Естественная Цветовая Система (NCS) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Естественная Цветовая Система (NCS)



 

NCS (англ. Natural Color System,) – цветовая модель, которая была разработана в Скандинавском институте цвета в Швеции. Она основана на шести основных цветах, предложенных в свое время Леонардо да Винчи: черный, белый, красный, жёлтый, зелёный и синий. Все остальные цвета представлены при помощи смешивания и сочетания этих шести, с учетом параметров насыщенности и яркости. Полная запись цвета описывается кодовой буквой, обозначающей версию стандарта NCS (Рисунок 58). К примеру, цвета флага Швеции описывается в NCS как 0580-Y10R (желтый) и 4055-R95B (синий). По этой записи можно понять следующее: желтый – NCS 0580-Y10R (5 % темноты, 80 % насыщенности, 90 % жёлтого и 10 % красного – слегка тёмный практически насыщенный жёлтый с лёгким оттенком оранжевого) и т.д.

Сегодня «Естественная Цветовая Система» используется в 19 странах. Она принята в качестве стандарта определения цвета в: Швеции, Норвегии, Испании и ЮАР, а также Международным управлением по цвету (International Colour Authority). Цвета в NCS каталогизированы и периодически издаются с некоторыми поправками. Последняя редакция цветового веера содержит 1950 цветов (Рисунок 59).

 

 

Рисунок 58. Система обозначений в Natural Color System

 

Несмотря на широкое применение, «Естественная Цветовая Система» имеет ряд ограничений. В частности, ее недостатками можно считать: неполное покрытие цветового пространства, неточное описание цвета блестящих поверхностей, сложность измерения без приборов. Тем не менее, система разработана как помощь в каталогизации цветов, их определения и соответствия стандарту.

 

 

Рисунок 59. Страница из каталога NCS

Все переменные в NCS определены посредством подобия. Все цвета, которые лежат на вертикальных линиях, параллельных черно-белой оси, содержат равное количество цветового тона, а все цвета в рядах, лежащих параллельно линии между белым и наблюдаемым цветом содержат одинаковую насыщенность. Цвета в рядах, лежащих параллельно линии между черным и наблюдаемым цветом предполагают одинаковую яркость [34].

 

Система Coloroid

 

Цветовая система Coloroid была разработана венгерским профессором Анталом Немчичем в Будапештском Техническом Университете в 1974 году. С августа 2000 года Coloroid был зарегистрирован как венгерский стандарт MSZ 7300 для использования в национальной архитектуре и дизайне. Немчич подчеркивает удобство его системы именно для архитектурных дизайнеров, которым нужно подбирать гармоничные соотношения цветов.

После серии исследований, в которых участвовало более 1000 человек, было отобрано 48 основных цветов, которые расположили на некотором друг от друга в основании цилиндра: 7 оттенков желтого (A10 - A16), 7 оттенков оранжевого (A20-A26), 6 оттенков красного (A30-A35), 7 оттенков фиолетового (A40 - A46), 7 оттенков синего (A50-A56), 7 оттенков холодного зеленого (A60-A66) и 7 оттенков теплого зеленого (А70-А76). Цвета в круге основания соизмеряются с угловыми расстояниями. Если рассматривать эти тона относительно системы CIE XYZ, становится видно, что наибольшее угловое расстояние между фиолетовыми и холодными зелеными оттенками, а наименьшее - между желтыми. В их чистом виде эти цвета считаются «граничными» (Рисунок 60).

Рисунок 60. Цветовая система Coloroid

 

Графическое представление системы Coloroid можно представить в виде цилиндра, состоящего из трех координат: цветность и насыщенность располагаются по горизонтали (с убыванием насыщенности к центру цилиндра), а по вертикали проходит градация яркости от черного внизу, до белого вверху. Таким образом, цилиндр заполнен цветом не полностью. Часть его координат не соответствуют никакому цвету, т.к. не все цвета, особенно синей группы, обладают яркостью в верхних частях этой фигуры.

Система Немчича наглядно демонстрирует тот факт, что по яркости цвета изначально не равны – желтые более яркие в своем чистом состоянии, а синие находятся ближе к черному.

