Для магистрантов всех направлений обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для магистрантов всех направлений обучения



Учебно-Методическое пособие

по подготовке и оформлению ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ работ (магистерских диссертаций)

Для магистрантов всех направлений обучения

 

 

 г. Ульяновск, 2020г.

Оглавление

1. Цель и задачи выполнения магистерской диссертации.......................……………3

2. Выбор темы выпускной магистерской диссертации ………...……………………4

3. Составление списка используемых источников…………………………………...4

4. Изучение источников по теме магистерской диссертации.......................………...7

5. Составление плана магистерской диссертации...…...…………………………….8

6. Требования к содержанию магистерской диссертации..........................…………..9

7. Общие требования к оформлению магистерской диссертации........................….23

8. Подготовка к защите и защита магистерской диссертации……………………...59

 


 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЕНИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

 

Выпускная квалификационная работа магистранта (далее – магистерская диссертация) представляет собой письменное сочинение магистранта, которое носит творческий, научно-исследовательский характер и имеет целью продемонстрировать уровень подготовленности будущего выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности.

При выполнении магистерской диссертации магистранты должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

Защита магистерской диссертации, является государственной итоговой аттестацией магистранта – процесса итоговой проверки и оценки уровня освоения выпускником компетенций, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом.

Успешное прохождение магистрантом государственной итоговой аттестации является основанием для выдачи ему документа о высшем образовании.

Исходя из современного компетентностного подхода, реализуемого в высшей школе, задачами магистерской диссертации является не «изучение», «освоение», «рассмотрение» того или иного объёма учебного материала, или «раскрытие темы», а демонстрация наличия у магистранта тех или иных компетенций, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом.

В качестве примера можно указать на п. 5.2. Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "магистр")[1], в соответствии с которым, выпускник должен обладать такой профессиональной компетенцией как «способность разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1)».

Подтвердить наличие у выпускника данной компетенции может, например, фиксация в магистерской диссертации разработанных магистрантом предложений по корректировке действующего законодательства и правоприменительной практики.

 

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

 

Когда все источники изучены, накопилось много выписок (возможно, несколько десятков или даже сотен), когда у магистранта сложилось представление об объеме, общих и частных вопросах избранной темы, существующих проблемах, можно приступить к составлению плана магистерской диссертации.

Магистрант должен самостоятельно составить развернутый план работы. Составление развернутого плана с конкретным перечнем вопросов позволит избежать пробелов и повторов и охватить весь комплекс вопросов, которые автор желает рассмотреть в магистерской диссертации.

Содержание плана зависит в значительной степени от того, какие источники и каким образом изучены, какие вопросы представляются магистранту наиболее актуальными в настоящий момент и т.д.

Таким образом, составление плана магистерской диссертации - дело сугубо индивидуальное.

При составлении плана магистерской диссертации следует особое внимание обратить на логику плана. Общая тема магистерской диссертации должна быть разбита на такие частные вопросы, между которыми существует логическая связь. Тема магистерской диссертации в плане разбивается на главы (разделы) или вопросы. Таких глав (разделов) или вопросов должно быть немного: четыре - пять.

План магистерской диссертации обычно строится по одному из трех принципов: генетическому, строго логическому и эмпирическому.

Если в основу плана положен генетический принцип, то во главу угла необходимо поставить вопрос о происхождении (генезисе) изучаемого явления, а затем проследить его развитие.

Если автор решил избрать строго логический принцип построения плана, основное внимание следует уделить анализу основных категорий избранной темы. Если автора больше интересует исследование проблемы с практической стороны, ему следует в основу плана магистерской диссертации положить эмпирический принцип. В этом случае изучаемые явления рассматриваются с точки зрения существующей практики работы правоохранительных органов (например, речь может идти о применении норм жилищного права в той или иной форме).

План магистерской диссертации может быть построен и на иных принципах, а также на сочетании названных выше. Во всех случаях план должен быть логически выдержан. План магистерской диссертации составляется в письменном виде. Это необходимо, чтобы каждый вопрос был сформулирован четко и грамотно.

