Психологическая поддержка родителей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая поддержка родителей



Преодоление травматического опыта у детей включает в себя и работу с родителями. Психологическое просвещение родителей по поводу травмы и ее последствий приводит к повышению родительской компетентности, позволяющей оказывать детям более адекватную поддержку.

Родители, как правило, имеют в целом верное представление о состоянии ребенка, но стремятся преуменьшить негативные аспекты его состояния, особенно в случаях, если сами родители вовлечены в травматическую ситуацию или являются ее виновниками. Даже заботливые родители нуждаются в регулярной помощи со стороны специалиста относительно своих страхов и переживаний за ребенка.

 Родители старших детей хуже распознают последствия травмы и ее непосредственную связь с переживаниями и поведением ребенка.

Тенденция преуменьшить или скрыть травматический опыт своего ребенка более ярко проявляется в неблагополучных семьях.

 Направление работы с родителями во многом близко к задачам оказания помощи детям. Поведение травмированных детей часто приводит родителей в замешательство.

 Какую информацию должны знать родители?

· Дети могут быть травмированы также как и взрослые

· Часто влияние травмы на детей можно увидеть впервые через 2-5 недель, потом дети ведут себя так, будто ничего не произошло. Проблемы могут заново возникнуть по истечении одного, двух, а иногда пяти лет.

· Чтобы получить травму, ребенку необязательно быть жертвой, достаточно быть свидетелем происшествия или иметь какое-либо отношение к пострадавшему другу, ровеснику. Взрослому.

· Насилие не является единственной причиной, вызывающей травму у детей. Автомобильные аварии, пожары, смертельные болезни, несчастные случаи, развод, расставание с одним из родителей, авиакатастрофы, потопы, ураганы, - все это может быть причиной травмы у детей.

· Реакции травмы предотвратить нельзя, но их влияние на обучение, поведение, характер и эмоциональное развитие ребенка может быть ослаблено в случае предоставления своевременной помощи

· Как правило, травмированные дети должны постоянно посещать специалистов в течение нескольких лет, так как некоторые реакции могут проявляться со временем.

· Травмированные дети очень нуждаются в терпении, чувстве безопасности и обыкновенной заботе со стороны родителей.

· Обстановка в доме должна быть предсказуемой и безопасной. День ребенка должен проходить в спокойной обстановке и ему должно быть уделено внимание насколько это возможно. Обеспечивайте уход, подбадривайте ребенка, разговаривайте с ним.

· Необходимо внимательно следить за такими симптомами как проигрыш события, уход в себя, гиперактивность.

· Самое важное, что может сделать взрослый, чтобы помочь ребенку, - это понять, что думает сам ребенок. Детям необходимо высказываться. Позвольте им рассказать о случившемся в их жизни. Способность поделиться со взрослым подробностями страшного события является первым шагом в психологической борьбе с травмой.

· Родителям необходимо уметь различать посттравматические реакции и уметь правильно реагировать на них. Поэтому им также необходим человек, которому они сами могут рассказать о своих переживаниях, страхах и беспокойствах.

· Родители, в сою очередь, должны предоставлять важную информацию, касающуюся поведения, настроения ребенка до и после полученной травмы, с тем, чтобы установить опорную точку, на которой будет построена помощь ребенку.

· Родители должны знать, что и как говорить ребенку, когда он делится с ними своими переживаниями. Вот некоторые возможные фразы- реакции родителей:

-Это интересно

-Я рад, что ты можешь мне об этом рассказать

- Я не знал, что ты думаешь о таких вещах

-это очень страшно (грустно). Мне тоже иногда становится страшно (грустно). Это нормально, если тебе страшно (грустно).

-Ты, наверное, злился. Я тоже иногда злюсь. Это нормально, когда мы иногда злимся.

-Это мне помогло. Я иногда переживаю то же, что переживаешь ты.

- Я хочу, чтобы ты был счастлив.

Так родители могут поддерживать связь со своим ребенком, он начнет доверять им, рассчитывать на их защиту и поддержку. Это самый важный фактор исцеления и преодоления страха, возникшего вследствие полученной травмы.

