Отмежевание пионерской организации от скаутской 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отмежевание пионерской организации от скаутской



етом 1922 года новорожденные пионерские отряды по-братски сосущество- вали со скаутскими, как принадлежавшие к двум родственным организаци-

ям, связанным чертами «фамильного сходства». Но вскоре началось размеже- вание. Комсомольское руководство стремилось сделать пионерскую организа- цию как можно менее похожей на скаутскую.

Изменилась форма, вышли из обихода широкополая шляпа и гетры. Изме- нился цвет блуз, вместо «хаки» — белая. Квадратный галстук-косынка превра- тился в треугольный. Впоследствии возникла легенда о том, что пионеры какого-то городского отряда разрешали квадратные косынки по диагонали, чтобы поделиться с сельскими пионерами. Красивая легенда, но только леген- да. Действительная причина заключалась в том, чтобы подчеркнуть различие. И, надо сказать, что это различие не в пользу пионеров, так как квадратная косынка не только более практична, но и более красива, повязанная галстуком. Такой галстук можно носить «ковбойским способом», т. е. поверх подвернутого воротника, что более красиво. Это конечно мелочь, только маленький штрих в сторону снижения красочности. Но таких снижающих штрихов набралось много.


 

 

 

0

 

 

 

zz.ю


Пионерским знаком избрали костер —эмблему весьма популярную у скау- тов. Первый проект пионерского знака выглядел так: костер и под ним ленточка-

«улыбка» с девизом «Будь готов!», две ветви —дуба и лавра, образуют вокруг зна- ка венок. Ленточка была скаутской и знак в целом выглядел аполитично. Поэто- му вскоре появились другие варианты — сочетание костра с серпом и молотом, потом с добавлением красного знамени. Девиз «Будь готов!», начертанный на лезвии серпа, все же напоминал о скаутинге и его заменили на «Всегда готов!»

Каждая организация может по-своему объяснить свой девиз.

Н.К.Крупская в статье «Будь готов!» (Журнал «Пионер», 1924, N• 7)  писала:

0 «Всякий пионер на призыв «Будь готов!» отвечает «Всегда готов!» Но далеко не всякий пионер знает, откуда взялся этот призыв и этот ответ. «Будь готов!» — это был призыв Ленина к членам партии, борцам за рабочее дело»... Мы должны

всегда, — писал Ленин в 1902 году в своей книге «Что делать?», вести нашу буд- ничную работу и всегда быть готовыми ко всему...». Так творятся легенды.

Автор девиза Р. Баден-Пауэлл был отодвинут в тень!

Патруль превратился в звено, скаутмастер —в пионервожатого. Разумеется зеленый галстук немедленно был упразднен. Из декоративного обихода пио- нерской организации были вычеркнуты все цвета, кроме красного.

Очень скоро подверглись изгнанию аполитичные «патрульные звери». По- пытка заменить их символикой, имеющей социальное значение, не удалась.

«Звено Молот», «Звено Самолет» и т.п. не прижились и были заменены просто порядковыми номерами: «Звено 1», «Звено 2» и т.д. Ничего не выражаю- щие номера способствовали обезличке звеньев. В пионерской организации, с систематической последовательностью, словно нарочно, искоренялось все яр- кое и своеобразное.

Появились «председатели» и «бюро»: «Председатель совета отряда», «Пред- седатель совета дружины», «районное бюро», «Московское бюро», «Центральное бюро юных пионеров». Пионерская организация приобретала характер все бо- лее и более отличный от скаутской. В пионерский обиход стали входить слова

«конференция», «делегат», «председатель». Впоследствии тенденция строить пионерскую работу наподобие общественных организаций взрослых получила осуждение, в терминологию внесли некоторые поправки, но многое осталось.

Помимо этой, внешней линии пионерской работы, произошли внутренние изменения в самом строе жизни пионерских отрядов. Под предлогом, что ска- утская система разрядов воспитывает в духе индивидуализма, разряды были отменены. Что же предложили взамен?

