Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гипотеза: вероятно, организации воспитательной работы в детском оздоровительном лагере будет способствовать Программа воспитательной работы развивающего детского отдыха и оздоровления «Краски РадугиСтр 1 из 5Следующая ⇒
База исследования Детский санаторно-оздоровительный лагерь «Морская волна» находится на самом берегу Черного моря в живописном месте Туапсинского побережья в п. Лермонтово. Основные природные лечебные факторы - мягкий климат, морские купания, большое число солнечных дней - способствуют отдыху и оздоровлению детей, укрепляют нервную и сердечно-сосудистую систему, благоприятно воздействуют на органы дыхания. Дети проживают в трехэтажных корпусах максимум по 5 человек в номере с удобствами. Территория лагеря красивая и ухоженная. Вдоль пляжа имеется набережная. Для детей организуются познавательные пешеходные экскурсии и туристические походы, проводятся соревнования, спартакиады и праздники, такие как «Конкурс красавцев и красавиц» и «День Нептуна». Каждый вечер проводятся развлекательные программы, конкурсы, аукционы талантов, литературные вечера и викторины, шоу - мюзиклы, игрокроссы, дискотеки, кинофильмы и видеофильмы. Закрытие смены сопровождается красивым фейерверком. Перечень документов, регулирующих деятельность вООО ДСОЛ "Морская волна" пгт. Джубга: · Правила пребывания в ДСОЛ "Морская волна" · Положение ООО ДСОЛ "Морская волна" с. Лермонтово · Положение ООО ДСОЛ "Морская волна" пгт. Джубга · Комплексная программа летней детской оздоровительной кампании 2020 года "Большое путешествие" в ДСОЛ "Морская волна" пгт. Джубга Программа реализации ролевой игры "Калейдоскоп приключений" в ДСОЛ "Морская волна" с. Лермонтово · Форма заявления о зачислении ребёнка в ДСОЛ "Морская волна" · Агентский договор пгт. Джубга · Агентский договор с. Лермонтово · Договор купли-продажи путевок пгт. Джубга · Договор купли-продажи путевок с. Лермонтово [26] п Реализация Программы «Краски Радуги»
Отчет о реализации программы развивающего детского отдыха и оздоровления «Краски Радуги», направленного на повышение качества жизни семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации
Программа детского лагеря «Краски Радуги», со стационарным пребыванием детей в ДСОЛ «Морская волна», пгт.Джубга, для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
|||||
Количество календарных дней | 28
| |||||
Период реализации программы (проекта) | с 1.07.2019 г. по 28.07.2019 г. | |||||
Наименование показателя | Значение показателя в соответствии с программой (проектом) | Описание фактических значений показателей | ||||
Планируемый территориальный охват | Краснодарский край пгт Джубга | Краснодарский край пгт Джубга | ||||
Целевая аудитория (контингент участников программы) | Количество участников по плану составляет 120 детей и подростков. | Фактическое количество составляет 120 детей и подростков | ||||
Детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 14 человек; Проживающих в малообеспеченных семьях – 23 человека; Проживающих в многодетных семьях – 6 человек; Состоящих на различных видах учета – 87 человек. | Набор детей в лагерь «Краски Радуги», проходил в тесном сотрудничестве с Центром социальной поддержки семьи, КДН и социальными педагогами школ Краснодарского края пгт Джубга |
Цели и задачи программы
Цель: реализация программы «Краски Радуги», содействующая развитию социально-активной личности, имеющей потребность в творческой самореализации, посредством приобщения к театральному искусству; поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи:
Обучающие:
- создать образовательное пространство, позволяющее расширить кругозор детей и подростков в области театрального искусства и космоса;
- сформировать в образовательном пространстве увлекательную игровую модель, способствующую позитивной социализации детей в условиях лагеря.
Развивающие:
- развить способность к сотворчеству в коллективе, умение работать в команде;
- способствовать формированию культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
Воспитывающие:
- осуществлять работу по воспитанию у детей гражданственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
|
-осуществлять профилактику асоциальных явлений, позитивного имиджа лагеря;
- привлечь родителей и социальных партнеров к организации отдыха и содержательного досуга, способствующего самореализации, самосовершенствованию и саморазвитию каждого ребенка.В процессе смены поставленные цели и задачи были достигнуты, так как в программу входят комплекс мероприятий, которые включают всех детей в различные виды деятельности, направленные на творческое развитие детей, на развитие сотрудничества и взаимопонимания детей и взрослых.
