Картотека игр и упражнений по развитию чувства ритма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Картотека игр и упражнений по развитию чувства ритма



КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ ЧУВСТВА РИТМА

 

Составила:

музыкальный руководитель

Смирнова

Ксения Владимировна

 

Музыкально-дидактические игры

Среди многих видов искусства, музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании и во всей системе формирования всесторонне развитого человека. Давно замечено, что постоянное общение с музыкой, пробуждает в человеке острую наблюдательность к голосам и созвучиям природы, прививает умение и потребность ассоциировать различные явления окружающего мира.

     Одним из важнейших средств развития самостоятельной, музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, упражнения в виде игры.

    Под руководством взрослого, ребёнок учиться сопереживать, фантазируя и воображая в процессе восприятия музыки, он стремится проявить себя в пении, в танце, играх.

     Основное назначение музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме, помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

    Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального слуха.

     Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр - в том, что они открывают перед ребёнком путь применений полученных знаний в жизненной практике.

     Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в том случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.

Ритмо-речевые упражнения

 

Речевой слух - одна из основ слуха музыкального.В начале всякого музыкального упражнения, как ритмического, так и мелодического, считал К. Орф, стоит упражнение речевое. Ритмизованная речь получила в концепции К.Орфа название «речевых упражнений и игр».

Речевые упражнения – это ритмические декламации стихотворного и прозаического текста. Ритмической основой для декламации служит как естественный ритм модели, так и специально сочиненный, измененный в педагогических или иных целях.

По отношению к музыке речевое упражнение означает прежде всего ритмическую и темброво-звуковую тренировку.

Базой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы.

Разнообразие речевой ритмики служит эффективным средством развития полиритмического слуха. Речевые полиритмические наложения, в том числе и речевой канон, доступные в исполнении даже дошкольниками, способствуют формированию распределенного дифференцированного внимания как необходимого условия коллективных форм музицирования.

Каждая речевая модель подразумевает различные интерпритации в динамике, регистре (низком, высоком, фальцетном, свистковом), тембре, с различной артикуляцией, в различном темпе, а также шепотом, в «нос» и т.д.

Речевые игры способствуют развитию фонематического, тембрового и звуковысотного компонентов музыкального слуха, а также являются ценными фонопедическими упражнениями, подготавливающими детей к пению.

Речевые упражнения являются хорошей базой для знакомства и постижения строения музыкальной формы. Закономерности строения музыкальных форм (фраза, предложение, цезура, строфа, запев – припев, рондо, вариации) осваиваются детьми в речи легко и просто. Перенесение их после музыкально-речевых упражнений в инструментальные формы музицирования не составит труда и будет осмысленным.

Инструментальное сопровождение речевых упражнений дает дополнительные богатые возможности для различных интерпритаций. Главенствующая роль здесь по праву принадлежит «звучащим жестам», но не менее интересны они в сопровождении звуковысотных и шумовых ударных.

 

 

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Ритмо – речевые игры

«Лошадки, Воробушки, Неваляшки»

Цель. Прохлопывать заданный текстом ритмический рисунок

Ход игры. Воспитатель проговаривает текст стихотворения, дети прохлопывают.

 

Лошадка.

Вот лошадка - тонконожка (дети хлопают цок-цок-цок)

Скачет, скачет по дорожке - цок-цок-цок

Звонко цокают копытца - цок-цок-цок

Приглашают прокатиться - цок-цок-цок.

 

Воробушки

Стало солнце пригревать, вьют пичуги гнездышки,

Любят песни распевать бойкие воробушки

Чик-чик, чик-чирик, чик, чик, чик.

Неваляшки

До чего же хороши неваляшки-малыши,

Низко наклоняются, звоном заливаются.

(прохлопывают)Дили-день, дили-день

Могут кланяться весь день,

Вам поклон и нам поклон

(прохлопывают) Дили-дон, дили-дон.

 

 

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Ритмо – речевые игры

«Назови свое имя»

Цель. Развитие чувства ритма.

