким образом арбитра избира- ют третьего арбитра. Если сторона не изберет арбитра в течение одного месяца по получении просьбы об этом от другой стороны


или если два арбитра в течение одного месяца с момента их избра- ния не договорятся об избрании третьего арбитра, по заявлению любой стороны назначение производится компетентным судом;

Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда.

Стороны арбитража вправе договориться о дополнительных требованиях, предъявляемых к арбитрам, включая требования к их квалификации, или о разрешении спора конкретным арбитром или арбитрами.

Требования, предъявляемые к квалификации третейского судьи, могут быть согласованы сторонами.

Третейским судьей избирается (назначается) физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющее- ся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обя- занностей третейского судьи.

Третейским судьей не может быть:

- физическое лицо, не обладающее полной дееспособно- стью либо состоящее под опекой или попечительством;

- физическое лицо, имеющее судимость либо привлечен- ное к уголовной ответственности;

- физическое лицо, полномочия которого в качестве судьи суда общей юрисдикции или арбитражного суда, адвоката, нотари- уса, следователя, прокурора или другого работника правоохрани- тельных органов были прекращены в установленном законом по- рядке за совершение проступков, несовместимых с его профессио- нальной деятельностью;

- физическое лицо, которое в соответствии с его долж-

ностным статусом, определенным федеральным законом, не может быть избрано (назначено) третейским судьей.

Отвод арбитру может быть заявлен только в том случае, если существуют обстоятельства, вызывающие обоснованные сомнения относительно его беспристрастности или независимости, либо если он не соответствует требованиям, предъявляемым федеральным за- коном или соглашением сторон. Сторона может заявить отвод ар- битру, которого она избрала (назначила) или в избрании (назначе- нии) которого она принимала участие, лишь по основаниям, которые стали ей известны после избрания (назначения) арбитра.


Расходы, связанные с разрешением спора в арбитраже, включают в себя:

1) гонорары арбитров;

2) расходы, понесенные арбитрами в связи с участием в ар- битраже, в том числе расходы на оплату проезда к месту рассмот- рения спора;

3) суммы, подлежащие выплате экспертам и переводчикам;

4) расходы, понесенные арбитрами в связи с осмотром и ис- следованием письменных и вещественных доказательств по месту их нахождения;

5) расходы, понесенные свидетелями;

6) расходы на оплату услуг представителя (представителей) сторон;

7) расходы на организационное, материальное и иное обеспе- чение арбитража;

8) иные расходы, определяемые третейским судом.

Решение третейского суда принимается большинством всех членов третейского суда.

Быстрота рассмотрения и дешевизна расходов по разрешению экономических споров делают его привлекательным для коммерче- ских структур.

Арбитражное решение признается обязательным и подлежит немедленному исполнению сторонами, если в нем не установлен иной срок исполнения. При подаче стороной в компетентный суд за- явления в письменной форме арбитражное решение принудительно приводится в исполнение путем выдачи исполнительного листа в со- ответствии с настоящим Федеральным законом и положениями про- цессуального законодательства Российской Федерации.

Третейский суд разрешает споры на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федера- ции, нормативных правовых актов федеральных органов исполни- тельной власти, нормативных правовых актов субъектов Россий- ской Федерации и органов местного самоуправления, международ- ных договоров Российской Федерации и иных нормативных право- вых актов, действующих на территории Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установ- лены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяют- ся правила международного договора. Третейский суд принимает


решение в соответствии с условиями договора и с учетом обычаев делового оборота. Если отношения сторон прямо не урегулирова- ны нормами права или соглашением сторон и отсутствует приме- нимый к этим отношениям обычай делового оборота, то третей- ский суд применяет нормы права, регулирующие сходные отноше- ния, а при отсутствии таких норм разрешает спор, исходя из общих начал и смысла законов, иных нормативных правовых актов.

Постоянно действующие третейские суды (арбитражные учреждения)

Третейские суды могут создаваться как постоянно действу- ющие (Международный коммерческий арбитражный суд, Морской арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ), так и для рассмотрения конкретного спора.

Создание постоянно действующих арбитражных учрежде- ний федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органа- ми местного самоуправления, государственными и муниципаль- ными учреждениями, государственными корпорациями, государ- ственными компаниями, политическими партиями и религиозными организациями, а также адвокатскими образованиями, адвокатски- ми палатами субъектов Российской Федерации и Федеральной па- латой адвокатов Российской Федерации, нотариальными палатами и Федеральной нотариальной палатой не допускается.

Право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения предоставляется актом Правительства Российской Федерации, принимаемым в установленном им поряд- ке, на основании рекомендации Совета по совершенствованию тре- тейского разбирательства.

Морской арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ действует на основе Регламента, утвержденного приказом Торгово- промышленной палаты РФ от 21 декабря 2006 года N 93.

Согласно этого регламента Морская арбитражная комиссия (МАК) является самостоятельным постоянно действующим ар- битражным учреждением (третейским судом), осуществляющим свою деятельность по разрешению отнесенных к ее компетенции споров.

