Древняя Греция и Средневековье 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Древняя Греция и Средневековье



ГЛАВА 3. ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИ

 

На протяжении всего исторического периода, представления о цвете менялись согласно изменениям в социально-экономическом устройстве общества и человеческой культуре, но кардинально, по крайней мере, для европейской цивилизации, все изменилось к XVII веку, вместе с возникновением научно-ориентированного подхода к объяснению этого феномена. Ньютоновское понимание природы света лежит в основе современного взгляда на цвет. С этого момента, множество знаменитых ученых, художников и философов занимаются проблемой цвета: Гетте, Рунге, Шопенгауэр, Бецольд, Шеврель, Пуркинье, Гельмгольц, Кольрауш, Моне, Сезанн, Иттен, Хельцель, Кандинский и др. Давайте немного подробнее познакомимся с наиболее важными с исторической точки зрения цветовыми моделями.

 

Ренессанс

 

Великий деятель эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452 – 1519) уловил связь между понятиями цвета и света и предложил собственную модель смешения цветов, которая вполне успешно применялась художниками на протяжении нескольких веков. Так же, он указал на несколько световых эффектов, влияющих на цветовое восприятие: взаимодействие красок и пигментов, воздушная перспектива, яркость и контраст и др.

В его палитре фигурировали следующие основные цвета: белый, чёрный, жёлтый, зелёный, синий и красный в таком порядке.

Вот как он писал об этом в своём трактате «О свете и тени, цвете и красках» [3]: «Простые цвета таковы: первый из них белый, хотя некоторые философы не причисляют ни белого ни черного к числу цветов, так как одно является причиной цветов, а другое — их лишением. Но все же, раз живописец не может без них обойтись, мы поместим их в число других и скажем, что белое в этом ряду будет первым из простых цветов, жёлтое — вторым, зелёное — третьим, синее — четвертым, красное — пятым и чёрное — шестым. Белое примем мы за свет, без которого нельзя видеть ни одного цвета: жёлтое — за землю, зелёное — за воду, синее — за воздух, красное — за огонь, чёрное — за мрак, который находится над элементом огня, так как там нет ни материи, ни плотности, где лучи солнца могли бы задерживаться и в соответствии с этим освещать».

Зеленый цвет Леонардо считал вторичным по отношению к синему и желтому, т.к. считал, что его можно получить при помощи их смешения. Тем не менее, он поставил его в один ряд с остальными, сохраняя линейную последовательность, подобную аристотелевской. На основе этих цветов, да Винчи создал одну из первых цветовых систем со времен древних греков. В этой системе черный был полноправным цветом наравне с хроматическим рядом и получался путем смешения основных цветов. Да Винчи был практиком и, в своей художественной деятельности, опытным путем устанавливал основные пропорции, соотношения и законы. И его открытия в этом направлении, изложенные в его заметках, пригодились многим художникам, вплоть до Иоганна Вольфганга фон Гете.

Джованни Баттиста де ла Порта (1535 – 1615) – итальянский алхимик и философ, ученик и помощник Микеланджело в его архитектурных работах. Экспериментировал в области оптики. В 1593 сформировал одну из первых европейских цветовых моделей.

Итальянский художник, поэт и теоретик искусства Джованни Паоло де Ломаццо (1538 – 1592), в своем трактате «Идея храма живописи» («Idea del tempio della pittura», 1590), согласовал цвета с человеческими темпераментами. Белый цвет был назначен флегматикам, желтый – холерикам, красный (цвет радости и веселья) ассоциировался с сангвиниками, а черный – делегировался меланхолическому типу в силу ассоциаций с печалью и грустью. Самым теплым цветом Ломаццо считал черный (по Аристотелю), а самым холодным – белый [32].

 

  Марк Антоний де Доминис (1560—1624) – хорватский учёный, архиепископ, теолог и крупный деятель Западной церкви, был одним из первых исследователей и экспериментаторов со свойствами света за сто лет до рождения Ньютона. Он исследовал свойства преломления света в призме и водяных каплях.

