Виды изд-к, зависящих от объема производимой продукции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды изд-к, зависящих от объема производимой продукции



ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

 (неэкон.спец-сти)

.                         ТЕМА 1. Издержки производства и прибыль

    Каждый производитель стремится к увеличению прибыли, к большей доходности. Прибыль «зажата» м/у двумя переменными величинами (см.рис).

Прибыль
  Изд-ки  

Различают два понятия: себестоимость и стоимость товар. Если учитывают только величину издержек, то это – себестоимость.

Если же издержки учитывают вместе с величиной прибыли – стоимость товара.

                                         

    Чем выше цена (Р) и ниже издержки, тем больше прибыли. Следовательно, 2 пути к повышению доходности бизнеса.

1. – вложение К в наиболее выгодные сферы х-ва. Здесь гл.роль играет маркетинг (реализация, сбыт - система мер, направленных на подчинение данного пр-ва рыночным требованиям и предполагающая изучение рынка, поиск в нем своих «ниш», анализ D и S, определение товарного ассортимента и ценовой пол-ки и т.д.  заповедь маркетологов: производить то, что продается, а не продавать то, что производится.

2. – всемерное снижение издержек пр-ва, т.е. себест-сти продукции. Для этого необходимо знать стр-ру и виды изд-к.

Понимание экономистами изд-к основывается на факте редкости ресурсов и возможности их альтернативного использования. Поэтому выбор определенных ресурсов для пр-ва какого-то товара означает невозможность пр-ва какого-то альтернативного товара (вмененные изд-ки).

Рассмотрим изд-ки с позиции отдельной фирмы. Экономич-е издержкиэто те выплаты, которые фирма обязана сделать, или те доходы, которые фирма обязана обеспечить поставщику ресурсов для того, чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в альтернативных пр-вах. Эти выплаты могут быть либо внешними, либо внутренними. Различают: бухгалтерские и экономические издержки.

  Бухг.изд. – осущеcтвленные в денежной форме фактические расходы, связанные с осуществлением пр-ва.

Эконом.изд-ки (вмененные) – ст-сть всех отвлекаемых для данного пр-ва ресурсов, т.е. затраты собств-х неоплаченных ресурсов.

Экономические издержки = явные (бухгалтерские, внешние) затраты + неявные (внутренние) затраты.

Традиционные составляющие внутренних издержек, измеряемых альтернативной стоимостью используемых товаров:

§ затраты собственных материалов предпринимателя;

§ затраты его капитальных ресурсов;

§ затраты принадлежащих ему финансовых ресурсов;

§ затраты труда собственников бизнеса, измеряемые возможной заработной платой или прибылью (нормальной прибылью) в случае, если бы они оставили данный бизнес.

 

Денежные выплаты за ресурсы,               изд-ки, связанные с использованием

полученные со стороны (оплата труда,   фирмой своих собственных (внутр.)

поставок сырья, материалов, энергии, тр-х ресурсов. Они не оплачиваются и не

финансовых, юридических и т.д.)            отражаются в бухг. отчетности.

Бухг.учет
                                                                     (упущенная выгода: R, %, W

                                                                     менеджера - образ-т норм. при быль).

 

 

    Экономисты рассматривают нормальную прибыль (она д.б. не меньше R, %, W, потерянных при открытии своего бизнеса) как элемент изд-к пр-ва. И только доход, полученный сверх норм.прибыли наз-ся чистой прибылью или экономич-й прибылью и не входит в издержки.

    Различия в величине бухг. и эконом. изд-к приводят к количественному несовпадению бухг. и эконом. прибыли. Бухг. прибыль – совокупная выручка за вычетом бухг. изд-к.

Экономич. прибыль – разница м/у совокупной и экономическими изд-ками. Она меньше бухг-й на величину неявных изд-к и нормальной прибыли.

Экономическая прибыль   = выручка (явный доход) – явные издержки - неявные издержки = чистая прибыль. Экономическая прибыль – доход, полученный сверх нормальной прибыли. Именно она является критерием эффективности использования имеющихся у предприятия ресурсов.

    Различают несколько видов экономической прибыли.

Валовая прибыль (T П) – разность между валовой выручкой и валовыми издержками: .