Программа по работе с детьми, находящимися в трудном семейном положении, предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся, традиционных моральных норм. Программа так же направлена на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Необходимость дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.
На период летней лагерной смены были созданы оптимальные условия для безопасного времяпрепровождения, комфортного общения и личностного роста детей и подростков.
Дети стали более эрудированными, физически выносливыми. Научились ориентироваться в незнакомой местности.
Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
План – график реализации программы
по плану составляет – 54
Количество мероприятий, проведенных фактически в установленный срок - 54
Результаты мониторинга.
Методика «Чудо-дерево» выявила:
- общительность, дружескую поддержку - 61%;
- желание добиваться успехов, не преодолевая трудности – 9%;
- утомляемость, общую слабость, небольшой запас сил, застенчивость – 14%;
- установку на преодоление препятствий – 26%.
Метод «Альтернативный тезис» позволил выявить, что
- дисциплина – это свобода – 52%;
- дисциплина – это неволя – 48%;
- надо, жить каждый день, давая себе отчет, что и как сделано – 32%;
- надо жить легко, как птицы, не вычисляя завтрашний день – 68%;
- чтобы иметь друзей надо любить людей – 29%;
- чтобы иметь друзей, надо уметь подстраиваться под их интересы – 71%.
Данный метод применяют для контроля над формированием мировоззренческих отношений или отношений обобщенного плана.
Газман О. С. Содержание деятельности и опыт работы в загородном лагере. М.: 1992. 34 с.
7. Галицкий В. Д., Кувшинкова И. А. Правовое и методическое обеспечение деятельности летнего оздоровительного лагеря: Регламентирующие документы. Примеры оздоровительных проектов: практич. пособие. М.: АРКТИ, 2016. 112 с.
Гипотеза: вероятно, организации воспитательной работы в детском оздоровительном лагере будет способствовать Программа воспитательной работы развивающего детского отдыха и оздоровления «Краски Радуги
, предполагающая этапы (подготовительный, организационный, практический, аналитический), распределение полномочий между субъектами воспитательной работой.
Задачи исследования:
|
- рассмотреть основные направления деятельности детского оздоровительного лагеря в летний период;
- выделить этапы организации воспитательной работы в условиях детского оздоровительного лагеря;
- выявить особенности организации социально-проектной деятельности в лагере с детьми из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- провести проектно-поисковую работу по организации воспитательной работы в ООО ДСОЛ "Морская волна" пгт. Джубга с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- разработать Программу воспитательной работы развивающего детского отдыха и оздоровления «Краски Радуги;
- проанализировать реализацию Программы «Краски Радуги»в отчетной форме;
- обосновать методы оценки эффективности программы для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В нашей работе мы будем использовать следующие методы исследования:
Теоретические: анализ, обобщение, систематизация, проектирование.
База исследования: ООО ДСОЛ "Морская волна" пгт. Джубга
Структура работы: введение, две главы с параграфами, заключение, список используемой литературы, приложения.
ГЛАВА 1. Теоретические основы организации деятельности детского оздоровительного лагеря
1.1. Направления деятельности детского оздоровительного лагеря в
летний период
Современный детский оздоровительный лагерь является неким институтом детства, направленным на развитие общества. Он дает детям и учит их различным формам взаимодействия в коллективе, показывает ценности взаимоотношений в команде, учит ставить цели и достигать результатов. Важные задачи, которые ставятся перед детскимоздоровительным лагерем можно решить, только если грамотно выстроить организацию воспитательной работы и создать благоприятный климат.
Детский оздоровительный лагерь - внешкольное учреждение для детей в возрасте от 7 до 18 лет[8].
Детский оздоровительный лагерь - это место, организованное в природных условиях, обеспеченное специальным оборудованием (стационарным или временным) для проживания (или без проживания) и воспитательной деятельности, способствующее физическому оздоровлению детей и молодёжи, обеспечивающее возможность выбирать различные виды деятельности[9].
Целями детского оздоровительного лагеря является: развитие интересов и способностей детей, создание условий для отдыха, оздоровления и рационального использования каникулярного времени, удовлетворение индивидуальных и возрастных потребностей детей, физическое и духовное развитие.
|
Главной целью деятельности оздоровительного лагеря является организация отдыха и процесса ценностного ориентирования детей.