Ход игры. Дети стоят в кругу и по очереди хлопают- «тактируют» свои имена.

 

«Музыкальные молоточки»

Цель. Развивать слуховое внимание, работать над эмоциями, воспитывать у детей творческие способности и воображение, а также развивать волевые качества.

Ход игры.

Дятел сядет на сучок:
Тук- тук- тук, тук- тук- тук!
Дятел смотрит, где жучок:

 Тук- тук- тук, тук- тук- тук!

Над дубравой сильный град:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!
С дуба желуди летят:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!

Строят хату два бобра:

Тук- тук да тук, тук- тук да тук!
Без гвоздей, без топора:

Тук- тук да тук, тук- тук да тук!

Ход игры. Педагог поет песню. При пении слов «тук-тук» ребенок должен повторить ритмический рисунок, исполненный музыкальным руководителем. Музыкальный руководитель играет на металлофоне, ребенок играет на музыкальном молоточке.

«Слушайсильную долю »

Цель. Способствовать развитию у детей чувства ритма, а также умению различать сильные и слабые доли такта в музыке.

Ход игры. Педагог играет любое музыкальное произведение. После прослушивания музыки педагог обращает внимание детей на то, что сильные и слабые звуки чередуются равномерно. На сильную долю такта дети хлопают в ладоши, на слабую топают ногой.Затем они делятся на две группы: на сильную долю стучит барабан, на слабую- звучит погремушка.

 

«Солнышко и дождик»

Цель. Закреплять навыки игры на металлофоне. Развитие чувства ритма.

Ход игры. Дети по тексту выполняют ритмичные хлопки, проигрывают ритм на металлофоне.

Капли, капли, что поете? Хлопки восьмыми нотами
- Кап, кап,кап, хи-хи! Игра на металлофоне
Спать сосулькам не даете! Хлопки восьмыми нотами
- Кап,кап,кап, хи-хи! Игра на металлофоне
Солнышко в небе хохочет Хлопки
Носики нам щекочет Хлопки
Кап, кап-кап, хи, хи-хи! Игра на металлофоне
И апчхи! Глиссандо на металлофоне

 

«Угадай - ка»

Цель. Формировать умение ритмично ударять в бубен под текст.

Ход игры. Дети идут по кругу, держась за руки. Водящий с бубном в центре круга под текст ритмично ударяет в бубен. Все говорят:
Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки, Увидала комара-

закричала…

На слово «комара» ребенок поднимает бубен вверх. На слово «закричала» круг останавливается, все делают шаг назад, водящий отдает бубен ребенку, стоящему сзади него. Тот, кому отдали бубен, берет его и произносит «Ква- ква- ква», ударяя по бубну. Водящий должен по слуху угадать, кто это сказал, после чего они меняются местами.

 

СТАРШАЯ ГРУППА

Ход игры.

дети  разделены на три подгруппы. Им надевают на голову

шапочки с изображением зверей. Каждая группа «зверей» располагается в своем домике. На столе ширма, за которой лежат музыкальные инструменты.

«Сейчас звери лесные будут гулять в лесу. На звуки барабана выйдут 

погулять медведи, на звуки бубна – запрыгают зайчики, а на звучание

металлофона – белочки. На лесной прогулке звери друг друга не

обижают, друг другу уступают, а как только зазвучит другой инструмент –на месте остаются, никуда не убегают!»

Музыкальный руководитель играет на инструментах в разной

последовательности. «Зверюшки», в соответствии со звучащим

инструментом, выполняют свои характерные движения. По окончании игры все «звери» должны спрятаться в своих домиках.

«К нам гости пришли»

Цель. Развивать чувство ритма.

Игровой материал: игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка). Бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.

Ход игры.

«Сегодня к нам в гости должны придти игрушки». Слышится стук в

дверь. Музыкальный руководитель подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети. Я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Оля, сыграй мне на бубне, я попляшу». Ребенок ударяет медленно в бубен, мишка в руках ритмично переступает с ноги на ногу. Остальные дети хлопают в ладоши.