Средняя прибыль (АП) – это прибыль на одну единицу, т. е. частное от деления валовой прибыли на объём продаж: АП = ТП: Q.

Предельная прибыль (МП) – прирост прибыли в расчёте на единицу прироста дополнительной единицы продукции.

Нормальная прибыль – минимальная плата, необходимая для того, чтобы удержать предпринимательский талант в рамках данного предприятия. Её рассматривают как прибыль наилучшего из возможных применений предпринимательской способности. Она появляется в том случае, когда общая выручка равна экономическим издержкам.

Чистая прибыль – прибыль после возмещения всех затрат (до вычета налогов или после вычета налогов)

Балансовая прибыль – разница между выручкой от реализации продукции и суммой материальных затрат, амортизации и заработной платы.

В теории фирмы важную роль играет фактор времени. Различают:

§ краткосрочный период – это отрезок времени, в течение которого все факторы являются переменными.

§ долгосрочный период – это отрезок времени, в течение которого все факторы являются переменными.

 

Это разграничение важно для анализа издержек и поведения фирмы.

Постоянные издержки (FC) – это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением производства.

Переменные издержки (VC) – это издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объёма производства.

Общие издержки (ТС) – сумма постоянных и переменных издержек фирмы в связи с производством продукции в краткосрочный период.

Предельные издержки (МС) – это приращение совокупных издержек, вызванное бесконечно малым увеличением производства (на одну единицу).

Трансакционные издержки – это издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные с поиском информации, затраты на ведение переговоров, работу по измерению свойств товара (услуги), издержки по спецификации и защите прав собственности, а также затраты, связанные с определением оппортунистического поведения контрагентов.

Невозвратные (необратимые) издержки – это те, которые уже были произведены, и вернуть которые назад не представляется возможным. При принятии решений во внимание их принимать не надо.

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

1) Найти коэффициент прямой эластичности спроса по цене и сделать вывод о характере спроса и изменении общих расходов, если известно, что при цене 10 р. объем спроса составит 30 тыс. единиц в месяц, а при цене 15 р. – 20 тыс. единиц.

Решение.

Вывод. Единичная эластичность: спрос растет и снижается с тем же темпом, что падает и растет цена. Если цена уменьшится или возрастет, то общие расходы не изменятся.

 

2) Дана функция спроса на автомобили:   

где: QDA – объем спроса на автомобили, тыс. штук;

    РА – цена автомобиля, тыс. р. за штуку;

    РБ – цена бензина, тыс. р. за 10 тонн.

    Найти коэффициент перекрестной эластичности спроса на автомобили по цене бензина, если РА = 250 тыс. р. за штуку. РБ = 125 тыс. р. за 10 тонн (предположим, что одному автомобилю на весь срок службы требуется в среднем 10 тонн бензина). Сделать вывод о типе связи между товарами.

 

Решение.

                                         

Подставим полученные значения в формулу:

             

    Вывод. Автомобиль и бензин являются взаимодополняемыми товарами, поскольку  < 0.

3) Спрос населения на картофель характеризуется следующими показателями эластичности:

· по цене ЕР (D) = -0,5; по доходу Е I (D) = +0,3.

В будущем году общий уровень цен не изменится, доходы населения увеличатся на 4%, а цена картофеля возрастет на 5%, На сколько процентов изменится объем спроса на картофель?

Решение. Изменение спроса за счет роста цены:

(-0,5)*5% = -2,5%.

Изменение спроса за счет увеличения доходов:

                       (+0,3)*4% = +1,2%.

    Общее изменение спроса: -2,5% + 1,2% = -1,3%.

 

4) Определить функцию суммарного (рыночного) спроса на основании данных об индивидуальном спросе:

Q (1) = 40 – 8Р при Р≤ 5 и 0 при Р >5;

Q (2) = 70 – 7P при Р≤ 7 и 0 при Р >7;

Q (3) = 32 – 4P при Р≤ 8 и 0 при Р >8.

 

а) Вывести уравнение кривой спроса аналитически.

б) Как вы думаете, какая из указанных групп потребителей богаче? Можно ли сделать однозначный вывод?

