Основные методы и приемы оказания психологической помощи детям 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные методы и приемы оказания психологической помощи детям



Разговорные методы: дать возможность ребенку высказываться, но не принуждать, не торопиться и не торопить, не бояться пауз. Дать понять, что ожидается и чего можно ожидать. Спросить, где он был во время трагедии, с кем он был, кто был рядом. Что видел, чувствовал (по всем модальностям) в этот момент. Что делал, как реагировал, что испытывал? Что они думают, ощущают в отношении того, что произошло?

Рисуночные методы: дети не осознают, что их рисунки отражают их мысли и чувства, поэтому при рисовании минимально используют защитные механизмы. Рисование всегда являлось активным средством психотерапии для работы с детьми. Оно применяется с целью установления контакта с ребенком, общения, переживания инсайта и разрешения эмоциональных конфликтов, также оно дает возможность психологу через символы понять, что происходит с ребенком. Использование рисунков в психотерапии детской травмы способствует более эффективному приспособлению ребенка к реальной жизни и личностному росту. Для рисования подходят карандаши, фломастеры, мелки. Краски используют в меньшей степени. Травматизированные дети от 4 до 10 лет используют основные цвета, в то время как более старшие дети могут рисовать все в одном цвете, сильно проблемные дети выбирают более темные цвета и оставляют пустые пространства на бумаге, дети с выраженной агрессией часто заходят за края бумаги.

Варианты проведения терапии с использованием рисуночных техник.

1. Предложить ребенку нарисовать лучшее, что с ним произошло сегодня или в течение недели; либо нарисовать худшее, что с ним произошло.

2. Предложить ребенку нарисовать свою семью; нарисовать свою семью в какой-то обстановке.

3. Предложить нарисовать своего лучшего друга, самого близкого взрослого.

4. Предложить нарисовать свою мечту, свое желание.

5. Использовать вырезки из журналов, создать коллаж о самом себе.

6. Нарисовать дорогу своей жизни: препятствия, барьеры, места для отдыха и т.п. Показать, где на этой дороге ребенок находится сейчас и где хотел бы оказаться.

7. Психолог рисует линию (прямую, кривую, зигзаг) и просит ребенка создать из этой линии рисунок. Затем ребенок рисует линию, а психолог заканчивает рисунок.

Процедура проведения терапии:

1. Попросить ребенка поделиться своими чувствами и переживаниями во время рисования.

2. Попросить ребенка рассказать об уже законченном рисунке.

3. Задать ребенку вопросы открытого типа о каких-то деталях рисунка, сделать детали более четкими, очевидными, рассказать о формах рисунка, цветах, изображенных людях и объектах.

4. Попросить ребенка описать рисунок, используя местоимение «я», как если бы ребенок стал этим рисунком – «Я это рисунок, я весь закрашен красным цветом…».

5. Сконцентрировать внимание ребенка на каких–то деталях рисунка: «О чем думает этот кружок?», «А что он собирается делать» и т.п.

6. При необходимости задать вопрос: «На кого ты больше всего похож на этом рисунке?».

7. Предложите ребенку провести диалог между двумя частями рисунка, например, между дорогой и школой, между счастливым человечком и несчастным человечком.

8. Предложите ребенку обратить внимание на выбранные им цвета «А что яркие (или темные) цвета означают для тебя?», «Похоже на то, что для тебя было очень важно закрасить это черным цветов».

9. Следить за голосом ребенка, его позой, выражением лица, дыханием, молчанием. Молчание может означать переживание, осмысление, воспоминание, тревогу, страх или осознание чего-то.

10. Работать над идентификацией ребенка по мере описания им рисунка: «В каких ситуациях ты чувствовал себя подобным образом?», «Что похожее было в твоей жизни на события, изображенные на рисунке?».

11. Обращать внимание на пропущенные детали или пустые места на рисунке и обсуждать это с ребенком.

12. Начинать процесс обсуждения с того, о чем легче всего говорить ребенку, постепенно переходя к более трудным и болезненным моментам.

Обязательно:

1. Предоставлять полную свободу выражения.

2. Безусловно, принимать ребенка таким, какой он есть.

3. С уважением относиться к уровню развития ребенка.

4. Обеспечить чувство безопасности у ребенка.

5. Внимательно следить за процессом.

Ни в коем случае:

1. Не торопить.

2. Не оценивать.