Также обыгрываются и другие игрушки. Заяц прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под четкие ритмичные удары музыкального молоточка или деревянных ложек, птичка летит под звуки колокольчика.

 

«Зайцы»

Цель. Развивать чувство ритма.

Игровой материал: изображение леса, полянки. В центре разрез или кармашек, в котором выставляется картинки («Зайцы спят», «Зайцы пляшут»).

Ход игры.

Музыкальный руководитель предлагает детям пойти погулять на полянку. «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете, когда услышите музыку». На диске звучит колыбельная или танцевальная музыка. Ребенок определяет ее характер и вставляет соответствующую картинку в кармашек.

 

 

«Петушок»

 

Цель. Дать детям понятие, что бывают долгие и короткие звуки.

Игровой материал: большой и маленький петушок.

Ход игры. Спеть песню «Петушок». Во время пения показать жестом восьмые длительности коротким движением руки вправо, а четверти – более длинным движением тоже вправо.Ребенок поет вместе со взрослым и показывает шаг маленького петушка коротким движением руки, а шаг большого петушка –длинным движением.

«Белочка»

Цель. Развивать чувство ритма.

Ход игры. Проговорить с детьми слово «БЕ-лоч-ка». Прохлопать в     ладоши, по коленям ритм. Выложить на фланелеграфе цепочку из

картинок и ритмично проговорить названия игрушки.

 

 

«Тук – тук молотком»

Цель. Развивать внимание, чистоту интонирования, чувство ритма.

Ход игры. Выбрать ребенка на роль «строителя». Надеть ему каску.

Музыкальный руководитель поет песню и стучит кулаком о кулак на сильную долю такта. «Строитель» и дети стараются стучать так же.

Тук- тук, мо - лот - ком

мы по – стро - им но - вый дом.

 

Выбрав нового «строителя», повторить упражнение, отстукивая ритм. Музыкальный руководитель должен обратить внимание детей на то, что они споют песенку тихо, «тоненько» от другого, более высокого звука.

Как усложнение:

1) и дети, и «строитель» отстукивают свою ритмическую

партию по строчкам песни;

2) 1-й «строитель» стучит молотком по дощечке («Тук-тук»), 2-й –

палочкой по треугольнику.

 

«Передай ритм»

Цель. Развивать ритмическое восприятие и музыкальную память.

Ход игры. Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм следующему ребенку. И тот передает ритм следующему. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши.

Ведущим может быть музыкальный руководитель. Дети могут сидеть в паровозике на стульчиках.

 

 

«Кружочки»

Цель: Развитие чувства ритма.

Ход игры. Музыкальный руководитель показывает детям, что большиекружки обозначаются «ТА», а маленькие – «ти-ти». Он выкладывает

кружочками 2-3 ритмических рисунка. Дети проговаривают слоги,

прохлопывают, проигрывают на музыкальных инструментах.

 

Ритмо – речевые упражнения

«Козлик»

Цель. Учить распределять внимание, слышать метроритмическую

пульсацию.

Ход игры. Дети делятся на две подгруппы. На первую часть музыки «Полька» И.Саца одна подгруппа выполняет притоп одной ногой, показывая, как «козел стучит копытом». Другая подгруппа покачивает головой, изображая козла. Перед игрой повторяются слова и образные движения (ритмично выполнять притопы и покачивания головой). Затем перейти к распределению действий подгрупп.

              Козел сердит, козел молчит,

              Он копытами стучит,

              Бородой своей трясет,

              Никак капусту не найдет.

 

«Дождик - кап»

Цель. Развитие умение четко произносить текст с ритмичным движение рук и ног.

Ход игры. Дети выполняют упражнения, сидя на стульях. Проговаривают конец фразы: кар-кар, хлоп-хлоп и т.д.

Птица: кар, кар, кар!

Ветер: хлоп, хлоп, хлоп!    Дети ритмично хлопают в ладоши.

Дождик: кап, кап, кап!     Хлопают ладонями по коленям.

Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! Топают попеременно ногами.

 

Дети: ха, ха, ха!        Вытягивают руки вперед ладонями вверх

 Мама: ах, ах, ах!              Качают головой.

 Дождик: кап, кап, кап! Хлопают ладонями по коленям.

Туча: бах, бах, бах! Топают ногами.

 

«Небо синее»

Цель. Дать детям понятие, что бывают долгие и короткие звуки.

Ход игры. Спеть песню на одном звуке, используя слоговые названия коротких и длинных звуков.

    В не-бепе-се-нкизве-нят,

    Все ре-бя-та вверх гля-дят:

    Мно-го в не-бепти-чьих стай,

    По-то-му что ме-сяц май.

Прохлопать ритмический рисунок песенки, делая столько хлопков, сколько звуков в мелодии. Длинный хлопок приходится на длинный звук.

 

«Капельки»

Цель. Развивать точность выполнения словесной инструкции.

Ход игры. Назначаются дети капельками, остальные – сопровождают ихдействия ритмическими звукоподражаниями «Кап» на сильную долю пьесы М.Раухвергера «Дождик». Перед игрой с детьми разучивается стихотворение.

              Дождь по крыше заплясал,

              Капельками застучал:

              Вот одна, а вот другая,

              Третья, пятая, восьмая.

Звукоподражания можно заменить хлопками, сигналами ударных детских инструментов: бубнами, погремушками и др.

 

 

«Столяры»

Цель. Развивать ритмизированную речь.

Ход игры. Дети стоят в трех колоннах и выполняют имитационные     действия поочередно, проговаривая ритмизировано текст.

              Будем дружно мы играть,

              Столяров изображать:

              И пилить, и строгать,

              Гвозди крепко забивать.

Под ритмичную музыку действиявыполняются одновременно. Затем

меняется порядок играющих в колоннах. Или одна выполняет, а другая

– подбадривает ее хлопками на сильную долю.

 

«Раз, два, три, четыре!»

Цель. Учить распределению внимания, развивать ощущение равномерности темпа и ритма в двигательных реакциях.

Ход игры. Под музыку «Физкультурный марш» М.Раухвергера дети выполняют динамические движения. На нечетные такты двигаются бодрым шагом вперед, считая вслух: «Раз, два, три, четыре!» На четные такты дети стоят на месте и хлопают в ладоши, воспроизводя ритмический рисунок.    

 

«Прыг, прыг, скок!»

Цель. Развивать ритмическую память, метрическое чувство.

Ход игры. Ребенок, выбранный зайчиком, сидит в кругу. Дети, взявшись за руки, спокойным шагом с песней идут по кругу на 1-е и 2-е предложение.

На третье – они останавливаются и хлопают в ладоши на акценты, на

которые «зайчик» прыгает с продвижением вперед. До кого «зайчик»

допрыгнет, тот становится на его место в центр круга. Игра продолжается.

Что ты, заинька, сидишь?

Что ты, заинька, молчишь?

Раз прыжок, два прыжок!

Прыг, прыг, скок!

 

«Трактора»

Цель. Координировать движения и слова, развивать ритмичность.

Ход игры. Дети под текст выполняют движения ритмично.

Тара-тара-та-ра-ра –               двигаются дробным, топающим               

                                                   шагом

    Из колхозного двора

    Выезжают трактора.поворачиваются на дробном шаге в

                                                          круг

    Будем землю пахать,             выделяют ударные слова

    Будем рожь засевать,            сильным притопом

    Будем хлеб молотить,

    Малых детушек кормить.

«Щелк - щелк»

Цель. Развивать чувство ритма в сочетании с музыкой, уметь согласовывать движение руки и речи.

Ход игры. Дети выполняют движения под слова потешки.

    Щелк.                Правой рукой щелчок.

    Щелк.                 Левой рукой щелчок.

    Хлоп.                  Правой рукой по правому колену.

    Хлоп.                 Левой рукой по левому колену.

Щелк.                       Правой рукой щелчок.

