Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вторичная экономическая социализация
Вторичная экономическая социализация является неотъемлемой частью социализации. Анализируя различные определения, касающиеся эконмической социализации можно сделать вывод, что в процессе первичной социализации, субъект находится под постоянным контролем, в то время как «вторичная» как процесс постоянного развития и адаптации протекает в условиях самостоятельной жизни индивида и наблюдается в большинстве случаев у взрослой состоявшейся личности. Если рассматривать социализацию, касающуюся определенного периода в жизни человека, то можно предположить, что в период зрелости, опыта, мудрости, следует взять во внимание понятие «вторичной» социализации. Основываясь на том, что последняя наиболее тесно связана со старшей возрастной категорией, так как протекает в большинстве случаев у зрелых сформированных личностей, с устоявшейся системой ценностей и жизненных ориентиров которые, могут столкнуться с рядом факторов влияющих на развитие и перестроение уже существующей экономической социализации, как способа адаптации. Впоследствии чего и наступает процесс развития вторичной социализации. Изучая специфику экономической социализации, в трудах зарубежных и отечественных социальных психологов, Т. В. Дробышева берет во внимание понятие вторичной экономической социализации, охватывающей процесс развития экономически-социально зрелой личности. [Теоретико-методологические подходы к исследованию развития психики/вторичная экономическая социализация личности и группы: понятие и основные направления исследования 2017г]. Согласно теории социального реализма Э. Дюркгейма, символического интеракционизма Ч. Кули, а также представителя отечественной социологии А.И. Кравченко, в процессе вторичной социализации человек взаимодействует с вторичными общественными институтами и формальными организациями, находится под влиянием социальных фактов вторичного порядка. Если речь идет непосредственно о вторичной экономической социализации, то Дробышева Т. В, отталкиваясь от определений отечественных социологов, предлагает следующее определение вторичная экономическая социализация – это интернализация нового экономического знания, элементов экономической культуры, образцов поведения, и включение в уже сформированную картину экономического мира, что позволяет адаптироваться к изменившемся социально-экономическим условиям современного общества, либо к изменившимся экономическим условиям жизни-деятельности самого человека.[дробышева]
В Энциклопедии А.А. Грицанова, В.Л. Абушенко и др., определение «вторичная социализация» рассматривается как совокупность социально-адаптационных процессов, характеризующих изменения в жизни «социально зрелого» («взрослого») человека – носителя сформированных личностных структур, автономного и ответственного за самостоятельно принимаемые решения. [Социология: Энциклопедия / сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. М.: 2003.]; С точки зрения практической психологии вторичная социализация – это следствие кризиса первичного представления о мире, который был усвоен человеком во время социализации первичной. [Трунов Д. Первичная и вторичная социализация // Практическая психология. 2001: Материалы областной научно-практической конференции (1–2 ноября 2001г.). Пермь: ПРИПИТ, 2001. С. 79–81] В научной литературе под вторичной социализацией понимаются следующие процессы: Кравченко С.А трактует понятие вторичной экономической социализации – как последующий процесс освоения личностью норм и ценностей, позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые секторы объективного мира его общества. [Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. М.: Издательство «Экзамен», 2007] Процесс вторичной экономической социализации протекает у людей зрелого и позднего возраста на этапе послетрудового периода жизни. Экономической социализацией пожилых людей можно назвать относительно устойчивый социальный процесс установления соответствия между совокупным уровнем их актуальных социально-экономических потребностей и наличным уровнем удовлетворения данных потребностей. Неудовлетворительное состояние здоровья пожилых людей снижает их уровень развития экономической социализации. Также весомым обстоятельством, препятствующим успешной экономической социализации пожилых, является низкая информированность населения о стратегии государственной социальной защиты старшего поколения. На сегодняшний день многие люди получают необходимую информацию из ресурсов интернет-сетей. Но люди, привыкшие к советским стандартам, не привыкли пользоваться гаджетами и считают это лишним в своей жизнедеятельности. Экономическая социализация пожилого человека в условиях рыночной экономики определяется качеством социально-экономического потенциала, и возможностями его использования в настоящем. Например, создание правовых, экономических и прочих условий для реализации социально-экономического потенциала лиц пожилого возраста может рассматриваться как создание условий для развития инвестиций в человеческий капитал. [6]
