Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 7. Психодиагностика межличностных отношений.
Социометрия – это измерение отношений внутри группы по социальным критериям: с кем бы я хотел проводить время, у кого бы спросил совета, кто мне нравится и т.п. Автор метода Джекоб Морено. Социометрический статус имеет определенные градации – от положительного, через нулевой к отрицательному. В соответствии с этим группа дифференцируется внутри на несколько слоев: звезды-лидеры (самый высокий положительный социальный статус), предпочитаемые, принимаемые (разного уровня положительный статус), изолированные (нулевой статус), пренебрегаемые, отвергаемые (отрицательный статус). Положение, занимаемое в группе по социометрическому статусу, человек чувствует по отношению к нему людей, и это сказывается на его настроении и поведении. Эмоциональное отношение группы проявляется в том, что одних очень любят (любимчики), других не любят (нелюбимые), а третьих не замечают (незамечаемые). Положение последних самое неприятное, они глубоко переживают трудную ситуацию в группе. Любимчики (звезды-лидеры) иногда относятся к группе совсем не так положительно, как группа к ним, что проявляется в эмоциональной экспансивности, измеряемой отношением человека к группе. В группе любят универсалов: веселых, общительных, знающих, практиков, умеющих все делать своими руками. Не любят – теоретиков, нытиков, зазнаек. При сложившейся определенной системе межличностных отношений формируются малые психологические группы – неформальные. При психодиагностике особенностей взаимоотношений необходимо владеть теориями личности. Ниже приводится данные известных теорий личности психологов-классиков. Альфред Адлер /1870-1937/ создалИндивидуальную психологию личности как антитезу психоанализу. Ни одно проявление эмоциональной активности нельзя рассматривать изолированно, только в связи с личностью в целом, утверждал Адлер /название от individuum – неделимый/, то есть сущность, которую нельзя разделить. Адлер определял структуру самосогласующей и единой личности как стиль жизни. Человеческая жизнь как активность стремится к совершенствованию. Его теория явилась предшественником гуманистической психологии, т.к. именно он был убежден в творческой природе и свободе человека. Индивидуум, по Адлеру, - неделимое целое как в отношении взаимосвязи между мозгом и телом, так и в отношении психической жизни. В индивидуальной психологии он исследует человека, который включен в общество. Все поведение человека происходит в социальном контексте, суть человеческой природы можно понять только через понимание социальных отношений. В индивидуальной психологии. - гармония понимания и сотрудничества между человеком и обществом, конфликт между ними – это неестественно. Делал упор на социальных детерминантах поведения, за что считается одним из первых социальных психологов.
Одним из положений у него – индивидуальная субъективность. Т.е. люди ведут себя в соответствии с личными убеждениями, независимо от того, являются ли они объективно реальными или нет. Человеческая жизнь – это активное стремление к совершенству. Жизненные цели выбираются индивидуально, и в постоянном стремлении к совершенству люди способны планировать свои действия и определять собственную судьбу. Достижение намеченной цели повышает самооценку и способствует нахождению своего места в жизни. Главная цель теории личности для Адлера – служить экономным и полезным ориентиром для врача, и для любого на пути изменений в сторону психологически более здорового поведения. Адлер развил также теорию, почему одно заболевание беспокоит человека больше, чем другое; почему одни участки тела болезнь поражает быстрее, чем другие. Выбор органа тела имеет развитие. Неполноценность какого-то органа может вести к развитию высоких результатов для самоактуализации. Психологически это объясняет так: с недостаточностью органа развивается субъективное чувство неполноценности, которое человек компенсирует. «Почти у всех выдающихся людей мы находим дефект какого-либо органа; складывается впечатление, что они очень страдали в начале жизни, но боролись и преодолели свои трудности». (Демосфен, Теодор Рузвельд – болезненный и слабый с детства, приобрел физическую форму, образцовую для взрослого и президента). Т.е. неполноценность органа может привести к впечатляющим достижениям, но может повлечь чувство собственной неполноценности, если желаемого результата не достигается. Новое в том, что Адлер указал на процесс компенсации именно в психической сфере. Корни этого он видел в детстве: неполноценность органа ведет к психологической неполноценности; чрезмерная опека ведет к неспособности быть уверенным в себе, зависимости и отвержение со стороны родителей порождает чувство ненужности. Если развивается гиперкомпенсации, то появляется комплекс превосходства, выражается в преувеличении физических, интеллектуальных или социальных способностей. Это преувеличение здорового стремления преодолеть чувство неполноценности. Такой человек чувствует свою значимость только тогда, когда ущемляет других.
