Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экспрессионизм в рассказе «Стена»
Долгое время в литературоведении оставался проблемным вопрос о принадлежности творчества Л. Андреева определенному литературному направлению. Если раньше критика причисляла его либо к реалистам, либо к символистам, то с середины 20-х годов очень многие исследователи стали его считать ранним представителем экспрессионизма. Яркие черты этого направления мы можем увидеть в рассказе «Стена». «Стена» - произведение неоднозначное, т.к. сложно расшифровать главный символический образ рассказа – стену. Сам Л. Андреев писал: «"Стена" - это все то, что стоит на пути к новой совершенной и счастливой жизни. Это, как у нас в России и почти везде на Западе, политический и социальный гнет; это - несовершенство человеческой природы с ее болезнями, животными инстинктами, злобою, жадностью и пр.; это - вопросы о смысле бытия, о Боге, о жизни и смерти - "проклятые вопросы"». Рассказ открывается безжизненным пейзажем, который настраивает читателя на нужное восприятие повествования. Уже в самом начале мы обнаруживаем обилие эпитетов, причём мрачных, пессимистических: «И наша половина неба была буро-чёрная, а к горизонту тёмно-синяя, так что нельзя было понять, где кончается чёрная земля и начинается небо»; равнина «мигала огненными страшными глазами, озарившими чёрные бездонные пропасти, мрачную стену…» Следует сказать о том, что персонажи рассказа находятся в критическом состоянии борьбы за существование. Нагнетая безысходность ситуации, ставя героев в условия непосредственного и мучительного переживания вечных вопросов, Андреев ищет новые средства выразительности, которые бы усилили воздействие на читателя. Поэтому становится ясно, что экзистенциальный вопрос является главной темой данного произведения. «Стена» - это история о страданиях и борьбе прокаженных. Автор описывает страшный мир, который полон болезнями, голодом, борьбой и смертью. Герои этого рассказа хотят попасть в другой, новый мир, но не смогут сломать стену перед собственной судьбой, эта борьба с жизнью для них предопределена, безуспешна и безнадежна. Стена в рассказе огромная и сильная. Рисуя её, писатель использует множество ярких эпитетов: «глухая», «гордо–спокойная», «лживая», «неподвижная», «подлая», «несокрушимая»; сравнивает ее с «толстой, сытой змеей», «упитанной кровью и человеческими мозгами». С какой бы силой люди ни бились о нее, она «остается глухой и неподвижной». Но истина трагедия заключается в следующих словах писателя о «другом мире»: «А там тоже темно...». Здесь мы чётко прослеживаем влияние философии пессимизма Шопенгауэра на творчество Андреева.
Смятению, хаосу и возбуждению чувств способствует такой художественный прием, как олицетворение: стена и ночь у Андреева оживают, стена «хохочет» над беспомощностью людей, жалкой горсткой жмущихся у ее подножия и «шаловливо» бросает на их головы камни, а ночь «плюется» в них песком. В рассказе боль играет предельно важную роль в воплощении экзистенциального сознания Андреева. Болезненное тело прокаженных усиливает такие чувства, как отчуждение и изоляция. Экспрессионистская окраска видна в гротескности образов: в рассказе встречается масса кошмарных телесных образов. Однако по- настоящему страх вызывает не изображение уродливых и болезненных тел, а описание отношений между людьми перед Стеной. Леонида Андреева влечет трагическая проблема одинокого «я». Человек одинок в многолюдном мире, он страдает от равнодушия окружающих. При встрече героя и его спутника с голодным, у которого «совсем не было мяса, и кости стучали при движении, и сухая кожа шуршала», они «засмеялись». После самоубийства своего «партнера» у неостывшего трупа прокаженный «тихонько пел веселую песенку». Повествователь подробно описывает сцену, в которой голодные прокаженные, «напирая один на другого, царапаясь и кусаясь, облепили труп повешенного и грызли его ноги, и аппетитно чавкали и трещали разгрызаемыми костями». Опоздавший слабый голодный «облизывался шершавым языком, и продолжительный вой несся из его большого, пустого рта: - Я го-ло-ден». Ответ героя прост и жесток: «Вот было смешно; тот умер за голодного, а голодному даже куска от ноги не досталось». В отношениях прокаженных присутствуют любовь и брак, но это лишь пародия на чувства: «И нельзя понять, как это случилось, но радостно оскаленные зубы начинали щелкать, поцелуи становились укусом, и с визгом, в котором еще не исчезла радость, мы начинали грызть друг друга и убивать. И она, беленькие зубки, тоже била меня по моей больной слабой голове и острыми коготками впивалась в мою грудь, добираясь до самого сердца - била меня, прокаженного, бедного, такого бедного. И это было страшнее, чем гнев самой ночи и бездушный хохот стены». А брак спутника героя с женщиной, у которой «изъязвленное и ужасное лицо» и «глаза, лишенные ресниц» вообще превращается в полный абсурд. Писатель делает вывод: «глупо жениться, когда ты так некрасив и болен».
В анализируемом произведении болезненные тела с пузырями, язвами, источающие скверный запах, также становятся своего рода стенами, некой преградой между человеком и окружающим его миром. Об этом герой неоднократно говорит: «нас боялись тронуть»; «голос мой был гнусав и дыхание смрадно, и никто не хотел слушать меня, прокаженного». Тело, вызывая отвращение, предстает как барьер для контакта и общения. В этом плане крайне важное значение приобретает упоминание о спинах, которые герой видит вместо лиц людей: «Все лица с гадливостью отворачивались от нас, и мы видели одни спины, содрогавшиеся от глубокого отвращения». И вновь перед читателем возникает символ стены: «неподвижны и глухи были спины, как вторая стена. Это было так страшно, когда не видишь лица людей, а одни их спины, неподвижные и глухие». Смысл же всего рассказа заключается в финале: «…Нас много, и жизнь наша тягостна. Устелем трупами землю; на трупы набросим новые трупы и так дойдем до вершины. И если останется только один, – он увидит новый мир». Таким образом, рассказ «Стена» мы можем назвать произведением экспрессионистским. Оно отличается катастрофическим восприятием мира, главные проблемы — жестокость мира и борьба людей с жизнью. Сам же Андреев писал: «Люди перед стеной – это человечество – в его исторической борьбе за правду, счастье и свободу, слившейся с борьбою за существование и узко личное благополучие. Отсюда то дружный революционный натиск на стену, то беспощадная, братоубийственная война друг с другом. Прокаженный – это воплощение горя, слабости и ничтожности и жестокой несправедливости жизни. В каждом из нас частица прокаженного».
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 916; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.174 (0.006 с.) |