Модуль I. Общие основы теории и методики физической культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль I. Общие основы теории и методики физической культуры



ОГЛАВЛЕНИЕ

МОДУЛЬI. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ………………………………………………………………………………… 7  
1. Физическая культура. Формы, функции и виды физической культуры 7
2-3. Характеристика основных понятий ТФК........................ 10
4. Система физического воспитания в России. Характеристика основ и звеньев системы физического воспитания в России. Цель и задачи физического воспитания в стране..................................     14
5. Характеристика общих принципов системы физического воспитания в России........................................................   17
6. Общая характеристика средств физического воспитания............ 19
7. Физическое упражнение – основное специфическое средство физического воспитания, их классификация, форма и содержание......   19
8. Техника физических упражнений (понятие техники), спортивная техника, основа и основное звено, детали техники....................   22
9.Краткая характеристика методов физического воспитания..........  22
10.Характеристика методов организации занимающихся в процессе физического воспитания.........................................   23
11. Характеристика методов обучения двигательному действию........ 24
12. Характеристика методов развития физических качеств............. 25
13. Особенности использования игрового и соревновательного методов при обучении двигательному действию и развитии физических качеств.   28
14. Особенности использования кругового метода тренировки в группе методов организации учебной деятельности на уроке.................   29
15. Использование методов воспитания морально-волевых и нравственных качеств в процессе физического воспитания............   30
16.Методы научных исследований, применяемые в ТФК.. 30
17. Дидактические принципы системы физического воспитания и их реализация.....................................................   31
18. Понятия: знания, двигательные умения, двигательные навыки, их характеристики, взаимодействие навыков. Положительный и отрицательный перенос навыков..................................     34
19. Закономерности формирования двигательного навыка............. 35
20. Обучение двигательному действию, готовность к обучению. Задачи, средства и методы первого этапа обучения. Контроль на этапе.........   36
21. Обучение двигательному действию. Задачи, средства и методы второго этапа обучения, контроль на этапе..........................   38
22. Обучение двигательному действию. Задачи, средства и методы третьего этапа обучения, контроль на этапе.........................   39
23. Формы организации занятий в физическом воспитании. Общая характеристика урока как формы занятий (основные признаки и черты урочной формы)..........................................     41
24. Характеристика неурочных форм физического воспитания......... 43
25. Осуществление комплексного воспитания школьников в процессе физического воспитания.........................................   44
МОДУЛЬ II. ВОЗРАСТНЫЕ И НЕКОТОРЫЕ ИЗБИРАТЕЛЬНО ПРОФИЛИРОВАННЫЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА……………………………………………………………………   46
1. Теоретико-методические основы физического воспитания детей дошкольного возраста...........................................   46
2. Социально-педагогическое значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста..............................   49
3. Средства и формы физического воспитания детей и молодежи школьного возраста.............................................   51
4. Урок физической культуры как основная форма физического воспитания в общеобразовательной школе. Общая характеристика, структура и содержание урока физической культуры в школе..........     54
5. Классификация уроков физической культуры..................... 57
6. Основные требования к уроку физической культуры............... 60
7.Планирование работы по физическому воспитанию в общеобразовательной школе. Сущность, требования и виды планирования..................................................     62
8.Структура и содержание комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы......   64
9. Характеристика современных программ по физическому воспитанию в общеобразовательных школах...................................   66
10. Методика составления годового плана-графика прохождения учебного материала по физической культуре........................   67
11.Методика составления календарно-тематического плана-графика учебной работы по физической культурев общеобразовательной школе.........................................................     68
12. Методика составления конспекта урока по физической культуре.... 70
13. Теоретико-методические основы профессионально-прикладной физической подготовки..........................................   71
14. Характеристика педагогического анализа урока физической культуры 74
15. Двигательная и общая плотность урока физической культуры, методика их определения. Нормы двигательной плотности урока и способы ее повышения..........................................     78
16. Основные документы, регламентирующие процесс физического воспитания в общеобразовательной школе..........................   80
17. Методика определения интенсивности нагрузки в уроке физической культуры (пульсометрия)........................................   83
18. Методические особенности физического воспитаниядетей младшего школьного возраста.............................................   84
19.Методические особенности физического воспитания детей среднего школьного возраста.............................................   86
20.Методические особенности физического воспитания учащихся старшего школьного возраста.....................................   88
21. Теоретико – методические основы физического воспитания студенческой молодежи..........................................   91
22. Подготовка учителя к уроку. Организационное обеспечение урока физической культуры............................................   95
23. Задачи и содержание физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного и продленного дня школы.........................   97
24. Задачи и содержание внеклассной работы по физическому воспитанию в общеобразовательной школе.........................   98
25. Задачи и содержание физического воспитания в системе внешкольных учреждений........................................   99
26. Задачи и содержание физического воспитания детей в семье........ 100
27. Методические особенности физического воспитания учащихся общеобразовательных школ с ослабленным здоровьем................   101
28. Теоретико – методические основы физического воспитания в основной период трудовой деятельности...........................   105
29.Теоретико – методические основы физического воспитания в пожилом и старшем возрасте......................................   106
30. Особенности организации и проведении уроков начальной и основной малокомплектной сельской школе.........................   107
31.Методические особенности составления и проведения игровых сюжетных уроков в начальной общеобразовательной школе...........   109
32.Система проверки успеваемости на уроках физической культуры... 111
33.Теоретико-методические основы дозирования нагрузок на уроке физической культуры.......................................   114
34. Теоретико – методические основы физического воспитания учащихся средних специальных учебных заведений...........................   117
35. Виды, содержание и требования контроля и учета по физическому воспитанию....................................................   119
МОДУЛЬ III. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТА…………………………. 123
1.Основные понятия теории и методики спорта………………………….. 123
2.Сущшость и функции спорта…………………………………………….. 126
3.Основные направления в развитии спортивного движения…………… 126
4.Классификация видов спорта……………………………………………… 130
5.Соревнования, как основа специфики спорта. Смысл и тенденции роста спортивных достижений…………………………………………………….   131
6.Характеристика системы тренировочно-соревновательной подготовки. 137
7. Средства и методы спортивной тренировки……………………………. 141
8. Основные принципы спортивной тренировки………………............... 143
9.Периодизация спортивной тренировки………………………………….. 147
10.Планирование процесса спортивной тренировки……………................ 150
11.Техническая подготовка спортсмена…………………………………… 151
12.Характеристика общей и специальной физической подготовки………. 153
13.Характеристика различных видов психологической подготовки спортсмена…………………………………………………………………….   154
14.Компоненты тренировочной нагрузки (характер упражнений, объем и интенсивность нагрузки, продолжительность и характер интервалов отдыха)…………………………………………………………………………     155
15.Контроль и самоконтроль подготовленности спортсмена…………….    158
16.   Отбор и ориентация спортсменов в процессе многолетней подготовки……………………………………………………………………..   160
17. Гибкость и основы методики ее воспитания……………………………. 163
18. Выносливость и основы методики ее воспитания……………………… 164
19. Двигательно-координационные способности и основы методики их воспитания……………………………………………………………………   169
20.Сила и основы методики ее воспитания………………………………… 171
21. Скоростные способности и основы методики их воспитания…………. 174
Список литературы…………………………………………………………… 177

