Музыкально – дидактические подвижные игры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музыкально – дидактические подвижные игры



«Три медведя»

Цель. Развитие чувства ритма.

Демонстрационный материал:плоские фигурки медведей,

раскрашенные в русском стиле.

Раздаточный материал: карточки с изображением трех медведей и

кружочки.

Ход игры. «Вы помните, ребята, сказку «Три медведя»? (Ответ детей).

В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А в это время вернулись медведи домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают). Послушайте, кто первый зашел в избушку?» (Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках.Дети называют, кто пришел). Музыкальный руководитель выводит фигуру медведя. «Как идет мишка? Медленно, тяжело. Отхлопайте ритм ладошками, как он идет? А теперь найдите, куда положить фишку». (Дети кладут кружочки на соответствующее изображение).

 

«Веселые гудки»

Цель. Развитие чувства ритма.

Демонстрационный материал: фланелеграф, рисунки паровоза и парохода на бархатной бумаге.

Раздаточный материал: карточки (30х9 см) и три полоски из картона:

широкие (3х6 см) – долгий звук, узкие (1,5х 6 см) – короткий.

Ход игры. «Смотрите, ребята, какой красивый пароход плывет по морю.

Он хочет нас поприветствовать своим веселым гудком. (Прикрепляет

пароход на фланелеграф). Вот так!» (Изображает на фортепиано

ритмический рисунок). Дети отхлопывают ритм и выкладывают его

полосками у себя на карточках.

Также игра проводится и с паровозом.

«Слушай внимательно»

 

Цель. Научить детей различать танцевальные жанры, совершенствовать музыкально-ритмическое чувство, музыкально-слуховые представления.

Музыкально-дидактический материал: «Вальс» А.Аренского; «Полька»

Ц.Кюи; «Травушка-муравушка» р.н. мелодия; «Заинька» р.н.п. в обр.

Н.Римского-Корсакова; «Чебурашка» В.Шаинского.

Раздаточный материал: пять картонных карточек (10х30 см) и 15 кружочков из картона. На каждой карточке изображено по три картинки, условно обозначающие жанры танцевальной музыки (вальс, польку, народную пляску, современный танец, характерный танец).

Ход игры. Дети сидят за столами. Перед ними лежат по 1-й карточке с изображениями танцующих пар или персонажей сказок и по три фишки.

1 вариант. «Сейчас вы услышите танцевальную музыку и должны будете угадать, какая из картинок в вашей карточке ей соответствует. Если это вальс – закройте картинку с изображением крутящейся девочки, если это- полька – картинку с изображением танцующей пары, если народная пляска – картинку с изображением хоровода, если это характерный танец – фишку с изображением сказочного персонажа.

Далее музыкальный руководитель исполняет музыкальное произведение (или включает грамзапись). По окончании игры хвалит детей и по желанию они танцуют любой из услышанных танцев.

 

2 вариант. Дети разделяются на пять команд: «Мальвина», «Буратино», «Чебурашка», «Зайчик», «Матрешка» и размещаются в разных местах комнаты.

Первая команда танцует под звуки вальса («Вальс» А.Аренского), вторая – польки («Полька» Ц.Кюи). Третья – сюжетного танца («Чебурашка» В.Шаинского). Четвертая – характерного танца («Заинька» р.н.м. в обработке Н.Римского-Корсакова), а пятая – народной пляски («Травушка-муравушка» р.н.п.). Музыкальный руководитель неоднократно исполняет произведения в разной последовательности. По окончании звучания их игра завершается соревнованием в ловкости: какая команда быстрее займет исходное положение.

 

«Прогулка»

Цель. Формировать умение детей определять длительности, выкладывать их в ритмические рисунки.

Демонстрационный материал: листы бумаги, карандаши, карточки с

нотами разных длительностей и нарисованными в разных

вариантах.

Ход игры.

Детям даются разнообразные задания. А именно:

1. Нарисуйте одну дорожку с четвертными длительностями, другую – с

восьмыми.