Экономическая социализация пожилого человека в условиях рыночной экономики определяется качеством социально-экономического потенциала, и возможностями его использования в настоящем. Например, создание правовых, экономических и прочих условий для реализации социально-экономического потенциала лиц пожилого возраста может рассматриваться как создание условий для развития инвестиций в человеческий капитал. [6] Процесс экономической социализации человека на любых возрастных этапах жизни связан с повседневными бытовыми проблемами, и социально-экономическими проблемами в обществе. [33] Экономическая социализация, целью которой является выработка адекватных представлений об экономических категориях, развитие навыков экономического поведения, имеет такие функции как передача культуры от одного поколения другому экономических ценностей и развитие экономических отношений. [33] Критерием экономической социализации личности, может послужить заданная ориентация субъекта на ожидаемую полезность, выгоду и их оптимизацию. [10] Экономическое сознание также является критерием экономической социализации личности, а именно элементы экономического сознания, например представлений о бедном и богатом, адекватные общественным представлениям. Данный критерий подтверждается позицией В. П. Зинченко [17]. Система и динамика ценностных ориентаций личности – в числе критериев экономической социализации, воспроизводство усвоенного экономического знания и опыта может быть реализовано в экономическом поведении, экономических отношений. В российском обществе экономических отношений людей позднего возраста, которые, обусловлены общественной системой ценностей. [10] В рамках данных критериев процесс экономической социализации развивается по средствам внутренних ресурсов человека – таких как ценностные ориентации и экономическое сознание. Однако воздействия, в отношении развития экономической социализации могут быть как внутреннего, так и внешнего характера, так как уровень и структура экономической направленности личности изменяются под воздействием социально-экономических условий, которые предопределяют экономический статус субъекта. Каждая экономическая установка имеет психологическую интерпретацию, выделенный ряд парных экономических установок, расширяет возможности их социально-психологической интерпретации. Подобный феномен можно назвать факторами экономической социализации. Одним из них является «рыночный характер» [10], который одновременно может выступать в качестве негативного эффекта социализации. При контрастной выраженности «рыночного характера» человек ощущает себя «как товар на рынке личностей», а свою как меновую стоимость. Цель рыночного характера – полнейшая экономическая адаптация, чтобы быть нужным, чтобы сохранить спрос на себя при всех условиях. [41, с. 35].
В рассмотренных моделях экономического поведения и экономической активности ведущими факторами являются побуждения, потребности, мотивы, установки, ценности, которые в дальнейшем исследовании могут быть интегрированы в экономическую направленность личности. Модель и метод исследования экономической направленности должны предусмотреть возможность изучения иррациональных, нематериальных и бессознательных факторов. [10] Подводя итоги теоретического исследования факторов экономической социализации, необходимо выделить психологические и социально-психологические факторы экономической социализации, обусловленные требованиями изменяющегося общества и его спецификой. В целом, современные социальные условия выступают как барьер или трудность, на преодоление которой должна быть направлена личность в процессе социализации. В то же время процесс социализации, в силу высокой активности в нем субъекта, а также способностей самой личности. [10] Процесс экономической социализации человека на любых возрастных этапах жизни связан с повседневными бытовыми проблемами, и социально-экономическими проблемами в обществе. [28] Экономическая социализация, целью которой является выработка адекватных представлений об экономических категориях, развитие навыков экономического поведения, имеет такие функции как передача культуры от одного поколения другому экономических ценностей и развитие экономических отношений. [28] Анализируя теоретический материал, касающийся экономической социализации как предмета психологического исследования, хотелось бы выделить ценности и ценностные ориентации, одновременно выступающие ее ресурсами, факторами и критериями.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.008 с.) |