Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отмежевание пионерской организации от скаутской
етом 1922 года новорожденные пионерские отряды по-братски сосущество- вали со скаутскими, как принадлежавшие к двум родственным организаци- ям, связанным чертами «фамильного сходства». Но вскоре началось размеже- вание. Комсомольское руководство стремилось сделать пионерскую организа- цию как можно менее похожей на скаутскую. Изменилась форма, вышли из обихода широкополая шляпа и гетры. Изме- нился цвет блуз, вместо «хаки» — белая. Квадратный галстук-косынка превра- тился в треугольный. Впоследствии возникла легенда о том, что пионеры какого-то городского отряда разрешали квадратные косынки по диагонали, чтобы поделиться с сельскими пионерами. Красивая легенда, но только леген- да. Действительная причина заключалась в том, чтобы подчеркнуть различие. И, надо сказать, что это различие не в пользу пионеров, так как квадратная косынка не только более практична, но и более красива, повязанная галстуком. Такой галстук можно носить «ковбойским способом», т. е. поверх подвернутого воротника, что более красиво. Это конечно мелочь, только маленький штрих в сторону снижения красочности. Но таких снижающих штрихов набралось много.
0
zz.ю Пионерским знаком избрали костер —эмблему весьма популярную у скау- тов. Первый проект пионерского знака выглядел так: костер и под ним ленточка- «улыбка» с девизом «Будь готов!», две ветви —дуба и лавра, образуют вокруг зна- ка венок. Ленточка была скаутской и знак в целом выглядел аполитично. Поэто- му вскоре появились другие варианты — сочетание костра с серпом и молотом, потом с добавлением красного знамени. Девиз «Будь готов!», начертанный на лезвии серпа, все же напоминал о скаутинге и его заменили на «Всегда готов!» Каждая организация может по-своему объяснить свой девиз. Н.К.Крупская в статье «Будь готов!» (Журнал «Пионер», 1924, N• 7) писала: 0 «Всякий пионер на призыв «Будь готов!» отвечает «Всегда готов!» Но далеко не всякий пионер знает, откуда взялся этот призыв и этот ответ. «Будь готов!» — это был призыв Ленина к членам партии, борцам за рабочее дело»... Мы должны всегда, — писал Ленин в 1902 году в своей книге «Что делать?», вести нашу буд- ничную работу и всегда быть готовыми ко всему...». Так творятся легенды.
Автор девиза Р. Баден-Пауэлл был отодвинут в тень! Патруль превратился в звено, скаутмастер —в пионервожатого. Разумеется зеленый галстук немедленно был упразднен. Из декоративного обихода пио- нерской организации были вычеркнуты все цвета, кроме красного. Очень скоро подверглись изгнанию аполитичные «патрульные звери». По- пытка заменить их символикой, имеющей социальное значение, не удалась. «Звено Молот», «Звено Самолет» и т.п. не прижились и были заменены просто порядковыми номерами: «Звено № 1», «Звено № 2» и т.д. Ничего не выражаю- щие номера способствовали обезличке звеньев. В пионерской организации, с систематической последовательностью, словно нарочно, искоренялось все яр- кое и своеобразное. Появились «председатели» и «бюро»: «Председатель совета отряда», «Пред- седатель совета дружины», «районное бюро», «Московское бюро», «Центральное бюро юных пионеров». Пионерская организация приобретала характер все бо- лее и более отличный от скаутской. В пионерский обиход стали входить слова «конференция», «делегат», «председатель». Впоследствии тенденция строить пионерскую работу наподобие общественных организаций взрослых получила осуждение, в терминологию внесли некоторые поправки, но многое осталось. Помимо этой, внешней линии пионерской работы, произошли внутренние изменения в самом строе жизни пионерских отрядов. Под предлогом, что ска- утская система разрядов воспитывает в духе индивидуализма, разряды были отменены. Что же предложили взамен? 1 апреля 1923 года В. Зорин выступил в MK РКП(б) с докладом о «системе этапов» в пионерской работе. Он предложил связать пионерскую работу с под- готовкой к револіоционным праздникам: День Красной Армии, День 8-го Мар- та, День Парижской Коммуны... Конечно, характер работы получил яркую по- литическую окраску. Впрочем, и эта «система этапов» была отвергнута впоследствии. Программа скаутских занятий идет по временам года, в соответствии с со- стоянием погоды и гражданскими календарными датами. Весной —подготовка к походам, праздник Первого Костра, летом —лагер- ная жизнь и походы, осенью —переход к формам клубной работы и подготовка к зиме.