               Щелк.                 Левой рукой щелчок.

    Хлоп - хлоп.       Хлопки перед собой.

    Все повторить 2 раза.

    Раз, два, три, четыре, пять. Ладошки соединить,

                                                        пальчики здороваются.

    Щелк.                                    Щелчок двумя руками.

    Хлоп.                                     Хлопок перед собой.

    Щелк.                                     Щелчок двумя руками.

    Все повторить два раза.

    Здравствуйте, здравствуйте, все пальчики здороваются

    Здравствуйте,                        с большим по очереди.

    Р – р – р!                                Круговые движения руками.

    Все повторить два раза.

 

«Не зевай!»

Цель. Развивать ритмический слух, учить точно воспроизводить повторяющийся ритмический рисунок.

Оборудование: бубны по количеству детей.

Ход игры. Дети стоят в кругу с бубнами в руках. На нечетные такты «Новогодней польки» А.Александрова музыкальный руководитель называет детей по именам. Тот, кого назвали, ударяет по бубну три раза на четный такт. Удары в бубен сопровождаются ритмическим проговариванием слов «Не зевай!» остальными детьми.

 

«Зима»

Цель. Развивать чувство ритма, координацию слова и движения.

Ход игры. Зимушка-зима нас радует своими играми и забавами. Дети

выполняют ритмичные движения под следующие слова:

    Ух! Ух! Ух!                   «тарелочки»

    Мчатся сани                  хлопки справа, слева в ритме

 музыки

    Во весь дух.                   2 раза топают

    Ух! Ух! Ух!                    «тарелочки»

    Снег под горкой            хлопки в ритме музыки

    Словно пух.                   2 хлопка над головой.

«Мы ногами топ-топ»

Цель. Понимать ритмическую структуру слова в сочетании с музыкой.

Ход игры. Дети выполняют движения под слова песни на музыку

М.Гоголевой (см. ноты ниже).

    Мы ногами топ-топ,                 топают

    Мы руками хлоп-хлоп,             хлопают

    Мы глазами миг-миг,               подмигивают

    Мы плечами чик-чик.     Поднимают по очереди плечики

    Раз – присели, два – привстали, пружинка

    Раз, два,                                        приставной шаг влево

    Раз, два                                          приставной шаг вправо

    Поиграть нам всем пора!             Делают 4 хлопка над

                                                                  Головой

«Тук - тук»

Цель. Развивать чувство ритма, речь под сопровождение.

Ход игры. Мы с вами отправимся на железнодорожный вокзал. Дети, вы любите кататься на поезде? Присаживайтесь, давайте все вместе покажем, как стучат колеса.

Игра проводится сидя по полу.

Правая рука.Левая рука.

Тук. (Стучат по полу по - очереди 2 раза)     Тук. 

Тук. (Стучат по коленям по - очереди 2 раза) Тук.

 

Справа.                                                                Слева.

Тук-тук-тук. (Стучат по полу двумя руками)  Тук-тук-тук.

 

Правая рука.                                                        Левая рука.

Тук. (Стучат по полу по - очереди)                     Тук.

Глубоко вздохнуть, руки втянуть вперед и на выдохе произнести

У-у-у…

Упражнение повторить сначала.

 

«Мухи и паук»

Цель. Развивать распределение внимания, чувство ритма, координацию слова и движения под музыку.

Ход игры. В соответствии с ритмическим рисунком дети чередуют хлопки в

ладоши, постукивают по коленям, выполняют щелчки пальцами и

притопы (см. ноты ниже).

    На паркете восемь пар –

    Мухи танцевали.

    Но, увидев паука,

    В обморок упали.

 

«Ух, ложки!»

Цель. Развивать слуховое внимание, чувство ритма в игре на ложках с Музыкальным сопровождением.

Ход игры. Дети стоят в кругу. Звучит музыка Ф.Шуберта «Экосез». Они

выполняют движения с ложками: 

такт 1-4 - хлопают в ладоши поочередно (цепочкой), соблюдая ритмический рисунок.

