Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Первое полугодие жизни ребенка
ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТА В первом полугодии жизни ведущим фактором психического развития ребенка является ситуативно-личностное (непосредственно-эмоциональное) общение со взрослыми. Поэтому на данном возрастном этапе именно ситуативно-личностное общение со взрослым выступает главным предметом диагностики. Такое общение состоит в обмене положительными эмоциями, выражающими отношение младенца и взрослого друг к другу. Ребенок стремится находиться в поле доброжелательного внимания взрослого, ему очень нравятся его ласковые слова, прикосновения, улыбки. Младенец очень быстро входит во вкус эмоционального общения и использует для него разнообразные экспрессивно-мимические проявления. Подготовка ребенка к общению со взрослыми начинается уже в период новорожденности. При благоприятных условиях воспитания на второй – третьей неделе жизни здоровый ребенок уже реагирует на окружающих людей и предметы зрительным и слуховым сосредоточением, отдавая предпочтение воздействиям, исходящим от человека. В конце первого месяца ребенок уже может устанавливать контакт со взрослым взглядом “глаза в глаза” и отвечать на обращения взрослого улыбкой. С этого момента начинается интенсивное развитие общения. В течение 4 – 5 последующих недель младенец быстро овладевает разнообразными средствами контакта. Он все более уверенно отыскивает глазами взрослого, поворачивается на звук его голоса, замечает издали на расстоянии. С третьего месяца жизни младенец начинает сам воздействовать на окружающих людей, побуждая их к контактам. Для этого он использует все доступные средства: взгляды, улыбку, движения, звуки голоса и т.д. Эти проявления складываются в целостную структуру поведения, получившую название “комплекс оживления”. Традиционно фиксируются четыре компонента комплекса оживления: 1) сосредоточение на взрослом, сопровождающееся замиранием; 2) улыбка; 3) двигательное оживление (повороты головы, вскидывание ручек, перебирание ногами, выгибание корпуса); 4) вокализации (гуканье – короткие отрывистые звуки “гх”, “га” и другие; гуление – протяжные, певучие звуки “га-а”, “гу-у”, “ага”, “агу” и другие; вскрики). Комплекс оживления характерен именно для младенцев первого полугодия (от 2 до 6 месяцев жизни).
В конце первого полугодия комплекс оживления обычно заменяется дифференцированными проявлениями более сложного характера. Взгляды и улыбки приобретают более тонкие эмоциональные оттенки, гуление постепенно сменяется лепетом, в общем двигательном оживлении обособляются движения рук. Если взрослые в этот период не обеспечивают полноценных условий воспитания, а ограничивают взаимодействие с младенцем удовлетворением его органических нужд, не проявляя при этом любви, ласки, отзывчивости, сроки появления общения у ребенка задерживаются, отмечаются низкая инициативность, бедность эмоциональной сферы. Младенец вял, пассивен, у него отсутствует познавательная активность по отношению к предметному миру. Все это ведет к задержке и искажению дальнейшего хода развития. При благоприятных условиях общения создаются возможности для разностороннего психического развития ребенка: познавательного (зрительные, слуховые, двигательные и другие ориентировочные действия), эмоционального (умение распознавать эмоции взрослых и совершенствование собственных экспрессий), предречевого развития. Общение со взрослыми способствует становлению у младенца основ личности и самосознания: доброжелательного отношения к людям, особой привязанности к близким, любознательности, положительного самоощущения. Для полноценного психического развития ребенка в первом полугодии его жизни помимо общения со взрослыми необходимым является создание условий для развития познавательной активности по отношению к предметному окружению, так как она ложится в основу предметно-манипулятивной деятельности, ведущей на следующем возрастном этапе. Источником познавательной активности является врожденная потребность ребенка во внешних впечатлениях. Уже в первые дни жизни младенец способен воспринимать воздействия разных модальностей, исходящие из внешней среды, как от человека, так и от предметного окружения. Однако предметная среда сама по себе, вне общения со взрослыми, не обеспечивает нормального развития познавательной активности ребенка. Общение со взрослыми во многом определяет ее качественные и количественные особенности. Взрослый человек представляет собой наиболее богатый источник зрительных, слуховых, тактильных, вестибулярных, проприоцептивных и других впечатлений, поэтому изначально главным объектом познавательной активности ребенка выступают ухаживающие за ним люди. При благоприятных условиях воспитания, предполагающих организацию развивающей предметной среды, включение предметов в общение ребенка и взрослого, высокими темпами развивается познавательная активность по отношению к предметам.
Она проявляется в поиске новых впечатлений, во внимании, интересе и положительном эмоциональном отношении ребенка к предметам, стремлении обследовать их. На протяжении первых месяцев жизни совершенствуются способы обследования предметов. Сначала появляются зрительные и оральные (ротовые) познавательные действия, затем мануальные (действия руки), постепенно налаживается зрительно-двигательная координация. С момента появления целенаправленного хватания предмета (обычно после 4 месяцев) начинается развитие предметно-манипулятивной деятельности. Таким образом, диагностика психического развития ребенка в первом полугодии предполагает выявление уровня развития общения ребенка со взрослым и его познавательной активности по отношению к предметам.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.172.146 (0.004 с.) |