В то время как Аристотель считал, что радуга возникает при отражении солнечного света от наружных поверхностей водяных капель, рассеянных в воздухе после дождя, Доминис путем серии экспериментов, вычислил, что радуга возникает при преломлении света на их задних и внутренних поверхностях (Рисунок 8). Подвешивая стеклянные шары, наполненные водой, он освещал их солнечным светом. В результате экспериментов, в частности, была объяснена и дугообразная форма радуги.

 

Рисунок 8. Рисунки из трактата де Доминиса «De radiis visus et lucis in vitris perspectivis et iride», 1611

 

Арон Сигфрид Форсиус (1550-1637) – финский астроном-астролог и последователь учения Платона, создал свою оригинальную цветовую систему в 1611 году (Рисунок 9).

Рисунок 9. Цветовая модель Арона Форсиуса

 

В 1611 году Форсиус, в отдельном труде, изложил свои мысли о цветовой палитре, сделав вывод о том, что основные цвета можно упорядочить в виде круговой диаграммы. Вслед за Леонардо да Винчи, он считает главными два цвета: белый и черный. Все остальные цвета выводятся от этих двух первичных и располагаются между ними от светлого к темному. Его цветовая система, на сегодня считается одной из первых, графически оформленных, систем и заслуживает внимания.

 

В 1613 году фламандский математик и иезуитский священник Франсуа Ангуилониус (1567-1617) придумал систему взаимодействия, с использованием красного, желтого и синего цветов, расположив их в определенной последовательности (Рисунок 10). Его система нашла свое продолжение несколько позже, в трудах великого Гете. Ангуилониус считал, что существует некий набор «простых цветов», через которые можно, при помощи их смешения, получить все остальные. По-сути, он выделил пять основных и три дополнительных цвета, которые выводились из первых пяти.

 

 

Рисунок 10. Цветовая диаграмма Ангуилониуса была создана в 1613 году в контексте его работы по оптике.

 

В 1630 году, двадцать лет спустя после публикации трудов Арона Форсиуса, английский медик и естествоиспытатель Роберт Флуд (1574-1637) в своей книге «Medicina Catholica» создает первую полноценную модель цветового круга.

Цветовой круг Флуда разделен на семь частей по аналогии с аристотелевской линейной последовательностью. Но, в отличие от Аристотеля, Роберт Флуд выделяет черный и белый в отдельную область и располагает их рядом. А красный делает основным оппонирующим им цветом, расположив его напротив черного с белым. Остальные четыре цвета: зеленый, синий, желтый и оранжевый – оппонируют классической античной триаде, и все это взаимодействует друг с другом в цветовом круге (Рисунок 11).

 

 

 

Рисунок 11. Цветовая модель Р. Флуда

 

Технически, Флуд развивает идеи Аристотеля о стихийной сущности цветов, в основу всего закладывая дуальность черного-белого, как битвы тьмы и света. Таким образом, он затрагивает идею «яркости» и «насыщенности» - двух характеристик, так или иначе связанных с понятием «светлее-темнее» в современной колористической модели. В его модели выполнены два круга. Один круг цветной, а другой ахроматический. И все цвета в круге расположены согласно их природной яркости, в соответствии с ахроматической моделью. Его модель была ближе к изобразительному искусству своей направленностью на практическое применение. В то время изобразительное искусство, постепенно освобождающееся от религиозного влияния, испытывает необычайный подъем и потребность в методологическом обосновании возможности смешения красок. Роберт Флуд считал, что цвет должен применяться в медицинской диагностике и терапии. Он разработал систему диагностики заболеваний по цвету мочи пациента. Для того времени это было довольно нормальной и вполне безобидной медицинской процедурой.

 

Привнес свой вклад в создание цветовых моделей и знаменитый ученый Афанасиус Кирхер. В XVII веке его справедливо считали универсальным гением. И действительно, нет такой области науки, на которую он не оказал бы значимого влияния – от физики, до египтологии. К сожалению, Кирхер придерживался несколько традиционных даже по тому времени взглядов, воспринимая зарождающуюся мысль не столько в научной парадигме, сколько в алхимико-астрологической, противоречащей строго научному методу и его труды были восприняты критично последующими поколениями. Сегодня мы знаем Кирхера, скорее как, знаменитого алхимика, чем как ученого. Поддерживая идеи Платона и гностиков, он считал, что музыка и цвет связаны механикой мироздания в единый процесс (Рисунок 12). 