Физической культуры

Современное понятие «культура» – исторически определенный уровень развития общества и способностей человека, выраженный в формах организации жизни людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Наиболее полное определение физической культуры дано в работах Л.П. Матвеева (1983, 1984).

Физическая культура органическая часть (отрасль) культуры обще­ства и самого человека; основу ее специфического содержания составляет рациональное использование человеком двигательной деятельности в каче­стве фактора физической подготовки к жизненной практике, оптимиза­ции своего физического состояния и развития. К ней относятся: целесооб­разно выработанные формы такого рода деятельности, ее результаты, имеющие культурную ценность, а в широком смысле и вся совокупность достижений общества в создании специальных средств, методов и условий направленного развития физической дееспособности подрастающих и взрос­лых поколений. В условиях подлинно гуманного общества физическая куль­тура является одним из эффективных средств всестороннего гармоничес­кого развития личности, действенным социальным фактором продвиже­ния каждого человека по пути физического совершенствования.

Понятие «физическая культура» специалисты рассматривают в трех аспектах:

Деятельностный аспект:

· деятельность людей для обеспечения трудовой и других сфер деятельности;

· деятельность людей в сфере собственной физической культуры (научная, педагогическая, организаторская);

· деятельность на преобразование самого себя (личная физическая культура);

Ценностный аспект:

· материальные  ценности  физической  культуры (стадионы, спорткомплексы, бассейны, спортинвентарь и т.д.);

· духовные ценности ФК (научно-методические исследования, различные произведения искусства);

· физическая ценность (здоровье людей, нации);

· психическая ценность (удовлетворенность от занятий физической культурой и спортом, формирование волевых качеств);

· интеллектуальная ценность (формирование эстетических вкусов, нравственных качеств);

Результативный аспект:

· физическая подготовленность различного контингента населения;

· степень сформированности у людей жизненно необходимых и важных двигательных умений и навыков.

