Фигуры, обладающие свойством облегчать слушание, понимание, запоминание речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фигуры, обладающие свойством облегчать слушание, понимание, запоминание речи



Повтор в ораторском искусстве имеет особое значение. Он вызывает воспоминание, глубже закрепляет основную мысль, повышает убедительность речи.

Существует несколько видов повтора.

(1) Дословный повтор – древняя риторическая фигура. Она играет особую роль в речи с выражением мнения. Здесь удвоение слов означает усиление:

· Никто, никто не имеет на это права!

· Никто, абсолютно никто не имеет на это права! (с промежуточными словами)

(2) Частичный повтор:

· Я бросил упрёк оппоненту один раз, я упрекнул его во второй раз.

 

(3) Расширенный повтор – повтор с включением новых слов; приводит к напряжению в речи. Например, Цицерон не ограничивается простой констатацией факта:

· Все ненавидят тебя, Пизон!

Он продолжает, далее детализируя:

· Сенат ненавидит тебя…,

римские всадники не выносят твоего вида,

римский народ желает твоей погибели …,

вся Италия проклинает тебя…

 

Виды частичного повтора – анафора и эпифора.

Анафора. Зачастую повторяется первое слово предложения или его начало. Такая фигура называется анафора. Итак, анафора – это повторение слов/выражений в начале отрывков/предложений.

С помощью этой фигуры оратор пытается передать слушателям свою уверенность и оптимизм. Типичный пример анафоры мы видим в речи сенатора Эдварда Кенеди на траурной церемонии, посвящённой убитому брату Роберту Кенеди (08 июня 1968 года):

· Он видел несправедливость и пытался её устранить. Он видел страдание и пытался его смягчить. Он видел войну и пытался покончить с ней.

Л. Леонов в докладе, посвящённом 150-летию А.С. Грибоедова сказал:

· Есть книги, которые читаются, есть книги, которые изучаются терпеливыми людьми; есть книги, которые хранятся в сердце нации … (о «Горе от ума» А.С. Грибоедова)

 

· Как вы думаете, какую книгу имел в виду Л. Леонов в последнем случае?

Ещё один пример из современного социально-политического красноречия:

· Прошло уже 60 лет. Но каждый год в день 9 Мая мы будем скорбеть о погибших, мы будем помнить о той войне, о войне, которая взывает к нашему разуму. Она обязывает нас к высокой ответственности и заставляет глубже осознать, на краю какой необратимой пропасти стоял тогда мир, какими чудовищными последствиями могли обернуться насилие и расовая нетерпимость, геноцид и надругательство над людьми.

Мы всегда будем помнить, что эти бесчинства несут людям страх, унижения и смерть.

Будем вовеки чтить всех, кто тогда отдал свою жизнь, воевал, кто самоотверженно трудился в тылу.

Будем скорбеть о погибших. И по долгу спасенных – отвечать им нашей великой человеческой благодарностью. (В.В. Путин. Выступление на Военном параде в честь 60-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. 9 мая 2005 года).

· Эта война сделала нас сильной нацией. Каждый день, каждый час, каждую минуту люди принимали решения. На полях сражений и в тылу. И эту особую ответственность за судьбу страны наши ветераны пронесли через всю свою жизнь (Выступление Президента России Д. А. Медведева на параде, посвящённом 65-летию Победы в Великой Отечественной войне).

  Эпифора – повторение слов/выражений в конце отрывков/предложений. Эта фигура позволяет оратору передать уверенность, веру в неизбежность происходящего.

· Истинное красноречие – это умение сказать все,что нужно, и не больше, чем нужно (Ф. Ларошфуко)

Ещё пример – отрывок из сказки:

· Направо пойдёшь – сам пропадёшь; налево пойдёшь – с конём пропадёшь.

Чувствуется минорное настроение повествователя. В оптимистичных сообщениях эпифора обычно не используется.

 

Надо помнить о том, что небольшая доза повторения действует ободряюще, но слишком большая – усыпляет или разочаровывает. Искусство речи в том и состоит, чтобы преподнести повтор так, будто он только что родился.

Период (греч. periodos – круг) – это особым образом организованное предложение, состоящее из двух частей: восходящей и нисходящей. Их разделяет кульминация – высшая точка подъёма в движении как смысла, так и голоса, отмеченная паузой.

 

Как видим, круг (период) состоит в том, что начало и завершение фразы произносится одинаково спокойно.

 Повышение и понижение, в свою очередь, могут распадаться на несколько частей – «членов» периода. Классический период состоит из четырёх членов: три в восходящей части периода и один в нисходящей:

(3 + 1).

Пример:

Когда нам говорят о великом преступлении…, когда нам кажется, что оно было направлено против целой семьи…, когда жертва его – слабая девушка…, // [тогда] каждый из нас становится на сторону обиженных. (П. Сергеич. Пример начала речи по делу Ла Ронсьера // Искусство речи на суде. М., 1988. – С.63)

Существуют разные типы периодов (в примере мы наблюдали временной тип):

Временной: когда…, когда…, когда…// тогда…

Условный: если…, если…, если…, // то…

Определительный: кто…, кто…, кто…, // тот…

Период, по Цицерону, – основной способ придать прозаической речи ритм и симметрию, а значит, сообщить ей гармонию.

На ту же высоту, что и период, Цицерон ставил, по-видимому, из риторических фигур только антитезу:

· Тем, что греки именуют антитезой, то есть противоположением взаимно различных понятий, всегда неизбежно создаёт ораторский ритм и при том без всякой искусственности (Цицерон. Оратор).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.194 (0.007 с.)