Анализ рассказа М. Горького «Челкаш» 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ рассказа М. Горького «Челкаш»



Рассказ «Челкаш» относится к раннему творчеству Максима Горького и входит в так называемый «Босяцкий цикл», которого как такового у Горького не существует: так принято называть все рассказы о босяках, написанных автором.

Босяк – это новый тип героя для русской литературы. Герои писателя – вольнолюбцы, склонные к размышлениям о судьбе таких же обездоленных людей. Они как бы живут в ином моральном измерении: свободны, не связаны собственностью, не обременены мыслями, так как мысли – это признак декаданса в ницшеанском понимании слова.

В рассказе между собой смешиваются два литературных направления. Такие признаки, как обыденная, повседневная жизнь героев, ярко выраженные социальные проблемы и язык, приближенный к живой речи, явно указывают на реализм. Но присутствуют также и черты романтизма, а именно индивидуализм главного героя и эффектные и живые описания природы, в особенности моря. Исходя из этого, можно смело сказать, что литературное направление рассказа – романтический реализм.

В рассказе "Челкаш" человек оценивается не по его поступкам, а по его внутренней ценности, красоте, силе, благородству. В центре произведения – тема человеческой судьбы. Произведение построено на антитезе: перед глазами читателя сталкиваются два героя – Челкаш и Гаврила. Оба родились в деревне. Но Челкаш не смог там долго находиться, а уехал в приморский город, чтобы жить своей независимой жизнью, и сейчас чувствует себя абсолютно свободным. А Гаврила только мечтает о свободе.

Противоположность образов героев показана автором даже в описании их внешности, в манере держать себя, в их речи и поступках. Челкаш – это «старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор. Он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе, с разорванным воротом, открывавшим его сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей. Всклоченные черные с проседью волосы и смятое, старое, хищное лицо». Многие портретные детали сопровождаются эпитетом «хищные», поэтому писатель так характеризует героя: «Он сразу обращал на себя внимание своим сходством со степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал».

Он противопоставлен Гавриле – простоватому деревенскому парню, широкоплечему, коренастому, «с загорелым и обветренным лицом и большими голубыми глазами», которые смотрели доверчиво и добродушно на своего старшего товарища.

Читатель понимает, почему Челкаш не работает в порту – его не устраивает жалкая доля грузчика, который может заработать только несколько фунтов для удовлетворения физических потребностей: «Стоя под парами, тяжелые гиганты-пароходы свистят, шипят, глубоко вздыхают, и в каждом звуке, рожденном ими, чудится насмешливая нота презрения к серым, пыльным фигурам людей, ползавших по их палубам, наполняя глубокие трюмы продуктами своего рабского труда. До слез смешны длинные вереницы грузчиков, несущих на плечах своих тысячи пудов хлеба в железные животы судов для того, чтобы заработать несколько фунтов того же хлеба для своего желудка». У Горького к труду отношение неоднозначное. Он отвергает труд рабский, неэстетический.

Оба героя высоко ценят свободу. Но их понятия о свободе несколько различаются: у Челкаша свобода ассоциируется с чувством собственности и связанного с ним чувством собственного достоинства: «Главное в крестьянской жизни — это, брат, свобода! Хозяин ты есть сам себе. У тебя твой дом — грош ему цена — да он твой. У тебя земля — и того её горсть — да она твоя! Король ты на своей земле!.. У тебя есть лицо... Ты можешь от всякого требовать уважения к тебе...». У Гаврилы понятие свободы связывается именно с богатством и возможностью делать «что хошь»: «Сам себе хозяин, пошёл — куда хошь, делай — что хошь... Ещё бы! Коли сумеешь себя в порядке держать, да на шее у тебя камней нет, — первое дело! Гуляй знай, как хошь. Бога только помни...» «Почёт, довольство, веселье!»

С темой свободы связан и образ моря. Вначале Горький рисует повседневную будничную картину большого южного торгового морского порта в знойное летнее время. Постепенно в описании нарастает авторская экспрессия: «Закованные в гранит волны моря подавлены

громадными тяжестями, скользящими по их хребтам, бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут…»

Челкаш в море чувствует себя по-настоящему свободным: «Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не прельщалась содержанием этой темной широты, бескрайней, свободной и мощной… На море в нем всегда поднималось широкое теплое чувство, которое охватывало всю его душу, очищая ее от житейской скверны. Челкаш любил видеть себя лучшим среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь теряли остроту и ценность». Сердце Челкаша открыто морской стихии, он видит в ней прежде всего красоту и мощь, которая способна очистить его «от житейской скверны» и родить в душе «могучие мечты».

Гаврила же, напротив, боится этой темной стихии, ему чуждо море. Ночью же оно вселяет в него настоящий ужас: «Этот страх был хуже страха, навеянного на него Челкашом»; «Гаврила чувствовал себя раздавленным этой мрачной тишиной и красотой и чувствовал, что он хочет скорее видеть хозяина».

Таким образом, море помогает выявить суть характеров героев: стремление к свободе одного и страх перед ней другого. И хотя Гаврила тоже мечтает о свободе, эта свобода только внешняя, мнимая, потому что связана в первую очередь с деньгами, рабом которых делается герой. В начале рассказа Челкаш ещё не знает этого, но интуитивно чувствует: он «сразу возненавидел» деревенского парня за то, «что он, этот ребёнок по сравнению с ним, Челкашом, смеет любить свободу, которой не знает цены и которая ему не нужна». Горький добавляет: «Всегда неприятно видеть, что человек, которого ты считаешь хуже и ниже себя, любит или ненавидит то же, что и ты, и, таким образом, становится похож на тебя».

Отношение к деньгам у них тоже разное. Гаврила становится жадным, униженным, «подлым рабом», когда видит множество разноцветных бумажек в руках своего напарника. Для Челкаша же это действительно бумажки, которые он быстро истратит.

Обратимся к финалу рассказа. Гаврила, чуть было не ставший убийцей, возвращается к Челкашу, чтобы попросить у него прощения и опять, как раб, ползает у его ног, целует ему руку. Что движет им? Раскаяние? Или, может быть, страх перед Богом? Скорее всего, им руководит именно страх. Что раскаяния нет, свидетельствует тот факт, что жадность оказывается сильнее стыда и Гаврила берёт деньги, а когда Челкаш уходит от него, он спокойно отправляется домой: «...Гаврила снял свой мокрый картуз, перекрестился, посмотрел на деньги, зажатые в ладони, свободно и глубоко вздохнул, спрятал их за пазуху и широкими, твёрдыми шагами пошёл берегом в сторону, противоположную той, где скрылся Челкаш».

Детали в описании его действий подсказывают, что он не испытывает угрызений совести. И тогда своё отношение к нему «высказывает» море: «Море выло, швыряло большие, тяжёлые волны на прибрежный песок, разбивая их в брызги и пену. Дождь ретиво сёк воду и землю... ветер ревел... Всё кругом наполнялось воем, рёвом, гулом...»

В своем произведении Горький отдал явное предпочтение Челкашу - человеку высоких моральных качеств, человеку, не утратившему чувства собственного достоинства ни при каких обстоятельствах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.005 с.)