Его цветовая модель была также выполнена в алхимико-астрологическом ключе. Он выстроил цвета не в круг, а в спиралевидную конструкцию, которую объединил с музыкальным строем и астрологическим движением планет и созвездий. В его понимании, цвет и музыка были связаны. Мудрость древних учений, Кирхер привносит в науку о цвете. Он представляет себе цветовую шкалу, как движение священного в Египте жука скарабея по небесным сферам (на которые делится Вселенная в традиции гностиков), тем самым жук скарабей раскрывает небесные вибрации не только как «музыку сфер» (Платон), но и как цветовую тональность. Движение священного жука скарабея соединяет цвета в соответствии с музыкальным звучанием планетарных сфер, создавая технически сложную систему, в которой звуки соответствуют цвету, в музыкально-цветовой синестезии рождая гармонию и сакральное знание.

 


Рисунок 12. Musurgia Universalis Афанасиуса Кирхера

 

Соотнеся конкретный цвет с конкретным звуком, Киркэр создал прибор, в котором музыка была связана с изображением цвета, проецировавшегося на экран. Таким образом, он предвосхитил изобретение цвето-музыкальных аппаратов, какие сегодня используются на молодежных дискотеках, а так же его идеи легли в основу работы В. Кандинского в начале XX века. В своей цветовой модели, кроме белого и черного цвета, он использовал желтый, красный и синий. Зеленый цвет получался наложением желтого и синего световых потоков. Также Кирхеру приписывается создание одного из первых диапроекторов (Рисунок 13).

 

 

Рисунок 13. Диапроектор Афанасиуса Кирхера

 

Ричард Уоллер или Уэллер (1650 – 1715) был известен, как английский натуралист. Он был вице-президентом Королевского общества в то время, когда Исаак Ньютон был там президентом. Ричард Уоллер редактировал «Философские труды» этого общества с 1691 по 1695 год и выступал в качестве переводчика научных статей. Он был автором нескольких первых важных публикаций Королевского общества. Опубликовал такие статьи, как: «Описание любопытного природного устройства языка дятла» и «Каталог простых и смешанных цветов с образцами каждого и описанием их свойств» (1688) (Рисунок 14).

 

 

Рисунок 14. Страница из «A Catalogue of Simple and Mixt Colours with a Specimen of Each Colour» Ричарда Уоллера

 

В основе системы Уоллера лежали четыре основных цвета: желтый, красный, зеленый и синий. Они располагались по сторонам квадрата, образующего смеси между ними на своих диагоналях (Рисунок 15).

 

Рисунок 15. Колористическая система Ричарда Уоллера

 

Таким образом, он осуществил одну из первых попыток расположить цвета в цветовой системе не на основе круговых геометрических фигур и не в ряд, а на основе прямоугольных и диагональных позиций.

 

Система Coloroid

 

Цветовая система Coloroid была разработана венгерским профессором Анталом Немчичем в Будапештском Техническом Университете в 1974 году. С августа 2000 года Coloroid был зарегистрирован как венгерский стандарт MSZ 7300 для использования в национальной архитектуре и дизайне. Немчич подчеркивает удобство его системы именно для архитектурных дизайнеров, которым нужно подбирать гармоничные соотношения цветов.

После серии исследований, в которых участвовало более 1000 человек, было отобрано 48 основных цветов, которые расположили на некотором друг от друга в основании цилиндра: 7 оттенков желтого (A10 - A16), 7 оттенков оранжевого (A20-A26), 6 оттенков красного (A30-A35), 7 оттенков фиолетового (A40 - A46), 7 оттенков синего (A50-A56), 7 оттенков холодного зеленого (A60-A66) и 7 оттенков теплого зеленого (А70-А76). Цвета в круге основания соизмеряются с угловыми расстояниями. Если рассматривать эти тона относительно системы CIE XYZ, становится видно, что наибольшее угловое расстояние между фиолетовыми и холодными зелеными оттенками, а наименьшее - между желтыми. В их чистом виде эти цвета считаются «граничными» (Рисунок 60).