1 апреля 1923 года В. Зорин выступил в MK РКП(б) с докладом о «системе этапов» в пионерской работе. Он предложил связать пионерскую работу с под- готовкой к револіоционным праздникам: День Красной Армии, День 8-го Мар- та, День Парижской Коммуны... Конечно, характер работы получил яркую по- литическую окраску. Впрочем, и эта «система этапов» была отвергнута впоследствии.

Программа скаутских занятий идет по временам года, в соответствии с со- стоянием погоды и гражданскими календарными датами.

Весной —подготовка к походам, праздник Первого Костра, летом —лагер- ная жизнь и походы, осенью —переход к формам клубной работы и подготовка к зиме.

На этом фоне коллективной деятельности идет совместная подготовка скау- тов к индивидуальным испытаниям на разряды. Индивидуальные испытания и индивидуализм —вещи разные. Экзамены в школе тоже носят индивидуальный характер, но школу не обвиняют в том, что она воспитывает индивидуалистов. Главное достоинство системы разрядов заключается в том, что работая над со- бой, скаут получает полезные знания и навыки, приобретает привычку к систе- матическому труду, развивает характер. Лишь много лет спустя руководство пио-


нерской организации осознало это, и для пионеров были введены «ступени», т.е. была сделана попытка восстановить подобие системы разрядов. Заметных ре- зультатов эта попытка не дала. Не было стимулов и энергии к ее проведению.

 

Гонения на скаутов

деологические и организационные изменения в пионерской организации привели к резкому обособлению пионеров и скаутов.

Движение юных пионеров, начавшее свое развитие «на скаутских дрожжах»,             0

набирало силу, возникали новые отряды. Почувствовав, что детское движение прочно стало на пионерский путь развития, комсомол перешел к активной борьбе против скаутов. Хотя нигде не было опубликовано никакого постанов- ления Правительства о запрещении скаутской организации, против скаутов начались гонения.

Очевидно, по общему плану в конце августа 1922 года Военно-спортивная школаотказаласьпредоставлятьпомещениедлясборовОпытно-показательного скаут-отряда (OПCO). По указанию «свыше» школа в 7-м Ростовском переулке, (бывш. Алферовская гимназия), вдруг стала возражать против сборов 1 Москов- ской Независимой команды скаутов (1 MHKC), хотя прежде к скаутам относи- лись благожелательно и находили их деятельность весьма полезной для школы.

Появились «уполномоченные по борьбе со скаутизмом». «Уполномочен- ные» задерживали на улицах ребят, неосмотрительно носивших скаутские значки. «Арестованных» угрозами и силой затаскивали в райкомы или пионер- ские клубы, отнимали скаутские значки, допрашивали, угрожали, запирали в каком-нибудь закутке.

Применялись провокационные приемы: «уполномоченный» одевал скаут- скую форму и ловил ребят, приветствовавших его салютом. Это практикова- лось по всем районам Москвы, где существовали скаутские группы. В Хамовни- ческом районе Москвы энергичным сыском скаутов и грубостью прославился Баренбойм, секретарь комсомольской ячейки завода Гознак. Его базой был клуб

«Горнило Революции».

В течение зимы 1922-1923 годов «уполномоченные» несколько раз являлись в штаб МОБСПАКОКа для разгрома отряда. Но благодаря принятым предосто- рожностям, осуществить это не удалось.

Скауты заранее узнавали о готовящейся акции и переносили сборы. Потом совсем отказались от своей штаб-квартиры, которая могла стать ловушкой.

10 мая 1923 года скауты OПCO, 1 MHKC и МОБСПАКОКа собрались под Мо- сквой в районе села Всехсвятского. Это был последний относительно большой сбор, на котором скауты присутствовали в форме и со знаменами. В самый тор- жественный момент сбора нагрянули работники милиции, сбор был объявлен незаконным, троих скаутских руководителей арестовали. О том, что подобные

«мероприятия» против скаутов не были единичными, свидетельствует заметка,

напечатанная в пионерском журнале «Барабан», №2 за февраль 1923 года.

«Чудеса животного мира».