При разработке плана магистерской диссертации следует учитывать, что рекомендуемый объём магистерской диссертации составляет 90 – 100 страниц. В данный объем не входит список использованных источников и приложения.

Как правило, структурно диссертация состоит из четырёх глав, по два-три параграфа в каждой главе, или из трёх глав по три-четыре параграфа в каждой главе.

Следует избегать выделения незначительного объёма работы (4-5 страниц) в отдельный параграф. В то же время, выделение чересчур большого объёма (20 и более страниц) в отдельный параграф также не рекомендуется. Оптимальным объёмом для параграфа является 10 – 12 страниц.

Составленный план магистерской диссертации обязательно предварительно согласовывается с научным руководителем, который либо одобряет план, либо корректирует его.

 

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

 

При написании работы надо, прежде всего, следить за логикой рассуждений. Магистерская диссертация является самостоятельным сочинением автора, поэтому он должен не "декларировать" истину, а доказывать ее путем приведения различных рассуждений, аргументов, доказательств, примеров.

При изложении своего мнения по дискуссионным вопросам надо пользоваться оборотами речи такого характера: «Представляется…», «Думается…», «Кажется более правильным…». Следует помнить, что этика научного письма предполагает написание работы от третьего лица: «нам кажется…»., «мы предполагаем…» и т.п. Работа должна представлять собой логически последовательное, полное, завершенное исследование проблемы и свидетельствовать о прочных, глубоких знаниях магистранта по данной теме, об умении оперировать правовыми понятиями, а также показывать способность магистранта самостоятельно исследовать проблему.

Написание магистерской диссертации следует начинать с Введения.

Во Введении автору прежде всего следует обосновать актуальность темы своего исследования.

Актуальность темы исследования может быть обоснована с использованием весьма разнообразных приёмов и должна излагаться как минимум в четырёх аспектах: социально-экономическом, доктринальном, правотворческом, правоприменительном.

Прежде всего следует указать на социально-экономическую значимость общественных отношений, подлежащих правовому регулированию, являющихся объектом рассмотрения диссертации, т.е. социально-экономический аспект.

Например:

«Общественные отношения, связанные с уплатой алиментов имеют важное социально-правовое значение и находятся в центре внимания государства и общества. Алиментные правоотношения очень часто носят проблемный характер, в связи с чем заслуживают постоянного внимания со стороны государства. Это можно объяснить, в первую очередь, увеличением числа разводов, а также снижением материального уровня жизни основной массы российских граждан, увеличением числа детей, которые рождены от матерей, не состоящих в зарегистрированном браке. Все эти факторы служат причиной материальной незащищенности несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи».

Кроме того, подчеркнуть важность рассматриваемых общественно экономических отношений может ссылка на упоминание в программных документах, например – в Транспортной стратегии Российской Федерации[2] до 2030 г.

Доктринальный аспект актуальности направлен на раскрытие проблем рассматриваемой сферы общественных отношений с точки зрения отсутствия единства мнений в науке относительно тех или иных понятий, используемых при правовом регулировании, или – вообще отсутствия разработанного понятийного аппарата.

Например:

«Несмотря на всплеск интереса к данной проблеме, который наблюдается в последнее время со стороны ученых-правоведов, ее решение носит фрагментарный, несистемный характер. К числу нерешенных проблем современной цивилистической науки можно отнести:

- отсутствие единства взглядов на понятие «перевозка в прямом смешанном сообщении» как специфического вида деятельности;

- неразработанность понятия «организация перевозки в прямом смешанном сообщении» как вида деятельности;

- неоднозначное отношение представителей цивилистической науки к существованию организационных отношений в предмете гражданского права;

- отсутствие в отечественной доктрине единых подходов к правовой квалификации организационных договоров, как основания возникновения отношений по организации перевозки в прямом смешанном сообщении;

- неоднозначность взглядов на правовую природу соглашения об организации перевозки в прямом смешанном сообщении между транспортными организациями;

- отсутствие целостного представления о правовой природеузлового соглашения как об элементе системы организационных договоров, направленных на обеспечение исполнения обязательств по перевозке в прямом смешанном сообщении

Правотворческий аспект актуальности направлен на раскрытие проблем, которые требуют разрешения на законодательном уровне.