3. Не давить командами или инструкциями.

Игровые методы работы: игры с пластилином, игры с куклами, ролевые игры

Методика использования психологического приема «Куклотерапия».

В своей практике психолог использует для снижения уровня агрессивности арт-терапевтические методы. Метод «Куклотерапия»особенно эффективен в работе с младшими школьниками. Методика проведения куклатерапии заключается в том, что с дорогим для ребенка персонажем разыгрывается история, связанная с травмирующей его ситуацией.

В зависимости от того, какую позицию во время занятий занимает ребенок, куклотерапию можно подразделить на экспрессивную (активную) и импрессивную (пассивную). В первом случае ребенок творит сам, является актером и режиссером спектакля, во втором - он «потребляет» искусство, т.е. является зрителем. Куклотерапия может проводиться как индивидуально, так и в группе.

Экспрессивное письмо как один из современных методов психотерапии:

Метод «экспрессивного письма» стал сегодня наиболее распространенным методом терапии письменным словом. Он включен в программу реабилитации ветеранов войн, людей, пострадавших от разнообразных природных катастроф в силу его подтвержденной эффективности и благодаря относительно малым затратам на проведение работы с этой методикой. Автор методики Джеймс Пеннебейкер – психолог-исследователь, профессор Техасского университета. На настоящий момент проведено более 200 исследований экспрессивного письма. Вот выводы, к которым пришли ученые в результате исследований.

Экспрессивное письмо влияет на функционирование иммунной системы, снижает интенсивные боли при различных заболеваниях. Здоровые люди могут стать более здоровыми в результате этой практики.

Уровень образования, грамотность и писательские способности человека не влияют на то, насколько эффективным окажется для него экспрессивное письмо. Не важно и то, пишет ли человек от руки или печатает на компьютере

Чтобы экспрессивное письмо было полезным, с момента травмирующего события должно пройти не меньше 3-х недель. Оно очень полезно для людей, живущих в условиях длящейся травмирующей ситуации.

Нижняя возрастная граница в применении экспрессивного письма – подростковый возраст (13-14 лет), так как эффективность этого метода связана с развитием рефлексии, возможностью увидеть взаимосвязи между событиями, их последствиями и внутренним состоянием человека.

Четыре 15-минутные сессии письма о травмирующем событии дают существенный эффект. Не обязательно они должны проходить четыре дня подряд. Чем больше времени проходит между сессиями письма (в пределах недели), тем более стойким оказывается эффект.

Чем более приватно письмо, тем более оно эффективно. Дома писать лучше, чем в кабинете; никому не показывать лучше, чем показывать. Полезно рассказать о своей травмирующей ситуации включенному диктофону.

Основная инструкция звучит примерно так:

В течении 15 минут, пожалуйста, напишите о самом болезненном, травмирующем, тяжелом, трагическом событии вашей жизни, о котором вы продолжаете думать до сих пор. Не думайте о правильности письма. Пишите, не останавливаясь. Пишите, как получается, о самых глубоких чувствах. Можно писать каждый день о разных событиях или все 4 дня об одном и том же событии.

Это непростое задание, и, скорее всего, вы расстроитесь, когда будете его выполнять. Потом это пройдет.

Описывать события можно с разных точек зрения.

Можно написать о травмирующем событии в третьем лице: не «Я», а «он» или «она»; с позиции внешнего стороннего наблюдателя или со своей собственной; с позиции другого человека, вовлеченного в ситуацию, с позиции сочувствующего всем участникам внешнего наблюдателя.

Писать об одном и том же событии, адресуя свои записи разным людям (учителю, родителю, подруге, самому себе)

Если перед экзаменами написать о связанных с ними переживаниях, то в день экзамена настроение будет лучше и ответ тоже будет лучше.

 Кстати, писать о приятных и хороших переживаниях настолько же полезно, насколько о травмирующих, так как человек всегда пишет о тех уроках, которые извлек для себя из преодоления этой или любой травмирующей ситуации.

Подробнее об этом методе можно прочитать в газете «Школьный психолог» за декабрь 2013г. Автор – Дарья Кутузова, кандидат психологических наук, специалист по письменным практикам (г. Москва). Там же указан электронный адрес, которым можно воспользоваться, если вас заинтересовал данный метод. Автор предлагает участие в онлайн-группах, посвященных этому методу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.008 с.)