III. Основные направления развития воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Основные направления развития воспитания



1. Развитие социальных институтов воспитания

Поддержка семейного воспитания включает:

· содействие укреплению семьи и защиту приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами;

· повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности, в том числе среди приемных родителей;

· содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей;

· популяризацию лучшего опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных;

· возрождение значимости больших многопоколенных семей, профессиональных династий;

· создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми;

· расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма и спорта, включая организованный отдых в каникулярное время;

· поддержку семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей с учетом роли религии и традиционной культуры местных сообществ;

· создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.

Развитие воспитания в системе образования предполагает:

· обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов;

· полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей;

· содействие разработке и реализации программ воспитания обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, которые направлены на повышение уважения детей друг к другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям, а также на подготовку личности к семейной и общественной жизни, трудовой деятельности;

· развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей;

· использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования личности;

· совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;

· развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;

· создание условий для повышения у детей уровня владения русским языком, языками народов России, иностранными языками, навыками коммуникации;

· знакомство с лучшими образцами мировой и отечественной культуры.

Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов предусматривает:

· создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в целях воспитания и социализации детей;

· информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями;

· содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения;

· воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов;

· обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию.

Поддержка общественных объединений в сфере воспитания предполагает:

· улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей, а также с другими организациями, осуществляющими деятельность с детьми в сферах физической культуры и спорта, культуры и других сферах;

· поддержку ученического самоуправления и повышение роли организаций обучающихся в управлении образовательным процессом;

· поддержку общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных и иных организациях;

· привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении;

· расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей.

Вопросы для самопроверки и обсуждения

1. Какие качества личности особенно выражены у современных детей?

2. Какие отличия в проявлениях этих качеств у городских и сельских школьников?

3. Объясните, почему в педагогической литературе имеются различные трактовки понятия воспитания?

4. Назовите общие признаки воспитания как социально-педагогического явления.

5. В чем проявляются ценностно-смысловые основы воспитательной деятельности?

6. Как определить ценностно-смысловые основы человека? Для чего это необходимо?

7. Какие цели воспитания необходимо учитывать педагогу?

8. Каковы стратегии современного воспитания? В чем их главный смысл?

9. Что понимают под закономерностями воспитания? В чем сходство и различие подходов к определению закономерностей воспитания?

10. Что такое принцип воспитания?

11. Какие принципы воспитания определены былиеще античными мыслителями?

12.  Какие группы принципов необходимо учитывать в воспитательной деятельности? Каково обоснование выделения этих групп?

13.  Как сочетаются между собой принципы природосообразности ииндивидуализации, культуросообразности и социальной адекватности?

 

Практические задания

1. Проиллюстрируйте с помощью схем связи между основными понятиями данной главы.

2. Составьте таблицу (схему), в которой бы отразились связи междузакономерностями и принципами воспитания.

3. Приведите примеры реализации принципов воспитания из опыта конкретного педагога.

4. Проанализируйте известное вам воспитательное мероприятие в аспекте реализации принципов воспитания и самовоспитания.

Библиографический список

1. Байбородова Л.В. Индивидуализация образовательного процесса в школе: монография. Изд-во ЯГПУ, 2011. 281 с.

2. Гребенюк О.С., Рожков М.И.Общие основы педагогики. Москва, 2002.

3. Гущина Т.Н. Развитие субъектности старшеклассника: монография. Изд-во: ЯГПУ. 2010. 161 с.

4. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л.Воспитание? Воспитание…Воспитание!. Москва, 1996.

5. Педагогика. Учебное пособие. Под ред. П.И. Пидкасистого. Москва, 2011.

6. Рожков М.И., Л.В. Байбородова Теория и методика воспитания: учебник и практикум для академического бакалавриата. Изд-во Юрайт, 2018. 330 с.

7. Сластенин В.А.,Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. Под ред.В.А.Сластенина. Москва, 2011. С. 293-305.

8. Тамарская Н.В., Белова О.В., Черняева М.Г. Родителям поколения Z.Как перестать беспокоиться и помочь своему ребенку в эпоху стремительных перемен.Изд-во БФУ им. И. Канта, 2019.110 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.007 с.)