Например:

«К недостаткам позитивного регулирования организации перевозки в прямом смешанном сообщении следует отнести наличие противоречий в УЖТ РФ и КВВТ РФ в случае, если речь идет о взаимодействии внутреннего водного и железнодорожного транспорта. Кроме того, УЖТ РФ и КВВТ РФ нормативно регулируют только грузовые перевозки, тогда как ГК РФ упоминает о перевозке грузов, пассажиров, багажа.

Кроме того, особенностью регулирования организации перевозки в прямом смешанном сообщении является концептуальное заимствование основной массы нормативного материала из утратившего актуальность законодательства, предназначавшегося для регламентации отношений, складывающихся в рамках плановой экономики. В то же время, изучение опыта организации такого рода перевозок за рубежом и в международном сообщении, построенных на принципах рыночной экономики, позволяет прийти к выводу о почти полном несовпадении применяющихся там в данной сфере деятельности договорных конструкций с российским правом.

Следует также отметить несоответствие «текущего» позитивного правового регулирования организации перевозки в прямом смешанном сообщении требованиям сложившейся экономической парадигмы. В частности, отсутствует правовая регламентация статуса оператора прямой смешанной перевозки. Существующие правовые нормы не в полной мере регламентируют взаимодействие транспортных организаций в транспортных узлах. Отсутствует правовая регламентация перевозки пассажиров и багажа в прямом смешанном сообщении.»

При раскрытии правотворческого аспекта весьма выигрышно было бы упомянуть о наличии законопроектов, направленных на правовое регулирование рассматриваемой сферы общественных отношений, находящихся на рассмотрении в соответствующем законодательном органе (см. сайт Государственной Думы Федерального Собрания, профильных министерств и ведомств …).

Кроме того, следует упомянуть о наличии модельных законов, разработанных Межпарламентской Ассамблеей стран СНГ, международных конвенций, подписанных, но не ратифицированных Российской Федерацией потенциально направленных на правовое регулирование рассматриваемых общественных отношений.

Правоприменительный аспект актуальности темы исследования направлен на раскрытие проблем, возникающих в правоприменительной практике. Весьма выигрышно на защите диссертации выглядит обоснование актуальности темы исследования с использованием статистических данных.

В частности, можно использовать информацию о количестве дел той или иной категории, которая является предметом рассмотрения диссертации, причём – «в динамике», за последние 10-15 лет. Такую информацию можно получить на сайте Судебного департамента РФ.

Например:

По данным судебной статистики в 2017 г. в суды Российской Федерации поступило: 4 565 дел о взыскании алиментов на содержание совершеннолетнего нетрудоспособного члена семьи и 324 271 дел о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей.

В прежние годы ситуация складывалась следующая:

2016 г. - 5 441 и 333 843 дел соответственно;

2015 г.- 2 523 и 341 195 дел соответственно;

2014 г.- 2 152 и 329 568 дел соответственно;

2013 г.- 324 251 дел (до 2014 г. дела о взыскании алиментов не разделялись на категории);

2012 г.- 318 733 дел;

2011 г.- 333 732 дел;

2010 г.- 342 338 дел;

2009 г.- 357 928 дел;

2008 г.- 324 817 дел;

2007 г.- 296 806 дел;

Данные судебной статистики свидетельствуют о том, что на протяжении последних лет количество дел о взыскании алиментов на детей возрастает».

При защите диссертации на основании этих данных следует на слайде презентации представить график (или диаграмму), иллюстрирующие эти статистические данные.

Кроме того, возможно указание на отсутствие единообразного применения законодательства при разрешении споров.