На этом фоне коллективной деятельности идет совместная подготовка скау- тов к индивидуальным испытаниям на разряды. Индивидуальные испытания и индивидуализм —вещи разные. Экзамены в школе тоже носят индивидуальный характер, но школу не обвиняют в том, что она воспитывает индивидуалистов. Главное достоинство системы разрядов заключается в том, что работая над со- бой, скаут получает полезные знания и навыки, приобретает привычку к систе- матическому труду, развивает характер. Лишь много лет спустя руководство пио- нерской организации осознало это, и для пионеров были введены «ступени», т.е. была сделана попытка восстановить подобие системы разрядов. Заметных ре- зультатов эта попытка не дала. Не было стимулов и энергии к ее проведению.
Гонения на скаутов деологические и организационные изменения в пионерской организации привели к резкому обособлению пионеров и скаутов. Движение юных пионеров, начавшее свое развитие «на скаутских дрожжах», 0 набирало силу, возникали новые отряды. Почувствовав, что детское движение прочно стало на пионерский путь развития, комсомол перешел к активной борьбе против скаутов. Хотя нигде не было опубликовано никакого постанов- ления Правительства о запрещении скаутской организации, против скаутов начались гонения. Очевидно, по общему плану в конце августа 1922 года Военно-спортивная школаотказаласьпредоставлятьпомещениедлясборовОпытно-показательного скаут-отряда (OПCO). По указанию «свыше» школа в 7-м Ростовском переулке, (бывш. Алферовская гимназия), вдруг стала возражать против сборов 1 Москов- ской Независимой команды скаутов (1 MHKC), хотя прежде к скаутам относи- лись благожелательно и находили их деятельность весьма полезной для школы. Появились «уполномоченные по борьбе со скаутизмом». «Уполномочен- ные» задерживали на улицах ребят, неосмотрительно носивших скаутские значки. «Арестованных» угрозами и силой затаскивали в райкомы или пионер- ские клубы, отнимали скаутские значки, допрашивали, угрожали, запирали в каком-нибудь закутке. Применялись провокационные приемы: «уполномоченный» одевал скаут- скую форму и ловил ребят, приветствовавших его салютом. Это практикова- лось по всем районам Москвы, где существовали скаутские группы. В Хамовни- ческом районе Москвы энергичным сыском скаутов и грубостью прославился Баренбойм, секретарь комсомольской ячейки завода Гознак. Его базой был клуб «Горнило Революции». В течение зимы 1922-1923 годов «уполномоченные» несколько раз являлись в штаб МОБСПАКОКа для разгрома отряда. Но благодаря принятым предосто- рожностям, осуществить это не удалось. Скауты заранее узнавали о готовящейся акции и переносили сборы. Потом совсем отказались от своей штаб-квартиры, которая могла стать ловушкой. 10 мая 1923 года скауты OПCO, 1 MHKC и МОБСПАКОКа собрались под Мо- сквой в районе села Всехсвятского. Это был последний относительно большой сбор, на котором скауты присутствовали в форме и со знаменами. В самый тор- жественный момент сбора нагрянули работники милиции, сбор был объявлен незаконным, троих скаутских руководителей арестовали. О том, что подобные «мероприятия» против скаутов не были единичными, свидетельствует заметка,
напечатанная в пионерском журнале «Барабан», №2 за февраль 1923 года. «Чудеса животного мира». «В последнее время в Москве и ее окрестностях стало появляться «на свет божий» большое количество животных, относящихся к роду «скаутов», семей- ства пресмыкающихся. Зоологическим отделом OFПY предпринята экскурсия в г.Москву и ее окрестности для пополнения своих коллекций. Между прочим редчайшие экземпляры указаны краснопресненскими ребя- тами. В добрый час!» Комментарии излишни!!! Понятно, что в такой обстановке работа скаутских групп была весьма за- труднительна. Скаутское лето 1923 года не ознаменовалось длительными лаге- рями. Отправлялись с экскурсиями небольшими группами в глухие уголки Под- московья на 2—3 дня, собирались с конспиративными предосторожностями. Но деятельность скаутских групп не прекратилась.