2. Ребенок делает равномерные шаги и произносит слоги: «та», «та».

Один – на каждый шаг. Можно одновременно хлопать в ладоши.

3. Произнести по карточке длительности на слоги: «ТА» - длинные,

«ТИ» - короткие.

«Сосульки»

Цель. Развивать чувство ритма.

Ход игры. Дети делятся на три группы по пять человек в каждой.

Первая группа выполняет движения на счет четвертями: наклоны головы вправо-влево, вверх-вниз, сопровождаемые словами «кап, кап».

Вторая группа – на счет восьмыми: движения кистями рук вверх-вниз, сопровождаемые словами «кап-кап, кап-кап».

Третья группа – на счет шестнадцатыми.   Движения пальчиками вверх-вниз, произносятся слова «кап – кап – кап - кап».

Сначала игра проводится поочередно с каждой группой детей. Затем группы объединяются. Можно использовать музыкальное сопровождение.

 

«Барабанщики»

Цель. Совершенствовать ритмическое восприятие и музыкальную память.

Ход игры. Дети строятся друг за другом в колонну. Под звуки марша идут по залу. Как только меняется ритмический рисунок, останавливаются лицом к центру. По очереди имитируют игру на барабане или отхлопывают в ладоши заданный ритм. Тому, кто точнее передаст ритмический рисунок, дают настоящий барабан. Он идет впереди колонны и играет на нем.

 

«Определи по ритму»

Цель. Совершенствовать ритмический слух.

Демонстрационный материал: карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, а другая половина пустая. Картинки, иллюстрирующие содержание песни. Детские музыкальные инструменты - группа ударных (ложки, треугольник, барабан, бубен, музыкальный молоточек и др.).

Раздаточный материал: каждому ребенку по 2-3 карточки.

Ход игры. Ребенок – ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки.

Игра может иметь более усложненный вариант:

Играющим выдается несколько больших карточек, каждая из которых разделена на 4 части. На каждую из частей нанесен в графике ритмический рисунок знакомой песни («Елочка», «Петушок» и др.). У ведущего находятся цветные рисунки с изображением содержания песен. Ведущий выбирает любой рисунок и проигрывает ритм кубиками, палочками, ложками. Дети должны найти у себя на большой карте графическое изображение ритма и закрыть его карточкой с рисунком. Выигрывает тот, кто быстрее всех закроет свои карты.

«Тень - тень»

Цель. Развитие ритмического чувства.

Ход игры. Музыкальный руководитель поет детям попевку «Тень – тень, по – те-тень». Даются такие задания, как:

1. Попросить ребенка спеть и одновременно тихонько прохлопать в ладоши, отмечая хлопками ритмический рисунок песни.

2. Спеть песню по ролям (взрослый за автора, а дети – за лису, зайку, ежей, блошек, медведя и козу). Одновременно хлопать в ладоши.

3. Поменяться ролями с ребенком.

4. Прохлопать, переходя на шепот (хлопки по-прежнему остаются), затем полностью спрятать голос и оставить одни ладошки.

5. Если ритм хорошо усвоен можно выложить его короткими и длинными полосками.

Слушай, слушай, различай,

Звук короткий и протяжный.

Чувство ритма развивай –

Это очень, очень важно!

 

Ритмо – речевые упражнения

                                                       

«Часы»

 

Цель. Развивать распределение внимания, ощущение метроритма.

Ход игры. Дети сидят в кругу и в умеренном темпе проговаривают текст, выделяя хлопками ударные слоги.

    Вот часы идут – «Тик-так».

    Вот часы бегут – «Тик-так».

    Будем дружно мы играть

    И часы изображать.

Под размеренную музыку дети последовательно друг за другом хлопают в ладоши и произносят слова: первый – «Тик!», второй – «Так!». Слог, звук,

Хлопок соответствует метроритмической доле. Игра продолжается до тех пор, пока дети не изобразят тиканье часов.

 

«Раз - два!»

 

Цель. Развивать устойчивость внимания при воспроизведении ритмических рисунков.