Например:

«Отсутствие должной правовой регламентации организации перевозки в прямом смешанном сообщении, очевидно, сказывается на общем увеличении количества споров, вытекающих из договора перевозки, в том числе – в прямом смешанном сообщении [3]. Кроме того, складывающуюся при разрешении дел данной категории судебную практику нельзя назвать единообразной. Рост количества споров в абсолютных числах и процентном соотношении при отсутствии единообразной судебной практики не способствует определенности и стабильности гражданского оборота, в частности – снижает уровень достоверности оценки рисков, в том числе – в страховой деятельности. Это позволяет отметить в качестве существенной проблемы отсутствие единообразия судебной практики при разрешении споров об организации перевозки в прямом смешанном сообщении».

Объект исследования.

Объектом исследования в диссертации по юриспруденции всегда являются общественные отношения, так как единственный объект, на который направлено право – поведение людей. Можно предложить следующую формулировку:

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с … (далее автор формулирует сферу общественных отношений, исходя из темы диссертации).

Предмет исследования.

Можно предложить следующую формулировку:

Предмет исследования - действующие нормы отечественного права, регулирующие рассматриваемую сферу общественных отношений (указать – какую, исходя из темы диссертации); нормы отечественного права, утратившие силу регулировавшие рассматриваемую сферу общественных отношений (указать – какую, исходя из темы диссертации); проекты нормативных актов направленные на регулирование рассматриваемой сферы общественных отношений (указать – какой, исходя из темы диссертации); нормы права отдельных зарубежных стран, регламентирующие схожие общественные отношения; мнения учёных - правоведов относительно правового регулирования рассматриваемых общественных отношений; мнения отдельных практикующих работников, выраженные в специализированных СМИ; материалы правоприменительной практики - из данного перечня следует выбрать то, что автор использовал при написании диссертации (если мнения зарубежных учёных или зарубежные нормативные акты не использовались - не указывайте).

Цель.

В данном подразделе Введения необходимо сформулировать цель проводимого исследования. Следует отметить, что цель в работе может быть только одна, не следует указывать на «основную цель», так как это требует указания на «второстепенные цели».

Цель должна носить практический характер. Не следует формулировать цель диссертации с использованием терминов «изучение» или «исследование», так как само по себе исследование или изучение чего-либо не позволяет распознать результат этого исследования или изучения.

Можно предложить универсальную формулировку:

«Цель исследования состоит в формировании комплексного научного представления относительно современного правового регулирования (далее – указываются общественные отношения, которые служат объектом исследования) для разработки предложений по совершенствованию действующего законодательства и правоприменительной практики.»

Задачи.

Ни в коем случае не следует формулировать задачи диссертации с использованием терминов: «изучить», «определить», «рассмотреть» и также «проанализировать», и «исследовать». Никакие действия и мероприятия, сформулированные с использованием данных терминов не могут являться задачами диссертации:

- «изучение» чего-либо вне рамок конкретной учебной дисциплины вообще не может быть сформулировано как задача для автора диссертации (даже самим автором). Кроме того, сложно продемонстрировать достижение практического результата, так как знания о чем-либо содержаться только в сознании автора.

- «определение» чего-либо в сфере правового регулирования является компетенцией законодателя (каковым, автор диссертации, скорее всего, пока не является).

- «рассмотрение», «анализ», «исследование» чего-либо не может являться задачей, так как невозможно продемонстрировать практический результат. Демонстрация некоего объёма текста и пояснения в духе: «На стр. 23 – 41 я рассмотрел (проанализировал… исследовал…)» не считаются результатом, если не сопровождаются предложениями автора по корректировке действующего законодательства и правоприменительной практики. (Единственное исключение – если в конкретном параграфе работы рассматривается история развития правового регулирования той или иной сферы общественных отношений или излагаются особенности правового регулирования по тому или иному вопросу в другом государстве с целью дальнейшего проведения историко-правового или сравнительно-правового исследования).

Таким образом, задачи должны быть ориентированы на конкретный результат.

Результат всегда взаимосвязан с целью диссертации. Задача в рамках диссертации всегда соотносится с конечной целью – внести предложения по корректировке действующего законодательства и правоприменительной практики.