Рисунок 60. Цветовая система Coloroid

 

Графическое представление системы Coloroid можно представить в виде цилиндра, состоящего из трех координат: цветность и насыщенность располагаются по горизонтали (с убыванием насыщенности к центру цилиндра), а по вертикали проходит градация яркости от черного внизу, до белого вверху. Таким образом, цилиндр заполнен цветом не полностью. Часть его координат не соответствуют никакому цвету, т.к. не все цвета, особенно синей группы, обладают яркостью в верхних частях этой фигуры.

Система Немчича наглядно демонстрирует тот факт, что по яркости цвета изначально не равны – желтые более яркие в своем чистом состоянии, а синие находятся ближе к черному.

 

Планетарная модель Альбер-Ванеля

 

«Планетарная» цветовая система была разработана французским колористом Мишелем Альбер-Ванелем в 1983. Интересной особенностью этой системы является то, что цвета в ней располагаются в соответствие с несколько иной логикой, чем во всех других системах. По мнению Альбера-Ванеля, цвет – явление не строго фиксированное, но зависящее от человеческого восприятия. Чтобы реально определить цвет, нужно, парадоксальным образом, постараться взглянуть на тона, их насыщенность и яркость сразу с нескольких точек зрения. Лучшей моделью для подобного взгляда, по его мнению, может служить система планет, освещаемых с разных точек солнечным светом и, таким образом, принимающих фактор освещения за одну из отправных точек. И действительно, давно известно такое явление, как метамерия. Метамерия – это свойство нашего зрения видеть цвет одного и того же предмета как разный, в зависимости от освещения, от источника света. И наоборот – свет разного спектрального состава может создать в нашем восприятии одинаковый цвета у предметов, который окрашены в разные тона.

Таким образом, учитывая этот эффект, а так же многие другие реальные условия, возникающие в жизни, была создана оригинальная цветовая система, делающая попытку создать что-то, что будет отвечать многофункциональности реальных естественных задач.

 

 

Рисунок 61. Планетарная система Альбера-Ванеля

 

Пространство цветовых соотношений Альбера-Ванеля неоднозначно и не сводится к единому цветовому телу, но основывается сходстве цветов по каким-то общим показателям типа: яркости, цветности, теплоте и др. Один и тот же цвет может находиться в разных местах.

Два основных полюса системы – «холодный и теплый», два дополнительных – «светлый и темный». К тому же, в качестве дополнительного измерения присутствует так же «яркий и тусклый». В центре планетарного пространства присутствует полихромическое взаимодействие, которое плавно, но не однозначно переходит к периферии в монохромное. Желтый цвет воспринимается как самый светлый, а фиолетовый – как самый темный. Насыщенные цвета группируются по вертикали, горизонтальное распределение – цветовое, в середине – царят ненасыщенные тона, к низу модели проявляется ахроматичность, а еще ниже – прозрачность и отражение. Сближение одной совокупности характеристик и принципов с другими может происходить за счет нахождения их в непосредственной близости или путем смешения.В этой системе подразумевается, что свет может меняться по интенсивности и окраске и соотношения, соответственно, так же будут тяготеть к различным зонам и располагаться иначе (Рисунок 61).


Планетарная система цветов Альбера-Ванеля была разработана как средство цветовой коммуникации в среде архитекторов и художников. Сам Альбер-Ванель говорил о некоторой возможности соответствия цветосочетаний его системы с древними мантическими система типа «Арканов Таро» и отмечал коммуникативные свойства и параллели между цветом и лингвистическими, семантическими и семиотическими структурами языковой среды [30]. Архитектурный объект, как объект информационного взаимодействия, ведет свой собственный диалог и обладает знаковой нагрузкой, составляя цветовой язык архитектуры. Планетарная цветовая система представляет собой альтернативный подход к гармонизации цветовой информации, помогая осуществлять взаимодействие с пользователем архитектурной формы.