Решение:

а) Q = Q (1) + Q (2) + Q (3) = 142 – 19Р при 0 ≤ Р ≤5;

    Q = Q (2) + Q (3) = 102 – 11Р                      при 5 < Р ≤7;

    Q = Q (3) = 32 – 4Р                             при 7 < Р ≤8;

    Q = 0                                                    при Р > 8.

б) Третья группа потребителей согласна платить самые высокие цены. Например, при Р = 7,5 первые две группы перестанут покупать, а покупатели третьей группы купят две единицы (32 – 4*7,5 = 2). Но однозначного вывода о том, что в третью группу входят самые богатые покупатели, сделать нельзя, так как мы не знаем ни их дохода, ни других прямых и косвенных признаков богатства.


Исследуем теперь изменение спроса на товар Б:

 

Таким образом, при новой цене будет продано примерно 942 единицы товара Б.

 

   

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Предложение (англ. supply) – это желание и возможность производителя продать (предложить) потребителю определенные блага.

Величина (объем) предложения это определенное количество товара, которое производители желают и готовы предложить к продаже на рынке по определенной цене, в определенное время и в определенном месте.

Понятие величины предложения введено для того, чтобы отличить изменение предложения в ответ на изменение цены от реакции предложения на иные (неценовые) факторы.

Кривая предложения ( функция предложения от цены ) показывает зависимость величины предложения от цены при прочих равных условиях. Зависимость прямая.

Закон предложения выражает функциональную зависимость предложения от цены. Он гласит: предложение тем выше, чем выше цена товара.

Данную зависимость, отражающую сущность закона предложения, принято отражать в экономической теории тремя методами.

Табличный метод (с помощью построения шкалы предложения). Шкала предложения – это ряд взаимодействующих значений цены Р S и объема предложения QS.

Пример шкалы (таблицы) предложения.

 

Ps 1 2 3 4 5 6 7
Qs 2 5 8 10 16 20 26

Алгебраичный (при помощи определения функции предложения). Функция предложения может быть прямой, в этом случае Q s – функция,

Р - аргумент; или обратной, в этом случае P s – функция, а Q - аргумент.

При линейной зависимости Q s = KP – b – прямая функция предложения.

Графический метод (построение графика предложения). График (кривая) предложения – это геометрическое место взаимно соответствующих точек цены и объема предложения. При прямой зависимости график выглядит так (рисунок 6):

 

 


Рисунок 6 – График предложения

          Неценовые факторы предложения. На сдвиг кривой предложения влияют: цены факторов (ресурсов) предложения, новые технологии, изменения в финансовых взаимоотношениях между государством и производителями (налоги, субсидии …), уровень цен на товары-заменители, ожидания производителей, количество фирм, работающих на рынке.

Влияние фактора производства на объем данного предложения выражает категория эластичности предложения.

Эластичность предложения по цене характеризует увеличение (уменьшение) предложения при росте (снижении) цены на 1%. Эластичность предложения может вычисляться как точечная, так и дуговая. Формулы используются те же, что и для эластичности спроса. Коэффициент эластичности предложения является величиной безразмерной и положительной (рисунок 7).

 

    Qs (P) - функция или кривая предложения

                                                                                Ps (Q) - обратная функция предложения

    

 

                                                               величина предложения Qo при данной цене Po

 

 

Рисунок 7 - Основные понятия, связанные с предложением

 

 

 - коэффициент эластичности предложения

Q - количество от англ. (Quantitu)

 

Изменение предложения зависит от времени в большей степени, чем спрос. Различают три периода времени: «мгновенный», «краткосрочный», «долгосрочный». Некоторые экономисты используют два или даже четыре временных интервала.

В «мгновенный» период все факторы производства неизменны.

В течение «краткосрочного» периода хотя бы один из факторов производства остается неизменным. В «долгосрочный» период все факторы рассматриваются как переменные.

Альтернативная стоимость (смотреть тему 1) определяет предложение. Это касается найма рабочей силы, покупки сырья, оборудования.

Большое влияние на объем предложения оказывают налоги, дотации, субсидии.