«В последнее время в Москве и ее окрестностях стало появляться «на свет божий» большое количество животных, относящихся к роду «скаутов», семей- ства пресмыкающихся.

Зоологическим отделом OFПY предпринята экскурсия в г.Москву и ее окрестности для пополнения своих коллекций.

Между прочим редчайшие экземпляры указаны краснопресненскими ребя- тами. В добрый час!»

Комментарии излишни!!!


Понятно, что в такой обстановке работа скаутских групп была весьма за- труднительна. Скаутское лето 1923 года не ознаменовалось длительными лаге- рями. Отправлялись с экскурсиями небольшими группами в глухие уголки Под- московья на 2—3 дня, собирались с конспиративными предосторожностями. Но деятельность скаутских групп не прекратилась.

 

 

                                Ликвидация скаутских отрядов в ІЗетрограде

0  о, что было в Москве, немного позднее и в несколько ином варианте, но с П тем же конечным результатом, повторилось в Петрограде.

Приведем об этом некоторые данные из книги Г.С. Дитриха «Конец и начало», повествующей и о конце скаутского движения в Петрограде, и возникновении там пионерской организации.

Стоит отметить странную особенность книги Дитриха —автор говорит о скаутском движении, «зашедшем в тупик», но из его повествования явству- ет, что работа скаутов шла успешно и имела тенденцию к дальнейшему раз- витиіо. Четвертая глава книги названа «Временная стабилизация скаутиз- ма». Стабилизация заключалась в том, что скаутские группы, вместе с офи- циальным признанием Всевобуча, получили помещения для сборов. Период бесприютности, нелегальное существование окончились и «работа закипе- ла», никаких тупиков не предвиделось. Почему не стабилизация была временной?

Отвечаем словами Дитриха:

«Скауты с июня начинают повсеместно преследоваться. Почин дают Мо- сква и Харьков, и один за другим закрываются скаутские организации в разных городах. Половина скаутов переходит на нелегальное положение, а в некото- рых городах даже в подполье. Работа слабеет, глохнет».

Автор предисловия к книге Дитриха — М. Рейхруд — высказывается с еще большей прямолинейностью:

«Мы не собираемся каяться в том, что где это казалось нам нужным, мы просто сворачивали шею скаутским организациям». Вот в этом и заключался «тупик».

Проследим теперь по книге Дитриха, «как белая лилия завяла в пламени пионерских костров».

Преобразование скаутских отрядов в пионерские в Петрограде началось позднее, чем в Москве. 14 ноября 1922 года состоялось экстренное заседание Комиссии по скаутизму, по вопросу о переходе в пионерскую организациіо. Бы- ли приняты следующие решения:

1. Скаутским отрядам предоставляется возможность безоговорочного пе- рехода в пионерскую организацию или расформирования.

2. Вновь организованные отряды пополняются из детских домов, школ ФЗУ. В отряды принимаются дети рабочих.

3. Скаут-студия переходит на подготовку инструкторов-организаторов. Весь состав скаутработников проходит фильтрационную комиссию.

4. Работники персонально распределяются по районам с учетом политиче- ских, территориальных и технических соображений.

5. Для усиления детского движения провести с 3-го декабря Детскую неделю с широким привлечением комсомольцев.

6. Для руководства создать Комиссию при Fубкоме PKCM в составе т.т. Куз- нецова, Федорова, Собецкого, Г. Дитриха, Е. Дитриха, Удалова и Цауне.

7. Знамена должны быть все красного цвета с изображением пятиконечного костра на зеленом щите. На другой стороне — наименование группы.

21 ноября начала работу фильтрационная комиссия. Фильтрацию прошли:

F. Дитрих, В. Цауне, активисты РОЮРа — начальник отряда Николаев, патруль-


ный Доминяк, комсомолец Василевский. Скаутмастеры Тумим и Хабаров остав- лены на работе в качестве начальников отделений.

0
Через неделю комиссия продолжила «фильтрацию». Оставлены на работе: Белякова, Викторов, Воскресенский, Fаухман, Гольдштейн, Киркорасян, Лео- польдов, Пискунова, Фарафонов и Щекотова.