 

Примеры из опыта работы

Пример 1. Школьный буллинг. Кпсихологу обратилась заместитель директора по воспитательной работе: в 4  классе дразнят девочку. Маша и Юля (имена участников конфликта изменены) никогда не были подругами, в их классе было не принято «дружить со всеми», но и конфликты возникали нечасто, а если и случались, то чаще всего учитель оказывался рядом и помогал разобраться. В начале года в класс пришла новая девочка Нина, сразу подружилась с Юлей, они были самыми взрослыми на вид девчонками. Примерно через пару недель подружки начали проявлять негативное отношение к Маше, в том числе по поводу ее невысокого роста. Постепенно к Юле и Нине стали присоединяться и другие ребята. Кто-то не обращал внимания или молча наблюдали за происходящим, на уроках это никак не проявлялось. При этом сама Маша пыталась наладить контакт, но в ответ получала только новую порцию насмешек и издевательств.

Алгоритм работы психолога:

1. Выяснить причины ситуации:

- беседа с родителями (Откуда родители узнали об этой ситуации, что думают по поводу случившегося, что рассказал сам ребенок, насколько доверительны отношения в семье);

- беседа с классным руководителем (Замечал ли классный руководитель на своих уроках или во внеучебное время признаки буллинга. Какие меры им приняты для предотвращения ситуации);

- беседа с учителями-предметниками (Замечали, видели, как реагировали?).

2. Работа с ребенком

- установление контакта и доверительных отношений. Возможно рассказать о работе психолога, чем может помочь.

-Предложить изменить свое отношение к ситуации. Нужно дать понять, что его проблема решаема.

-Помочь выбрать друзей, которые его уважают и ценят. Объяснить, как правильно общаться с буллером.

- Развиватьуверенность, поднимать самооценку. «Как ты считаешь, почему так происходит?» Ни в коем случае не обвинять ребенка и внимательно его выслушать.

3. Определить эмоциональное состояние ребенка

- наблюдение

-диагностика (тревожность, самооценка)

4. Предложить встречи

- Мотивировать для встреч

- Что ты можешь сделать сам?

- Чем я могу тебе помочь?

5. Провести работу со всеми участниками образовательного процесса:

- с учителями

На уроке или в любой проблемной ситуации поддерживать жертву булинга. Учитель это лидер, и его оценка кого-либо отмечается всеми обучающимися.На уроке и в процессе внеурочной деятельности нужно организовать комфортную социально-психологическую атмосферус обучающимися.

Классный час «Дружба – залог успеха» или «Пути самоутверждения»Необходимо поднять авторитет жертвы буллинга, показать одноклассникам, что они должны ценить его за что-то (поручения, участие в школьной жизни, участие в благотворительных акциях и другое))

. С помощью ролевых игр обучить ребят добиваться желаемого дипломатическим путем, а не силой. Обучать агрессивных детей способам выражения гнева, приемам саморегуляции, формировать такие качества как эмпатия и доверие к людям).

Работа с родителями:  родительское собрание по теме «Что такое буллинг».

Если вы подозреваете, что ваш ребенок буллер, проведите с ними беседу, научите уважать права других людей. Объясните, что чувствует люди в этот момент. Постарайтесь научить своего ребенка относиться к другим так, как он хотел, чтобы относились к нему.

Работа с родителями жертвы буллинга: для преодоления школьного буллинга, необходимо обсудить причины данной ситуации.

Объяснить родителям, что ребенку нужно обязательно стать другом, чтобы обращался в первую очередь к ним, чтобы ребенок был уверен, что найдет поддержку у своих родителей. Родителям нужно общаться со своими детьми каждый день: интересоваться, что произошло в их жизни, делиться своими переживаниями и сомнениями. Родители должны посмотреть со стороны, насколько счастлив их ребенок.

6. Индивидуальная коррекционная работа с обучающимся

Работа проводится в зависимости от состояния, личностных особенностей, возраста обучающегося. Можно использовать следующие психологические приемы: психодраму, сказкотерапию, куклотерапию, арттерапию, песочную терапию, релаксацию. Завести тетрадь достижений.

Пример 2. Потеря близкого человека. Работа с учащимся проводилась по запросу классного руководителя.  Учащийся  7 класса И. пережил потерю мамы, которая умерла от сердечного приступа. Сразу после похорон с отцом переехали к бабушке (мама отца), где проживает еще старшая сестра И. с мужем и маленьким ребенком. За I четверть был неуспевающим.

Встреча с ребенком.