Такт 5 – пятый ребенок в кругу делает два шага вперед.

Такт 6 - хлопает два раза в ладоши.

Такт 7 – два шага назад.

Такт 8 – хлопает один раз в ладоши.

Дальше упражнение выполняют дети, стоящие следующие по кругу.

«Начинаем перепляс»

Цель. Развивать чувство ритма, умение согласовывать пение с движением.

Ход игры. Звучит музыка М.Соснина (см. ноты ниже). Дети выполняют определенные движения.

    Музыканты, веселей!   На проигрыш ритмичные хлопки

    Барабанов не жалей!

    Раз, два, три!

    Три, два, раз!                  Большой пальчик здоровается с

                                                   указательным, средним, безымянным и

                                                   в обратном порядке.

    Начинаем перепляс!       «Пружинка»

    Начинаем перепляс!       Топают в ритм музыки

    Собирайтесь, плясуны,

    Бегемоты и слоны,

    Зебры, ежики, еноты –    «Пружинка»

    Все, кому плясать охота,     

    Все, кому плясать охота! Топают в ритм музыки, в конце 2

коротких хлопка.

 

 

«Паровоз»

Цель. Развивать чувство ритма, умение согласовывать пение с движением.

Ход игры. Дети стоят друг за другом, руки согнуты в локтях, пальцы крепко сжаты в кулачки. Ноги слегка согнуть в коленях.

Музыкальный руководитель предлагает отправиться в путешествие. При произношении текста потешки дети выполняют ритмичное движение дробного топающего шага с ускорением темпа к концу игры. Темп произносится очень ритмично, четко.

    Чух, чух, пыхчу,

    Пыхчу, ворчу.

Стоять на месте не хочу!

Колесами стучу, стучу,

Садись скорее,

Прокачу: чух, чух!

 

«Поймай снежинку»

Цель. Развивать двигательно – слуховую координацию, ладовый слух.

Формировать умение ритмически выделять музыкальное

предложение.

Ход игры. Под музыку Г.Пахульского «Мечты» (или любой вальс на выбор) дети легко

двигаются по залу и на окончание музыкальных предложений «ловят снежинку»

ритмичным ударом ладошки.

 

«Холодно - тепло»

Цель. Учить переключать слуховое внимание с ощущением сильной доли

на последовательное чередование сильных и слабых долей в двухдольном

размере.

Ход игры. Дети стоят в свободном построении. На звучание русской народной

песни «Полянка» дети хлопают руками по телу внизу («в холодную воду») со

словом «Ой!» на ударную долю с 1-8 такты.

На другие такты – «в горячую воду» со словом «Ай!» поочередно на сильную и

слабую долю хлопают вверху.

Игровую ситуацию можно изменить: хлопки на притопы («сильные и слабые

брызги»).

 

«Заинька - заяц»

 

Цель. Учить переключению слухового внимания с метрического акцента на

ровные длительности восьмых в двухдольном размере.

Ход игры. Дети стоят в кругу и держат в руках кубики. Пропевая четко текст, выделяют голосом сильные доли каждого такта, одновременно ударяя кубиком о кубик. С окончанием фраз нужно спрятать кубики за спину.

              Зайка, зайка, заинька,

              Под кустом сидит.

              Зайка, зайка, заинька,

              Под кустом дрожит.

              Зайка, зайка, заинька,

              Под дождем промок.

Зайка, зайка, заинька,

Спрятаться не мог.

 

«Овощи»

Цель. Развивать двигательную и слуховую координацию.

Ход игры. Дети стоят по кругу и выполняют движения по тексту:

    Плавно идет капуста        (шагает с носочка).

    Важно шагает помидор            (шагает на всей стопе).

    Осторожно идет редиска (ходят на носочках).

    Легко бежит горошек      (легкий бег).

    Не спеша, вышагивает репка    ходьба на пятках).

    Вприскочку спешит морковка  (делает поскоки).

    Маршируют молодцы-огурцы (марш по кругу).

