Спрос. Зависимость величины спроса от цены. Неценовые факторы спроса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спрос. Зависимость величины спроса от цены. Неценовые факторы спроса.



огут купить по определенной цене в данный момент времени.

Рассмотрим следующий условный пример. Допустим, в данной местности с определенным числом жителей установилось следующее соотношение между ценой и количеством какого-нибудь товара, которое могут приобрести потребители при разных ценах (таблица 5.1).

Таблица 5.1

Соотношение между ценой и количеством товара

Цена за 1 единицу товара в у.д.е. Величина спроса в штуках
   
   
   
   
   

Перенесем данные таблицы на график (рисунок 5.1). На оси абсцисса отложим спрос (Q) а на оси ордината – цены (Р). Соединив точки, мы получим кривую спроса (D).

Рисунок 5.1 – Кривая спроса

На графике ясно видно, что между ценой товара и величиной спроса существует обратная зависимость, которую отражает з акон спроса: снижение цены (при прочих равных условиях) ведет к росту спроса и наоборот.

Но в экономике могут происходить процессы, влияющие на изменение спроса без изменения цены товара. Потребители могут проявить готовность купить больше или меньше данного товара по старым ценам. В этих случаях говорят об изменении не объема, а самого спроса. Такие изменения происходят под воздействием неценовых факторов.

К основным неценовым детерми­нантам рыночного спроса относят сле­дующие:

1. Предпочтения (вкусы) потребителей. Благоприятные перемены в предпочтениях покупателей увели­чивают спрос на данный товар, при этом кривая спроса смещается вправо и наоборот. Вкусы потребителей могут изменяться под действием рекламы, из­менений моды, возраста, климата, науч­но-технического прогресса и т.д.

2. Количество покупателей на рынке. Увеличение числа потребителей определенного товара повышает спрос на него, и наоборот, сокращение числа покупателей снижает спрос. При этом кривая спроса смещается соответственно вправо или влево. На изменение количе­ства покупателей на рынке могут оказы­вать влияние следующие причины: темп рождаемости, расширение границ международных рынков, изменения продолжительности жизни и др.

3. Потребительский бюджет или доходы покупателей. Если в отношении основной массы товаров рост доходов приводит к повышению спроса, то в случае с некоторыми продуктами наблюдается противоположный процесс. Товары, спрос на которые находится в прямой зависимости от изме­нения денежных доходов, называют товарами высшей категории, а те товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, называются товарами низшей категории.

4. Потребительские ожидания относительно изменения цен в буду­щем. Инфляционные ожидания населения приводят к увели­чению спроса, а уверенность людей в падении цен ведет к его сокращению.

5. Цены на сопряженные товары. Между ценой на один из взаимозаменяемых товаров и спросом на другой существует прямая зависимость. Для взаимозаменяемых товаров наблюдается обратная зависимость.

 
 


Теперь выясним, как поведет себя кривая спроса, если начнут меняться неценовые факторы, влияющие на спрос (рисунок 5.2).

Рисунок 5.2 – Сдвиг кривой спроса влево

Допустим, что меняется такой фактор, как доход. При возросшем доходе потребители могут купить по цене Р1 уже больше товара (Qв). Можно предполагать, что и по цене Р2 они станут приобретать большее количество товара. Следовательно, новые точки, отражающие иные взаимоотношения Q и Р находятся правее первоначальной кривой спроса D1. Следовательно, кривая спроса перемещается вправо. Если происходит снижение спроса, то кривая спроса сместится влево (D2)

Поэтому когда происходит сдвиг кривой спроса, то говорят, что изменился спрос на данный товар. Увеличение спроса на данный товар означает, что кривая спроса сдвигается вправо. При уменьшении спроса кривая спроса смещается влево.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.006 с.)