Налоги обязательные сборы, взимаемые государством без встречных обязательств с физических и юридических лиц. Дотации или субсидии представляют собой адресные выплаты или натуральные взносы производителям и потребителям. Они сдвигают кривую предложения влево или вправо. Дотации потребителям увеличивают спрос, т. е. ускоряют реализацию товаров и способствуют росту предложения.

Рассмотрим влияние налогов на предложение.

Налог на добавленную стоимость для большинства товаров составляет в России 18% от добавленной стоимости. Чисто технически он при данной ставке составляет  1/7 часть от цены. Допустим, доля добавленной стоимости в начальной цене товара составляет X, тогда налог при ставке 18% будет 0,18 X. Если взять старую цену за единицу, то новая цена составит (1+0,18) X, а процент НДС от X будет равен (0,18 X / (1+0,18) X)∙100% = 15,25, т.е. 1/7.

Поэтому при введении НДС предложение сдвигается следующим образом:   QS (P) OS (P ∙100/100+ T), где Т – ставка НДС в процентах.

Графически это можно представить следующим образом (рисунок 8).

 

  

 

 

Рисунок 8 – Последствия влияния введения налога на объем предложения

Акцизы – это налоги, устанавливаемые на отдельные товары и услуги по тем или иным причинам. Они могут быть потоварными налогами, т.е. налогами, ставка которых определена в расчете на единицу товара или адвалорными, т.е. начисляться в процентах от отпускной цены производителя.

Пример: акциз составляет 200% от цены производителя, это означает, что продажная цена составляет не меньше 300% от отпускной цены производителя. При введении акциза сдвиг предложения описывается формулой      Qs (P) Qs (P ∙(1 + T), где Т - ставка акциза, выраженная в долях.

Дотации производителям. Потоварные дотации производителям можно рассматривать как потоварный налог наоборот: Qs (P) Q (Р+ T), где Т - величина дотации или субсидии, выплачиваемой или компенсируемой производителю другим способом.

Если налоги или дотации вводятся на всем народном хозяйстве, то их влияние на предложение на отдельных рынках предсказать трудно. Кривая предложения при введении дотации сдвигается вправо (рисунок 9).

 


  

 

Рисунок 9 – Последствия влияния дотации на объем предложения

 

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

 

1) Как объясняется предложение через альтернативную стоимость? Перед вами подсказка. Допустим, что три знаменитых мушкетера имеют следующие возможности выбрать вариант приложения своих сил, говоря современным языком, устроиться на работу и получать зарплату (з/пл в месяц в ливрах).

 

Атос   Портос   Арамис  
Альтернатива з/пл, ливры Альтернатива з/пл, ливры Альтернатива з/пл, ливры
Перейти на службу  к кардиналу 300 Перейти на службу к кардиналу 300 Перейти на службу  к кардиналу 300
Вернуться в свое графство, что принесет увеличение дохода от поместья   200   Выгодно жениться 400   Устроиться аббатом 500

 

Постройте шкалу предложения труда для такой «фирмы», как «Полк королевских мушкетеров», если дело решают не вопросы чести, а «презренный металл». Обратите внимание, что фирма «Кардинал», совсем как современная крупная фирма, устанавливает ставки заработной платы не индивидуально, а в соответствии со штатным расписанием.

Решение. Английская пословица гласит: «Цена человека – его зарплата». Используя понятие альтернативной стоимости, уточним: «Цена человека равна максимально возможной его зарплате». Таким образом, «цена» Атоса – 300 ливров в месяц, Портоса – 400, Арамиса – 500. Поэтому шкала предложения труда трех мушкетеров выглядит так.

 

Цена (зарплата), ливры до 300 от 300 до 400 от 400 до 500 от 500 и выше
Величина предложения 0 1 (Атос) 2 (и Портос) 3 (и Арамис)

 

Ясно, что нанять каждого мушкетера можно будет, лишь заплатив ему больше, чем он может получить в лучшем случае в другом месте.

 

2) Функция предложения задана уравнением Qd = 6 P – 3000 при P >700.

а) Выведите формулу точечной эластичности этой функции предложения.

б) При какой цене эластичность предложения по цене составит 2?

в) В интервале цен от 900 до 1000, при какой цене эластичность будет максимальной?