Например:

- разработать авторское понятие…

- разработать авторскую классификацию…

- выявить субъектный состав правоотношения с учётом последних изменений в законодательстве и актуальной правоприменительной практики…

- выявить элементы системы правового регулирования…

- выявить коллизии правового регулирования..

- выявить пробелы правового регулирования…

- выявить противоречия правоприменительной практики и правового регулирования…

- выявить проблемы…

- разработать предложения…

и т.д. …

Следует учесть, что задачи диссертации должны быть взаимосвязаны с названиями параграфов диссертации.

Каждый параграф, таким образом, должен содержать решение, как правило, одной задачи. Таким образом, количество задач, указываемых в введении можно условно рассчитать по формуле: количество задач диссертации = количество параграфов + разработать предложения по корректировке законодательства и правоприменительной практики.

Например: если в диссертации первый параграф называется: «Понятие государственной гражданской службы», то первой задачей, которая указывается в Введении, должна быть: сформулировать авторское понятие государственной гражданской службы.

При успешной подготовке диссертации в первом параграфе будет конкретный результат решения поставленной задачи - авторское определение понятия государственной гражданской службы.

Государственная комиссия, при анализе работы неизбежно придёт к выводу, что задача выполнена, а уж какое это будет определение - зависит от авторской позиции. Даже если кто-то из членов ГАК будет не согласен с предлагаемым определением, или выскажет отдельные замечания, задача всё равно будет считаться выполненной.

Структура работы.

Следует описать структуру работы. Этот раздел Введения целесообразно оформлять на завершающем этапе работы над диссертацией, когда сам автор будет убеждён в неизменности структуры работы. Как правило, достаточно краткого описания, например:

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, три главы, объединяющие девять параграфов, заключение и список использованных источников.

 

Основная часть работы.

Данная часть работы должна быть изложена в соответствии с планом диссертации, согласованным с научным руководителем.

В конце каждого параграфа работы автору рекомендуется сделать вывод. Эти выводы понадобятся при написании Заключения, а также для формулировки положений, выносимых на защиту.

Этот вывод следует визуально выделить полужирным шрифтом.

Например:

Если в Введении была поставлена задача: разработать авторское понятие договора аренды, то первый параграф будет называться: «Понятие договора аренды в современном российском праве». В конце этого параграфа необходимо сформулировать вывод:

Вывод:

1. Договор аренды – соглашение, в соответствии с которым, одна сторона (арендодатель)… (далее автор излагает свое понимание того, как должно быть сформулировано определение данного договора).

Такие выводы необходимо выделить в каждом параграфе. Следует отметить, что количество выводов зависит от названия параграфа, так, если название сформулировано как «Понятие и виды договора аренды», то в этом случае необходимо сформулировать два вывода: один – о понятии договора, а второй – о его видах.

 

Заключение.

Объём заключения, как правило, не должен превышать 4-5 страниц.

В заключении следует кратко указать на выводы, к которым автор пришёл в результате исследования, а затем – внести предложения по совершенствованию действующего законодательства и правоприменительной практики.

Следует избегать рассуждений «общего характера». В частности, неправильным является включение в Заключение следующего абзаца:

«дальнейшее нормативно- базы службы, которую развивать пути правового органов государственной и кадровых государственных, установления правил, увязку перемещений служащих с труда, и использования знаний».

С точки зрения содержания данный текст не вызывает сомнений настолько, что непонятно, зачем было писать диссертацию для того, чтобы прийти к такому «выводу».

Также не следует в заключении фиксировать выводы, не имеющие отношения к юриспруденции, неверно формулировать вывод следующего содержания:

«Руководителю предприятия совместно с кадровой службой необходимо широко внедрять в практику психологические методы управления персоналом, что будет способствовать укреплению трудовой дисциплины».

Складывается впечатление, что автор заканчивает психологический факультет или пишет диссертацию по направлению подготовки: «Экономика и управление предприятием»…

Неверной является и попытка указать на необходимость разработки некоего нормативного акта.

Например:

«Следует как можно скорее разработать и принять Федеральный закон «О прямой смешанной (комбинированной) перевозке», так как он будет способствовать экономическому развитию Российской Федерации».

