Особенности экономической социализации у людей пожилого возраста, ее виды, факторы и критерии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности экономической социализации у людей пожилого возраста, ее виды, факторы и критерии



 

Социализация, как один из процессов, необходимых для нормального функционирования и развития личности имеет различные виды. Одним из них выступает экономическая социализация, возникшая в отрасли экономической психологии. Иными словами экономическая социализация, определяется как «проекция» общей социализации, с участием экономической сферы, а экономический опыт определяется как часть социального опыта. [10]

Понятие «экономическая социализация» сравнительно недавно вошло в научный оборот экономической психологии. По мнению А. П. Вяткина первый раз оно использовалось Б. Стаси. Экономическая социализация по Б. Стаси – не что иное, как усвоение и активное воспроизводство индивидуумом социального опыта в общественной сфере жизни. Однако Анкудинова Е.В. утверждает, что впервые термин «экономическая социализация» был введен в исследованиях С. Камингса, Д. Тибла в 1978 году. [4–стр.6]. На сегодняшний день формулировок термину «экономическая социализация» приведено превеликое множество, и хотелось бы рассмотреть подробнее некоторые из них.

Фенем А. под экономической социализацией понимает процесс становления экономического мышления, в том числе формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению новой реальности, включающей познание экономической действительности, усвоение экономических знаний и приобретение навыков экономического поведения. [36 Гл. 9. - стр. 297-336.]

С точки зрения Дробышевой Т. В. экономическая социализация – это процесс и результат включения индивида в систему экономических отношений общества, в котором он живет, так как, усваивая экономический опыт общества, социальные и экономические ценности, нормы, модели экономического поведения и активно преобразуя их, он становится субъектом экономических отношений данного общества. [13]

А.Ю. Бутовский и А.М. Лунева определяет экономическую социализацию как процесс формирования модели человеческого поведения, развитие человеческого капитала, то есть потенциальных способностей человека к участию в процессе производства, его знаний, опыта, трудовых навыков, нравственности. Именно формирование рациональности человеческого поведения по отношению к условиям окружающей его рыночной среды и составляет суть экономической социализации. [4–стр.7]

Е.В. Козлова определяет экономическую социализацию как процесс становления экономического сознания, освоения ролей, норм, навыков и ценностей экономического поведения. Это процесс, в рамках которого происходит интериоризация экономической реальности, посредством познания экономической действительности, усвоения экономических знаний, приобретения экономических представлений, познания экономических категорий, усвоение и реализация ролей и навыков экономического поведения. [21 стр.15]

А.П. Вяткин определяет экономическую социализацию, как включение человека в самостоятельный экономический цикл жизни, или как процесс развития личности, связанный с присвоением социально-экономического опыта, то есть конкретных экономических знаний, умений и способностей, обеспечивающих дальнейшее эффективное экономическое поведение. [4 стр.8]

При детальном рассмотрении проблемы определений экономической социализации хотелось бы из вышеуказанных определений выделить, понятия в узком и широком аспекте изучаемого явления. Например что касается узкого аспекта, то к нему можно отнести трактовки А.П. Вяткина, А.Ю. Бутовский и А.М. Лунева, Дробышевой Т. В., а к более широкому можно отнести понятия экономической социализации Козловой Е.В. и Фенема А.

После анализа определений хотелось бы отметить некоторые теории, касающиеся структуры и видов экономической социализации. Например, Вяткин А. П. выделяет в структуре экономической социализации компоненты, такие как: освоение стереотипов, ценностей экономического поведения, присвоение норм, ролей, формирование и развитие соответствующих способностей, навыков. [4 стр.8]

Что касается составляющих экономической социализации, то Б. Стаси взял во внимание четыре аспекта: деньги, собственность, социальная дифференциация, социально-экономическое поведение.

Г.М. Андреева и А.В.Мудрик предлагают следующие стадии экономической социализации:

1. Дотрудовая период ранней социализации – дошкольный возраст.

2. Трудовая период обучения – младший школьный – юношеский возраст, период молодости.

3. Послетрудовая период зрелости пожилой возраст    старческий возраст долгожители.

Дробышева Т. В. подробно описывает виды экономической социализации, – первичную и вторичную, которые приходятся на определенные периоды в жизни.

Изучая специфику экономической социализации, в трудах зарубежных и отечественных социальных психологов, Т. В. Дробышева берет во внимание понятие вторичной экономической социализации, охватывающей процесс развития экономически-социальной зрелой личности.

Если первичная экономическая социализация проявляется на ранних этапах жизни, то вторичная в более зрелом возрасте. Дробышева Т. В, отталкиваясь от определений отечественных социологов, предлагает следующую трактовку термина: вторичная экономическая социализация – это интернализация нового экономического знания, элементов экономической культуры, образцов поведения, и включение в уже сформированную картину экономического мира, что позволяет адаптироваться к изменившемся социально-экономическим условиям современного общества, либо к изменившимся экономическим условиям жизни-деятельности самого человека.

Процесс вторичной экономической социализации протекает у людей зрелого и позднего возраста на этапе послетрудового периода жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.14.63 (0.006 с.)