Решение.

а) E s = :

Ответ: а) E s = .    б) При Р = 1000 эластичность E s = 2.

в) Эластичность предложения максимальна при Р = 900 и равна 2,25.

 

 

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к равновесной рыночной цене, равенству объемов спроса и предложения.

Равновесие на рынке достигается при равенстве величин спроса и предложения. На графике (рисунок 10) равновесию соответствует точка пересечения кривых спроса и предложения (Е).

 

 

 


                                      Р

                                     

 

                                                    

                                                    

 

Рисунок 10 - Равновесие на рынке

 

Точка Е (Q E; Р E) называется точкой равновесия, где в точке равновесия Р E = P s = P D, Р E - равновесная цена, P s – цена предложения, P D – цена спроса.

Это значит, что Q E = Q s = Q D, где Q E – равновесный объем, Q s – равновесное предложение, Q D – равновесный спрос.

Равновесная цена цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкуренции, т.е. продавец согласен продать товар по этой цене, а покупатель купить его. Хотя интересы продавцов и покупателей диаметрально противоположны, в одной позиции они совпадают – это точка Е. Цена Р E называется равновесной ценой.

Равновесие на рынке может сохраняться, потому что существуют экономические силы, возвращающие к нему. Предположим, что цена Р 1 устанавливается выше цены равновесия Р E. В таком состоянии предложение Q s превышает спрос Q D. Продавцы не могут реализовать свою продукцию и начинают бороться за покупателя. Их конкурентная борьба приводит к снижению рыночной цены, которая может вернуться к состоянию равновесной цены Р E (рисунок 21).

 

 


Рисунок 11 – Устойчивое рыночное равновесие

 

В условиях рыночной спонтанности цена может упасть ниже равновесного состояния Р E до P 2. Теперь спрос стал больше предложения. За товар борются покупатели, подталкивают P 2 к росту до Р E.

Итак, рыночное равновесие существует в результате постоянного нарушения и восстановления равенства между спросом и предложением. Это динамическое, устойчивое равновесие.

Рассмотрим изменение спроса и предложения и его влияние на рыночное равновесие.

Сдвиг кривой спроса может быть в двух направлениях: увеличения (D 1) и уменьшения (D 2) (рисунок 12).


 

 

 


Рисунок 12 - Изменение рыночного равновесия при различных сдвигах

кривой спроса

 

В краткосрочном периоде при неизменном предложении (S) рост спроса (D) приводит к увеличению цены (Р 1) и объема продаж (Q 1). Падение спроса вызывает снижение цены (P 2) и объема продаж (Q 2)

Сдвиг кривой предложения при неизменном спросе также вызывает реакцию конкурентного рынка (рисунок 13).

 

Рисунок 13 - Изменение рыночного равновесия при различных сдвигах

кривой предложения

 

  При постоянном спросе рост предложения приводит к снижению цены (Р 1) и повышению объема продаж (Q 1). Уменьшение предложения вызывает рост цены (Р 2) одновременно с сокращением объема продаж (Q 2).

Одновременное изменение спроса и предложения (рисунок 24). Одновременное изменение спроса и предложения, если мы не знаем силу этих изменений, даст неполную информацию о характере реакции рынка. Однозначная реакция наблюдается только по одному параметру – либо по цене, либо по объему продаж. Второй параметр может измениться в любую сторону.

 

Новая точка равновесия S - предложение D - спрос Р - цена Q – объем продаж
1 - - ? -
2 - + + ?
3 + + ? +
4 + - - ?

 

 


 

 

 


Рисунок 14 – Одновременное изменение спроса и предложения

 

На шкале  рисунка 14:

«-» означает уменьшение величины соответствующей характеристики рынка;

«+» означает возрастание величины соответствующей характеристики рынка;

«? » означает неопределенность изменения величины соответствующей характеристики рынка.

Состояние рыночного равновесия определяется не только взаимодействием ценовых факторов. Пытаются регулировать рынки, воздействуя на цену, объем продаж, чиновники, политики. В результате либо продавец, либо покупатель ставятся в более выгодное положение, чем при свободном ценообразовании. Государственные органы могут прямо или косвенно влиять на рыночное равновесие.