Основными показателями, характеризующими уровень развитияфизической культуры являются:

· массовость;

· уровень   мастерства  занимающихся физической культурой и спортом;

· уровень здоровья населения;

· наличие и уровень квалифицированных кадров в области физической культуры и спорта;

· уровень развития рекламы физической культуры и здорового образа жизни;

· материальное и техническое обеспечение физической культуры.

Виды физической культуры:

· адаптивная физическая культура различные формы физической 

культуры, адаптированные к функциональному состоянию органов, систем и опорно-двигательного аппарата инвалидов, используемые с целью повышения дееспособности, подготовки к труду, и со спортивной направленностью;

· базовая физическая культура фундаментальная часть физической

культуры, включенная в систему образования и воспитания подрастающего поколения в качестве фактора обеспечения базового уровня физической подготовленности. Основная форма базовой физической культуры – школьная физическая культура;

· гигиеническая физическая культура различные формы физической 

культуры, включенные в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками);

· лечебно-реабилитационная физическая культура использование

физических упражнений в качестве средств лечения и восстановления функций организма, нарушенных в результате заболеваний, травм, переутомления и других причин;

· профессионально – прикладнаяфизическая культура   –      

направленное использование физической культуры с целью формирования знаний, двигательных умений и навыков, способствующих освоению профессии и развитию профессионально важных способностей (в т.ч. для военной службы); включает также производственную физическую культуру;

· рекреативная физическая культура – отдых, восстановление сил с

помощью средств физического воспитания (занятия физическими упражнениями, подвижные и спортивные игры, туризм, охота, развлечения).

Содержание и форма физических упражнений

В общее содержание физических упражнений входит совокупность процессов (психологических, биологических, биомеханических, биохимических и др.), сопровождающих выполняемое движение и вызывающих изменения в организме занимающихся. Результатом этих процессов является способность человека к двигательной деятельности, выражающаяся, в частности, в физических и психических качествах.

Форма физических упражнений представляет собой их внешнюю и внутреннюю организацию, согласованность, упорядочение.

К внутренней форме относятся взаимосвязь и согласованность процессов, которые обеспечивают основные функции при выполнении движений. Например, связь процессов (биологических и других) при беге будет иной, нежели при борьбе.

Внешняя форма упражнений представлена видимой стороной движения, двигательного действия, совокупностью его частей, его техникой.

Развитии физических качеств

Метод организации двигательной деятельности в форме подвижной игры широко используется в процессе физического воспитания и имеет ряд преимуществ перед другими методами. Сущность метода заключается в том,

что двигательная деятельность организуется на основе содержания, условий и правил игры.

Методические особенности использования игрового метода:

· позволяет обеспечить повышенную заинтересованностьзанимающихся в двигательной деятельности и меньшую психическую утомляемость по  сравнению с упражнениями монотонного характера;

· способствует совершенствованию освоенных двигательных действий и выработке умений им пользоваться. Однако игровой метод не может быть использован для разучивания новых двигательных действий;

· обеспечивает комплексное развитие двигательных способностей, но, в отличие от метода строгой регламентации упражнений, не дает возможности доводить развитие отдельных двигательных способностей до возможного предела;

· затрудняет дозирование нагрузок;

· создает особенноэффективныеусловиядляразвития координационных способностей;

· позволяет выявить личностные особенности занимающихся и эффективно воздействовать на формирование нравственных, морально-волевых и интеллектуальных качеств личности.

Игровой метод обладает широкой доступностью, как для детей, так и для взрослых. В физическом воспитании детей младшего возраста он занимает ведущее место. Игровым методом следует широко пользоваться в процессе спортивной тренировки в целях уменьшения монотонности тренировочных нагрузок.

Особенности использования соревновательного метода:

· стимулирует максимальную мобилизацию физических и связанных с ними психических сил и способностей человека;

· проходит на фоне высокого эмоционального напряжения;

· стимулирует  максимальное   проявление  двигательных способностей и выявляет уровень их развития;

· выявляет и оценивает качество владения двигательными действиями;

· обеспечивает максимальную физическую нагрузку;

· содействует воспитанию волевых качеств;

· затрудняет дозирование нагрузки.

