Современные цветовые изыскания и модели 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные цветовые изыскания и модели



 

В истории создания цветовых систем, имя американского художника и преподавателя Альберта Генри Манселла (1858 – 1918) является наиболее знаковым. Его цветовая система была одной из первых успешных попыток описания цвета при помощи трех координат: яркости, насыщенности и тона (Рисунок 50).

Рисунок 50. Трехмерная визуализация цветовой системы Манселла

 

В этой системе, тон – это характеристика, соответствующая цветности. В цветовом теле Манселла, тон располагается по периметру окружности и теряет свою насыщенность к центру по цифровой шкале дифференцирующей цвет, вплоть до ахроматической вертикали в центре. Яркость тонов изменяется, как и в предыдущих моделях (см. Геринг) – от черного снизу, до белого вверху. Таким образом, вобрав в себя предыдущие разработки и изыскания, система Манселла отличается простотой и эффективностью.

Цветовое тело не сводится к какой-то геометрической фигуре и имеет неправильную форму (Рисунок 51). Манселл считал, что стремление вписать цвет в какую-то симметричную конструкцию, искажает цветовые соотношения, влияя на цифровые координаты цвета. Горизонтально, выбрано пять основных цветов: синий, зеленый, желтый, красный и фиолетовый.

Рисунок 51. Распределение цвета в системе Манселла

 

Художник написал три книги по данной теме: «A Color Notation» (1905), «Atlas of the Munsell Color System» (1915), «A Grammar of Color: Arrangements of Strathmore Papers in a Variety of Printed Color Combinations According to The Munsell Color System» (1921) [19].

Цветовая система Манселла получила международное признание и легла в основу современных цветовых разработок. Она все еще применяется в некоторых областях человеческой жизнедеятельности, например, в стандартах ANSI для определения цвета кожи и волос человека, в судебной медицине, в геологии для сравнения цвета почвы, в пивоварении для определения цвета пива.

 

Вильгельм Фридрих Оствальд (1853 – 1932) – русско-немецкий физик, философ, лауреат Нобелевской премии по химии. Вильгельм Оствальд также разрабатывал цветовую систему с научной и практической точки зрения. Он расположил цвета в виде двойного конуса, разделив их на сегменты. По периметру конуса располагалась градация цветовых тонов, а сердцевина распределялась от черного до белого (Рисунок 52). Он разработал несколько стандартизированных цветовых каталогов, в общей сложности на 2520 цветов, выверенных математически. Таким образом, его цветовой стандарт стал примером и отправной точкой для последующих стандартизированных атласов в других цветовых систем.

Вильгельм Оствальд создал количественную теорию цвета, шкалу порядка определения цветов, систему цветовой гармонии и атлас цветов. Немецкий цветовой стандарт RAL, разработанный в 1927 году по просьбе производителей лакокрасочной продукции, основывается на разработках Оствальда.

 

 

 

Рисунок 52. Цветовое тело Вильгельма Оствальда

 

Талантливый художник из канады Майкл Якобс (Michel Jacobs) (1877 – 1958) в 1923 году написал книгу под названием «Искусство цвета» («The Art of Color») [18], книгу, в которой он представил свою модель цветового круга (Рисунок 53) в помощь студентам художественных специальностей. Вслед за Юнгом и Гельмгольцем, Якобс выделяет три первичных цвета. У него это оказываются: красный, зеленый и фиолетово-синий. А три вторичных цвета: желтый, синий и малиновый, он расположил в виде лепестков, от центра к периферии. Таким образом, он сделал попытку интеграции аддитивных цветов в субтрактивную структуру. Якобс так же указывает на психологическое воздействие цвета и цветовых сочетаний.

Рисунок 53. Цветовая модель Якобса

 

Врач-офтальмолог Ефим Борисович Рабкин (1895 – 1989) – один из самых недооцененных людей своего времени. Доктор медицинских наук (1940), профессор (1940), человек, воевавший в Первой мировой войне. В 30х годах он организовал лабораторию по изучению цветового зрения. Всю свою жизнь он занимался проблемами физиологии и патологии цветового зрения. Предложил классификацию врожденных расстройств и приобретенной патологии цветового зрения и разработал методику для тренировки цветового зрения. Автор уникальных работ: «Полихроматические таблицы для исследования цветового зрения», «Пигментные таблицы для исследования приобретенной патологии цветоощущения», «Таблицы для исследования контрастной чувствительности глаза» (1951) которые используются и по сей день для диагностики зрительных дефектов.

В 1956 году он опубликовал «Атлас цветов» [17], таблицы из которого позволяли измерить цвет. На листе бумаги было вырезано несколько кружков. Половина кружка была закрашена тем или иным цветом, а вторая половина была прорезана насквозь. Прикладывая лист к любому цветному изображению, можно было сравнить цвета картины, показавшиеся в прорезанных кружках с эталоном тона на самом листе таблицы. Сверяясь затем с атласом, можно было вычислить характеристики цвета, сопоставляя их с эталонными

(Рисунок 54).

Рисунок 54. Цветовой атлас Рабкина

В основе цветовой системы Рабкина лежал объемный двойной конус. На крайних точках конуса находились белый и черный, а в середине – цвет уменьшал насыщенность по направлению к центру. В сечении, конус представляет собой серию однотонных треугольников, разных по яркости и насыщенности. В самом атласе можно увидеть разделение на 12 тонов и 45 полей одного цветового тона, а так же присутствует 10 ахроматических градаций.