В полномочия Морской арбитражной комиссии входит разрешение споров, которые вытекают из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающих из торгового мо- реплавания, независимо от того, являются сторонами таких отно-


шений субъекты российского и иностранного либо только россий- ского или только иностранного права. В частности, МАК разре- шает споры, вытекающие из отношений:

- по фрахтованию судов, морской перевозке грузов, а также перевозке грузов в смешанном плавании (река-море);

- по морской буксировке судов и иных плавучих объектов;

- по морскому страхованию и перестрахованию; связанных с куплей-продажей, залогом и ремонтом морских

судов иных плавучих объектов;

- по лоцманской и ледовой проводке, агентскому и иному обслуживанию морских судов, а также судов внутреннего плава- ния, поскольку соответствующие операции связаны с плаванием таких судов по морских путям;

- связанных с использованием судов для осуществления

научных исследований, добычи полезных ископаемых, гидротех- нических и иных работ;

- по спасанию морских судов либо морским судном судна внутреннего плавания, а также по спасанию в морских водах суд- ном внутреннего плавания другого судна внутреннего плавания;

- связанных с подъемом затонувших в море судов и иного имущества;

- связанных со столкновением морских судов, морского судна и судна внутреннего плавания, судов внутреннего плавания в морских водах, а также причинением судном повреждений пор- товым сооружениям, средствам навигационной обстановки и дру- гим объектам;

- связанных с причинением повреждений рыболовным

сетям и другим орудиям лова, а также с иным причинением вреда при  осуществлении      морского         рыбного              промысла. МАК разрешает также споры, возникающие в связи с плаванием морских судов и судов внутреннего плавания по международным рекам, в случаях, указанных в настоящей статье, а равно споры, связанные с осуществлением судами внутреннего плавания за-

гранперевозок.

МАК принимает к рассмотрению споры при наличии соглаше- ния между сторонами о передаче их на ее разрешение. Комиссия при- нимает к рассмотрению также споры, которые стороны обязаны пере- дать на ее разрешение в силу международных договоров Российской Федерации. Вопрос о компетенции МАК по конкретному делу разре- шается составом арбитража, рассматривающим дело.


Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации дей- ствует на основе Закона РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-I «О между- народном коммерческом арбитраже» (ред.  от  25.12.2018 г.) В международный коммерческий арбитраж по соглаше-

нию сторон могут передаваться споры сторон, возникающие из гражданско-правовых отношений, при осуществлении внешнетор- говых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной стороны находится за границей либо если любое место, где должна быть исполнена зна- чительная часть обязательств, вытекающих из отношений сторон, или место, с которым наиболее тесно связан предмет спора, нахо- дится за границей, а также споры, возникшие в связи с осуществ- лением иностранных инвестиций на территории Российской Феде- рации или российских инвестиций за границей.

Для рассмотрения спора в международный коммерческий арбитражный суд подается арбитражное соглашение

Арбитражное соглашение - это соглашение сторон о пере- даче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкрет- ным правоотношением или его частью независимо от того, носило такое правоотношение договорный характер или нет. Арбитражное соглашение может быть заключено в виде арбитражной оговорки в договоре или в виде отдельного соглашения. Арбитражное согла- шение заключается в письменной форме.

Число арбитров определяется соглашением сторон, в любом случае оно должно быть нечетное. Стороны могут по своему усмотрению согласовать процедуру избрания (назначения) арбитра или арбитров.

Международный коммерческий арбитражный суд разрешает спор в соответствии с такими нормами права, которые стороны из- брали в качестве применимых к существу спора. Постановления и иные процессуальные акты третейского суда о принятии обеспечи- тельных мер подлежат выполнению сторонами.

Контрольные вопросы:

1. Раскройте систему и задачи арбитражных судов.

2. Назовите принципы деятельности арбитражных судов.

3. Раскройте полномочия арбитражного суда округа.

4. Раскройте полномочия арбитражного апелляционного суда.

5. Раскройте полномочия арбитражного суда субъекта РФ.


6. Перечислите полномочия суда по интеллектуальным правам.

7. Укажите требования к третейскому судье.

8. Какие негосударственные арбитражные суды действуют постоянно на территории РФ?

9. Раскройте полномочия постоянно действующих третей- ских судов (арбитражных учреждений).

10. Какие споры экономического характера разрешают тре- тейские суды?

 

Рекомендуемые правовые источники и литература

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации, принятая на всена- родном голосовании 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декаб- ря 2008г., 5февраля, 21 июля 2014 г.)

2. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Феде- рации» (ред. от 18.07.2019 г.)

3. Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 531-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об арбитраже (третей- ском разбирательстве) в Российской Федерации" (ред. от 27 декаб- ря 2018 года)

4. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О тре- тейских судах в Российской Федерации» (ред. 28.11.18 г.)

5. Закон РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-I «О международном коммерческом  арбитраже»  (в  ред.     от  25.12.18  г.)

6. Регламент Морского арбитражного суда при Торгово- промышленной палате РФ, утвержденный приказом Торгово- про- мышленной палаты РФ от 21 декабря 2006 года N 93.

Основная литература

1. Гриненко А. В. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата / А.В. Гри- ненко. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 281 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс).

2. Правоохранительные органы России: учебник для вузов / под общ. ред. В.П. Божьева, Б.Я. Гаврилова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 296 с. – Серия: Бакалавр. Академический курс.

3. Суд и правоохранительные органы Российской Федера- ции в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата / В.В. Ершов [и др.]; отв. ред. В.В. Ершов, Г.И. Загорский, В.И. Качалов.


— 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 338 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс).

4. Суд и правоохранительные органы Российской Федера- ции в 2 ч. Часть 2: учебник для академического бакалавриата / В.В. Ершов [и др.]; отв. ред. В.В. Ершов, Г.И. Загорский, В.И. Качалов.

— 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 348 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.35 (0.04 с.)