Инновационная экономика и право. Правовое обепечение реализации новейших достижений современных технологий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инновационная экономика и право. Правовое обепечение реализации новейших достижений современных технологий.



Общепризнанного определения инновационных экономики и права до сих пор нет в силу сложности адекватного современным реалиям определения самих понятий «инновации», «экономика» и «право». Инновационная экономика и право должны рассматриваться в двух аспектах:

1) как экономика и право инновационного типа — это экономика и право, которые основаны на знаниях, новых достижениях науки и техники, активное и своевременное внедрение которых является главной движущей силой развития государства; результат развития мировой экономики и права в условиях информационной и интеллектуальной революции, в условиях интенсификации научно-технического прогресса.

Сущность инновационной экономики заключается в активизации инновационной деятельности по созданию, внедрению и широкому распространению новых продуктов, услуг и технологических процессов как главных факторов качественного роста объемов производства, занятости, инвестиций и внешнеторгового оборота. Государственным приоритетом при формировании инновационной экономики является кардинальное увеличение добавленной стоимости, создаваемой как в инновационном секторе, так и с помощью инноваций в традиционных отраслях промышленного производства. Инновационный путь развития должен становится основополагающим вектором социально-экономического развития современного белорусского государства.

Для становления инновационной экономики необходимо: 1) создание целостной национальной инновационной системы; 2) формирование адекватной нормативной правовой базы, сопровождающей инновационное развитие; 3) создание эффективного механизма финансирования инновационного развития; 4) обновление и активное аккумулирование интеллектуального потенциала общества.

2) Инновационное право — совокупность правовых норм, опосредующих стратегически-инновационную функцию государства; часть правовой системы, регулирующая инновационные отношения, иные связанные с инновационными отношения, а также отношения по государственному воздействию на инновационную деятельность.

Пока неопределенно место инновационного права в правовой системе Республики Беларусь, его предмет и метод правового регулирования. Тесная связь между инновационной деятельностью и предпринимательством, государственным управлением, с созданием и внедрением в производство результатов интеллектуальной деятельности позволяет признать инновационное право комплексным (межотраслевым) институтом законодательства, сочетающем методы различных отраслей права [25, с. 127–131]: 1) императивного в отношениях между государством и субъектами инновационной деятельности путем предъявления обязательных предписаний там, где это необходимо и продиктовано интересами общества и государства; 2) диспозитивного между субъектами инновационной деятельности в н епосредственно инновационных отношениях, т.е. в отношениях по осуществлению инновационной деятельности (путем предоставления широкой свободы субъектам инновационной деятельности); 3) и особенно метода стимулирования.

В инновационном праве как в институте законодательства предполагается сочетание непосредственного правового регулирования (государство инициирует нововведения и выступает участником инновационных процессов) и опосредованного, стимулируя инновации косвенными методами и создавая соответствующий экономический механизм. Прямое регулирование предполагает: выбор приоритетов в инновационной сфере; бюджетное финансирование инноваций;заключение правительственных контрактов; формирование государственного заказа; субсидирование и предоставление гарантий частным банкам и др. Косвенные методы  позволяют: создать общий благоприятный инновационныцй климат; поощрять организации, ориентированные на инновационную деятельность; формировать высокий социальный статус и престиж образования и науки; принять меры кредитно-финансовой и внешнеэкономической политики; создать условия для инвестирования в науку средств предприятиями, банками, международными организациями и частными лицами.

Сложности правового регулирования в инновационной сфере обусловлены:

1) стремительным развитием общественных отношений, опережающим государственное и общественное реагирование, с одной стороны, и необходимостью добиться опережающего (перспективного) эффекта от правового регулирования инновационной сферы;

2) противоречием концепции свободного рынка и централизованного планирования;

3) потребностью в целостной и продуманноой системе нормативных правовых актов в этой области, активизирующей ресурсы государства и гражданского общества;

4)  проблемой определения места инновационного права в правовой системе, его предмета и метода правового регулирования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.74 (0.005 с.)