 

Цветовая модель RGB

 

Цветовая модель RGB – является аддитивной системой, основанной на смешении красного, зеленого и синего цветов (R ed, G reen, B lue). Основное ее назначение состоит в создании и отображении изображений в электронных системах. Однако, она использовалась во многих цветовых моделях и до наступления электронной эры, в чем можно убедиться, внимательно просмотрев материал, описанный выше. Дисплеи компьютеров, телевизоров, смартфонов и всякие другие объекты вывода цветного изображения используют эту систему смешивания. Тем не менее, устройства цифровой печати типа цветных принтеров, используют субтрактивный синтез на основе модели CMYK.

Цветовая система RGB синтеза функционирует по принципу добавления цвета к изначальному черному, по принципу смешения всех последующих. Эта модель является аддитивной в том смысле, что она использует сложение (добавление) световых лучей, чтобы получить окончательный цветовой спектр. Благодаря этому принципу, три основных цвета, при смешении, образуют конечный белый цвет (Рисунок 62).

 

 

Рисунок 62. Аддитивный принцип смешения цветов

 

В этой системе, промежуточное наложение синего, красного и зеленого цветов дают соответственно: голубой, желтый и пурпурный, а пропорциональное смешивание – рождает белый. Когда интенсивность смешения всех компонентов одинакова, получается оттенок серого, более темный или светлый в зависимости от интенсивности. Когда интенсивности различаются, результатом является окрашенный оттенок, более или менее насыщенный в зависимости от разницы между самой сильной и самой слабой интенсивностями используемых основных цветов.

Цветовое пространство в системе RGB, определяется цветовым треугольником, цвета в котором могут быть воспроизведены путем смешивания основных цветов. Цвета цветового пространства CIE Lab, не входящие в цветовой треугольник RGB показаны здесь серым (Рисунок 63).

 

Рисунок 65. Соотношение охвата цветовых пространств RGB и CIE Lab

 

COLORCUBE

 

В 1998 году появилась новая цветовая система COLORCUBE, разработанная на основе цветового объемного куба. Она использует три основных цвета субтрактивного синтеза: циан (голубой), маджента (пурпурный) и желтый. В субтрактивном цветовом пространстве эти цвета добавляются к белому, в результате чего, часть длин волн поглощается, «вычитается» из белого и получается еще какой-то цвет. Таким образом, из них получаются все остальные цвета, кроме белого. Красный, поглощается голубым, пурпурный поглощается зеленым, а желтый поглощает сине-фиолетовый. Пропорциональное смешение голубого, пурпурного и желтого, дает черный цвет.

Принято считать, что художественные краски, цветовые пигменты, чернила в принтерах и др. взаимодействуют в субтрактивном цветовом пространстве. И понимание этой системы цветового взаимодействия, важно для всех тех, кто рисует, красит, работает на компьютере или что-то печатает.

Модель COLORCUBE работает в пространстве CMYK (cyan, magenta, yellow, key). Каждый цвет в этой системе определяется пересечением трех плоскостей в пространстве куба, обеспечиваясь соответствующими координатами для каждого оттенка (Рисунок 63).

 

Рисунок 63. Система COLORCUBE

 

Положение цвета в пространстве цветового куба определяет его оттенок. В субтрактивном цветовом пространстве (CMYK) белый является основой (Рисунок 64). Добавление тех или иных оттенков к первичному белому цвету уменьшает общее количество светимости (яркости, насыщенности), в результате чего свет, отраженный обратно в глаз смотрящего, меняет длину волны (тон). Добавление белого к любой комбинации основных цветов увеличивает количество отраженного света, в результате чего цвет становится светлее. Каждый цвет в системе содержит тем больше белого цвета, чем ближе он находится к белому углу куба.

 

 

Рисунок 64. Субтрактивный принцип смешения цветов

 

Систему COLORCUBE используется в практике современной колористики и в обучающем процессе. Концепции смешивания цветов, наименования цветов и цветовой визуализации упрощаются за счет использования объемного кубического цветового тала в системе трех координатных плоскостей.