Детский оздоровительный лагерь решает следующие задачи:
1. Сохраняет и укрепляет физическое и психическое здоровье подростков и детей;
2. Развивает навыки культуры поведения детей и подростков;
3. Развивает навыки общения со сверстниками и старшими, помогает
им правильно самоутвердиться в современном обществе;
4. Формирует установки на социально-желаемое поведение[10].
Так же детский оздоровительный лагерь имеет свою специфику. Так, например, педагогам необходимо учитывать, что развитие личности ребенка на протяжении смены будет происходить в условиях временного детского коллектива, который имеет свои особенности, такие как:
1. Кратковременность функционирования (в среднем 21 день);
2. Сборный состав (во временный детский коллектив обычно попадают дети, которые до этого не знали друг друга);
3. Коллективный характер деятельности (ребята 24 часа в сутки находятся рядом друг с другом и все дела они выполняют совместно);
4. Автономность существования (ослабевает влияние на ребенка семьи, компании, друзей, но при этом за счет наличия своей территории устанавливается воспитательное воздействие на временный детский коллектив);
5. Завершенность развития (за лагерную смену временный детский коллектив проживает цикл от рождения до завершения функционирования).
К следующей особенности детского оздоровительного лагеря относится цикличность т.е. вся деятельность детского оздоровительного лагеря происходит в течении 4 лагерных смен по 21 дню, и каждая лагерная смена будет содержать 3 этапа: организационный период, основной период и завершающий период.
И к еще одной особенности детского оздоровительного лагеря относится то, что на протяжении 21 дня педагоги-вожатые непрерывно включают детей в разнообразную творческую деятельность, а также приобщают к социальному опыту.
Детский оздоровительный лагерь, как и любая другая организация имеет нормативно-правовое обеспечение. Оно имеет два направления: организацию деятельности и организацию воспитательно-оздоровительного процесса. К организационным документам детского оздоровительного лагеря относятся:
• Приказ о создании лагеря (на основании постановления главы администрации района (города). Положение о лагере.
• Штатное расписание.
• Приказ о распределении обязанностей между администрацией лагеря.
• Должностные инструкции.
• Правила внутреннего трудового распорядка в лагере.
• Документы по охране жизни и здоровья детей, технике безопасности (инструкции, журнал).
• Акт приема и сдачи лагеря.
• Финансово-бухгалтерские документы.
• График работы сотрудников лагеря.
• Приказы о выходных, замене, поощрениях и взысканиях и т.д.
• Санитарные книжки сотрудников лагеря.
|
• Нормативные акты вышестоящих организаций.
Документы, регламентирующие воспитательно-оздоровительный процесс:
• Программа работы лагеря.
• План-сетка воспитательно-оздоровительной работы лагеря на весь период (18--21 день).
• Режим работы лагеря.
• Календарный план вожатых и воспитателей.
• Журнал (списки) детей.
Одним из самых неоднозначных является вопрос о формах организации летнего отдыха детей в детском оздоровительном лагере. Так, например, М. Е. Сысоева подразделяет все лагеря на 4 вида: профильные лагеря, санаторные лагеря, лагеря с дневным пребыванием и загородные центры[11]. Профильные лагеря работают по системе профильных смен, т.е.каждая смена посвящена определенному профилю (профсоюз, профориентация, патриотизм, научные исследования). Санаторные лагеря включают в себя не только творческую и спортивную деятельность, но также и оздоровление отдыхающих детей путем прохождения оздоровительных процедур. Лагеря с дневным пребыванием подразумевают то, что отдыхающие пребывают в данном типе лагеря только в течение дня (с 10 утра до 18:00 вечера). Чаще всего такие лагеря осуществляют свою деятельность при образовательной организации. Загородные центры работают в течение всего года и предусматривают не только отдых, но и обучение детей, создание и защиту проектов, а также научную деятельность отдыхающих детей.
Рассматривая направления деятельности детских оздоровительных лагерей, мы обратились к исследованиям Ю. Н. Тарана, который выделяет четыре направления деятельности: физкультурно-оздоровительное, художественно-творческое, духовно-нравственное, образовательное[12]. Рассмотрим каждое из них подробнее.