Прямое вмешательство государства означает установление фиксированных цен, либо установленных предельных цен (max, min) на конкурентных рынках. Прямым вмешательством является введение карточек, талонов и прочих атрибутов прямого распределения благ.

При косвенном вмешательстве государство воздействует только на спрос или предложение и использует рыночный механизм для достижения своих целей:

· изменяя некоторые налоги, такие, как акцизы и общие косвенные налоги (вмененный налог, налог на добавленную стоимость), воздействует на предложение;

· вводя дотации производителям, увеличивает предложение;

· предоставляя субсидии потребителям, тем самым увеличивает спрос;

· управляя запасами в то время, когда товар относительно дешев, государственные учреждения могут накапливать его запасы, делая закупки на рынке, а в период повышения цен – расходовать;

· осуществляет валютное регулирование, изменяя импортные пошлины и вводя иные импортные ограничения и стимулируя экспорт.

Предельные (фиксированные) цены. Равновесный объем продаж является максимально возможным на свободном рынке. Любая директивно устанавливаемая цена, не равная цене равновесия, уменьшает объем продаж. В результате установления равновесия выигрывают и потребители и производители.

Допустим, идя на рынок, вы собираетесь купить 30 кг яблок и считаете цену 50 р. за килограмм предельно высокой, т. е. максимальной ценой, при которой вы все же купите яблоки. Купив хорошие яблоки по 40 р., вы будете считать, что сохранили (приобрели, получили прибыль – ваша терминология в данном случае несущественна) 10 р. в расчете на каждый килограмм купленных яблок. В результате общая выгода покупателя составила 30 р. Эту сумму экономическая теория именует потребительским излишком (consumer’s surplus).

 

Потребительский излишек – это разница между максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за определенное количество товара, и той реальной ценой, которую он заплатил фактически.

 


           

 

Рисунок 15 - Потребительский излишек

 

На рисунке 15 показано, что покупательница готова платить за первое яблоко не более 38 р., а за седьмое – уже не более 26 р. В данном случае рыночная цена равна 20 р., таким образом, покупательница покупает 10 яблок и платит 200 р. Разность между той суммой, которую она фактически платит (за все 10 яблок), и той максимальной ценой, которую она готова заплатить, является потребительским излишком.

 

Он равен: 200 р. – 110 р. = 90 р. 90 р. = 20 + 18 + … + 15 + … +2.

Излишек производителя это разность между тем, что производители фактически получают за единицу товара и тем минимумом, который они готовы за него получить.

 

                                                                                             

 


 

 


Рисунок 16 - Излишек потребителя, издержки и излишек производителя

 

   Налоговое бремя потребителя. При введении налога, вызывающего уменьшение предложения, выгода от покупки для потребителя снизилась из-за того, что за каждую единицу покупаемого товара он вынужден платить больше. Кроме того, все вместе потребители сокращают объем потребления, и это тоже нельзя не считать потерями или бременем, которое несет потребитель в связи с введением налога.

Налоговое бремя потребителя выражается уменьшением излишка потребителя.

Оно графически изображается заштрихованной фигурой на рисунке 17.

 

 

 


                                                                                      

                                                                                                                              

                                                                                                                              

 

 

Рисунок 17 - Изменение излишков потребителей (а), излишков продавцов (б) и возникновение чистых общественных потерь («треугольник» ВСЕ) (в) при введении налога, вызывающего уменьшение предложения

 

Налоговое бремя производителя. Продавцы при введении налога также в целом теряют. Они получают за каждую проданную единицу товара меньше, чем до введения налога, и к тому же сокращается объем продаж. Эти потери показаны на рисунке 27.

Налоговое бремя производителя выражается уменьшением излишка потребителя.

Общественные выгоды и потери, связанные с введением прямого налога. Государство получает сумму налога, которая изображена в виде площади четырехугольника ABCD на рисунке 27.

Чистые общественные потери (Dead Weight Losses). Общие суммарные потери продавцов и покупателей превышают сумму налоговых поступлений. Они не совпадают с налоговым бременем – снижением излишков покупателей и продавцов. Разница, представленная заштрихованной областью треугольника BCE, представляет собой чистые потери общества, обусловленные введением налога. Введение налога сопровождается тем меньшими потерями, чем меньше вызываемые им изменения цен и объема продаж.