В цветовой системе Рабкина делается попытка количественно оценить цветность конкретного объекта, исключив при этом влияние всевозможных эффектов, контрастов и др. Тем не менее, исключить полностью все влияния не представляется возможным ни в одной и известных на сегодняшнее время цветовых систем.

 

Фабер Биррен (1900-1988) – один из самых плодовитых авторов, писавших о цвете. Его первая книга была опубликована в 1928 году, а последняя работа была опубликована в 1981 [20,21,22,23]. Тем не менее, на русский язык до сих пор не переведено ни одной его книги. В 1934 году он представил свою собственную цветовую систему, которую он назвал: «Рациональный цветовой круг». Цветовой круг Биррена группирует вокруг серого 13 цветов, при этом сам серый, не находится в центре. Биррен выбирает в качестве основных четыре цвета Герринга и дополняет их своими полу-тонами. Тонкие линии на его диаграмме отражают вторичные цвета, а пунктирные линии – указывают на смеси. Биррен разделяет цвета на теплые и холодные, уделяет внимание психологическим аспектам цветовых тонов. Несимметрично расположенный серый в центре, указывает на некоторый перевес теплых тонов, по отношению к холодным. Вслед за Гете, Биррен считает, что теплые цвета более динамичны и используются в искусстве и архитектуре чаще, чем холодные.

Биррен вводит понятие «точки дополнения». Суть его в том, что обычные симметричные цветовые круги становятся серыми при вращении вокруг центра, тогда как цветовой круг Биррена не становится в этом случае серым, дополняя цветовосприятие.

 

 

Рисунок 55. Цветовой круг Фабера Биррена

 

Фабер Биррен много занимался психологией цветовосприятия. В 1934 он основал свою собственную компанию и работал консультантом по вопросам цвета и рекламы для крупнейших промышленных предприятий США. Он консультировал по вопросам психологического восприятия цвета, подбора цветов, воздействия цвета на производительность труда, роста продаж и др.

 

Швейцарский психолог Макс Люшер (1923 – 2017) разработал цветовой тест в 1949 году. В истории развития цветовых систем, классификаций и колористических изысканий, не последнюю роль играют психологические мотивы. Цвет в архитектуре обладает свойством влиять на человека не только психологически, но и физически. Психо-физиологическая сила воздействия цветовых тонов и их оттенков исследовалась преимущественно в XX веке.

По мнению Люшера, восприятие цвета объективно и универсально, но цветовые предпочтения являются субъективными, и это различие позволяет измерить субъективные состояния с помощью цветового теста [25, 140]. Новаторская суть исследования состояла в том, что существует корреляция между цветом и психологическим состоянием человека. На человека влияет не только сам цвет, но и его оттенки, примеси, отличающие его от основных цветов. Таким образом, наше психологическое состояние заставляет нас выбирать те цвета и оттенки, которые ему соответствуют. И наоборот – мы транслируем свое состояние через цвет, который подбираем при работе, скажем, с оформлением цветового облика здания в экстерьере или интерьере. Проблема в том, что мы не знаем, в каком психологическом состоянии мы находимся. Макс Люшер разработал тест, прохождение которого дает представление о вашем психологическом состоянии и, само по себе уже влияет позитивно на ваши цветовые предпочтения. В тесте предлагалось несколько раз, глядя на картинку, сделать выбор между двумя оттенками. Оттенки были выполнены в разных тонах – от сине-фиолетовой гаммы, до желто-коричневой. Подбор цвета в парных соответствиях принимался Люшером на основании его собственных исследований, исходя из которых, было видно, что одни оттенки цвета связаны с более негативными эмоциями, а другие – действуют позитивней (Рисунок 56).

 

 

Рисунок 56. Пример некоторых парных соответствий в тесте Люшера

 

Таким образом, по мысли Люшера, архитектор или дизайнер обязан задумываться о собственной психо-экологии, гармонизируя свою психику хотя бы для того, чтобы не транслировать негативные коннотации в окружающую среду и не загрязнять ее собственными эмоциями.

 

Генрих Фрилинг (1910 - 1996). Немецкий художник и психолог, доктор философии. Изучая влияние цвета на дизайн интерьера и упаковки товаров, Фрилинг увлекся психологией и, под влиянием идей Макса Люшера. Взяв за основу исследования немецкого практического психолога Вильгельма Вундта о психологии цветовых стимулов, теории Карла Густава Юнга, а так же психологические идеи о цвете Иоганна Гете, а также его модель цветового круга, опираясь на работы Василия Кандинского в сфере цветовой семантики, Фрилинг, создал свой собственный психологический тест в 1947 году, который он назвал «Цветозеркало». В 1949 году он открыл в Марквартштайне (Верхняя Бавария, Германия) Институт Психологии Цвета, где продолжил свои исследования и изучал возможности воздействия цвета на подсознание, применении цветовых психотехнологий в рекламе, дизайне упаковок, окраске помещений на промышленных объектах и др [138]. В отличие от теста Люшера, его система не распространилась широко и применяется не так часто.

                                                                                                         

Рисунок 57. Цветовой тест Фрилинга

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.009 с.)