Тема 2. Деонтология психодиагностики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Деонтология психодиагностики.



Психодиагностикой владеют специалисты, которым необходимо выявлять личностные особенности клиентов, пациентов, отслеживать индивидуальную или групповую динамику. Как медицинское обследование, так психологическое или социально-психологическое оказывает влияние на судьбу человека. В связи с этим в цивилизованных странах деятельность психодиагностов и тех, кто использует психодиагностику в своей работе, ограничивают рамками профессионально-этического кодекса или специально разработанными профессионально-этическими стандартами. Как и психолог-диагност, специалист по социальной работе должен строго выполнять требования, предъявляемые к этой деятельности:

1) специалист должен владеть основами дифференциальной психометрии, знать и применять на практике общие теоретико-методологические принципы психодиагностики, следить за современной литературой по дисциплине;

2) отвечает за решения, принимаемые на основе тестирования. Для более грамотного написания решений можно консультироваться с психологом, т.к. психолог пользуется правом преимущества по сравнению с непрофессионалами;

3) в подборе методик не рекомендуется пользоваться субъективным предпочтением, предубеждением, а ориентироваться на нужность и эффективность материала;

4) необходимо соблюдать все требования для проведения стандартных методик;

5) при тестировании обеспечивается конфиденциальность. Испытуемого предупреждают, кто тестирует и для чего нужны исследования, никакие решения, вынесенные на основе исследования, нельзя скрывать от клиента;

6) необходимо хранить профессиональную тайну, не обсуждать результаты и клиентов с людьми, не уполномоченными вести психодиагностическую практику, а также не раскрывать перед потенциальными испытуемыми особенности методик, т.к. от этого зависит валидность результатов.

Если специалист по социальной работе хочет заниматься психодиагностикой, ему необходимо проконсультироваться с психологом:

- выяснить, какие методики лучше использовать для решения поставленных задач;

- пройти специальную подготовку для эффективного использования методики.

Необходимо помнить, что при доступе к психологическим методикам и их использовании специалист по социальной работе автоматически берет на себя обязательства по соблюдению всех требований: хранение профессиональной тайны, соблюдение этических нормативов проведения обследования по отношению к испытуемым.

Профессионально-этические принципы в работе по психодиагностике.

1. ответственность;

2. компетентность;

3. этическая и юридическая правомочность;

4. конфиденциальность;

5. благополучие клиента;

6. профессиональная кооперация;

7. информирование клиента о целях обследования;

8. морально-позитивный эффект обследования.

Психодиагностический процесс – это деятельность специалиста, конечным результатом которого является психологический диагноз. Процесс включает в себя три этапа:

1. этап сбора данных в соответствии с задачами исследования

2. обработка и интерпретация данных

3. вынесение решения и постановка диагноза.

Психологический диагноз – это описание сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования.

Этап сбора данных.

Этап начинается после того, как прошло предварительное ознакомление с объективными и субъективными данными обследуемого. Также создается благоприятный фон для взаимодействия. Сбор данных проводится по предварительно отобранным психодиагностическим методикам и тестам.

Выбор теста определяется задачей обследования, учитывается надежность и валидность теста.

Существует две ситуации обследования: ситуация клиента и ситуация экспертизы.

Ситуация клиента: человек приходит сам, охотно идет на сотрудничество, тщательно выполняет инструкцию, не имеет сознательных намерений изменить ситуацию, не фальсифицирует ответы. В ситуации клиента тестам предъявляются менее жесткие требования в плане защищенности от фальсификации результатов.

Ситуация экспертизы: клиент осведомлен, старается выдержать «экзамен», пытается сознательно контролировать ответы и поведение, чтоб выглядеть выгодно или, напротив, симулировать. В данной ситуации к тестам предъявляются более жесткие требования, методики защищены от возможной фальсификации результатов, используются шкалы лжи.

Этап сбора данных заканчивается представлением полученных результатов в том виде, в каком это задано методикой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.006 с.)