Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современные цветовые изыскания и модели
В истории создания цветовых систем, имя американского художника и преподавателя Альберта Генри Манселла (1858 – 1918) является наиболее знаковым. Его цветовая система была одной из первых успешных попыток описания цвета при помощи трех координат: яркости, насыщенности и тона (Рисунок 50). Рисунок 50. Трехмерная визуализация цветовой системы Манселла
В этой системе, тон – это характеристика, соответствующая цветности. В цветовом теле Манселла, тон располагается по периметру окружности и теряет свою насыщенность к центру по цифровой шкале дифференцирующей цвет, вплоть до ахроматической вертикали в центре. Яркость тонов изменяется, как и в предыдущих моделях (см. Геринг) – от черного снизу, до белого вверху. Таким образом, вобрав в себя предыдущие разработки и изыскания, система Манселла отличается простотой и эффективностью. Цветовое тело не сводится к какой-то геометрической фигуре и имеет неправильную форму (Рисунок 51). Манселл считал, что стремление вписать цвет в какую-то симметричную конструкцию, искажает цветовые соотношения, влияя на цифровые координаты цвета. Горизонтально, выбрано пять основных цветов: синий, зеленый, желтый, красный и фиолетовый. Рисунок 51. Распределение цвета в системе Манселла
Художник написал три книги по данной теме: «A Color Notation» (1905), «Atlas of the Munsell Color System» (1915), «A Grammar of Color: Arrangements of Strathmore Papers in a Variety of Printed Color Combinations According to The Munsell Color System» (1921) [19]. Цветовая система Манселла получила международное признание и легла в основу современных цветовых разработок. Она все еще применяется в некоторых областях человеческой жизнедеятельности, например, в стандартах ANSI для определения цвета кожи и волос человека, в судебной медицине, в геологии для сравнения цвета почвы, в пивоварении для определения цвета пива.
Вильгельм Фридрих Оствальд (1853 – 1932) – русско-немецкий физик, философ, лауреат Нобелевской премии по химии. Вильгельм Оствальд также разрабатывал цветовую систему с научной и практической точки зрения. Он расположил цвета в виде двойного конуса, разделив их на сегменты. По периметру конуса располагалась градация цветовых тонов, а сердцевина распределялась от черного до белого (Рисунок 52). Он разработал несколько стандартизированных цветовых каталогов, в общей сложности на 2520 цветов, выверенных математически. Таким образом, его цветовой стандарт стал примером и отправной точкой для последующих стандартизированных атласов в других цветовых систем.
Вильгельм Оствальд создал количественную теорию цвета, шкалу порядка определения цветов, систему цветовой гармонии и атлас цветов. Немецкий цветовой стандарт RAL, разработанный в 1927 году по просьбе производителей лакокрасочной продукции, основывается на разработках Оствальда.
Рисунок 52. Цветовое тело Вильгельма Оствальда
Талантливый художник из канады Майкл Якобс (Michel Jacobs) (1877 – 1958) в 1923 году написал книгу под названием «Искусство цвета» («The Art of Color») [18], книгу, в которой он представил свою модель цветового круга (Рисунок 53) в помощь студентам художественных специальностей. Вслед за Юнгом и Гельмгольцем, Якобс выделяет три первичных цвета. У него это оказываются: красный, зеленый и фиолетово-синий. А три вторичных цвета: желтый, синий и малиновый, он расположил в виде лепестков, от центра к периферии. Таким образом, он сделал попытку интеграции аддитивных цветов в субтрактивную структуру. Якобс так же указывает на психологическое воздействие цвета и цветовых сочетаний. Рисунок 53. Цветовая модель Якобса
Врач-офтальмолог Ефим Борисович Рабкин (1895 – 1989) – один из самых недооцененных людей своего времени. Доктор медицинских наук (1940), профессор (1940), человек, воевавший в Первой мировой войне. В 30х годах он организовал лабораторию по изучению цветового зрения. Всю свою жизнь он занимался проблемами физиологии и патологии цветового зрения. Предложил классификацию врожденных расстройств и приобретенной патологии цветового зрения и разработал методику для тренировки цветового зрения. Автор уникальных работ: «Полихроматические таблицы для исследования цветового зрения», «Пигментные таблицы для исследования приобретенной патологии цветоощущения», «Таблицы для исследования контрастной чувствительности глаза» (1951) которые используются и по сей день для диагностики зрительных дефектов.
В 1956 году он опубликовал «Атлас цветов» [17], таблицы из которого позволяли измерить цвет. На листе бумаги было вырезано несколько кружков. Половина кружка была закрашена тем или иным цветом, а вторая половина была прорезана насквозь. Прикладывая лист к любому цветному изображению, можно было сравнить цвета картины, показавшиеся в прорезанных кружках с эталоном тона на самом листе таблицы. Сверяясь затем с атласом, можно было вычислить характеристики цвета, сопоставляя их с эталонными (Рисунок 54). Рисунок 54. Цветовой атлас Рабкина В основе цветовой системы Рабкина лежал объемный двойной конус. На крайних точках конуса находились белый и черный, а в середине – цвет уменьшал насыщенность по направлению к центру. В сечении, конус представляет собой серию однотонных треугольников, разных по яркости и насыщенности. В самом атласе можно увидеть разделение на 12 тонов и 45 полей одного цветового тона, а так же присутствует 10 ахроматических градаций. В цветовой системе Рабкина делается попытка количественно оценить цветность конкретного объекта, исключив при этом влияние всевозможных эффектов, контрастов и др. Тем не менее, исключить полностью все влияния не представляется возможным ни в одной и известных на сегодняшнее время цветовых систем.