Дмитрию Шипчинскому задали вопрос — верует ли он в Бога? Он ответил

«да» и был исключен, как чуждый элемент. На том же основании исключен Ни- колай Постников.

Без прохождения «фильтрации», как чуждые элементы, были отстранены

от работы В. Собинин, Р. Броссе,  Н. Мурзина.                                                                  0

В начале 1924 года отстранили скм. Чацкого, Тумима, А. Наумовец и «лик- видировали» скаутские отряды Леопольдова и Поспешина.

й

Конец POÏOfia                                                               о

ноября 1922 года главный штаб РОЮР принял решение о переименовании Л РОЮР в Петроградскую организацито іоных пионеров. Об этом известили разведчиков, предоставив каждому переход в пионеры на добровольных нача- лах. Церемониал переименования назначили на 3 декабря.

Разослали 150 пригласительных билетов родителям скаутов. В клубе устро- или выставку моделей, рисунков, фотографий, номеров журнала «Синее зна- мя». На вечер строем пришли скауты отряда B.F. Короленко и отряд «Золотая Лилия». В центре зала построены отряды РОЮР.

Слышатся звуки фанфар и команда: «Смирно! К выносу знамен салют!» Торжественно, в последний раз выносят синие знамена перед строем скау-

тов. Начинается митинг. Представитель комсомола Кузнецов говорит о пионер- ской организации, затем выступает Собецкий. Он сказал: «РОЮРовцы, — это передовые скауты, которые первыми пошли по пути пионерства. За РОЮРом пойдут и другие».

Вот как описывает F.Дитрих дальнейшие события этого «праздника».

«На средину медленно выходит Валентин Цауне. По походке видно, что ему трудно будет совершить сейчас церемониал похорон РОЮР. А вместе с РОЮРом он должен похоронить скаутинг».

«Разведчики»... — тихо начинает Цауне. Кругом наступает тишина. Смолка-

ет шепот.

А Цауне тихо, тихо говорит, как бы не желая нарушать тишину:

«Эти синие знамена были подняты вдали отсіода. Эти синие знамена более двух лет были впереди нас и вели РОЮРовцев, собирая все больше и больше разведчиков. Но сегодня последний день РОЮР.

Волею Главного штаба нашей организации мы с сегодняшнего дня будем представлять организацию юных пионеров. Сегодня мы, раз и навсегда, про- щаемся с синими нашими знаменами. Сегодня мы начинаем новый поход. Мы пойдем по пути пионерства. Будьте же готовы стать пионерами!»

«Всегда готовы!» — несется возглас, нарушивший тишину.

«Смирно!» — голос Цауне. И опять становится тихо.

«Стягоносцы ко мне!» —... И к Цауне на два шага подходят стягоносцы. В руках Цауне ножницы.

Сейчас нарушится и потускнеет жизнь РОЮР. Ни звука. РОЮР умирает.

Знамена наклонены к Цауне. Он медленно прикасается концами ножниц к лентам, скрепляющим знамена с древком. Лента за лентой освобождают древко от знамени. И сначала одно, потом другое, знамена спадают к ногам Цауне. Как бы прощаясь со знаменами, Цауне медленно надрезал ленты».


Новые скаутские группы в Москве

скоренная идеологическая и организационная «смена вех» далеко увела cd пионерское движение от того, о чем договорились «левые» скаутмастера с комсомолом. В конечном итоге почти все они оказались за бортом. Некоторые из них возвратились в скаутское движение и организовали скаутские группы. Так в 1923—24 годах возникли небольшие группы: «Отряд скаутского костра» (скм. Евгений Садовников), «Отряд Черного Волка» (скм. Евгений Сиротин- ский), и отряд герл-скаутов «Лотос» — эту эмблему избрала для отряда его руко- водительница Павла Котляревская.

Выйдя из пионерской организации, руководители этих отрядов продолжа- ли работу на основе принципов «освобожденного скаутинга» и сохранив знак костра вместо знака лилии. Скауты этих отрядов носили красные галстуки и получили прозвище «розовеньких».

