Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фигуры, обладающие свойством облегчать слушание, понимание, запоминание речи
Повтор в ораторском искусстве имеет особое значение. Он вызывает воспоминание, глубже закрепляет основную мысль, повышает убедительность речи. Существует несколько видов повтора. (1) Дословный повтор – древняя риторическая фигура. Она играет особую роль в речи с выражением мнения. Здесь удвоение слов означает усиление: · Никто, никто не имеет на это права! · Никто, абсолютно никто не имеет на это права! (с промежуточными словами) (2) Частичный повтор: · Я бросил упрёк оппоненту один раз, я упрекнул его во второй раз.
(3) Расширенный повтор – повтор с включением новых слов; приводит к напряжению в речи. Например, Цицерон не ограничивается простой констатацией факта: · Все ненавидят тебя, Пизон! Он продолжает, далее детализируя: · Сенат ненавидит тебя…, римские всадники не выносят твоего вида, римский народ желает твоей погибели …, вся Италия проклинает тебя…
Виды частичного повтора – анафора и эпифора. Анафора. Зачастую повторяется первое слово предложения или его начало. Такая фигура называется анафора. Итак, анафора – это повторение слов/выражений в начале отрывков/предложений. С помощью этой фигуры оратор пытается передать слушателям свою уверенность и оптимизм. Типичный пример анафоры мы видим в речи сенатора Эдварда Кенеди на траурной церемонии, посвящённой убитому брату Роберту Кенеди (08 июня 1968 года): · Он видел несправедливость и пытался её устранить. Он видел страдание и пытался его смягчить. Он видел войну и пытался покончить с ней. Л. Леонов в докладе, посвящённом 150-летию А.С. Грибоедова сказал: · Есть книги, которые читаются, есть книги, которые изучаются терпеливыми людьми; есть книги, которые хранятся в сердце нации … (о «Горе от ума» А.С. Грибоедова)
· Как вы думаете, какую книгу имел в виду Л. Леонов в последнем случае? Ещё один пример из современного социально-политического красноречия: · Прошло уже 60 лет. Но каждый год в день 9 Мая мы будем скорбеть о погибших, мы будем помнить о той войне, о войне, которая взывает к нашему разуму. Она обязывает нас к высокой ответственности и заставляет глубже осознать, на краю какой необратимой пропасти стоял тогда мир, какими чудовищными последствиями могли обернуться насилие и расовая нетерпимость, геноцид и надругательство над людьми.
Мы всегда будем помнить, что эти бесчинства несут людям страх, унижения и смерть. Будем вовеки чтить всех, кто тогда отдал свою жизнь, воевал, кто самоотверженно трудился в тылу. Будем скорбеть о погибших. И по долгу спасенных – отвечать им нашей великой человеческой благодарностью. (В.В. Путин. Выступление на Военном параде в честь 60-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. 9 мая 2005 года). · Эта война сделала нас сильной нацией. Каждый день, каждый час, каждую минуту люди принимали решения. На полях сражений и в тылу. И эту особую ответственность за судьбу страны наши ветераны пронесли через всю свою жизнь (Выступление Президента России Д. А. Медведева на параде, посвящённом 65-летию Победы в Великой Отечественной войне). Эпифора – повторение слов/выражений в конце отрывков/предложений. Эта фигура позволяет оратору передать уверенность, веру в неизбежность происходящего. · Истинное красноречие – это умение сказать все,что нужно, и не больше, чем нужно (Ф. Ларошфуко) Ещё пример – отрывок из сказки: · Направо пойдёшь – сам пропадёшь; налево пойдёшь – с конём пропадёшь. Чувствуется минорное настроение повествователя. В оптимистичных сообщениях эпифора обычно не используется.
Надо помнить о том, что небольшая доза повторения действует ободряюще, но слишком большая – усыпляет или разочаровывает. Искусство речи в том и состоит, чтобы преподнести повтор так, будто он только что родился. Период (греч. periodos – круг) – это особым образом организованное предложение, состоящее из двух частей: восходящей и нисходящей. Их разделяет кульминация – высшая точка подъёма в движении как смысла, так и голоса, отмеченная паузой.
Как видим, круг (период) состоит в том, что начало и завершение фразы произносится одинаково спокойно. Повышение и понижение, в свою очередь, могут распадаться на несколько частей – «членов» периода. Классический период состоит из четырёх членов: три в восходящей части периода и один в нисходящей: (3 + 1). Пример: Когда нам говорят о великом преступлении…, когда нам кажется, что оно было направлено против целой семьи…, когда жертва его – слабая девушка…, // [тогда] каждый из нас становится на сторону обиженных. (П. Сергеич. Пример начала речи по делу Ла Ронсьера // Искусство речи на суде. М., 1988. – С.63)
Существуют разные типы периодов (в примере мы наблюдали временной тип): Временной: когда…, когда…, когда…// тогда… Условный: если…, если…, если…, // то… Определительный: кто…, кто…, кто…, // тот… Период, по Цицерону, – основной способ придать прозаической речи ритм и симметрию, а значит, сообщить ей гармонию. На ту же высоту, что и период, Цицерон ставил, по-видимому, из риторических фигур только антитезу: · Тем, что греки именуют антитезой, то есть противоположением взаимно различных понятий, всегда неизбежно создаёт ораторский ритм и при том без всякой искусственности (Цицерон. Оратор).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.194 (0.007 с.) |