    Модницы морковки

    Взяли по обновке                      (стоя на месте, делают повороты).

        

«Еду, еду»

(на основе русской народной потешки)

Цель. Развивать умение детей четко проговаривать текст потешки, исполняя ее ритмический рисунок на ударных музыкальных инструментах.

Ход игры.

    Музыкальный руководитель             Еду, еду к бабе, к деду.

    Дети                                            (недоверчиво) К бабе, к деду.

Музыкальный руководитель             (утвердительно)К бабе, к деду.

Музыкальный руководитель             На лошадке, в красной шапке.

Дети                                            В красной шапке.

Музыкальный руководитель             В красной шапке по ровной

                                                   дорожке, на красной ножке.

Дети                                            По ровной дорожке.

Музыкальный руководитель             На одной ножке.

                                                   В старом лапоточке, по кочкам

Дети                                        В старом лапоточке

Музыкальный руководитель             По кочкам

все прямо и прямо, а потом вдруг-

бух!!!

    Все вместе                                  И в яму!!!

 

 

«Медведь»

                                 (стихотворение И.Токмаковой)

Цель. Развивать координацию речи и движения.

Ход игры.

    Как на горке – снег, снег, (дети скрипят маленькими мешочками,

                                                   изображая снег          ).

    И под горкой – снег, снег.

    А под снегом спит медведь. (Дети шумно вздыхают и выдыхают

 воздух              ).

    Тише, тише… Не шуметь… (Поворачиваются друг к другу, держат

указательный палец у закрытого рта – тсс)

«Ежик и барабан»

(Стихотворение Г.Виеру)

   

Цель. Развивать умение детей четко проговаривать текст, исполняя

его ритмический рисунок на барабане.

Ход игры.

    С барабаном ходит ежик, бум-бум-бум!

    Целый день играет ежик, бум-бум-бум!

    С барабаном за плечами, бум-бум-бум!

    Ежик в сад забрел случайно, бум-бум-бум!

    Очень яблоки любил он, бум-бум-бум!

    Барабан в саду забыл он, бум-бум-бум!

    Ночью яблоки срывались, бум-бум-бум!

    И удары раздавались,бум-бум-бум!

    Зайцы здорово струхнули,бум-бум-бум!

    Глаз до зорьки не сомкнули,бум-бум-бум!

    1вариант. Дети стоят в кругу, проговаривают текст и ударяют по большому барабану в центре круга.

    2 вариант. Дети ударяют по маленьким барабанам.

 

Ход игры.

Детям даются разнообразные задания. А именно:

1. Нарисуйте одну дорожку с четвертными длительностями, другую – с

восьмыми.

2. Ребенок делает равномерные шаги и произносит слоги: «та», «та».

Один – на каждый шаг. Можно одновременно хлопать в ладоши.

3. Произнести по карточке длительности на слоги: «ТА» - длинные,

«ТИ» - короткие.

«Сосульки»

Цель. Развивать чувство ритма.

Ход игры. Дети делятся на три группы по пять человек в каждой.

Первая группа выполняет движения на счет четвертями: наклоны головы вправо-влево, вверх-вниз, сопровождаемые словами «кап, кап».

Вторая группа – на счет восьмыми: движения кистями рук вверх-вниз, сопровождаемые словами «кап-кап, кап-кап».

Третья группа – на счет шестнадцатыми.   Движения пальчиками вверх-вниз, произносятся слова «кап – кап – кап - кап».

Сначала игра проводится поочередно с каждой группой детей. Затем группы объединяются. Можно использовать музыкальное сопровождение.

 

«Барабанщики»

Цель. Совершенствовать ритмическое восприятие и музыкальную память.

Ход игры. Дети строятся друг за другом в колонну. Под звуки марша идут по залу. Как только меняется ритмический рисунок, останавливаются лицом к центру. По очереди имитируют игру на барабане или отхлопывают в ладоши заданный ритм. Тому, кто точнее передаст ритмический рисунок, дают настоящий барабан. Он идет впереди колонны и играет на нем.