 

ХОГС

В то же время начал работать Хамовнический отряд герл-скаутов (ХОГС), скм. Ольга Докучаева. Этот отряд принадлежал к типу «синих». Между «сини- ми» и «розовенькими» вскоре установились дружеские контакты. 5 июня 1924 года отметили День скаутского единения совместным трехдневным лагерем в окрестностях станции Перхушково. В июле сообща провели лагерь в районе станции Востряково.

Весной 1925 года «розовенькие» объединились, организовав Фатьяновскую дружину скаутов — ФДС. В День единения скауты ФДС и OПCO встретились в лесу близ станции Голицино. В конце июня скауты OПCO отправились в лагерь в районе станции Рассудово, но выбранное место оказалось неудачным и лагерь вскоре перекочевал в Fолицино. Скауты ФДС устроили свой лагерь в Перхушко- во, «синие» ездили к ним в гости. Испытывая острый недостаток в скаутской литературе, Фатьяновская дружина выпустила рукописное руководство по скау- тингу под названием «Лесная тропа». Руководство содержало общее положение и историю скаутинга. Цель скауторганизации определялась как служение социа- листической Родине и Человечеству. Текст, написанный от руки, был размножен на гектографе.

 

«Саатыновцы»

В 1924 году на Московском скаутском горизонте появилась группа «салты- ковцев». Их краткая история такова.

Несколько человек нижегородских скаутов из дружины «Арго» поселились под Москвой в поселке станции Салтыковка. Они арендовали дачу, работали на производстве и жили дружной коммуной. Салтыковцы поставили задачу своим трудом и заработком обеспечить материальную базу для развития скаутского движения. Организационные формы нижегородской скаутской дружины име- ли некоторое отличие от московской. Но арговцы-салтыковцы считали, что скаутская организация должна существовать независимо и со всеми своими са- мобытными особенностями. Салтыковцы держали связь со скаутами OПCO и OCK и многие скауты этих отрядов бывали в гостях у салтыковцев.

 

Действительность и мечты

осковские скауты продолжали работу, применяясь к обстановке преследо- ваний. Массовые сборы стали невозможны. Стало трудно проводить лагеря

и большие походы. Собирались небольшими группами. Совершали кратковре-


менные экскурсии по несколько человек. Все это было уже «совсем не то, что надо».

В группах, завершивших тренировку по программе разрядов, возникала проблема—что делать дальше? Чем заниматься? Формирование новых патру- лей сопровождалось серьезным затруднениями. Были такие попытки, и не безуспешные, но это уже не могло широко осуществляться. Приходилось искать новые формы работы, рассчитанные на скаутов старшего возраста. Книга Баден-Пауэлла— «Путь к ycпexy» — предназначенная для английских роверов, не могла помочь русским скаутам. Пришлось самим изобретать себе занятия.

В Хамовническом районе группа скаутов, первоначально объединявшая 5-6                  0

человек, образовала театральную студию. Дело пошло успешно и вскоре возник

«Московский скаутский театр» (MCT). Несмотря на громкое наименование, ни- какого театрального помещения не было и не предвиделось. Постановки осу- ществлялись с примитивной простотой «шекспировского театра». Для начала поставили веселую английскую сказку «Принцесса и пират». Готовили к поста- новке пьесу Александра Блока «Роза и крест», но дни «MCT» уже были сочтены. Осуществить постановку не удалось.

Театральная студия выпускала интересный журнал «Гусельки яровча- Ты» — скаутский журнал, посвященный искусству.

Многие скауты серьезно занялись спортом: легкая атлетика, лыжи, бокс, плавание, джиу-джитсу. Было ясно —необходим скаутский клуб, в котором сле- довало наладить работу секций в соответствии с интересами скаутов.

Взрослые скауты, занятые работой или учением, могли бы проводить сво- бодное время в своей среде. Клуб был бы центром, где зарождались многие но- вые замыслы и осуществлялась братская взаимопомощь в скаутской работе. Но это оставалось в мечтах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.35.81 (0.069 с.)