Данный вывод непременно вызывает вопрос: «А что же помешало автору диссертации разработать этот нормативный акт, он два года писал работу, времени должно было хватить…».

Единственное исключение из этого правила – если автор диссертации в Приложении к работе приведёт полный текст авторского проекта данного нормативного акта.

В качестве верной формулировки вывода можно привести следующий пример:

«Представляется неверным объединение в одном определении договора перевозки пассажира и багажа с договором перевозки грузобагажа, так как субъектный состав этих договоров не совпадает, в одном случае это пассажир, в другом – отправитель, документы, подтверждающие заключение этих договоров также не совпадают, в одном случае это билет и багажная квитанция, а в другом – грузобагажная квитанция».

В Заключении, на основе выводов, сделанных в параграфах работы, нужно сформулировать конкретные предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики.

Например, на основе вышеупомянутого вывода можно сформулировать следующие предложения:

Предлагается внести изменение в ч. 1 ст. 82 УЖТ РФ и изложить её в следующей редакции:

«Статья 82. Договор железнодорожной перевозки это соглашение сторон, в соответствии с которым одна сторона (железнодорожный перевозчик) принимает на себя обязательство за установленную плату осуществить перемещение другой стороны (пассажира) из пункта отправления в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж из пункта отправления в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Договор железнодорожной перевозки грузобагажа это соглашение сторон, в соответствии с которым одна сторона (железнодорожный перевозчик) принимает на себя обязательство за установленную плату доставить грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение грузобагажа лицу, а другая сторона (отправитель) оплатить провоз грузобагажа».

 

Судебная практика.

При подготовке диссертации автору следует обязательно использовать судебную практику в количестве не менее 30 судебных актов по конкретным делам, не считая Постановлений Пленума Верховного Суда, обзоров судебной практики и т.д.

Следует обратить внимание на то, что в магистерской диссертации не следует «злоупотреблять» цитированием судебных решений, так как при проверке текста магистерской диссертации на наличие заимствований, эти цитаты существенно снизят итоговую оценку оригинальности текста. Судебную практику следует изучать для формирования аналитических выводов магистранта по теме диссертации.

 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

(требования стандартны для всех видов работ, в том числе – рефератов, курсовых работ, выпускных квалификационных работ бакалавра, аспиранта)

 

При техническом оформлении выпускной квалификационной (дипломной) или курсовой работы принято ориентироваться на ГОСТ 7.32-2017 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления (с Поправкой)».

В соответствии с указанным документом текст работы печатается на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала. Интервалы устанавливаются опцией «АБЗАЦ». Цвет шрифта - черный. Размер шрифта (кегль) - 14. ГОСТ не определяет тип шрифта, но общепринято - Times New Roman. Бумага для дипломной работы должна использоваться только белая, хорошего качества, специально предназначенная для офисной техники. Не допускается использование разноформатной и разнотонной бумаги.  

Размеры полей:

правое - не менее 1,5 см. (15 мм.),

верхнее и нижнее - не менее 2см.(20 мм.),

левое - не менее 3 см. (30 мм.). 

Абзационный отступ (абзац) обязателен, должен быть по всему тексту и равен – 1,25 см. (125 мм)

Текст печатается без переносов, с использованием опции «выравнивание по ширине».

Страницы работы нумеруются арабскими цифрами (нумерация сквозная по всему тексту). Номер страницы ставится в центре нижней части страницы без точки. Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер на нем не ставится. Не допускается нумерация смешанными – буквенно-цифровыми значениями (например, 12а,12б,12в и т.п.).