Выделил типы личности. Управляющий тип. Самоуверенный, напористый, с незначительным социальным интересом, активность не в плане заботы о благополучии других. Характерна установка превосходства над внешним миромЖизненные задачи решают во враждеьной, антисоциальной манере. Берущий тип. К внешнему миру относятся паразитически, удовлетворяя свои потребности за счет других. Желание получить как можно больше приносит страдания окружающим. Избегающий тип. Опасаются неудач больше, чем стремятся к успеху, бегут от решения жизненных задач. Избегание всех проблем в жизни, уход от всего, что предполагает возможность неудачи. Социально-полезный тип. Высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Истинная забота о других и заинтересованность в общении с ними. Работа, дружба и любовь – три основные жизненные задачи и социальные проблемы. Для него характерно сотрудничество, личное мужество и готовность вносить свой вклад в благоденствие других. Социальный интерес у Адлера – показатель психического здоровья, «барометр нормальности». С позиции Адлера, наши жизни ценны только в той степени, в какой мы способствуем повышению ценности жизни других. Здоровые люди по настоящему заботятся о других. Они понимают, что не все в мире правильно устроено, поэтому берут на себя задачу улучшения участи человечества. При отсутствии социальных целей человек эгоцентирчен, борется за личное превосходство и главенство над другими. Главное – свои интересы и самозащита. Основные положения Адлера относительно природы человека: - теоретическая идея о творческом Я имеет исходное положение свободы. (свобода - сильная); - тяготение к рациональности. Творческая сила, по Адлеру, дает возможность формировать жизненные цели, принимать решения, выстраивать жизненные планы; - человек – неделимая и постоянная сущность. Человек стремится к фиктивной цели, сформированной в детстве; - имеет значение не то, чем наделен от рождения и не тем, с чем сталкивается в жизни, а как он этим распоряжается. Признавал роль факторов наследственности и влияние окружающей среды. Но решающее то, как это человек воспринимает и как на это реагирует; - личность формируется в первые 5 лет; - жизнь человека представляет динамическое стремление к превосходству. Личность не просто реагирует на внешние стимулы из окружающей среды, но стремится создать собственное Я и ориентируется в будущее; - им руководит идея увеличения напряжения за счет постоянного стремления двигаться. Его концепция стремления к превосходству. В теории Адлера люди растут как личности в направлении, противоположном своим первоначальным потенциям;
- в жизни имеет значение не то, что абсолютно верно или может быть таковым, а то, что МЫ считаем верным. Искать абсолютную правду о природе человека нет смысла, лучше развивать теоретические концепции («персонологические фикции»), практические и полезные для людей, которые пытаются понять себя и обстоятельства. Адлер стоял на позиции непознаваемости. Карл Густав Юнг. Аналитическая теория личности. 1875-1961. Структура личности по Юнгу включает Душу, которая состоит из трех взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Эго – центр сферы сознания. Основа самопознания и сознательной деятельности. Личное бессознательное включает забытые конфликты и воспоминания, подавленные. Содержит в себе комплексы, влияющие на поведение индивидуума. При комплексе власти энергия расходуется на деятельность, связанную с темой власти. И пр. Это влияет на мировоззрение, поведение. Коллективное бессознательное – более глубинный слой в структуре личности. Это хранилище латентных следов памяти человечества и предков. Все духовное наследие человеческой эволюции. Складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Состоит из первичных психических образов – архетипов – врожденных идей или воспоминаний, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать, реагировать на события определенным образом. Архетипы, описанные Юнгом.
Каждый архетип способен выражать определенные чувства, которые отражаются в сновидениях, в культурах в виде символов, используются в религии, литературе, культуре. Он сформулировал концепцию экстраверсии – интроверсии, которая также используется в психодиагностике личности КАРЕН Хорни (1885-1952) высказалась однажды: «Поскольку я не смогла стать красавицей, я решила стать умной». Она отвергала мнение З. Фрейда о женщинах и их зависти. Считала социокультурные условия глубоким влиянием на развитие индивидуума. В основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений. Выделила 2 потребности с детства – в удовлетворении (физиология)и безопасности (быть любимым, желанным, защищенным). Это полностью зависит от родителей. Дурное отношение со стороны родителей развивает установки у ребенка базальной враждебности (зависит от родителей и чувствует обиду и негодование, подавляет эти чувства, чтобы выжить). Базальная тревога как результат ощущения отсутствия безопасности. Невротические потребности, появившиеся от отсутствия безопасности, наличия беспомощности, враждебности, тревоги.
Эти потребности есть у всех, но невротик реагирует на одну, отдельно взятую. Здоровый человек легко заменяет одну другой. Внутренние конфликты определены основной ориентацие в отношении с другими. Ориентация на людей – уступчивый тип. Характерна зависимость, нерешительность и беспомощность. Руководит иррациональное убеждение – если уступлю, меня не тронут. Ему необходимо, чтоб в нем нуждались, любили его, защищали и руководили им. Отношения завязывают, чтоб избежать одиночества, ненужности, беспомощности. В любезности может подавляться агрессия. Под смущенным ликом часто скрывается враждебность, злость, ярость. Ориентация от людей – обособленный тип. Защитная установка – мне все равно, если я отстранюсь, со мной будет все в порядке. Установки не дать себя увлечь (любовь, работа, отдых). Привыкают к поверхностным отношениям. Бесстрастно идут по жизни. Стремление к уединенности, независимости, самодостаточности. Ориентация против людей – враждебный тип. Доминирование, враждебность, эксплуатация. У меня есть власть – меня никто не тронет. Мнение, что все агрессивны, жизнь – борьба против всех. Любая ситуация – а что я буду от этого иметь. Поведение может быть тактично и дружеское, но цель – контроль и власть над другими. Повышение собственного престижа, статуса, удовлетворение амбиций. Психология женщины, идеи феминистских мировоззрений. Стремление изменить ролевое поведение для выбора карьеры. Данные теории и взгляды классиков помогут специалисту по социальной работе более полно описать психодиагностическое заключение.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.117.109 (0.02 с.) |