Определение эмоционального состояния: рисуночный тест «Дерево (Шелби), МАК «Аниби» и «Чувства», тест Филлипса, семейная социограмма. Во время диагностики «Семейная социограмма» нарисовал маму первой, между собой и папой. Рисуночный тест «Дерево» показал высокий уровень инфантильности. И. выглядит младше своего возраста, по росту он самый маленький в классе, субтильный.

Диагностика показала высокий уровень переживания социального стресса.

И. даны рекомендации по проживанию стрессовой ситуации.

Работа с родителем. Для беседы был приглашен отец.

При рассказе о жене заплакал. Совсем недавно переехали с И. обратно в свой дом от бабушки. Отец постоянно на работе, ребенок предоставлен сам себе. И., со слов отца, дома стал себя вести очень тихо, подавленно, не «раскрывается». Отец по характеру «сухой», сдержанный, скупой на похвалу (сказал, что супруга его иногда в этом упрекала). С И. ведет беседы о том, что тот уже большой, что придется взрослеть раньше времени.

Рекомендации папе: проводить больше времени с сыном, помочь ему пережить стресс, так как сам И. справиться не может и нуждается в помощи, поддержке. Не пытаться делать сына равным, взрослым, а дать ему возможность проживать детство. Больше говорить (или писать на стикерах) хороших слов, говорить о чувствах. Совместно прожить, перестрадать боль потери: смотреть фотографии мамы, обсуждать, плакать (не больше часа в день, но регулярно, пока не почувствует, что боль притупляется).

Индивидуальная работа с ребенком продолжается с использованием методов арт-терапии: МАК, нейрографики и др.Мальчик исправил оценки, посещает все уроки. Настроение чаще позитивное. Он получает поддержку в родном доме от бабушки и сестры. Папа, учитывая рекомендации психолога, стал больше времени проводить с сыном.

 

Список литературы   

1. Андреева А.Д., Вохмянина Т.В., Воронова А.П., Чуткина Н.И. /под ред. Дубровиной М.В./. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков. М., 1995 г.

2. Бенджамин Колодзин. Как жить после психической травмы. «Шанс» 1997.

3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание, М., изд. Прогресс, 2003, 290 с.

4. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи, М., изд. Просвещение, 2000, 207с.

5. Василюк Ф.Е. Пережить горе.,М. ИЗД. «НАУКА»; 2001г.

6. Гарбузов В.А., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1977 г.

7. Доклад Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 1979 года: Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей.

8. Журнал. Вопросы психологии, № 2, 1996 г.

9. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. С-Пб., 1998 г.

10. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. С-Пб., 1997 г.

11. Земска М. Семья и личность, М., изд. Прогресс, 1999, 133 с.

12. Исаев Д.Н. Психопрофилактика в практике педиатра. Л., 1984 г.

13. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985 г.

14. Крайг Г. Психология развития, СПб, изд. Питер, 2000, 992 с.

15. Краткий словарь по социологии, М., 1993 г.

16. Кулагина И.Ю., Возрастная психология, М., 1998 г.

17. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения, М., изд. Педагогика, 1986, 263 с.

18. Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. М., 1974 г.

19. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. М., 1997 г.

20. Петровский А.В., Ярошевский М.Г., Психологический словарь, 1990 г.

21. Платонов К.К. психологический практикум. М., 1980 г.

22. Посттравматическое стрессовое расстройство. Конспект врача.Профессор Игорь БРЯЗГУНОВ, Научный центр здоровья детей РАМН. Наука № 58. 99

23. Психологическая диагностика. /под ред. Гуревича К.М., Борисовой Е.М./, М., 1997 г.

24. Сборник «Оказание экстренной психологической помощи», г. Челябинск, 2012

25. Семья и формирование личности/ред. Бодалев А. А., М., изд. Просвещение, 1989, 206 с.

26. Стресс жизни: Сборник. / Составители: Л.М.Попова, И.В.Соколов.
М., изд. Мысль, 1987, 351 с.

27. Уильям Стил, Патриция Дж. Кордас «Какого цвета твоя боль» (Руководство по посттравматическому вмешательствудля помощи травмированным дошкольникам), г. Минск, УП «Услуга», 2009

28 Флейк-Хобсон К. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1993 г.

29. Шевандрин Н.Н. Психология, коррекция и развитие личности М., 1988

30. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды /под ред. Давыдова В.В. и Зинченко В.П./, М., 1989 г.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 

Мысли в подарок

 

Проблема дается нам не для стонов, а для решения.