 

И их реализация

Методические (дидактические) принципы это отправные положения, определяющие общую методику процесса физического воспитания.

Основными методическими принципами, которыми необходимо руководствоваться преподавателю физического воспитания, учителю физической культуры, тренеру при решении комплекса образовательных, воспитательных и оздоровительных задач, являются принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности.

Принцип систематичности

В данном принципе большое  значение имеет учет закономерностей возрастного развития физических способностей. Одним из важных аспектов в реализации принципа систематичности, обеспечивающих закрепление достигнутого уровня подготовленности, является многократное повторение одних и тех же заданий в отдельном занятии, а также самих занятий на протяжении относительно длительного времени. Наряду с этим, рассматриваемый принцип предусматривает оптимальную вариативность используемых средств, методов, нагрузок, форм организации занятий, условий их проведения, что является, несомненно, объективной предпосылкой всестороннего и гармонического развития индивида.

Оздоровительные задачи

· Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию: формированию правильной осанки, развитие различных групп мышц, правильное и своевременное развитие всех систем и их функций, укрепление нервной системы, активизация нервных процессов.

· Обеспечение оптимального гармоничного развития физических качеств для каждого школьника, независимо от возраста и пола.

В младшем школьном возрасте необходимо обращать внимание на воспитание гибкости, координационных способностей и быстроты движений. В среднем школьном возрасте большое внимание уделяется воспитанию скоростных способностей и добавляется скоростно-силовая подготовка, не связанная с предельными напряжениями силового компонента. В старшем школьном возрасте целесообразно проводить работу по воспитанию скоростно-силовых и собственно-силовых качеств, а также общей и анаэробной выносливости.

· Повышение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды.

При любой возможности физкультурные занятия, в том числе и уроки физической культуры, целесообразно проводить на свежем воздухе.

· Повышение общей работоспособности и привитие гигиенических

навыков.

Эти задачи требуют, чтобы школьники, ежедневно выполняли физические упражнения, принимали водные, воздушные, солнечные процедуры, соблюдали режимы учебы и отдыха, сна, полноценного питания. Особенно это относится к детям младшего и среднего школьного возраста, так как именно в этот период осуществляется наиболее интенсивное развитие всех систем и функций организма.

Образовательные задачи

· Формирование и    совершенствование  жизненно     важных двигательных умений и навыков.

У школьников необходимо формировать следующие пять групп двигательных умений и навыков:

− умения   и навыки, с помощью которых человек перемещает себя в пространстве (ходьба, бег, плавание, передвижение на лыжах);

− навыки управления статическими позами и положениями тела при передвижениях (стойки, исходные положения,  различные позы, строевые упражнения);

− умения и навыки выполнять различные движения с предметами (мячи, скакалки, гантели, палки);

− навыки управления движениями рук и ног в сочетании с движениями в других звеньях тела (кувырки, перевороты, подъемы, висы, упоры, равновесия);

− умения выполнять движения для преодоления искусственных препятствий (опорные прыжки, лазание, прыжки в длину и высоту).

· Формирование необходимых знаний в области физической культуры и спорта.

Учащиеся должны знать: условия и правила выполнения физических упражнений; влияние занятий физическими упражнениями на основные системы организма; правила самостоятельной тренировки двигательных способностей; основные приемы самоконтроля во время занятий  физическими упражнениями; роль физической культуры в семье.

Воспитательные задачи

· Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.

Для решения данной задачи необходимо повышать физкультурную

грамотность школьников; создавать положительную мотивацию к физической культуре; формировать основы правильной техники выполнения жизненно важных двигательных умений и навыков; формировать умения, дающие возможность правильно построить школьнику свое самостоятельное занятие, дозировать нагрузку, применять адекватные методы воспитания физических качеств, осуществлять простейший самоконтроль.

· Воспитание личностных   качеств (эстетических,   нравственных),   содействие развитию психических процессов.

Перечисленные задачи представлены в официальных документах, регламентирующих эстетическое воспитание в общеобразовательных учреждениях (школах, училищах, лицеях, колледжах, вузах): Закон РФ «Об образовании», государственный образовательный стандарт, обязательный минимум содержания программы по физической культуре.

По физической культуре

Конспект составляется на основе календарно-тематического плана- графика учебной работы и является документом, в котором в определенной последовательности представлен ход урока.

