Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика уровня развития предметной деятельности
В раннем возрасте (от 6 месяцев до 3 лет) ведущей деятельностью является предметная, поскольку именно в ней лежат главные интересы ребенка и происходит наиболее интенсивное развитие всех сторон психики и личности малыша. Помимо овладения культурными способами действий с предметами в рамках предметной деятельности реализуется познавательная активность ребенка, которая в раннем возрасте проявляется в его любознательности, стремлении к получению новых впечатлений, инициативном поиске новой информации об окружающем мире. Уровень развития познавательной активности отражает потребностно-мотивационную сторону предметной деятельности, т. е. желание и стремление узнать новое, получить желанный или непредсказуемый эффект. В раннем возрасте предметная деятельность малыша может иметь развивающий эффект лишь в сотрудничестве со взрослым. Взрослый является для маленького ребенка не только носителем культурных средств и способов действия, но и источником новых смыслов его деятельности. Смысл действия ребенка первоначально заключается в том, что оно производится ради выполнения поручения взрослого или рядом с ним. Именно взрослый передает ребенку как способ действия, так и желание его выполнять, интерес к нему. Опираясь на понятие о зоне ближайшего развития, мы исходили из того, что для определения действительного уровня развития ребенка недостаточно измерить и зафиксировать его актуальные действия, необходимо выявлять и учитывать его потенциальные возможности, которые возникают и проявляются в совместной деятельности со взрослым. Исходя из этого, в качестве основных параметров уровня развития предметной деятельности выделяются следующие: 1) операциональная сторона (характеристика собственно действий). Показателями операциональной стороны предметной деятельности выступают различные виды действий с предметами: манипулятивные (неспецифические и специфические) и собственно предметные (культурно-фиксированные) действия; 2) потребностно-мотивационная сторона – уровень познавательной активности ребенка. Показателями познавательной активности являются интерес ребенка к предметам, стремление к обследованию и действиям с ними, настойчивость, эмоциональная вовлеченность в деятельность. Наличие таких инициативных, самостоятельных действий, охватывающих и познавательную, и аффективно-волевую сферу ребенка, может свидетельствовать о действительном освоении деятельности, а не о приобретении одних лишь моторных или сенсорных навыков;
3) включенность предметных действий в общение со взрослым. Отличительной особенностью всех предлагаемых методик, выявляющих уровень развития деятельности ребенка, является включенность ребенка в общение со взрослым. Степень принятия помощи и поддержки взрослого, возможность влияния взрослого на самостоятельные действия ребенка являются для нас важнейшим показателем потенциальных возможностей самого ребенка. Таким образом, разработанный комплекс методик включает: 1) диагностику формы общения ребенка со взрослым (диагностика речевого развития входит в это направление, поскольку речь в раннем возрасте возникает и развивается как средство общения; 2) диагностику развития предметной (или предметно-манипулятивной) деятельности, в которой выявляются характеристика действий ребенка, уровень его познавательной активности и включенность в общение со взрослым. Предлагаемая в данном пособии система диагностических методик является результатом многолетней научно-практической работы коллектива лаборатории психического развития дошкольников Психологического института РАО. Обоснованность методик обеспечена их эффективностью при изучении особенностей психического развития детей от рождения до 3 лет; разнообразием исследовательских методов (сочетание лонгитюдного метода и метода срезов, констатирующих и формирующих экспериментов); статистической достоверностью полученных данных. Апробация диагностических методик проводилась на детях от рождения до 3 лет, воспитывавшихся в разных условиях: в семьях, в яслях, в домах ребенка. В предварительном обследовании участвовало более 1000 детей из разных регионов России и ближнего зарубежья. Область применения диагностики и методические рекомендации по ее проведению Предлагаемые методики рассчитаны на профессионального психолога.
Они предназначены для использования в качестве средства текущего контроля психического развития ребенка с целью индивидуализации педагогического процесса в детских учреждениях, а также для индивидуального консультирования по запросу родителей, воспитателей или специалистов-медиков (педиатр, невропатолог, психоневролог, психиатр и др.). Данные методики помогут своевременно выявить задержки и отклонения в психическом развитии ребенка и при необходимости выбрать соответствующие методы коррекции выявленных отклонений. Целесообразно также проведение психологической диагностики при поступлении ребенка в детское учреждение. Ее целью в данном случае является оказание адекватной помощи малышу в период адаптации. Методики могут быть использованы в специализированных диагностических центрах, консультационных пунктах, больницах, поликлиниках и детских образовательных учреждениях, в том числе в домах ребенка. Необходимым условием проведения диагностики является естественность диагностических ситуаций, эмоциональный комфорт ребенка, его хорошее самочувствие. Обстановка, в которой проводится диагностика, должна быть знакомой и привлекательной для малыша. Решающая роль в создании такой обстановки принадлежит психологу, проводящему диагностику. Он должен знать психологические особенности детей младенческого и раннего возраста, иметь опыт общения с ними. Прежде чем приступить к диагностическим процедурам, необходимо предварительно установить эмоциональный контакт с ребенком, поиграть с ним, вызвать его доверие и расположение. Диагностика в консультационных центрах, поликлиниках и больницах должна проводиться в присутствии матери или другого близкого ребенку человека. Может случиться, что при всех стараниях психологу не удастся установить контакт с малышом. Тогда можно предложить матери самой проводить диагностические пробы под наблюдением психолога. Обычно присутствие и участие матери придают ребенку уверенность и спокойствие. В беседе с родителями и педагогами о результатах диагностического обследования, независимо от выявленных недостатков, следует максимально подчеркнуть позитивные качества ребенка, по возможности избегая негативных характеристик. В случае установления задержки в развитии ребенка, психолог должен корректно сформулировать свое заключение, а затем предложить соответствующие рекомендации. При этом важно объяснить, какие позитивные сдвиги в развитии ребенка должны произойти в ходе коррекционной работы. В беседе с родителями и воспитателями не следует использовать термины “высокий” или “низкий” уровень развития, а также негативные характеристики ребенка. В случае установления задержки в развитии желательно делать акцент не на констатации отклонений, а на описании позитивных изменений в поведении ребенка при соблюдении необходимых рекомендаций. Например, не следует говорить: “У вашего ребенка отсутствует инициативность”, лучше сформулировать так: “Необходимо поддерживать инициативу вашего ребенка, внимательнее наблюдайте за ним, откликайтесь на любое его движение, по-чаще хвалите его, играйте с ним”. При проведении диагностики нужно учитывать, что поведение маленького ребенка крайне неустойчиво. Оно зависит от множества ситуативных, случайных факторов: физического самочувствия малыша, его отношения к новой обстановке, от окружающих предметов и т.д. В случае неблагоприятной картины поведения ребенка (когда он демонстрирует пассивность, заторможенность) следует дополнить данные диагностики беседой с родственниками малыша, результатами наблюдения за свободной активностью ребенка в привычной для него обстановке, провести повторную диагностику. Только при условии, что результаты наблюдения, беседы и повторной диагностики совпадают с первоначальным выводом, можно сделать окончательное заключение об уровне психического развития ребенка. МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ Младенческий возраст – период наиболее интенсивного развития ребенка. На протяжении первых месяцев жизни (от рождения до 1 года) стремительно меняется общение младенца со взрослыми и характер его активности. Это дает основания для подразделения младенческого возраста на два этапа: первое и второе полугодия жизни. В данном пособии эти два подпериода младенческого возраста рассматриваются отдельно.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 768; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.244 (0.005 с.) |