Распределение налога показано на рисунке 18.

 

 

 


Рисунок 18 – Распределение налогового бремени

 

Нарушение рыночного равновесия приводит к избыточному предложению (S) или неудовлетворенному спросу (D).

Избыточное предложение возникает, если предельно низкая (так называемая минимальная) цена столь высока (выше равновесной цены), что величина предложения превышает величину спроса и возникает эффект относительного перепроизводства.

 

 

 


Рисунок 29 – Избыток предложения

 

Установление минимальной цены приводит к образованию избыточного предложения: при цене PD объем продаж составит QD, тогда как величина предложения будет равна QS. Разность между QS и QD составит избыточное предложение.

Неудовлетворенный (избыточный) спрос появляется, если предельно высокая (так называемая максимальная) цена столь низка (ниже равновесной цены), что величина спроса превышает величину предложения и возникает товарный дефицит (рисунок 20).

 


 

 


Рисунок 20 – Рыночный дефицит

 

Установление максимальной цены приводит к образованию избыточного спроса: при цене PS объема продаж составит только QS, тогда как величина спроса будет равна QD. Разность между QD и QS составит избыточный спрос, т.е. на рынке возникает дефицит товаров.

Взаимосвязь рынков взаимодополняющих (сопутствующих), т.е. комплементарных благ. Увеличение цены на один товар или услугу при неизменной кривой спроса ведет к падению величины спроса на него. В результате снижается спрос на дополняющий товар и соответственно уменьшается его цена (рисунок 21).

 

 

 


                                   

 

 

Рисунок 21 – Механизм взаимодействия рынков взаимодополняющих товаров

 

  Взаимосвязь рынков взаимозаменяемых (субститутов) товаров. Снижение цены на один взаимозаменяемый товар при неизменности кривой спроса на него влечет за собой рост величины спроса и, следовательно, уменьшение спроса на товар-заменитель. В результате этого снижается цена заменителя (рисунок22).

 

 

 


                                 

 

 

Рисунок 22 – Механизм взаимодействия рынков взаимозаменяемых товаров

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

 

1) Допустим, функция спроса на некоторый товар равна Qd = 100 – P, а функция предложения составляет QS = 2P – 50, где Р – цена в рублях за штуку, а величина спроса Qd и предложения QS - в тысячах штук.

а) Найти равновесную цену, равновесное количество и выручку.

б) Правительство решило снизить цену до 45 р., стремясь стимулировать потребление. К чему это приведет? Определите величины спроса и предложения. Имеется ли избыток предложения (перепроизводство, затоваривание) или избыточный спрос (дефицит)? Найдите объем продаж и выручку.

Решение. а) Равновесие достигается при равенстве величин спроса и предложения: QS= Q . В данном случае 100 – Р = 2Р – 50, откуда получаем: 100 – 50 = 2P – P, РЕ = 50. Находим величину спроса: Qd = 100 – Р = 100 – 50 = = 50 тыс. шт.

Находим величину предложения: QS = 2Р – 50 = 100 – 50 = 50 тыс. шт. Выручка = QP = 50*50 = 2500 тыс. р.

б)При цене 45 р. величина спроса превысит величину предложения: Q =100 – P = 55, QS=2P – 50 = 40 тыс. шт.

Следовательно, Q  - QS = 15 тыс. шт. – это избыточный спрос (товарный дефицит), а объем продаж равен min (QS, Q ) = 40 тыс. шт. Выручка составит PЕQЕ = 40*45 = 1800 тыс. р.

Ответы:

а) PЕ = 50 р., QЕ = 50 тыс. шт., выручка - 2,5 млн. р.

б) PЕ = 45 р., QЕ = 40 тыс. шт., избыточный спрос равен 15 тыс. шт., а выручка сократится до 1,8 млн. р.

 

МАКРОЭКОНОМИКА

Предмет макроэкономики

Макроэкономика – отрасль экономической науки, изучающая поведение экономики, как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.214 (0.198 с.)