Физкультурно-оздоровительное направление представляет собой двигательную активность и другие виды деятельности, которые связаны с соблюдением здорового образа жизни. Физкультурно-оздоровительная деятельность в детском оздоровительном лагере является одним из самых важных направлений в его деятельности т.к. в основе функционирования детского оздоровительного лагеря лежит оздоровление ребенка. Данное направление реализуется через соблюдение детьми режима дня в лагере, проведение ежедневной утренней зарядки, а также через различные подвижные игры на свежем воздухе и спортивные соревнования.
Художественно-творческое направление - форма деятельности человека или коллектива создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего[13]. Основным назначением творческой деятельности в детском оздоровительном лагере является развитие у детей воображения, креативности и оригинальности. Художественно-творческое направление в детском оздоровительном лагере может реализовываться через множество форм и методов. Одним из самых распространенных является работа в кружках по интересам. Так же данное направление может реализовываться через различные творческие игры, творческие конкурсы и программы, концерты, изобразительную деятельность. Художественно-творческое направление играет важную роль во всестороннем и гармоничном развитии личности т.к. через творческую деятельность дети проявляют свои скрытые таланты и возможности, могут показать свое внутреннее состояние, а также открыть своё «Я».
Духовно-нравственное направление предусматривает формирование у детей чувства ответственности за свое поведение, воспитание гуманной и толерантной личности, обогащение эстетических знаний, воспитание активной гражданской позиции, формирование любви и уважения к Родине. Духовно-нравственное направление в детском оздоровительном лагере обычно реализуется в совокупности схудожественно-творческим, поэтому, основными формами будут являться так же концерты, конкурсы и программы, а также ролевые игры с использованием нравственных ценностей.
Образовательное направление подразумевает реализацию дополнительных образовательных программ, обеспечивающих актуализацию и адаптацию потенциальных ресурсов ребенка через самоопределение и самореализацию в образовательной деятельности, как в формальной, так и в неформальной сфере деятельности оздоровительно-образовательного учреждения в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». В детском оздоровительном лагере образовательное направление может реализовываться через посещение детьми различных кружков, каждый из которых направлен на получение определенных знаний, умений и навыков, подготовку и защиту научных проектов.
Каждое из перечисленных направлений детского оздоровительного лагеря строится в первую очередь на организации воспитательной работы, ведь любая деятельность, связанная с детьми, включает в себя воспитательный аспект. Организовывая в каждом из направлений деятельности детского оздоровительного лагеря воспитательную работу, необходимо учитывать следующие факторы:
1. Следует помнить о том, что воспитательный процесс в детском оздоровительном лагере является не прямым воздействием на ребенка, а отражением уровня взаимодействия различных субъектов: конкретных людей, микрогрупп и социальных институтов (семья, друзья, школа и т.д.). При этом одни связи будут поддерживаться непосредственно, а другие опосредованно.
2. Форма взаимодействия групп и личности в воспитательном процессе в детском оздоровительном лагере обусловлены общественными ценностями и характером жизнедеятельности. Все, что закладывается в воспитательном процессе в детском лагере, будет определять отношение детей к окружающему их миру, к ценностям и установкам общества, а также непосредственно к самим себе.
3. При организации воспитательной работы в каждом из направлений деятельности детского оздоровительного лагеря следует учитывать, что мы работаем с временным детским коллективом, у которого есть свои особенности: неоднородность состава, публичный характер деятельности, кратковременность функционирования, коллективный характер жизнедеятельности.
Как мы знаем, воспитание имеет свои направления. Одна из основных задач детского оздоровительного лагеря состоит в том, чтобы в физкультурно-оздоровительном, художественно-творческом, духовно-нравственном и образовательном направлениях реализовывались все направления воспитания. Именно в этом случае мы получим всесторонне развитую, гармоничную личность. Е. М. Рыбинский считает, что каждое направление деятельности детского оздоровительного лагеря должно включать в себя такие направления воспитания как: умственное, нравственное, эстетическое, трудовое, правовое, экономическое, экологическое, патриотическое, физическое[14].
Умственное воспитание как развитие интеллектуальной культуры детей, творческих задатков, овладение знаниями из различных областей, просвещение в науке, опыт познавательной деятельности.
Нравственное воспитание как формирование правильного поведение, осознание толерантности, любви к Родине, бережного отношения к окружающему миру, закладывание чувств и оценок, призыв к адекватному восприятия себя.