Д.Уотсон

 

Никогда не сожалейте. Если это было хорошо, то это замечательно. А если это было плохо, это был опыт.

В.Кольт

 

На каждую гору есть дорога, несмотря на то, что ее, возможно нельзя увидеть с долины.

Д. Роджерс

 

Жизнь похожа на карточную игру. И мерой нашего успеха является не качество карт, которыми мы играем, а самообладание и мудрость, с которыми мы играем.

Д.Клок

 

Если человек недоволен своим положением, он может изменить его двумя средствами: или улучшить условия своей жизни, или улучшить свое душевное состояние. Первое не всегда, второе всегда возможно.

Р.Эмерсон

 

Большинство жизненных задач решаются как алгебраические уравнения: приведением их к самому простому ……

Л.Н. Толстой

 

Как бы мы не старались, а мухи летом будут.

Р. Эмерсон

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Осколки детских травм. Почему мы болеем и как это остановить

Донна Наказава Зарубежная психология Практическая психотерапия 2015

Болезни не появляются просто так: их источником может стать наше болезненное прошлое, и чаще всего – детство. В своей книге Донна Джексон Наказава, изучившая многочисленные исследования ученых со всего мира, раскрывает связь между детскими травмами и взрослыми заболеваниями.

Автор не только объясняет, как стресс, испытанный в детстве, может разрушить здоровье, но и рассказывает, как помочь себе избавиться от болезней и других тяжелых последствий – самостоятельно и с помощью врача.

 

                 

Ребенок в тебе должен обрести дом. Вернуться в детство, чтобы исправить взрослые ошибки

Стефани Шталь Зарубежная психология Осколки детских травм. Книги, которые заменят психолога 2015

Детские травмы и обиды не проходят бесследно. Они проявляются во взрослой жизни, и часто – самым неожиданным образом: не складываются отношения, рушится карьера, возникают болезни… Проблемы ставят нас в тупик, и мы даже не подозреваем, что все ответы и решения – в нас самих.

Известный немецкий психотерапевт и автор бестселлеров Стефани Шталь утверждает: если вы подружитесь со своим «внутренним ребенком», подарите ему заботу и поддержку, которой так не хватало в детстве, на место боли и бед придут спокойствие, гармония и легкость.

Эффективные упражнения и рекомендации, изложенные в книге, помогут вашему «внутреннему ребенку» (а значит, и вам!) стать наконец счастливым.

«Сценарий жизни». Комплекс детских травм (сборник)

Эрик Эриксон Зарубежная психология Философский поединок Нет данных

Зигмунд Фрейд (1856–1939), австрийский психоаналитик, основатель психоанализа, много времени потратил на изучение различных психических травм, получаемых в детстве. По мнению Фрейда, каждый человек носит эти травмы в себе и они оказывают определяющее влияние на его жизнь.

Теорию Фрейда развил и дополнил Эрик Эриксон (1902-1994), немецкий психолог и психоаналитик, долгие годы проживший в США. По мнению Эриксона, полученные в детстве травмы дополняются особенностями жизни в современном мире, когда человеку далеко не всегда удается раскрыть свои творческие способности и реализоваться как профессионалу.

В результате жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей. В книге собраны наиболее значительные произведения Зигмунда Фрейда и Эрика Эриксона, посвященные этой теме.

Казенный дом и другие детские впечатления (сборник)

Елена Вроно Современная русская литература Диалог (Время) 2019

В этой книге собраны воспоминания и размышления взрослых людей, помнящих о своей детской травме – временном отлучении от семьи по очень уважительным причинам: детский сад, больница (санаторий) в любое время года или пионерлагерь (чужая дача) летом. Любой не родительский дом для ребенка – это и есть дом казенный, опыт пребывания в котором западает в душу на всю жизнь.

Авторы сборника сыграли в увлекательную игру – попытались преобразовать боль, страх, стыд в текст. Получилась единая история о насилии и разных способах преодоления его последствий, об осмыслении прожитого, о становлении личности, об обретении свободы.

 

Пять травм, которые мешают быть самим собой

Лиз Бурбо Зарубежная психология Слушай свое тело 2000

В этой книге Лиз Бурбо говорит о личной ответственности каждого человека, – ответственности не перед кем-то, а перед самим собой, перед своей душой, перед собственным здоровьем. Всякую душевную травму, нанесенную кому бы то ни было, ты неминуемо наносишь себе.