Ликвидация скаутских отрядов в ІЗетрограде 0 о, что было в Москве, немного позднее и в несколько ином варианте, но с П тем же конечным результатом, повторилось в Петрограде. Приведем об этом некоторые данные из книги Г.С. Дитриха «Конец и начало», повествующей и о конце скаутского движения в Петрограде, и возникновении там пионерской организации. Стоит отметить странную особенность книги Дитриха —автор говорит о скаутском движении, «зашедшем в тупик», но из его повествования явству- ет, что работа скаутов шла успешно и имела тенденцию к дальнейшему раз- витиіо. Четвертая глава книги названа «Временная стабилизация скаутиз- ма». Стабилизация заключалась в том, что скаутские группы, вместе с офи- циальным признанием Всевобуча, получили помещения для сборов. Период бесприютности, нелегальное существование окончились и «работа закипе- ла», никаких тупиков не предвиделось. Почему не стабилизация была временной? Отвечаем словами Дитриха: «Скауты с июня начинают повсеместно преследоваться. Почин дают Мо- сква и Харьков, и один за другим закрываются скаутские организации в разных городах. Половина скаутов переходит на нелегальное положение, а в некото- рых городах даже в подполье. Работа слабеет, глохнет». Автор предисловия к книге Дитриха — М. Рейхруд — высказывается с еще большей прямолинейностью: «Мы не собираемся каяться в том, что где это казалось нам нужным, мы просто сворачивали шею скаутским организациям». Вот в этом и заключался «тупик».
Проследим теперь по книге Дитриха, «как белая лилия завяла в пламени пионерских костров». Преобразование скаутских отрядов в пионерские в Петрограде началось позднее, чем в Москве. 14 ноября 1922 года состоялось экстренное заседание Комиссии по скаутизму, по вопросу о переходе в пионерскую организациіо. Бы- ли приняты следующие решения: 1. Скаутским отрядам предоставляется возможность безоговорочного пе- рехода в пионерскую организацию или расформирования. 2. Вновь организованные отряды пополняются из детских домов, школ ФЗУ. В отряды принимаются дети рабочих. 3. Скаут-студия переходит на подготовку инструкторов-организаторов. Весь состав скаутработников проходит фильтрационную комиссию. 4. Работники персонально распределяются по районам с учетом политиче- ских, территориальных и технических соображений. 5. Для усиления детского движения провести с 3-го декабря Детскую неделю с широким привлечением комсомольцев. 6. Для руководства создать Комиссию при Fубкоме PKCM в составе т.т. Куз- нецова, Федорова, Собецкого, Г. Дитриха, Е. Дитриха, Удалова и Цауне. 7. Знамена должны быть все красного цвета с изображением пятиконечного костра на зеленом щите. На другой стороне — наименование группы. 21 ноября начала работу фильтрационная комиссия. Фильтрацию прошли: F. Дитрих, В. Цауне, активисты РОЮРа — начальник отряда Николаев, патруль- ный Доминяк, комсомолец Василевский. Скаутмастеры Тумим и Хабаров остав- лены на работе в качестве начальников отделений.