Эстетическое воспитание включает в себя развитие кругозора, формирование чувств, потребностей, идеалов, заинтересованность детей в различных областях творчества, искусства, а также пробуждение эстетического чувства.
Развитие политической культуры подразумевает включение детей в различные политические события в обществе, умение грамотно отстаивать свою точку зрения и уважать точки зрения других людей, пробуждать интерес к телепередачам и радионовостям, умение находить полезную политическую информацию и интерпретировать ее.
Трудовое воспитание подразумевает выработку трудовых навыков, умений, использование собственных трудовых ресурсов, помощь в выборе профессии, осознание детьми необходимости трудиться и развиваться, а также формирование добросовестного отношения, как к своему труду, так и к труду другого человека.
Правовое воспитание направлено на формирование активной гражданской позиции, а также разъяснение правил и норм общества.
Экономическое воспитание предполагает развитие знаний о рыночной экономике, финансах. Формирование адекватного отношения к деньгам.
Экологическое воспитание осуществляет осознание бережного отношения к природе, понимание природы, физическое и духовное самосовершенствование, формирование умения видеть и понимать природу,
прислушиваться к ней и уважать ее ресурсы.
Патриотическое воспитание основано на формировании чувства верности своему Отечеству, готовности защищать свое государство, патриотического сознания, а также осознание своих конституционных обязанностей.
Физическое воспитание включает в себя активную физкультурнооздоровительную деятельность, формирование здорового образа жизни, осмысление личностных физиологических особенностей.
Существует множество форм реализации деятельности детского оздоровительного лагеря. У каждой из них будет своя цель и свой результат.
К основным формам относятся:
• Вечера: музыкальные, тематические, сказочные, встреч, отдыха, фильмов;
• Игры: на знакомство, на снятие тактильного напряжения, пятиминутки, на сплочение коллектива, ролевые, сюжетные, спортивные, интеллектуальные, подвижные и т.д.;
• Коллективно-творческие дела (КТД): спортивные, досуговые, музыкальные, художественные, профориентационные;
• Календарные праздники: День Нептуна, День Ивана Купалы;
• Конкурсы: спортивные, художественные, танцевальные,
музыкальные;
• Костры: прощальный, откровения, знакомство;
• Спортивные соревнования и эстафеты;
• Экскурсии;
• Походы;
• Свечки: откровений, впечатлений, прощания и т.д..
Таким образом, можно сделать вывод, что к направлениям деятельности детского оздоровительного лагеря относятся физкультурно-оздоровительное, художественно-творческое, духовно-нравственное, образовательное. На реализацию каждого направления деятельности детского оздоровительного лагеря влияют такие особенности как: работа с временным коллективом, у которого есть свои особенности, такие как неоднородность состава, публичный характер деятельности, кратковременность функционирования, коллективный характер жизнедеятельности, воспитательный процесс в детском оздоровительном лагере является не прямым воздействием на ребенка, а отражением уровня взаимодействия различных субъектов, все, что закладывается в воспитательном процессе в детском лагере, будет определять отношение детей к окружающему их миру, к ценностям и установкам общества, а также непосредственно к самим себе.
1.2. Организация воспитательной работы в детском оздоровительном лагере в летний период: сущность, понятие, этапы
Организация - есть проявление общественной деятельности, возникшее на основе общественного разделения труда. Функциональным назначением организации как процесса является создание новых и качественное совершенствование ранее созданных и функционирующих систем любого вида[15].
Организация - это вид деятельности, включающий в себя распределение функций между членами коллектива, обеспечение взаимодействия между людьми, контроль за исполнением приказов и распоряжений вышестоящих должностных лиц, оптимальное использование ресурсов[16].
Организация - некоторая деятельность по разработке новых норм, налаживанию устойчивых связей, а также координации усилий отдельных членов социальной группы[17].
Организация воспитательной работы в детском оздоровительном лагере - это обоснованная система действий педагогов, направленная на упорядочение ценностных выборов совместной деятельности его субъектов[18]. На организацию воспитательной работы в детском оздоровительном лагере влияют такие факторы как месторасположение лагеря (загородный или выездной) и время каникул.