Научиться ориентироваться в цветовом пространстве – это интуитивный навык, который требует большой практики, и система COLORCUBE во многом облегчает этот процесс.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ГЛАВЕ 3

 

На протяжении истории существовало множество цветовых моделей. Часть из них описана выше, а часть не вошла в этот обзор. Тем не менее, на данный момент так и не создано идеальной и адекватной модели, которую архитекторы или дизайнеры могли бы использовать для решения своих задач. Причина этого заключается в том, что восприятие цвета связано не только с объективными физическими характеристиками, но и с субъективными – зависящими от индивидуальных особенностей человеческого восприятия, культурной среды и эпохи. На сегодняшний день в архитектуре используют разные цветовые модели, разной сложности и математической организации. Критерии выбора зависят от среды, в которой существует тот или иной конкретный человек. В некоторых архитектурных школах предпочитают старинные модели, восходящие к идеям Гете, Биррена, Иттена или Клее, а в других пользуются математическим аппаратом, предпочитая более точные определения. 

Тем не менее, существует потребность в общей классификации цветов, удовлетворяемая путем использования международных цветовых каталогов, выпускаемых крупными фирмами, производящими краски и колеры, которые основываются на цветовых стандартах типа: RAL, NCS, PANTONE, Tikkurila и др.

Основные принципы, лежащие в основе современной организации цвета неизменны с давних времен:

 

- использование трех характеристик (тон, яркость, насыщенность);

- выделение условно-основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый и др.) и цветовое взаимодействие на их основе;

- дифференциация цвета по длине волны, контрасту, теплоте и др. характеристикам.

 

Эти принципы лежат в основе создания той или иной системы цветовых координат, которые задают цветовое тело в той или иной системе.

 

Подытоживая вышесказанное, хочется выразиться словами С.С. Алексеева: «Создание теорий «цветовой гармонии», так же, как и разработка норм эмоционального, либо «морально-нравственного» воздействия цветов на человека, мало продвинуло разработку теории колорита в живописи. Когда иные картины в целях экспрессии исполняются в «негармоничных» цветах, они все же не лишаются колорита» [76]. То же можно сказать и об архитектурных сооружениях.

 

ГЛАВА 3. ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИ

 

На протяжении всего исторического периода, представления о цвете менялись согласно изменениям в социально-экономическом устройстве общества и человеческой культуре, но кардинально, по крайней мере, для европейской цивилизации, все изменилось к XVII веку, вместе с возникновением научно-ориентированного подхода к объяснению этого феномена. Ньютоновское понимание природы света лежит в основе современного взгляда на цвет. С этого момента, множество знаменитых ученых, художников и философов занимаются проблемой цвета: Гетте, Рунге, Шопенгауэр, Бецольд, Шеврель, Пуркинье, Гельмгольц, Кольрауш, Моне, Сезанн, Иттен, Хельцель, Кандинский и др. Давайте немного подробнее познакомимся с наиболее важными с исторической точки зрения цветовыми моделями.

 

Древняя Греция и Средневековье

 

В философской мысли древней Греции, к вопросам, связанным с цветом, обращались многие философы: Пифагор, Эмпедокл, Демокрит, Платон, Филон Александрийский и др.   

Великий философ, математик, мистик, создатель религиозно-философской школы Пифагор был одним из самых величайших и загадочных философов. Среди прочего он занимался и колористикой. Математику, астрономию и теорию музыки он связал с вопросами цвета и света. К сожалению, Пифагор не оставил после себя письменных источников. Информация о его жизни и учении основывается на работах более современных философов, трудах гностиков, алхимиков и мистиков средневековья. 

В философии Платона цвета были проявлением солнечного света (источника абсолютного знания), его блеска. Яркость, блеск и цвет для него – одни и те же субстанции. Из глаз человека солнечные лучи (накопленные там, в качестве определенной стихии) изливаются в окружающую среду в форме излучения и, сталкиваясь с предметами, которые в свою очередь обладают некоторым подобным излучением, возвращаются обратно в глаза, передавая информацию об этих предметах, насытив объекты цветом. Для древних греков цвет – это не просто характеристика света, цвет характеризует качества самой вещи, предмета или стихии из которой он исходит. Подобная концепция была весьма развита и легла в основу геометрической оптики, разрабатываемой Евклидом. Надо отметить, что даже Р. Декарт (в XVI веке), а так же М. Ломоносов (в XVIII), пользовались этой теорией [11].