Ход игры. Ритмическая игра проводится под музыку танцевального характера. Звучит 1-я часть «Летки - енки» Р.Лихтенене. На первую часть дети выполняют пружинки, считая вслух «Раз-два!» На второй такт – действия по тексту.

1т. – Раз, два!

2 т. – Хлоп-хлоп-хлоп.

3т. – Раз, два!

4т. – Топ-топ-топ.

5т. – Раз, два!

6т. – Шлеп-шлеп-шлеп!

7т. – Раз, два!

8т. – По-во-рот!

Первый раз дети выполняют игру, стоя лицом в круг, на повторении – разворачиваются в круг.

 

«Повтори ритм»

 

Цель. Развивать ритмический слух, учить точно воспроизводить ритмический рисунок.

Ход игры. Дети стоят в кругу лицом к музыкальному руководителю. С помощью рифмованного текста он создает установку на зрительное и слуховое запоминание.

    Глазки, глазки вы смотрите,

    Все запоминайте.

    Ножки, ножки, все за мною

    Дружно повторяйте.

 

Музыкальный руководитель под музыку «Гопака» М Мусоргского из оперы «Сорочинская ярмарка» показывает ногами ритмический рисунок, притопывая на одном месте на первую фразу. На вторую – дети повторяют движения в нужном ритме. Освоив ритм, дети могут передавать его хлопками, шлепками, звучанием ударных детских инструментов, чередовать групповое и индивидуальное исполнение.

 

«Картина оживает»

Цель. Учить составлять «Ритмический рассказ».

Оборудование: картина, магнитофон, диски.

Ход игры. Дети рассматривают картину Б.Кустодиева «Масленица». Определяют, кого и что они будут изображать. Перед слушанием музыки и имитацией движений им дается стихотворная установка на запоминание.

    Чтоб картинку оживить –

    Всем внимательными быть.

    Роли мы распределим,

    Все сейчас изобразим.

Прослушав музыку П.Чайковского «Масленица» из цикла «Времена года», дети определяют характер отдельных музыкальных фрагментов, соответствующих содержанию картины. Творческие задания выполняются коллективно или подгруппой. Одна часть детей изображает катание на лошадях, другая - катание на санках с горки, третья – игру в снежки, четвертая – полет птицы, пятая – музыкантов-скоморохов.

В соответствии с характером музыки действия распределяются так:

Составлять «ритмические рассказы» следует с 1-2-х действий, затем увеличивать их количество. Рекомендованные картины:

И.Суриков. Взятие снежного городка.

Ф.А. Васильев. Перед дождем. Оттепель.

В.Д. Поленов. Московский дворик.

 

«Кто кого перепоет?»

Цель. Развивать ритмическую память, учить воспринимать и воспроизводить длительности.

Ход игры. Дети прослушивают песню и прохлопывают ритм звукоподражаний по фразам, тактам, по одному и группой. Когда ритмический рисунок будет освоен, исполнять песню по ролям.

1 куплет.Во дворе два друга жили –

                      Козлик и ягненок.

                      Песни долго распевали,

                      Чей же голос тонок?

Припев. Ме-ме! Ме-ме-ме!

                      Бе-бе! Бе-бе-бе!

                      Ме-ме-ме! Бе-бе-бе!

                      Ме-ме-ме-ме-ме-ме-ме!

                      Бе-бе-бе-бе-бе-бе-бе!

2 куплет. Козлик рожки поднимал,

                      Громко распевая.

                      Друг ему не уступал,

                      Криком подражая.

3 куплет.  Подошел к друзьям щенок:

                      «Голос не срывайте,

                      Чтобы получился толк –

                      Ноты изучайте».

 

«Белка»

Цель. Развивать слуховую и ритмическую память, учить удерживать в

памяти порядок и способы выполнения ритмических движений.

Ход игры. Среди детей выбираются пять детей. У каждого из них свой

порядковый номер, который педагог сообщает им отдельно друг от друга.

На звучание пьесы Л.Бетховена «Экосез» начинается игра.