Участниками воспитательного процесса в детском лагере являются:
• Детский коллектив. В детском оздоровительном лагере создаются отряды средней численностью 20-25 человек. Все отряды делятся по возрасту. За каждым отрядом закреплено 2 педагога: вожатый и воспитатель;
• Педагогический коллектив, который представлен: директором лагеря, заместителем директора по воспитательной работе, старший вожатый, инструктора по физической культуре, руководители кружков, вожатые и воспитатели. Иногда в лагере присутствует психолог.
Организация воспитательной работы в детском оздоровительном лагере ведется непрерывно в течение 21 дня (лагерной смены) поэтому, мы рассмотрим данное понятие через процесс.Во главе организации воспитательной работы в детском оздоровительном лагере находится заместитель директора по воспитательной работе. Сам директор не принимает участие в организации воспитательной работы. Заместитель директора по воспитательной работе напрямую взаимодействует со страшим вожатым в детском оздоровительном лагере. Обычно старшим вожатым назначают наиболее опытного вожатого, который уже не в первый раз приезжает в детский оздоровительный лагерь, знаком с его устоями и традициями и способен грамотно взаимодействовать с другими членами педагогического состава. В обязанности заместителя директора по воспитательной работе входит разработка плана работы детского оздоровительного лагеря, проведение планёрок и педагогических советов, руководство деятельностью и утверждение работы всех кружков, подбор кадров педагогического состава. В процессе организации воспитательной работы в детском оздоровительном лагере заместитель директора по воспитательной работе совместно со старшим вожатым должны разработать план воспитательной работы, комплекс мероприятий, с помощью которыхбудет реализовываться воспитательная работа, а также отобрать формы и методы, которые будут способствовать организации воспитательной работы в течении смены и последующем промежутке времени.
В своей деятельности заместитель директора по воспитательной работе в детском оздоровительном лагере руководствуется следующими нормативными документами:
• Конвенция о правах ребенка;
• Конституция РФ;
• Трудовой кодекс РФ;
• Закон РФ «об образовании»;
• Порядок проведения смен профильных лагерей труда и отдыха. Приказ № 2688 от 13.07.2001 Министерства образования РФ;
• Уголовный кодекс РФ;
• Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ № 2688 от 13 июля 2001 г (ред.28.06.2002);
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.4.4.1204 - 03. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 17 марта 2003г.;
• Внутренние документы детского оздоровительного лагеря (правила внутреннего трудового распорядка, правила по технике безопасности и охране труда, правила по противопожарной безопасности, должностные инструкции).
После заместителя директора по воспитательной работе в структуре организации воспитательной работы находится старший вожатый. Старший вожатый подчиняется непосредственно заместителю директора по воспитательной работе. Организуя воспитательную работу совместно с заместителем директора старший вожатый принимает участие в разработке
плана воспитательной работы, организует и регулирует работу отрядов,отслеживает работу вожатых, определяет расстановку вожатых на отряды, контролирует подготовку внутриотрядных и общелагерных мероприятий, а также оказывает помощь в работе вожатым. Старший вожатый является неким связующим звеном между администрацией лагеря и вожатыми. Во время отсутствия заместителя по воспитательной работе принимает на себя все его функции.Так как старший вожатый разделяет функции заместителя директора по воспитательной работе, в своей деятельности он будет руководствоваться теми же нормативными документами. Разницу составит только должностная инструкция.
Следующими в звене организации воспитательной работы в детском оздоровительном лагере следуют вожатые и воспитатели. И те, и другие подчиняются заместителю директора по воспитательной работе и старшему вожатому. Основной задачей воспитателя является обеспечение жизнедеятельности детей в соответствии со всеми требованиями к условиям проживания, охраны здоровья и жизни детей, а также с правилами внутреннего распорядка. Воспитатель следит за санитарно-гигиеническими условиями проживания детей, осуществляет контроль распорядка дня и дисциплины, следит за здоровьем детей, ведет документацию и отчетность, отвечает за инструктаж воспитанников, помогает вожатому в организации досуга. Воспитатель несет полную уголовную, административную, дисциплинарную ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, нарушение их прав и свобод в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Вожатый осуществляет воспитательную и оздоровительную работу в соответствии с планом воспитательной работы детского оздоровительного лагеря. В задачи вожатого входит: организация культурно-массовых мероприятий для отряда и для всего лагеря, организация обязательного участия отряда в общелагерных мероприятиях, составление отрядного плана работы, поддержание благоприятного психологического климата в коллективе.