Первыми исследованиями природы цвета занялся Аристотель в IV веке до н.э. Он считал, что все цвета – это свет разной степени прозрачности по отношению к белому цвету-свету. Понятия цвета и света у него были не равнозначны. Цвет был вторичен и возникал как следствие потока света, преимущественно белого. Таким образом, черный у него был не цветом, и даже не отсутствием цвета, но отсутствием света как такового, т.е. темнотой, а все оттенки серого – просто затемнением. Цвет у древних греков воспринимался как следствие «освещения светом» и, с наступлением сумерек, исчезал вместе с заходящим солнцем.

Аристотель наблюдал за цветом через цветные стекла. Создавал цветные лучи, которые он проецировал на белую стену, экспериментируя со смешением цветов, с наложением этих цветов друг на друга и получением дополнительных оттенков. Простыми цветами он считал белый, черный и желтый. Все цвета, так или иначе, возникали из взаимодействия природных стихий. В частности, он считал, что зеленый свет получается при помощи наложения желтого и черного, точно так же, как стихии земли (черный) и солнца (желтый) рождают растения (зеленый), а фиолетовый у него получался в результате смешения желтого с белым. В результате размышлений и экспериментов, Аристотелем была принята первая линейная цветовая шкала, в которой он расположил все цвета – от белого к черному (Рисунок 5). Тем не менее, фиолетовый там был где-то посредине между красным и зеленым [13].   

Подобная линейная последовательность, с незначительными изменениями, просуществовала до ньютоновской эпохи. 

 

 

Рисунок 5. Аристотелевская интерпретация цветовой модели

 

 

Учение Пифагора необычайно распространилось в эпоху поздней античности (II – V вв. н.э.), а затем набирает силу позднее, в средневековой Европе в период Ренессанса. Всевозможные гностические секты, алхимические ордена и религиозные братства передавали тайные знания пифагорейцев, наполняя их различными смыслами, создавая свои собственные учения. Все эти теории объединяла идея взаимосвязи между музыкальной гаммой, математикой и цветом. По аналогии с семью нотами делались попытки выстроить семь цветов, подчинив их некоторым математическим закономерностям, увязав (желательно) со «знаками зодиака» и «небесными сферами». Нечто подобное пифагорейской мудрости в отношении нумерологических представлений о цвете можно наблюдать и в зороастрических мифах древнего Ирана.

Все это, так или иначе, оказало влияние на построение цветовых моделей у средневековых алхимиков. Цвет играл огромную роль в алхимии – специфической области средневекового знания, основанного на магических, астрологических представлениях более древних эпох. Астрология в те времена заменяла собой астрономию и являлась учением о воздействии звезд на судьбы народов и отдельных людей. Согласно алхимико-астрологическим представлениям, звезды связаны со стихиями земли, огня, воды, воздуха и металла (дерева). Каждой из стихий соответствует свой цвет. Таким образом, цвет непосредственно влияет на все, что происходит в жизни людей. Цвет соответствовал и каждому знаку зодиака (Рисунки 6,7).

 

.

 

Рисунок 6. Страница из книги Tyrocinium Chymicum Жана Бегена, 1620

 

Рисунок 7. Рисунок из атласа Harmonia Macrocosmica, 1660

 

 

Альгазен (Альхазен) (965 – 1039) арабский учёный-универсал: математик, механик, физик и астроном – одним из первых в средневековье занялся изучением вопросов человеческого зрения и восприятия глазом цвета. Ему принадлежит фундаментальный труд по оптике: «Книга оптики» в семи томах. Альгазен, в некоторой полемике с древнегреческими философами, выдвинул свою теорию зрительного восприятия, согласно которой, световые лучи испускаются предметами и попадают в глаз, где формируют изображение и цвет. Аль-Газеном были изучены такие феномены, как бинокулярное зрение, смешение цветов, контраст и т. д. Он говорил о том, что для зрительного восприятия предметов, нам необходимо перемещение глаз с изменением зрительных осей. Таким образом, становилось понятным, что наше зрение зависит от оптических законов и управляется нашим организмом.