Дмитрию Шипчинскому задали вопрос — верует ли он в Бога? Он ответил «да» и был исключен, как чуждый элемент. На том же основании исключен Ни- колай Постников. Без прохождения «фильтрации», как чуждые элементы, были отстранены от работы В. Собинин, Р. Броссе, Н. Мурзина. 0 В начале 1924 года отстранили скм. Чацкого, Тумима, А. Наумовец и «лик- видировали» скаутские отряды Леопольдова и Поспешина. й Конец POÏOfia о ноября 1922 года главный штаб РОЮР принял решение о переименовании Л РОЮР в Петроградскую организацито іоных пионеров. Об этом известили разведчиков, предоставив каждому переход в пионеры на добровольных нача- лах. Церемониал переименования назначили на 3 декабря. Разослали 150 пригласительных билетов родителям скаутов. В клубе устро- или выставку моделей, рисунков, фотографий, номеров журнала «Синее зна- мя». На вечер строем пришли скауты отряда B.F. Короленко и отряд «Золотая Лилия». В центре зала построены отряды РОЮР. Слышатся звуки фанфар и команда: «Смирно! К выносу знамен салют!» Торжественно, в последний раз выносят синие знамена перед строем скау-
тов. Начинается митинг. Представитель комсомола Кузнецов говорит о пионер- ской организации, затем выступает Собецкий. Он сказал: «РОЮРовцы, — это передовые скауты, которые первыми пошли по пути пионерства. За РОЮРом пойдут и другие». Вот как описывает F.Дитрих дальнейшие события этого «праздника». «На средину медленно выходит Валентин Цауне. По походке видно, что ему трудно будет совершить сейчас церемониал похорон РОЮР. А вместе с РОЮРом он должен похоронить скаутинг». «Разведчики»... — тихо начинает Цауне. Кругом наступает тишина. Смолка- ет шепот. А Цауне тихо, тихо говорит, как бы не желая нарушать тишину: «Эти синие знамена были подняты вдали отсіода. Эти синие знамена более двух лет были впереди нас и вели РОЮРовцев, собирая все больше и больше разведчиков. Но сегодня последний день РОЮР. Волею Главного штаба нашей организации мы с сегодняшнего дня будем представлять организацию юных пионеров. Сегодня мы, раз и навсегда, про- щаемся с синими нашими знаменами. Сегодня мы начинаем новый поход. Мы пойдем по пути пионерства. Будьте же готовы стать пионерами!» «Всегда готовы!» — несется возглас, нарушивший тишину. «Смирно!» — голос Цауне. И опять становится тихо. «Стягоносцы ко мне!» —... И к Цауне на два шага подходят стягоносцы. В руках Цауне ножницы. Сейчас нарушится и потускнеет жизнь РОЮР. Ни звука. РОЮР умирает. Знамена наклонены к Цауне. Он медленно прикасается концами ножниц к лентам, скрепляющим знамена с древком. Лента за лентой освобождают древко от знамени. И сначала одно, потом другое, знамена спадают к ногам Цауне. Как бы прощаясь со знаменами, Цауне медленно надрезал ленты». Новые скаутские группы в Москве скоренная идеологическая и организационная «смена вех» далеко увела cd пионерское движение от того, о чем договорились «левые» скаутмастера с комсомолом. В конечном итоге почти все они оказались за бортом. Некоторые из них возвратились в скаутское движение и организовали скаутские группы. Так в 1923—24 годах возникли небольшие группы: «Отряд скаутского костра» (скм. Евгений Садовников), «Отряд Черного Волка» (скм. Евгений Сиротин- ский), и отряд герл-скаутов «Лотос» — эту эмблему избрала для отряда его руко- водительница Павла Котляревская. Выйдя из пионерской организации, руководители этих отрядов продолжа- ли работу на основе принципов «освобожденного скаутинга» и сохранив знак костра вместо знака лилии. Скауты этих отрядов носили красные галстуки и получили прозвище «розовеньких».