Прежде чем составить конспект, необходимо уточнить и сформулировать задачи, которые решаются в основной части урока. Задачи должны быть конкретными, решаемыми за один урок и сформулированными в неопределенной форме. Например: обучить вскоку в упор присев в опорном прыжке через козла; совершенствовать технику перехода от разбега к броску в метании малого мяча; воспитывать быстроту реакции движений стартами из различных исходных положений и т.п. Затем разрабатывается содержание учебного материала, методика обучения, воспитания и организации, оптимальная дозировка упражнений, время, необходимое для решения этих задач. Оставшееся от основной части время распределяют между подготовительной и заключительной частью урока, намечают учебный материал этих частей, дозировку и методику.

Конспект урока состоит из трех частей, которые распределяются по графам.

В первой графе обозначают части урока и их продолжительность.

Во второй графе записывают в порядке следования по частям урока содержание учебного материала.

Подготовительная часть включает построение, рапорт, учет посещаемости, постановку задач урока, строение упражнения, разновидности бега и ходьбы, упражнения специальной разминки, общеразвивающие упражнения, игры, эстафеты.

Основная часть включает подготовительные, подводящие, основные упражнения вида подготовки, включенного в программу; упражнения, используемые для развития физических качеств; игры, эстафеты.

Заключительная часть включает упражнения на расслабление, восстановление дыхания, на внимание, строевые упражнения, спокойные игры, подведение итогов урока и сообщение домашнего задания. Особое внимание в заключительной части урока следует уделить подведению итогов, связав его с уровнем решения задач, поставленных в уроке всем классом и отдельными учениками.

В третьей графе указываются временные или количественные характеристики предлагаемых упражнений в минутах, секундах, метрах, в количестве повторений, в килограммах, в сериях и т.п.

В четвертой графе отражаются особенности методики обучения, организации и воспитания; использованные наглядные и технические средства обучения; указываются предполагаемые типичные ошибки и способы их исправления; обеспечение страховки; дается описание схемы эстафет, игр и т.п.

 

13. Теоретико-методические основы профессионально-прикладной физической подготовки

Под профессионально-прикладной физической подготовкой (ППФП) понимается специализированный педагогический процесс с преимущественным использованием форм, средств и методов физического воспитания, которые в оптимальной степени обеспечивают развитие и совершенствование функциональных и двигательных возможностей человека, необходимых для конкретных видов трудовой и военной деятельности (В.А. Кабачков, 1991).

Основные задачи профессионально-прикладной физической подготовки:

· направленно   развивать физические способности, специфические для избранной профессиональной деятельности;

· воспитывать профессионально важные для данной деятельности психические качества (волевые, оперативного мышления, качеств внимания, эмоциональной устойчивости, быстроты восприятия и др.);

· формировать и совершенствовать профессионально – прикладные умения и навыки (связанные с особыми внешними условиями будущей трудовой деятельности, в том числе сенсорные навыки);

· повышать функциональную устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям факторов специфических условий трудовой деятельности (гипокинезия, высокая и низкая, температура и перепады температуры окружающей среды, нахождение на большой высоте, укачивание, действие токсических веществ и др.);

· сообщать специальные знания для успешного освоения обучаемыми практического раздела ППФП и применить приобретенные умения, навыки и качества в трудовой деятельности.

Основными факторами, определяющими общую направленность, содержание ППФП являются:

· характер, объем поступающей информации и условия ее восприятия работниками в процессе трудовой деятельности;         

· характер основных профессиональных двигательных действий;

· особые внешние условия профессиональной деятельности.

Научное решение проблемы соответствия человека и выполняемой им профессиональной работы является частью профессиологии, в состав которой наряду с трудовой экспертизой входят профессиография, профессиональная подготовка, профессиональная гигиена и организация труда (К.К. Платонов, 1973).

Под профессиографией понимается совокупность всех знаний, относящихся к описательно-технической и психофизиологической характеристикам различных профессий.

В обобщенном виде профессиограмма для целей ППФП должна содержать три раздела:

· описательный, включающий характеристику производственного процесса с описанием приемов работы, характеристику типичных аварий и травм, организации труда;

· санитарно-гигиенический, включающий описание санитарных условий труда (микроклимат, требования к освещению, вентиляции), профессиональных вредностей (запыленности, загазованности, уровня шума и вибрации и др.). При этом следует отмечать не только местные особенности, но и типичные, присущие профессии вообще;

· раздел требований   к физическим качествам, навыкам и психофизиологическим функциям, как в процессе работы, так и в процессе производственного обучения.