 

Планетарная модель Альбер-Ванеля

 

«Планетарная» цветовая система была разработана французским колористом Мишелем Альбер-Ванелем в 1983. Интересной особенностью этой системы является то, что цвета в ней располагаются в соответствие с несколько иной логикой, чем во всех других системах. По мнению Альбера-Ванеля, цвет – явление не строго фиксированное, но зависящее от человеческого восприятия. Чтобы реально определить цвет, нужно, парадоксальным образом, постараться взглянуть на тона, их насыщенность и яркость сразу с нескольких точек зрения. Лучшей моделью для подобного взгляда, по его мнению, может служить система планет, освещаемых с разных точек солнечным светом и, таким образом, принимающих фактор освещения за одну из отправных точек. И действительно, давно известно такое явление, как метамерия. Метамерия – это свойство нашего зрения видеть цвет одного и того же предмета как разный, в зависимости от освещения, от источника света. И наоборот – свет разного спектрального состава может создать в нашем восприятии одинаковый цвета у предметов, который окрашены в разные тона.

Таким образом, учитывая этот эффект, а так же многие другие реальные условия, возникающие в жизни, была создана оригинальная цветовая система, делающая попытку создать что-то, что будет отвечать многофункциональности реальных естественных задач.

 

 

Рисунок 61. Планетарная система Альбера-Ванеля

 

Пространство цветовых соотношений Альбера-Ванеля неоднозначно и не сводится к единому цветовому телу, но основывается сходстве цветов по каким-то общим показателям типа: яркости, цветности, теплоте и др. Один и тот же цвет может находиться в разных местах.

Два основных полюса системы – «холодный и теплый», два дополнительных – «светлый и темный». К тому же, в качестве дополнительного измерения присутствует так же «яркий и тусклый». В центре планетарного пространства присутствует полихромическое взаимодействие, которое плавно, но не однозначно переходит к периферии в монохромное. Желтый цвет воспринимается как самый светлый, а фиолетовый – как самый темный. Насыщенные цвета группируются по вертикали, горизонтальное распределение – цветовое, в середине – царят ненасыщенные тона, к низу модели проявляется ахроматичность, а еще ниже – прозрачность и отражение. Сближение одной совокупности характеристик и принципов с другими может происходить за счет нахождения их в непосредственной близости или путем смешения.В этой системе подразумевается, что свет может меняться по интенсивности и окраске и соотношения, соответственно, так же будут тяготеть к различным зонам и располагаться иначе (Рисунок 61).


Планетарная система цветов Альбера-Ванеля была разработана как средство цветовой коммуникации в среде архитекторов и художников. Сам Альбер-Ванель говорил о некоторой возможности соответствия цветосочетаний его системы с древними мантическими система типа «Арканов Таро» и отмечал коммуникативные свойства и параллели между цветом и лингвистическими, семантическими и семиотическими структурами языковой среды [30]. Архитектурный объект, как объект информационного взаимодействия, ведет свой собственный диалог и обладает знаковой нагрузкой, составляя цветовой язык архитектуры. Планетарная цветовая система представляет собой альтернативный подход к гармонизации цветовой информации, помогая осуществлять взаимодействие с пользователем архитектурной формы.

 

Цветовая модель RGB

 

Цветовая модель RGB – является аддитивной системой, основанной на смешении красного, зеленого и синего цветов (R ed, G reen, B lue). Основное ее назначение состоит в создании и отображении изображений в электронных системах. Однако, она использовалась во многих цветовых моделях и до наступления электронной эры, в чем можно убедиться, внимательно просмотрев материал, описанный выше. Дисплеи компьютеров, телевизоров, смартфонов и всякие другие объекты вывода цветного изображения используют эту систему смешивания. Тем не менее, устройства цифровой печати типа цветных принтеров, используют субтрактивный синтез на основе модели CMYK.

Цветовая система RGB синтеза функционирует по принципу добавления цвета к изначальному черному, по принципу смешения всех последующих. Эта модель является аддитивной в том смысле, что она использует сложение (добавление) световых лучей, чтобы получить окончательный цветовой спектр. Благодаря этому принципу, три основных цвета, при смешении, образуют конечный белый цвет (Рисунок 62).

 

 

Рисунок 62. Аддитивный принцип смешения цветов

 

В этой системе, промежуточное наложение синего, красного и зеленого цветов дают соответственно: голубой, желтый и пурпурный, а пропорциональное смешивание – рождает белый. Когда интенсивность смешения всех компонентов одинакова, получается оттенок серого, более темный или светлый в зависимости от интенсивности. Когда интенсивности различаются, результатом является окрашенный оттенок, более или менее насыщенный в зависимости от разницы между самой сильной и самой слабой интенсивностями используемых основных цветов.

Цветовое пространство в системе RGB, определяется цветовым треугольником, цвета в котором могут быть воспроизведены путем смешивания основных цветов. Цвета цветового пространства CIE Lab, не входящие в цветовой треугольник RGB показаны здесь серым (Рисунок 63).