Нормативно-правовая база, которой руководствуется вожатый идентична тем, которыми руководствуется и заместитель директора, и старший вожатый, и воспитатель. Разницу составляет только должностная инструкция. Также вожатый несёт всю полноту юридической (уголовную, административную и дисциплинарную) ответственности за жизнь, здоровье детей.
Организация воспитательной работы в детском оздоровительном лагере - это сложный процесс, который осуществляется поэтапно. Рассматривая организацию воспитательной работы как процесс, можно выделить следующие этапы:
1 этап - подготовительный;
2 этап - организационный;
3 этап - практический;
4 этап - аналитический[19].
Рассмотрим каждый из этапов и попробуем перенести его на организацию воспитательной работы в детском оздоровительном лагере.
Первый этап организации воспитательной работы в детском оздоровительном лагере включает в себя: учет результатов работы в прошлом сезоне и изучение интересов детей и их родителей, выбор форм, методов и постановку задач по оздоровлению детей, подбор кадров, воспитателей и вожатых для работы с детьми, подготовку материальной и методической базы, проведение методических совещаний, выработку документов по реализации программы, координация деятельности с различными ведомствами, организациями, сбор информации о летней занятости учащихся. За реализацию первого этапа организации воспитательной работы в детском оздоровительном лагере отвечает заместитель директора по воспитательной работе.
Второй этап организации воспитательной работы в детском оздоровительном лагере заместитель директора по воспитательной работе реализует уже совместно со старшим вожатым. В этот период происходит формирование отрядов, утверждение списков, страхование детей и утверждение нормативно-правовой базы. При формировании отрядов также принимают участие воспитатели.
На третьем этапе происходит уже непосредственно проведение летней оздоровительной смены согласно плану мероприятий по реализации программы, плана работы лагерей и площадок. Во время реализации третьего этапа организации воспитательной работы в детском оздоровительном лагере, участие принимают весь педагогический состав за исключением директора лагеря, а конкретно: заместитель директора по воспитательной работе, старший вожатый, воспитатели, вожатые, руководители кружков, инструктора по физической культуре. Третий этап является основным в организации воспитательной работы т.к. именно в это время происходит оптимальное использование всех имеющихся ресурсов, начинает работать налаженная система делегирования, распределения полномочий между субъектами воспитательной работы и реализация педагогической деятельности.
Четвертый этап включает в себя выработку перспектив деятельности детского оздоровительного лагеря, а именно: анализ предложений детей и их родителей, педагогов по деятельности лагеря в будущем и обобщение с оценкой результатов проведенной работы. На данном этапе всю работу реализует заместитель директора по воспитательной работе. Данный этап является так называемой рефлексией и сбором обратной связи, которая в дальнейшем поможет повысить уровень организации воспитательной работы в детском оздоровительном лагере с учетом всех замечаний и предложений.
Реализуя этапы организации воспитательной работы в детском оздоровительном лагере необходимо учитывать наличие ресурсов, распределение полномочий между субъектами воспитательной работы, а также четко следовать целям и задач воспитательной работы в детском оздоровительном лагере.
Целью воспитательной работы в детском оздоровительном лагере является организация деятельности детского коллектива как важного средства для самореализации способностей каждого[20].
Задачи воспитательной работы в детском оздоровительном лагере:
1. Развитие творческих способностей детей, их индивидуальности;
2. Укрепление здоровья, лечение, физическое развитие и совершенствование;
3. Развитие духовной сферы детей, формирование у них нравственного опыта отношений с окружающим миром.
Таким образом, можно сделать вывод, что организация воспитательной работы в детском оздоровительном лагере - сложный, многоступенчатый процесс, который включает в себя четыре этапа: подготовительный, организационный, практический, аналитический. На каждом этапе ответственность за организацию несет определенный член педагогического коллектива. На подготовительном этапе эту ответственность несет заместитель директора по воспитательной работе, на втором этапе к нему присоединяется старший вожатый, на третьем этапе добавляются воспитатели и вожатые и на последнем этапе ответственность несет только заместитель директора по воспитательной работе. При организации воспитательной работы каждый из члена педагогического коллектива должен опираться на нормативно-правовую базу. А вся организация воспитательной работы выстраивается посредством наличия кадрового ресурса, материально-технической базы и нормативно-правовой базы.
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.108 с.)