Белка прыгала, скакала,                  1-й ребенок прыгает.

К ней другая подбежала.                Подбегает 2-й ребенок

Вот спешат еще втроем,                  Подбегают трое.

Стали прыгать впятером.                Пять детей прыгают на

месте.

 

«Догони»

Цель. Развивать ритмическую память и воспроизводить  ритмический

рисунок мотива и фразы.

Ход игры. Дети делятся на две команды. Одна убегает, другая – догоняет. 

Обе команды двигаются змейкой легким бегом: первая команда – на четные музыкальные построения, вторая – на нечетные под музыку.

 

«Воробьи воробышки»

Цель. Развивать чувство ритма, координацию слова и движения в сочетании с музыкой. Правильно выполнять ритмический рисунок.

Ход игры. Дети выполняют ритмичные движения под музыку Е.Яновицкой.

Воробьи-воробышки             стучат палочками по полу два раза,

                                                Двумя руками справа, слева

Скачут под окном,                 по очереди скачут по полу

    Воробьи-воробушки             стучат палочками по полу два 

                                                            раза,

                                                           Двумя руками справа, слева

    Кормятся зерном.                   Палочки держат вертикально и 3

                                                            Раза стучат перед собой.

Мы зимой холодною       стучат палочкой по полу 2 раза

                                          справа и слева

     За ними приглядим,                встречные удары палочек 3 раза в

                                                            Горизонтальном положении.

    Воробьям-воробушкам           стучат палочками по полу 2 раза,

                                                            двумя руками справа, слева

    Зернышек дадим.                    Перед собой.

 

«Музыкальные кубики»

Цель. Развитие у детей чувства ритма и зрительного внимания, умения

распределять движение руки на всю музыкальную фразу.

Ход игры. для каждого ребенка на столе лежит по 4 кубика. Звучит мелодия

М.Гоголевой (см. ноты далее).

Такт 1-4 - Ребенок перекладывает кубики под музыку справа налево 

правой рукой и произносит слова:

Кубик на кубик, кубик на кубик,

Ставим мы без лишних слов!

Ребенок старается построить башню. На «раз» взял, на «два» положил.

Такт 5-8 – перекладывает кубики слева направо левой рукой и произносит слова:

Кубик на кубик, кубик на кубик,

Скоро будет дом готов!

 

«Веселые ложки»

Цель. Развивать слуховое внимание, чувство ритма в игре на ложках.

Ход игры. Дети выполняют движения с ложками под русскую народную песню «Пойду ль да выйду ль я».

Дети сидят на стульчиках.

МУЗЫКА А:

1-я фраза – стучат ложками слева направо восьмыми нотами.

2-я фраза - стучат ложками справа налево восьмыми нотами.

МУЗЫКА Б:

1-я фраза – два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой.

2-я фраза – два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой.

МУЗЫКА А:

1-я фраза – стучат восьмыми по правой ноге снизу вверх.

2-я фраза - стучат восьмыми по левой ноге снизу вверх.

 

МУЗЫКА Б:

1-я фраза – движение «тарелочки» четвертями.

2-я фраза – хлопки (две восьмые – справа, две восьмые – слева, 2 хлопка четвертями перед собой).

МУЗЫКА А:

1-я фраза - стучат ложками слева направо восьмыми нотами.

2-я фраза - стучат ложками справа налево восьмыми нотами.

МУЗЫКА Б:              

1-я фраза – два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой.

2-я фраза - два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой.

 

«Веселый колокольчик»

Цель. Формировать ощущение речевого и музыкального предложения.

Ход игры. Музыкальный руководитель поет нечетные фразы со словами, а дети – четные со звукоподражаниями, подыгрывая на колокольчиках.

1. Веселый колокольчик –

Динь – динь - динь.

Смеется и хохочет –

Динь – динь - динь.

2. Он пел зимой чуть слышно –

Динь – динь - динь.

Но снова солнце вышло –

Динь – динь - динь.

3. И звонкие капели –

Динь – динь - динь.

В ответ ему запели –

Динь – динь - динь.