ОФОРМЛЕНИЕ ЗАГОЛОВКОВ

 

В соответствии с ГОСТ 7.32-2017 заголовки структурных элементов работы располагают в середине строки без точки в конце и печатают заглавными буквами без подчеркивания. Содержание, введение, главы, заключение, список использованных источников следует начинать с новой страницы. Параграфы печатаются в продолжение страницы. Главы обычно нумеруют, после номера ставят точку и пишут название, например:

ГЛАВА 1. НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ

Главы могут делиться на параграфы, которые в свою очередь могут делиться на пункты и подпункты (и более мелкие разделы). Знак параграфа не ставится, параграфы нумеруются арабскими цифрами. Номер параграфа может состоять из номеров главы и параграфа в главе, разделенных точкой, например:

Название параграфа

 

Заголовки параграфов, пунктов и подпунктов следует начинать печатать с абзационного отступа, с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Переносы слов в заголовках не допускаются. Расстояние между заголовками и текстом должно быть равно одной пустой строке.

В целом заголовок должен выглядеть следующим образом:

 

ГЛАВА 1. НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ

Название параграфа

 

Текст………………………………………………………………………………….

Внутри текста параграфы отделяются одной пустой строкой вверху и одной пустой строкой после названия параграфа:

 

Текст……………………………………………………………………………………………………………

 

Название параграфа

 

Текст…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Заголовки и подзаголовки выделяются жирным шрифтом. Если заголовок состоит из двух предложений, то они разделяются точкой.

 

Оформление содержания

 

В соответствии с ГОСТ 7.32-2017 заголовок «СОДЕРЖАНИЕ» пишется заглавными буквами посередине строки.

Содержание включает введение, наименование всех глав, параграфов, пунктов, заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы. В соответствии с ГОСТ 2.105-95 Общие требования к текстовым документам // URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-2-105-95-eskd наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы. Например:

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Название главы………………………………………………………..6

Оформление рисунков

 

По ГОСТ 7.32-2017 на все рисунки в тексте должны быть даны ссылки. Рисунки должны располагаться непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Рисунки нумеруются арабскими цифрами, при этом нумерация сквозная, но допускается нумеровать и в пределах раздела (главы). В последнем случае номер рисунка состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой (например: Рисунок 1.1). Подпись к рисунку располагается непосредственно над ним посередине строки. Слово «Рисунок» пишется полностью. Подпись должна выглядеть так: «Рисунок 2 - Структура фирмы» Точка в конце названия не ставится.

Оформление таблиц

На все таблицы в тексте должны быть ссылки: (см. след. таблицу) или (см. таблицу 2). Таблица должна располагаться непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Все таблицы нумеруются, нумерация сквозная. Слово «Таблица» пишется полностью. Наличие у таблицы собственного названия по ГОСТу не обязательно, но лучше указать название. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзационного отступа в одну строку с ее номером через тире (например: Таблица 3 - Доходы фирмы). Точка в конце названия не ставится. При переносе таблицы на следующую страницу название помещают только над первой частью, при этом нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую первую часть таблицы, не проводят. Над другими частями также слева пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы (например: Продолжение таблицы 1). Строка с указанием нумерации столбцов переносится на каждую последующую страницу.

Заголовки столбцов и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки столбцов - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков столбцов и строк точки не ставят. Разделять заголовки и подзаголовки боковых столбцов диагональными линиями не допускается. Заголовки столбцов, как правило, записывают параллельно строкам таблицы, но при необходимости допускается их перпендикулярное расположение.

Если таблица объемная и занимает больше одной страницы, целесообразно распечатать ее на отдельных листах и поместить после Списка использованных источников. При этом в тексте работы необходимо сделать ссылку: (см. Таблицу 2; стр. 87).

Оформление примечания

Примечания оформляют в виде сноски. Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому дается пояснение. Знак сноски выполняют надстрочно арабскими цифрами. Сноску располагают в конце страницы с абзацного отступа, отделяя от текста короткой горизонтальной линией слева. Злоупотреблять примечаниями, особенно на одной странице не следует. Обычно используют опцию «Вставка - ссылка – сноска».

 

 

Оформление перечислений

Перед каждым перечислением следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте на одно из перечислений, строчную букву (за исключением ё, з, й, о, ч, ь, ы, ъ).

- текст…….

- текст…….

Или:

а) ___________

б) ___________

Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа.

в) ___________

1) _____

2) _____

Оформление приложений

В тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в те



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.117.109 (0.123 с.)