Основные экономические школы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные экономические школы



Экономические школы Представители Основные идеи
     
Меркантилизм XV—XVIII вв Антуан де Монкрентьен Томас Ман 1.Общественное богатство производится только в торговле, поэтому правительство должно всячески поддерживать своих производителей – протекционизм; поощрение экспорта 2. Меркантилисты исходили из положения, что главенствующую роль в экономике, в создании прибыли, играет сфера обращения, а богатство нации заключено в деньгах. 3. Накопление благородных металлов, золота и серебра, меркантилисты рассматривали в качестве главной хозяйственной цели и главной заботы государства.
Физиократы французская школа экономистов второй половины XVIII в, основанная около 1750 г. Франсуа Кенэ. Анн Тюрго, Визер Франсуа Кенэ 1.Общественное богатство производится в сельском хозяйстве. 2. Единственным самостоятельным фактором производства эта школа считала почву, природу
Классическая школа XVIII века — 30-х гг. XIX века. Адам Смит (трудовая теория стоимости; меновая и потребительская стоимость) Давид Рикардо 1.Классики считали, что в экономике действует естественный порядок, поэтому рынок не нуждается в государственном регулировании. 2.Рикардо считал "закон стоимости" фундаментом, на котором строится вся политэкономия. Труд – единственный источник богатства, труд лежит в основе стоимости (цены товара) 3.Экономика обладает способностью к саморегулированию и полному использованию своих ресурсов
Марксистская теория сер.XIX К.Маркс, 1.Основа развития общества — материальное производство 2. Теория прибавочной стоимости: ПС (производительные силы) = СП (средства производства =предмет труда + орудия труда)+РС (рабочая сила) + Д (деньги) ПРОИЗВОДСТВО = Т Д (новая стоимость, которая значительно выше стоимости рабочей силы, разница между ними - ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ) 3. При капиталистическом способе производства прибавочная стоимость присваивается капиталистом в виде прибыли, в чём и выражается эксплуатация им рабочего
Мальтузианство Томас Мальтус 1766-1834 1.Закон убывающего плодородия почвы. Мальтус считал, что ни накопление капитала, ни научно-технический прогресс не компенсируют ограниченность природных ресурсов. 2.Народонаселение растёт в геометрической прогрессии, а средства существования — в арифметической. 3. Рост народонаселения может быть остановлен лишь встречными причинами, которые сводятся к нравственному воздержанию или несчастьям (войны, эпидемии, голод)
Маржинализм -школа предельной (marginalisme, от лат. margo (marginis) — край) полезности 70-е гг. XIX века Карл Менгер Евгений Бем-Баверк Джевонс Вальрас 1.Дали объяснение стоимости с точки зрения психологии покупателя. 2. Они пришли к заключению, что потребительский выбор зависит от степени значимости приобретаемого блага для данного потребителя, уровня насыщенности и количества этих благ, возможности их воспроизводства. 3. Острота нужды в том или ином благе неодинакова, существует своего рода иерархия потребностей 4. Человек рассматривался маржиналистами как рациональное существо, целью которого является максимизация собственного удовлетворения.
Неоклассическая школа Альфред Маршал 1.Концепция равновесной цены, «крест Маршала» 2. Обстоятельно проанализировал, как складываются и взаимодействуют спрос и предложение, ввел понятие эластичности спроса, предложил свою, «компромиссную» теорию цены.
Историческая школа (возникла в Германии, но выделяют английскую, французскую) Фридрих Лист Адам Мюллер М. Вебер Направление в экономической науке, главными положениями которого являлись: 1.Изучение истории и специфики национальных хозяйств; 2. Выделение неэкономических факторов, влияющих на развитие экономики: географическое положение, климат; особенности менталитета; вера особенности исторического развития; особенности культуры; особенности психологии. 3. Анализ конкретных экономических ситуаций в различных странах, а не разработка экономических теорий Вебер: Погоня за благосостоянием считалась признаком не греховных жадности или честолюбия, но нравственности и праведности. Вебер называл это «духом капитализма»
     
Кейнсианство 30-е годы XX в и до наших дней Джон Кейнс 1.Кейнс считал, что рыночная система изначально не равновесна, поэтому нуждается в жестком государственном регулировании. 2. Идея Кейнса состоит в том, чтобы через активизацию и стимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности) = «накачка спроса» -воздействовать на расширение производства и предложение товаров и услуг. 3. Государство осуществляет увеличение денежной массы, снижение ставок процента; недостаток спроса компенсируется за счёт общественных работ и бюджетного финансирования
Институционалисты 70-е гг XXв Джон Гелбрейт,   Людвиг Эрхард 1.Они считали, что нельзя анализировать поведение хозяйствующего субъекта, не учитывая окружающей среды. 2. Они предлагали комплексное изучение хозяйственной системы в динамике, в процессе эволюции. 3.Институционалисты выступают за более обстоятельное решение социальных проблем. Вопрос о социальных гарантиях занятости может стать важнее вопроса об уровне заработной платы
Монетаристы (монетаризм) 50-е гг XX и до наших дней (Название дано Карлом Бруннером американский экономист) Милтон Фридмен 1.Экономическая теория регулирования экономики с помощью денежно-кредитных инструментов (эмиссия, процентная ставка банка) Количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики 2. Монетаристское правило: денежное предложение должно расширяться с такой же скоростью, как и темп роста реального ВВП, постоянно увеличивающееся денежное предложение будет поддерживать расширяющийся спрос, не вызывая при этом роста инфляции 3. Монетаристы считают, что рыночное хозяйство в силу внутренних тенденций стремится к стабильности, самоналаживанию. 4.Если имеют место диспропорции в экономике, то к этому приводит государственное вмешательство

 



Методы экономической теории

Метод — способы познания, инструменты, совокупность приемов

исследования явлений природы и общественной жизни. Каждая наука имеет

свой метод, особенности которого неразрывно связаны с ее предметом.

 

Анализ – это такой метод познания, который предполагает мысленное

разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих

частей.

Например, изучение закономерностей формирования рыночного

спроса путем исследования различных определяющих его факторов – цен,

доходов потребителей, их предпочтений.

 

Синтез – это метод познания, основанный на соединении отдельных

частей явления, изученных ранее в процессе анализа, в единое целое.

 

Индукция – метод познания, базирующийся на умозаключениях от

частного к общему.

 

Например, полезность для конкретного потребителя каждого последующего экземпляра приобретаемого им аналогичного блага уменьшается. Вывод— все потребители данного товара готовы будут продолжать покупать этот товар при условии снижения цен на него.

Дедукция – метод познания, предполагающий умозаключения от

общего к частному.

 

Абстракция – (латинского «abstraction» - отвлечение) такой метод

научного познания, при котором происходит отвлечение от второстепенных

сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно, и постоянно

повторяется. Так возникают такие общие понятия, как производство в целом,

потребности, распределение, обмен и т.д.

Аналогия – метод познания, предполагающий перенос свойств с

известного явления или процесса на неизвестные. При этом могут

использоваться достижения в различных областях знаний. Так, применяется

сравнение денежного обращения с кровообращением в человеческом

организме.

Моделирование – построение моделей, отражает главные

экономические показатели исследуемых объектов и связи между ними

(графическое, математическое).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.3.43 (0.011 с.)