 

«Слонёнок»

Цель. Учить удерживать в памяти заданную последовательность действий, развивать воображение, чувство ритма.

Ход игры. Дети слушают песню, и музыкальный руководитель дает указание запомнить действия слоненка.

Рано утром слон проснулся,

    Сразу в воду окунулся

    И плескался, отдувался,

    На песочке кувыркался.

    Хвостик, уши обливал

    И на солнце загорал,

    Подремал, часок поспал

    И к слонятам побежал.

Дети составляют композицию движений, изображая слона под ритмичную музыку (см. Программа Радыновой). При этом одна часть детей танцует, проявляя творчество и выдумку, другая – сочиняет рассказ, описывая образные движения.

 

«Шла веселая собака»

Цель. Развивать умение детей четко проговаривать текст, исполняя

его ритмический рисунок.

Ход игры.

Шла веселая собака, чики, брики, гав!

А за ней бежали гуси, головы задрав.

А за ними – поросенок, чики, Брики, хрю!

Чики, Брики, повтори-ка, что я говорю!

Дети делятся на две команды.

 

«Где спит рыбка?»

                      (Стихотворение И.Токмаковой)

Цель. Развивать умение детей четко проговаривать текст, исполняя

его ритмический рисунок.Закреплять умение изображать

шумовыми инструментами длинные и короткие звуки.

Описание:

Музыкальный руководитель.            Ночью темень. Ночью тишь.

Дети.                                          Тишшшь  ,тишшшь.

Музыкальный руководитель.            Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Дети.                    Спишшшь,спишшшь.

Музыкальный руководитель.            Лисий след ведет к норе.

Дети.                                              

Изображают шумовыми инструментами шаги лисы.

Музыкальный руководитель.            След собачий к конуре.

Дети.                                              

                                                   Изображают шаги собаки.

Музыкальный руководитель.            Белкин след ведет к дуплу.

Дети.

                                                   Двигаются, как белочки.

Музыкальный руководитель.            Мышкин – к дырочке в полу.

Дети.

                                                   Изображают мышку.

Музыкальный руководитель.            Жаль, что в речке, на воде.

Дети.                                          Глиссандо на металлофоне вверх-

                                                   Вниз.

Музыкальный руководитель.            Нет следов твоих нигде.

Дети.                                          Пожимают плечами и разводят руки

                                                   В стороны.

Музыкальный руководитель.            Только темень. Ночью тишь.

Дети.                                          Тишшшь  ,тишшшь.

Музыкальный руководитель.            Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Дети.                                          Беззвучно открывают рот    .

 

 

«Дидили, Дидили»

                           (Русская народная потешка)

Цель. Развивать умение детей четко проговаривать текст, исполняя

ритмический рисунок «звучащими жестами» и деревянными

палочками.

Ход игры. Дети делятся на две группы.

Группа.

Дилили, дидили, где вы Машу видели?

 

Проговаривают текст и одновременно простукивают ритмический рисунок деревянными палочками.

Группа.

    Заглянули в огород – Маша пляшет у ворот.

 

Проговаривая, «звучащими жестами» в ритме изображают, как Маша

    Танцует.

Группа.

Дидили, дидили, где вы Катю видели?

 

Проговаривают текст и одновременно простукивают ритмический рисунок деревянными палочками.

Группа.

Заглянули  в зелен сад – Катя щиплет виноград.

 

Проговаривают текст и щелчками пальцев показывают, как Катя щиплет виноград.

Группа.

Дидили, дидили, где вы Дуню видели?

 

Проговаривают текст и одновременно простукивают ритмический рисунок деревянными палочками.

Группа.

Заглянули подкрылец – грызет Дуня огурец.

В ритме хрустят жесткой бумагой.

Группа.

Дидили, дидили, где вы Ваню видели?

Проговаривают текст и одновременно простукивают ритмический рисунок деревянными палочками.

Группа.

На полянке у колодца Ваня с курицей дерется.

На каждую сильную долю толкаются, изображая драку с курицей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.153 с.)