ХОГС В то же время начал работать Хамовнический отряд герл-скаутов (ХОГС), скм. Ольга Докучаева. Этот отряд принадлежал к типу «синих». Между «сини- ми» и «розовенькими» вскоре установились дружеские контакты. 5 июня 1924 года отметили День скаутского единения совместным трехдневным лагерем в окрестностях станции Перхушково. В июле сообща провели лагерь в районе станции Востряково. Весной 1925 года «розовенькие» объединились, организовав Фатьяновскую дружину скаутов — ФДС. В День единения скауты ФДС и OПCO встретились в лесу близ станции Голицино. В конце июня скауты OПCO отправились в лагерь в районе станции Рассудово, но выбранное место оказалось неудачным и лагерь вскоре перекочевал в Fолицино. Скауты ФДС устроили свой лагерь в Перхушко- во, «синие» ездили к ним в гости. Испытывая острый недостаток в скаутской литературе, Фатьяновская дружина выпустила рукописное руководство по скау- тингу под названием «Лесная тропа». Руководство содержало общее положение и историю скаутинга. Цель скауторганизации определялась как служение социа- листической Родине и Человечеству. Текст, написанный от руки, был размножен на гектографе.
«Саатыновцы» В 1924 году на Московском скаутском горизонте появилась группа «салты- ковцев». Их краткая история такова. Несколько человек нижегородских скаутов из дружины «Арго» поселились под Москвой в поселке станции Салтыковка. Они арендовали дачу, работали на производстве и жили дружной коммуной. Салтыковцы поставили задачу своим трудом и заработком обеспечить материальную базу для развития скаутского движения. Организационные формы нижегородской скаутской дружины име- ли некоторое отличие от московской. Но арговцы-салтыковцы считали, что скаутская организация должна существовать независимо и со всеми своими са- мобытными особенностями. Салтыковцы держали связь со скаутами OПCO и OCK и многие скауты этих отрядов бывали в гостях у салтыковцев.
Действительность и мечты осковские скауты продолжали работу, применяясь к обстановке преследо- ваний. Массовые сборы стали невозможны. Стало трудно проводить лагеря и большие походы. Собирались небольшими группами. Совершали кратковре- менные экскурсии по несколько человек. Все это было уже «совсем не то, что надо». В группах, завершивших тренировку по программе разрядов, возникала проблема—что делать дальше? Чем заниматься? Формирование новых патру- лей сопровождалось серьезным затруднениями. Были такие попытки, и не безуспешные, но это уже не могло широко осуществляться. Приходилось искать новые формы работы, рассчитанные на скаутов старшего возраста. Книга Баден-Пауэлла— «Путь к ycпexy» — предназначенная для английских роверов, не могла помочь русским скаутам. Пришлось самим изобретать себе занятия. В Хамовническом районе группа скаутов, первоначально объединявшая 5-6 0 человек, образовала театральную студию. Дело пошло успешно и вскоре возник «Московский скаутский театр» (MCT). Несмотря на громкое наименование, ни- какого театрального помещения не было и не предвиделось. Постановки осу- ществлялись с примитивной простотой «шекспировского театра». Для начала поставили веселую английскую сказку «Принцесса и пират». Готовили к поста- новке пьесу Александра Блока «Роза и крест», но дни «MCT» уже были сочтены. Осуществить постановку не удалось. Театральная студия выпускала интересный журнал «Гусельки яровча- Ты» — скаутский журнал, посвященный искусству. Многие скауты серьезно занялись спортом: легкая атлетика, лыжи, бокс, плавание, джиу-джитсу. Было ясно —необходим скаутский клуб, в котором сле- довало наладить работу секций в соответствии с интересами скаутов. Взрослые скауты, занятые работой или учением, могли бы проводить сво- бодное время в своей среде. Клуб был бы центром, где зарождались многие но- вые замыслы и осуществлялась братская взаимопомощь в скаутской работе. Но это оставалось в мечтах.
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.35.81 (0.069 с.) |