Этапы работы с ребенком, пережившим психологическую травму. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы работы с ребенком, пережившим психологическую травму.



 

Этап 1. Выслушайте ребенка и осознайте его эмоции.

Детская проблема может казаться несущественной, но ребенок испытывает по этому поводу эмоции. Отнеситесь к ним с пониманием. Внимательно выслушайте школьника, не делая выводов.

Покажите свою открытость, готовность слушать, свой интерес. Ребенок в такой атмосфере станет более открытым. Выслушайте его до конца, дайте время и возможность максимально раскрыться. Создайте для этого комфортные условия. Попробуйте поставить себя на место ребенка. Только так можно понять, что на самом деле с ним происходит. Многие события для взрослых уже привычны, они случались много раз, а для ребенка, возможно, это первый опыт.

Этап 2. Посочувствуйте ребенку.

Приведите ученику примеры из собственной жизни. Так вы покажите, что понимаете его, что тоже сталкивались с подобными трудностями, и он не один. 

Не стоит проявлять чрезмерных эмоций в то время, пока ребенок говорит. Ваша задача – создать спокойную непринужденную атмосферу, во время беседы. Слишком сильная эмоциональная реакция может спугнуть ребенка.

 Сочувствие не предполагает умозаключений и выводов со стороны слушающего. Позвольте ребенку делать собственные выводы, принимать решения.

Помогите ученику определить свою эмоцию и назвать ее. В большинстве случаев эмоция проявляется дискомфортом в теле. Мы знаем, что злимся, потому что у нас начинается сильное сердцебиение, сдавленность в груди, жар. Гнев – это итоговое проявление этих ощущений.

Ваша задача – расширить словарный запас ребенка, чтобы он мог выразить словами то, что он чувствует. Также он должен понимать, что чувства и эмоции могут быть смешанными.

Этап 3. Ограничьте выражение эмоций в поведении.

Открытость и демократия в отношении чувств ребенка не должна переходить грань и становиться вседозволенностью. Взрослому нужно не только поддержать ребенка в том, что тот чувствует и признать эту эмоцию, но и разъяснить ему особенности поведения. Например, чувствовать ревность к младшему брату – это нормально, но бить его – недопустимо.

Важно выразить неодобрение не к чувствам, а к поведению. Если в момент сильной эмоциональной реакции на младшего брата вы будите говорить ребенку, что он должен испытать любовь к нему, то добьетесь только того, что ребенок закроется от вас психологически. Это произойдет потому, что он себя непонятым.

Этап 4. Научите целеполаганию.

После того как ребенок эмоционально поддержан, услышан взрослым и его тревога утихла, можно приступить к решению проблемы. В разрешении сложной ситуации подключите логику и мышление. Помогите ребенку определить цель, спросите, какой он хотел бы получить результат.

Используйте для обучения ребенка целеполаганию интеллект – карты. Это универсальный прием, который выражается в вербально – графическом способе коммуникации. Интеллект – карта помогает организовать воспитательное пространство, в котором ребенок будет самостоятельно предлагать идеи для решения сложной ситуации вне зависимости от возраста.

В отличие от взрослых, дети не умеют видеть последствия своих поступков, они живут «здесь и сейчас». Интеллект – карты научат школьников смотреть далеко вперед и предвидеть, чем это все для них может закончится.

Покажите ребенку как работать с интеллект – картой:

1.Кратко сформулируйте ситуацию и изобразите ее в центре листа;

2.Обсудите желаемый результат;

3.Наметьте совместно пути решения и запишите их по краям от обозначенной ситуации, как показано на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Схема интеллект – карты на этапе выбора путей решения.

Ситуация
Путь 2
Путь 1 1
Путь 4
Путь 3

 

 

 

 


Для каждого из решений нужно определить последствия для себя, для других и для ситуации. Продумать как положительные последствия, так и отрицательные (рисунок 2). Оцените с ребенком, насколько каждый из этих способов безопасен и будет ли он работать.

 

Рисунок 2. Схема интеллект - карты на этапе определения последствий.

Путь 2
Путь 1 1 1
+

-

 

Ситуация
                                         

Путь 4 1
Путь3 1 1
+

_

 

Этап 5. Обсуждайте идеи с детьми.

Ребенку необходимо принять решение, какие стратегии стоит попробовать реализовать, а какие отбросить. Ученик не должен стараться угадать правильный ответ, который ждут от него взрослые. Поэтому атмосфера доверия и принятия крайне важна. Объясните, что ни одно предложение не может быть бесполезным для рассмотрения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.007 с.)