Роберт Гроссетест (1170 —1253) был одним из основателей оксфордской философской и естественнонаучной школы, канцлером Оксфордского университета, епископом Линкольна [1]. В своем трактате «О свете или о начале форм» (De luce seu de inchoatione formarum) он говорит о свете, как о первичной структуре, которая создает все остальные вещи и формы существующего мира. Владея арабским и греческим, Гроссетест переводил труды Аристотеля, Авиценны и других мыслителей на латинский, и был убежденным сторонником их идей в естественной науке того времени, предвосхитив концепцию «научного метода» на многие столетия. Его идеи касались вопросов физической оптики и природы света. В частности, он предложил цветовую модель, в которой основные цвета (желтый, красный, зеленый и синий) находятся между белым и черным. Таким образом, черное и белое, смешиваясь в определенных пропорциях, создает все остальные цвета. В его палитре было произведено разделение на два типа цветовых отношений: ахроматические и хроматические. Хроматические цвета создавались из ахроматической шкалы.

В конце XII века, доминиканский монах, философ, богослов и естествоиспытатель Дитрих фон Фрайберг (1250 – 1310), проводя наблюдения над облаками, пришел к выводу, что облака бывают всего четырех цветов: синего, красного, желтого и зеленого. Смешение этих облаков на грозовом небе дает все другие цвета.

Один из основоположников европейской архитектуры Леон Батиста Альберти (1404 – 1472) в своем трактате «О живописи» (1435) [2], уделяет внимание работе с цветом и выделяет палитру основных цветов. Освободившись от теологического подхода, впервые в истории европейской цивилизации, он говорит об искусстве с точки зрения научной практики и воспринимает цвет, как объективный фактор, независящий от индивидуальной трактовки, но существующий на основе конкретных природных факторов и законов.

В его системе, четыре основных цвета (зеленый, желтый, синий и красный) расположены на углах прямоугольника. Над прямоугольником находится белый, снизу – черный. Изменяясь выше или ниже, эти цвета становятся темнее или светлее, и смешиваются между собой на гранях прямоугольника.

Католический священник, философ и астролог Марсилио Фичино (1433 – 1499) –основатель флорентийской Платоновской академии, согласно представлениям Платона, увлекался метафизическими обоснованиями концепции природы света и цвета. Для него свет был духовной субстанцией, а тьма – символом нечистой, природной, материальной силы. Цвет, по Фичино, трактуется в духе идей платоников, как идеальная первооснова для проявления стихий: черный – это земля или материя, синий – небо или воздух и т.д. Белый цвет – цвет духовного просветления, божественного откровения, духа. Эти идеи проявились в воззрениях католических философских школ, а так же в работах архитекторов и художников эпохи Возрождения  [31].

Итальянский философ Бернардино Телезио (1509 – 1588) в своем труде «Происхождение цветов» («De colorum generatione», 1570), пробует дифференцировать цвет на теплые и холодные тона, трактуя оттенки исходя из их материальных свойств. Тепло и холод, соответственно, исходят из огня (теплый, красный) и воды (холодный, синий).

 

Ренессанс

 

Великий деятель эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452 – 1519) уловил связь между понятиями цвета и света и предложил собственную модель смешения цветов, которая вполне успешно применялась художниками на протяжении нескольких веков. Так же, он указал на несколько световых эффектов, влияющих на цветовое восприятие: взаимодействие красок и пигментов, воздушная перспектива, яркость и контраст и др.

В его палитре фигурировали следующие основные цвета: белый, чёрный, жёлтый, зелёный, синий и красный в таком порядке.

Вот как он писал об этом в своём трактате «О свете и тени, цвете и красках» [3]: «Простые цвета таковы: первый из них белый, хотя некоторые философы не причисляют ни белого ни черного к числу цветов, так как одно является причиной цветов, а другое — их лишением. Но все же, раз живописец не может без них обойтись, мы поместим их в число других и скажем, что белое в этом ряду будет первым из простых цветов, жёлтое — вторым, зелёное — третьим, синее — четвертым, красное — пятым и чёрное — шестым. Белое примем мы за свет, без которого нельзя видеть ни одного цвета: жёлтое — за землю, зелёное — за воду, синее — за воздух, красное — за огонь, чёрное — за мрак, который находится над элементом огня, так как там нет ни материи, ни плотности, где лучи солнца могли бы задерживаться и в соответствии с этим освещать».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.136.165 (0.122 с.)