Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ рассказа А. П. Чехова «Душечка» с точки зрения хронотопа ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Ведущая рoль в разрабoтке категoрий худoжественнoгo прoстранства и времени принадлежит М. М. Бахтину, предлoжившему «пoследoвательнo хрoнoтoпический пoдхoд» в изучении худoжественнoгo прoизведения. Он понимает хронотоп как «существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений». Хронотоп – универсальная категория, поэтому изучение категории времени-пространства в творчестве А. П. Чехова позволит глубже проникнуть в структуру и содержание его рассказов, раскрыть новые грани созданного им художественного мира. Особое внимание следует уделить «Душечке». У рассказа особая организация повествования. Основная тема «Душечки» – любовь. Вся жизнь Оленьки Племянниковой — это любовное чувство: «Она постоянно любила кого-нибудь и не могла без этого. Раньше она любила своего папашу, который теперь сидел больной, в темной комнате, в кресле и тяжело дышал; любила свою тетю, которая иногда, раз в два года, приезжала из Брянска; а еще раньше, когда училась в прогимназии, любила своего учителя французского языка». Именно поэтому система событий в рассказе, сконцентрированная вокруг главной героини, представляет собой историю ее любовных увлечений. Композиция произведения четырехчастная, что соответствует смене привязанностей Оленьки. Для построения повествования Чехов использует прием повторения: в каждой из четырех частей ситуация развивается по одинаковому сценарию. Это и создает образ статичный. Несмотря на то, что в жизни главной героини происходит множество событий, они всё же напоминают «день сурка». Влюбленная Оленька словно перевоплощается в объект своей любви, перенимает его мнение, испытывает чувство утраты и в конце концов лишается внутреннего содержания, её жизнь превращается в существование. Такое однообразие действий и прогнозируемость дальнейшего развития событий создают комический эффект. Душечка связывает свою судьбу с Кукиным и живет интересами театра, позже пылко влюбляется в лесоторговца Пустовалова и, наконец, полностью отдается заботам ветеринара Смирнина. И лишь в заключительной части испытывает ту любовь, которой ей так не хватало – материнскую. Однако жизнь её наполнена смыслом, имеет какое-то движение и развитие только тогда, когда Оленька испытывает к кому-либо глубокую привязанность. Видимо, поэтому А. П. Чехов описывает не всю жизнь Оленьки, а лишь значимые эпизоды её жизни, так как без особой привязанности к другому человеку жизнь её бессобытийна, не наполнена смыслом. По этой причине читатель может лишь догадываться о том, сколько лет занимает повествование, помещенное всего лишь на нескольких книжных страницах.
Писатель не забывает и об окружающем героиню мире: “Город мало-помалу расширялся во все стороны; Цыганскую слободку уже называли улицей, и там, где был сад «Тиволи» и лесные склады, выросли уже дома и образовался ряд переулков. Как быстро бежит время! Дом у Оленьки потемнел, крыша поржавела, сарай покосился, и весь двор порос бурьяном и колючей крапивой”. Только Оленьку это мало заботит, она замкнута как будто сама в себе. Дар самоотверженной любви, которым одарена героиня, переплетается с полным отсутствием духовных интересов, неспособностью к самостоятельному мышлению: «У нее не было никаких мнений». Не случайно героиня лишена собственной речевой характеристики, а повторяет, словно эхо, слова своих мужей. Пространство Ольги Семёновны очерчено флигельком и церковью. Сама Оленька во время отъезда мужа сидит у окна и сравнивает себя с курами: «И в это время она сравнивала себя с курами, которые тоже всю ночь не спят и испытывают беспокойство, когда в курятнике нет петуха». Мы и не видим мир её глазами, а наблюдаем за ним через взгляды возлюбленных Оли. Увядающая без любви Душечка вдруг оживает, когда перед ней открывается возможность отдаться воспитанию чужого ребёнка. До его появления образ Душечки представал в двояком освещении: трогательное и милое в ней было неотделимо от смешного и ограниченного. Лирическому началу в повествовании о ней неизменно сопутствовало начало ироническое. Но в последнем эпизоде, когда любовь Душечки приняла совсем новое направление, о ней сказано совершенно иначе: “Ах, как она его любит! Из ее прежних привязанностей ни одна не была такою глубокой, никогда еще раньше ее душа не покорялась так беззаветно, бескорыстно и с такой отрадой, как теперь, когда в ней все более и более разгоралось материнское чувство. За этого чужого ей мальчика, за его ямочки на щеках, за картуз она отдала бы всю свою жизнь, отдала бы с радостью, со слезами умиления. Почему? А кто ж его знает — почему?”
Это глубокое чувство определило в значительной степени изменения в ее духовном мире, в ее образе мыслей и в поведении. Она становится более самостоятельной, позволяет себе высказывать собственные суждения, на что раньше и намека не было. Она уже советует родителям Саши, по существу безразличным к судьбе собственного сына, в какое учебное заведение устроить его учиться, полагает, что «классическое образование лучше реального», говорит о том, как трудно учиться в гимназии, мечтает о будущем Саши. И хотя у нее остаются ещё некоторые привычки старого (копировать других, в том числе и Сашу), во второй части рассказа перед нами предстает уже во многом другой человек, обретающий некую самостоятельность в поступках и суждениях, нашедший в жизни свое главное назначение и призвание — быть матерью. Именно с этого момента у Душечки начинается истинная, наполненная смыслом жизнь. Героиня будто оживает. На это указывают ряды однородных членов: распоряжалась, засветилась, посвежела, очнулась, проговорила; любит, делает, молится, крестит, шепчет; обедают, разговаривают, готовят (уроки) Финал рассказа Чехов оставил открытым: повторится ли для Душечки снова ситуация потери? Или она окончательно и бесповоротно обрела материнское счастье?
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.95.248 (0.006 с.) |