И надолго. Так что страдания передаются из поколения в поколение. Из детских травм, из привычных страданий вырастают страдания массовые, всеобщие, и принимают форму социальных, государственных, мировых кризисов. Предательство, несправедливость, унижение, муки отвергнутой, покинутой души – это, как показывает Бурбо, глубоко личные травмы; но разве не они составляют основу, если не сущность, всех человеческих страданий? Получается, что незачем жаловаться на кого-то или что-то, незачем ловить и карать злодеев, поскольку закоренелый злодей – он же мученик – сидит в каждом из нас.

Можно ли и каким образом освободить его и от страданий, и от злодейства? Найди ответ в этой книге и воспользуйся им!

 

Абьюз

Анна Гаятри Современная русская литература Отсутствует Нет данных

«Абьюз» – цикл рассказов о сложных взаимоотношениях детей и родителей, о физическом и эмоциональном насилии, которое встречается во многих семьях. В рассказах делается акцент на внутренние переживания ребенка, которые часто бывают скрыты от взрослых и непонятны им.

Дети чувствуют очень глубоко, и их детские травмы оказывают воздействие на всю их будущую жизнь.

 

Неврозы у детей

Юрий Фесенко Детская психология Специальная педагогика 2013

Книга написана кандидатом медицинских наук, профессором Государственной классической академии им. Маймонида, основателем первого в стране городского отделения по лечению неврозов у детей (Ленинград), детским психотерапевтом и психиатром, рефлексотерапевтом, врачом высшей категории, занимающимся лечением неврозов у детей более полувека, ВилениномИсаковичем Гарбузовым и его учеником – доктором медицинских наук, профессором факультета клинической психологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического Университета и кафедры коррекционной педагогики и коррекционной психологии ЛГУ им.

А. С. Пушкина, членом-корреспондентом РАЕ, заслуженным деятелем науки и образования РАЕ, детским психотерапевтом и психиатром, рефлексотерапевтом, врачом высшей категории, занимающимся изучением и лечением пограничных психических расстройств у детей в «Центре восстановительного лечения „Детская психиатрия“ имени С.

С. Мнухина» больше 25 лет, Юрием Анатольевичем Фесенко. В книге рассмотрены вопросы изучения пограничных психических расстройств, в том числе и неврозов, в историческом аспекте, освещены основные компенсаторные механизмы головного мозга ребенка, проанализированы понятия о стрессе и психической травме.

Авторами дана подробная характеристика методов терапии неврозов – психофармакотерапии, психотерапии, представлен собственный комплексный метод лечения детей с пограничными психическими заболеваниями, включающий психофармакотерапию, адаптивное управление, рефлексотерапию, физиотерапевтическое лечение, различные виды психотерапии.

Приводятся собственные данные по более чем 3000 больным пограничными психическими расстройствами детей. В интересной форме даются яркие клинические примеры, позволяющие понять основной психологический компонент того или иного страдания. Кому-то может показаться, что книга написана слишком научным языком, кому-то, напротив, что излишне упрощенным.

Однако она и задумывалась авторами как разговор на научную тему, но тем не менее глубоко интересующую совершенно разных людей, и поэтому доступна самому широкому кругу читателей. Книга адресована, таким образом, и врачам-практикам (психиатрам, психотерапевтам, неврологам), и психологам, и родителям детей с неврозом, и просто интересующимся вопросами возникновения, течения и терапии пограничных психических расстройств, к которым относятся неврозы.

Детские психологические травмы и их проработка во имя лучшей жизни

Татьяна Трофименко Детская психология Книга-тренинг 2019

Татьяна Трофименко – автор 25 книг, каждая из которых представляет собой специальным образом сгенерированное информационное воздействие для решения определенного круга задач читателя. Благодаря этим книгам множество людей избавились от тяжелых депрессивных состояний, самых различных зависимостей, повысили свой социальный статус, улучшили состояние здоровья.

Практически все нежелательные, стрессовые ситуации в жизни человека берут свои истоки в его раннем возрасте. Именно поэтому каждый профессиональный психолог сперва спрашивает о детстве пациента и анализирует его отношения с родителями. Эта книга для людей, которые недополучили родительской любви и ощущают недостаток любви в семье.

Цель книги – нормализовать психологическое состояние таких людей, помочь им не зацикливаться на обидах прошлого.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.77 (0.071 с.)