 

Рисунок 65. Соотношение охвата цветовых пространств RGB и CIE Lab

 

COLORCUBE

 

В 1998 году появилась новая цветовая система COLORCUBE, разработанная на основе цветового объемного куба. Она использует три основных цвета субтрактивного синтеза: циан (голубой), маджента (пурпурный) и желтый. В субтрактивном цветовом пространстве эти цвета добавляются к белому, в результате чего, часть длин волн поглощается, «вычитается» из белого и получается еще какой-то цвет. Таким образом, из них получаются все остальные цвета, кроме белого. Красный, поглощается голубым, пурпурный поглощается зеленым, а желтый поглощает сине-фиолетовый. Пропорциональное смешение голубого, пурпурного и желтого, дает черный цвет.

Принято считать, что художественные краски, цветовые пигменты, чернила в принтерах и др. взаимодействуют в субтрактивном цветовом пространстве. И понимание этой системы цветового взаимодействия, важно для всех тех, кто рисует, красит, работает на компьютере или что-то печатает.

Модель COLORCUBE работает в пространстве CMYK (cyan, magenta, yellow, key). Каждый цвет в этой системе определяется пересечением трех плоскостей в пространстве куба, обеспечиваясь соответствующими координатами для каждого оттенка (Рисунок 63).

 

Рисунок 63. Система COLORCUBE

 

Положение цвета в пространстве цветового куба определяет его оттенок. В субтрактивном цветовом пространстве (CMYK) белый является основой (Рисунок 64). Добавление тех или иных оттенков к первичному белому цвету уменьшает общее количество светимости (яркости, насыщенности), в результате чего свет, отраженный обратно в глаз смотрящего, меняет длину волны (тон). Добавление белого к любой комбинации основных цветов увеличивает количество отраженного света, в результате чего цвет становится светлее. Каждый цвет в системе содержит тем больше белого цвета, чем ближе он находится к белому углу куба.

 

 

Рисунок 64. Субтрактивный принцип смешения цветов

 

Систему COLORCUBE используется в практике современной колористики и в обучающем процессе. Концепции смешивания цветов, наименования цветов и цветовой визуализации упрощаются за счет использования объемного кубического цветового тала в системе трех координатных плоскостей.

Научиться ориентироваться в цветовом пространстве – это интуитивный навык, который требует большой практики, и система COLORCUBE во многом облегчает этот процесс.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ГЛАВЕ 3

 

На протяжении истории существовало множество цветовых моделей. Часть из них описана выше, а часть не вошла в этот обзор. Тем не менее, на данный момент так и не создано идеальной и адекватной модели, которую архитекторы или дизайнеры могли бы использовать для решения своих задач. Причина этого заключается в том, что восприятие цвета связано не только с объективными физическими характеристиками, но и с субъективными – зависящими от индивидуальных особенностей человеческого восприятия, культурной среды и эпохи. На сегодняшний день в архитектуре используют разные цветовые модели, разной сложности и математической организации. Критерии выбора зависят от среды, в которой существует тот или иной конкретный человек. В некоторых архитектурных школах предпочитают старинные модели, восходящие к идеям Гете, Биррена, Иттена или Клее, а в других пользуются математическим аппаратом, предпочитая более точные определения. 

Тем не менее, существует потребность в общей классификации цветов, удовлетворяемая путем использования международных цветовых каталогов, выпускаемых крупными фирмами, производящими краски и колеры, которые основываются на цветовых стандартах типа: RAL, NCS, PANTONE, Tikkurila и др.

Основные принципы, лежащие в основе современной организации цвета неизменны с давних времен:

 

- использование трех характеристик (тон, яркость, насыщенность);

- выделение условно-основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый и др.) и цветовое взаимодействие на их основе;

- дифференциация цвета по длине волны, контрасту, теплоте и др. характеристикам.

 

Эти принципы лежат в основе создания той или иной системы цветовых координат, которые задают цветовое тело в той или иной системе.

 

Подытоживая вышесказанное, хочется выразиться словами С.С. Алексеева: «Создание теорий «цветовой гармонии», так же, как и разработка норм эмоционального, либо «морально-нравственного» воздействия цветов на человека, мало продвинуло разработку теории колорита в живописи. Когда иные картины в целях экспрессии исполняются в «негармоничных» цветах, они все же не лишаются колорита» [76]. То же можно сказать и об архитектурных сооружениях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.028 с.)