Фабер Биррен (1900-1988) – один из самых плодовитых авторов, писавших о цвете. Его первая книга была опубликована в 1928 году, а последняя работа была опубликована в 1981 [20,21,22,23]. Тем не менее, на русский язык до сих пор не переведено ни одной его книги. В 1934 году он представил свою собственную цветовую систему, которую он назвал: «Рациональный цветовой круг». Цветовой круг Биррена группирует вокруг серого 13 цветов, при этом сам серый, не находится в центре. Биррен выбирает в качестве основных четыре цвета Герринга и дополняет их своими полу-тонами. Тонкие линии на его диаграмме отражают вторичные цвета, а пунктирные линии – указывают на смеси. Биррен разделяет цвета на теплые и холодные, уделяет внимание психологическим аспектам цветовых тонов. Несимметрично расположенный серый в центре, указывает на некоторый перевес теплых тонов, по отношению к холодным. Вслед за Гете, Биррен считает, что теплые цвета более динамичны и используются в искусстве и архитектуре чаще, чем холодные. Биррен вводит понятие «точки дополнения». Суть его в том, что обычные симметричные цветовые круги становятся серыми при вращении вокруг центра, тогда как цветовой круг Биррена не становится в этом случае серым, дополняя цветовосприятие.
Рисунок 55. Цветовой круг Фабера Биррена
Фабер Биррен много занимался психологией цветовосприятия. В 1934 он основал свою собственную компанию и работал консультантом по вопросам цвета и рекламы для крупнейших промышленных предприятий США. Он консультировал по вопросам психологического восприятия цвета, подбора цветов, воздействия цвета на производительность труда, роста продаж и др.
Швейцарский психолог Макс Люшер (1923 – 2017) разработал цветовой тест в 1949 году. В истории развития цветовых систем, классификаций и колористических изысканий, не последнюю роль играют психологические мотивы. Цвет в архитектуре обладает свойством влиять на человека не только психологически, но и физически. Психо-физиологическая сила воздействия цветовых тонов и их оттенков исследовалась преимущественно в XX веке.
По мнению Люшера, восприятие цвета объективно и универсально, но цветовые предпочтения являются субъективными, и это различие позволяет измерить субъективные состояния с помощью цветового теста [25, 140]. Новаторская суть исследования состояла в том, что существует корреляция между цветом и психологическим состоянием человека. На человека влияет не только сам цвет, но и его оттенки, примеси, отличающие его от основных цветов. Таким образом, наше психологическое состояние заставляет нас выбирать те цвета и оттенки, которые ему соответствуют. И наоборот – мы транслируем свое состояние через цвет, который подбираем при работе, скажем, с оформлением цветового облика здания в экстерьере или интерьере. Проблема в том, что мы не знаем, в каком психологическом состоянии мы находимся. Макс Люшер разработал тест, прохождение которого дает представление о вашем психологическом состоянии и, само по себе уже влияет позитивно на ваши цветовые предпочтения. В тесте предлагалось несколько раз, глядя на картинку, сделать выбор между двумя оттенками. Оттенки были выполнены в разных тонах – от сине-фиолетовой гаммы, до желто-коричневой. Подбор цвета в парных соответствиях принимался Люшером на основании его собственных исследований, исходя из которых, было видно, что одни оттенки цвета связаны с более негативными эмоциями, а другие – действуют позитивней (Рисунок 56).
Рисунок 56. Пример некоторых парных соответствий в тесте Люшера
Таким образом, по мысли Люшера, архитектор или дизайнер обязан задумываться о собственной психо-экологии, гармонизируя свою психику хотя бы для того, чтобы не транслировать негативные коннотации в окружающую среду и не загрязнять ее собственными эмоциями.
Генрих Фрилинг (1910 - 1996). Немецкий художник и психолог, доктор философии. Изучая влияние цвета на дизайн интерьера и упаковки товаров, Фрилинг увлекся психологией и, под влиянием идей Макса Люшера. Взяв за основу исследования немецкого практического психолога Вильгельма Вундта о психологии цветовых стимулов, теории Карла Густава Юнга, а так же психологические идеи о цвете Иоганна Гете, а также его модель цветового круга, опираясь на работы Василия Кандинского в сфере цветовой семантики, Фрилинг, создал свой собственный психологический тест в 1947 году, который он назвал «Цветозеркало». В 1949 году он открыл в Марквартштайне (Верхняя Бавария, Германия) Институт Психологии Цвета, где продолжил свои исследования и изучал возможности воздействия цвета на подсознание, применении цветовых психотехнологий в рекламе, дизайне упаковок, окраске помещений на промышленных объектах и др [138]. В отличие от теста Люшера, его система не распространилась широко и применяется не так часто.
Рисунок 57. Цветовой тест Фрилинга
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.009 с.) |