 

«Определи по ритму»

Цель. Совершенствовать ритмический слух.

Демонстрационный материал: карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, а другая половина пустая. Картинки, иллюстрирующие содержание песни. Детские музыкальные инструменты - группа ударных (ложки, треугольник, барабан, бубен, музыкальный молоточек и др.).

Раздаточный материал: каждому ребенку по 2-3 карточки.

Ход игры. Ребенок – ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки.

Игра может иметь более усложненный вариант:

Играющим выдается несколько больших карточек, каждая из которых разделена на 4 части. На каждую из частей нанесен в графике ритмический рисунок знакомой песни («Елочка», «Петушок» и др.). У ведущего находятся цветные рисунки с изображением содержания песен. Ведущий выбирает любой рисунок и проигрывает ритм кубиками, палочками, ложками. Дети должны найти у себя на большой карте графическое изображение ритма и закрыть его карточкой с рисунком. Выигрывает тот, кто быстрее всех закроет свои карты.

«Тень - тень»

Цель. Развитие ритмического чувства.

Ход игры. Музыкальный руководитель поет детям попевку «Тень – тень, по – те-тень». Даются такие задания, как:

1. Попросить ребенка спеть и одновременно тихонько прохлопать в ладоши, отмечая хлопками ритмический рисунок песни.

2. Спеть песню по ролям (взрослый за автора, а дети – за лису, зайку, ежей, блошек, медведя и козу). Одновременно хлопать в ладоши.

3. Поменяться ролями с ребенком.

4. Прохлопать, переходя на шепот (хлопки по-прежнему остаются), затем полностью спрятать голос и оставить одни ладошки.

5. Если ритм хорошо усвоен можно выложить его короткими и длинными полосками.

Слушай, слушай, различай,

Звук короткий и протяжный.

Чувство ритма развивай –

Это очень, очень важно!

 

Ритмо – речевые упражнения

                                                       

«Часы»

 

Цель. Развивать распределение внимания, ощущение метроритма.

Ход игры. Дети сидят в кругу и в умеренном темпе проговаривают текст, выделяя хлопками ударные слоги.

    Вот часы идут – «Тик-так».

    Вот часы бегут – «Тик-так».

    Будем дружно мы играть

    И часы изображать.

Под размеренную музыку дети последовательно друг за другом хлопают в ладоши и произносят слова: первый – «Тик!», второй – «Так!». Слог, звук,

Хлопок соответствует метроритмической доле. Игра продолжается до тех пор, пока дети не изобразят тиканье часов.

 

«Раз - два!»

 

Цель. Развивать устойчивость внимания при воспроизведении ритмических рисунков.

Ход игры. Ритмическая игра проводится под музыку танцевального характера. Звучит 1-я часть «Летки - енки» Р.Лихтенене. На первую часть дети выполняют пружинки, считая вслух «Раз-два!» На второй такт – действия по тексту.

1т. – Раз, два!

2 т. – Хлоп-хлоп-хлоп.

3т. – Раз, два!

4т. – Топ-топ-топ.

5т. – Раз, два!

6т. – Шлеп-шлеп-шлеп!

7т. – Раз, два!

8т. – По-во-рот!

Первый раз дети выполняют игру, стоя лицом в круг, на повторении – разворачиваются в круг.

 

«Повтори ритм»

 

Цель. Развивать ритмический слух, учить точно воспроизводить ритмический рисунок.

Ход игры. Дети стоят в кругу лицом к музыкальному руководителю. С помощью рифмованного текста он создает установку на зрительное и слуховое запоминание.

    Глазки, глазки вы смотрите,

    Все запоминайте.

    Ножки, ножки, все за мною

    Дружно повторяйте.

 

Музыкальный руководитель под музыку «Гопака» М Мусоргского из оперы «Сорочинская ярмарка» показывает ногами ритмический рисунок, притопывая на одном месте на первую фразу. На вторую – дети повторяют движе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 543; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.139.50 (0.333 с.)