Профессия представляет собой различной степени сложности структуру трудовых процессов, требующих от человека строго определенных качеств. Для любой профессии этот перечень качеств более или менее сложен, но вполне определен. Эта определенность и возводит вид работы в ранг профессии.

Средства профессионально - прикладной физической подготовки

Особое значение при целенаправленном формировании профессионально не обходимых свойств и качеств будущего специалиста имеют средства воздействия на организм учащихся. Основным из этих средств являются физические упражнения. Они заимствуются из богатого арсенала основных, подготовительных и специальных упражнений видов спорта, общей физической подготовки, лечебной физической культуры и трудовой деятельности.

Физические упражнения, применяемые в целях ППФП, классифицируются по группам:

· в зависимости от преимущественной направленности их влияния на функциональные системы организма: развивающие сердечно-сосудистую, дыхательную системы, вестибулярный аппарат и т.д. (они, в основном, используются из арсенала лечебной и оздоровительной физической культуры);

· упражнения на развитие отдельных физических способностей: координационных, силовых, скоростных, выносливости, гибкости, а также эмоциональной устойчивости, волевых качеств, внимания и т.д.; такие упражнения широко используется в общей физической и спортивной подготовке;

· упражнения для формирования прикладных двигательных навыков: лазанья, работы на высоте, переноски грузов, преодоления препятствий, рациональной ходьбы (они преимущественно заимствуются из основных и специальных упражнений таких видов спорта, как альпинизм, скалолазание, гимнастика, тяжелая атлетика, туризм, легкая атлетика и др.);

· в качестве средств ППФП могут быть использованы отдельные элементы профессиональной деятельности, например, лазанье и взбегание по крутой лестнице для пожарных; самбо, дзюдо, бокс - для оперативных работников;

· специальные физические упражнения, которые достаточно эффективно повышают устойчивость организма к неблагоприятным условиям внешней среды. Так, например, устойчивость к гипоксии повышают скоростные циклические виды упражнений (бег, плавание, гонки на велосипеде, бег на коньках), а также упражнения с задержкой дыхания (синхронное плавание, ныряние, альпинизм, горный туризм).

В основе методики профессионально - прикладной физической подготовки лежит органическое сочетание ОФП и ППФП, причем последняя имеет в качестве базы – определенный, оптимальный для каждой профессии, уровень общей физической подготовки и двигательного опыта.

Наиболее информативными и значимыми для построения конкретных методик и технологий физкультурной оптимизации профессиональной деятельности являются следующие показатели (В.П. Полянский, 1999):

· типичные трудовые действия, операции;

· типичные ошибки;

· основные и вспомогательные рабочие движения, рабочая поза;

· двигательная активность, физическая нагрузка и ее направленность;

· характер психической и психофизической нагрузки;

· климатические, метеорологические и санитарно-гигиенические и производственные условия;

· профессиональные вредности и заболевания;

· ключевые профессионально значимые физические качества, двигательные умения и навыки;

· ключевые профессионально значимые психофизические функции;

· ключевые профессионально значимые психические качества и способности,

· деловые и другие личностные свойства.

Затраты времени в часах на ППФП зависят от сложности и объема профессиональных требований.

Принципиальная особенность ППФП заключается в ее направленности на достижение в процессе обучения и воспитания не посредственно прикладных результатов для избранной профессиональной деятельности. Такая направленность находит конкретное выражение в специфическом содержании и методике ППФП.

Среди школьников

В основе внутришкольных соревнований лежат виды упражнений, включенные в государственную программу по физической культуре, а также виды спорта, культивируемые во внеурочное время.

Все внутришкольные соревнования проводятся в соответствии с календарным планом, утверждаемым директором школы и являющимся частью общего плана работы школы.

Результат выступления команд школы на районных и городских соревнованиях следует рассматривать лишь как один из показателей состояния работы по физическому воспитанию в данной школе, наряду с состоянием учебного процесса по физической культуре, развитием массовой спортивно-оздоровительной работы со всеми учащимися, состоянием здоровья учащихся.

  • Инструкция по организации и проведению туристических

Зимний период

В связи с трудностями организации занятий по лыжной подготовке (большая стоимость инвентаря, отсутствие прокатных пунктов и т.д.) Министерство образования считает возможным в тех школах, где указанные обстоятельства имеют место, заменить занятия лыжной подготовкой следующим:

· в начальной школе – катание на санках, подвижные игры на воздухе,

пробежки по дорожкам, метание снежков в цель и на дальность и т.д.;

· в основной школе – общер



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.102 с.)