Результаты анкетирования учащихся 4 класса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты анкетирования учащихся 4 класса



 (анкету заполняли 17 учащихся)

Таблица 4. Результаты анкетирования учащихся 4 класса

Вопросы анкеты Математика Рус. язык Лит. чтение Окр. мир
1.Твой любимый учебный предмет? 42% 24% 17% 17%

2.Какие виды работ хотел бы ты выполнять на уроках развития речи?

Изложение Сочинение

Работа с деформир. текстом

24% 52%

24%

3. С каким типом текста тебе больше нравится работать?

Текст-описание Текст-повествова- ние

Текст-рассуждение

35% 24%

41%

4.Нравится ли тебе писать изложение?

Да

Нет

88%

12%

5.Нравится ли тебе писать сочинение?

Да

Нет

82%

18%

 

По результатам анкеты видно, что обучающиеся считают русский язык трудным предметом. Но уроки развития речи им нравятся. На вопрос: «Почему тебе нравится писать сочинение или изложение?» ученики ответили:

-В нём можно сочинять, придумывать что-то своё.

-В сочинении можно передать свои чувства и писать можно своими словами.

-Люблю писать сочинения по картине.

-Изложение писать интересно, когда в нём можно что-нибудь дополнить или написать своё отношение к персонажу.

-Изложение тренирует память.

Работа по развитию речи активизирует познавательный интерес детей к предмету «Русский язык» и вызывает желание участвовать в предметных конкурсах. В 2011-2012 учебном году 8 обучающихся моего класса участвовали в региональном конкурсе «Русский медвежонок». Ученица 3 класса Сохина Любовь заняла второе место в этом конкурсе на муниципальном уровне.

    Большое внимание уделяю внеклассной работе по предмету.   В прошлом учебном году в 4 классе мною был проведён ряд внеклассных мероприятий по русскому языку, результаты которых представлены в таблице.

Таблица 5. Результаты внеклассных мероприятий по русскому языку.

Название мероприятия Кол-во учащихся, принимавших участие в мероприятии Кол-во призёров
1.Викторина «Наш великий, могучий, прекрасный русский язык» 92%   13%
2.КВН «Знатоки русского языка» 24% 16%
3.Устный журнал «Язык мой – друг мой» 68% -
4.Оформление альбома «Пословицы и поговорки русского народа» 100% -

   

 Обучающиеся активно участвуют во внеклассных мероприятиях по русскому язык. Это подтверждает их интерес к учебному предмету.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие речи – важная задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь – показатель умственного развития человека.

В образовательных стандартах второго поколения говорится, что одной из приоритетных задач школьного образования является развитие у детей коммуникативных учебных действий. Решение этой задачи невозможно без определённого уровня речевого развития. Развивая речь ребенка, мы развиваем и его интеллект. Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления и воображения. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают успех в учебной работе по всем предметам, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Развитие речи – связующее звено между всеми предметами.

Проблему развития речи младших школьников трудно раскрыть в полной мере в столь небольшой работе. Мне, как учителю начальных классов, прежде всего, хотелось обобщить, систематизировать и показать те методы и приёмы, которые на основании своего многолетнего опыта считаю наиболее эффективными, а также продемонстрировать значимость работы по развитию речи в обучении современных детей, живущих в информационном обществе, но так мало понимающих всю красоту и силу родного языка!

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

2.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Изд. «Просвещение», 2011г.

3.Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова. Изд. «Фёдоров», 2012г.

4. Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. ᴨȇд. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 248с.

5. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. М.: "Просвещение", 1975. - 176с.

6.Выгодский Л.С. Мышление и речь. – М.,1999.

7.Гудкина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.; 2000г.

 8.Письмо МО РФ № 1561/14-15 от 19.11.98г.

 9. Письмо МО РФ № 14-51- 140/13 от 21.05 2004

10.Воробьева Е.В. Детское творчество и языковая игра. Нач. шк. №9, 2001г.

11.Шишкина Т.В. Новые методы и приемы в работе по развитию речи. Уроки развития речи в 4-ом классе. Нач.шк. №9, 2006г.

12.Щеголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе. С-Пт., 1998г.

13.Югай Л.С. Формирование русского речевого этикета в начальной школе. Завуч нач. шк. №6, 2003г.

14.Бойкова Н.И. Творческие игры на уроках русского языка. Нач.шк. №10, 2005.

15.Гудкина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.; 2000г.

16.Королева Т.П. Работа с пословицами на уроках русского языка. Нач. шк. №7, 2000г.

17.Шишкина Т.В. Новые методы и приемы в работе по развитию речи. Уроки развития речи в 4-ом классе. Нач.шк. №9, 2006г.

18.Щеголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе. С-Пт., 1998г.

19.Югай Л.С. Формирование русского речевого этикета в начальной школе. Завуч нач. шк. №6, 2003г.

20.Королева Т.П. Работа с пословицами на уроках русского языка. Нач. шк. №7, 2000г.

21.Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. Изд. «Просвещение» 2003г

22.Журнал «ПедСовет» №6-7 «Учим детей писать изложения и сочинения в курсе «Речь и культура общения» 1996г.

23.Журнал «ПедСовет» №10 «Речь и культура общения», 1996г.

24.Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. - Ростов-на-Дону, 1999.

25.Селезнева Е.П. Развитие речи детей. – М., 2010.

 

Приложение 1. Учебно-тематический план для 2 класса

Раздел

Всего часов

Из них

Развитие речи (изл./соч.)

Контрольное списывание

Контроль знаний

словарный диктант диктант/тест
1. Что нужно для общения 14 ч 1/0   1  
2. Речь начинается со звуков и букв 12 ч 0/1   1  
3. Удвоенные согласные в корне 6 ч 0/1     0/1
4. Родственные слова и формы слов 13 ч 1/0 1 1 0/1
5. Разделительные Ъ и Ь знаки 6 ч     1  
6. Проверяемые безударные гласные в корне 7 ч 0/1     0/1
7. Правописание парных согласных в корне слова 8 ч     1 1/0
8. Группы слов в грамматике 29 ч 2/2 1 2 1/1
9. Непроизносимые согласные 9 ч 1/1   1 1/0
10. Образование предложений 21 ч 0/4 1 1 1/1
11. Лексическое значение слов 15 1/0   1 0/1
12. Текст 9 ч 2/1 1 1  
13. Законы языка в практике речи 26 ч 0/3   1 1/0
Всего 175 ч 8/14 4 12 5/6

Приложение 2. Критерии

Обозначение Ошибка Способ исправления
V Пропуск важного слова или предложения Вставить пропущенное слово или предложение
Ф Фактическая ошибка Написать так, как было в тексте
Z Не выделена часть текста Начать предложение с красной строки
Г Неправильно определены границы предложений            Поставить знаки препинания в конце предложений
321 Неудачный порядок слов Изменить порядок слов
Н Неудачное слово или предложение Заменить другим словом или составить другое предложение  
П Повтор Заменить или исключить повторяющееся слово
{ }    Лишнее слово или предложение Убрать лишнее слово или предложение

 

Приложение 3. Творческое списывание

Тема урока: «Число имен существительных».
Задание: Продолжи ряд однородных членов, употребив имена существительные, имеющие форму одного числа.

В продовольственном магазине. На Садовой улице открылся новый продовольственный магазин. В нем три отдела. В первом отделе большой выбор молочных продуктов: кефир,...,... Во втором отделе можно купить макароны,........ В третьем отделе вам любезно предложат различные кондитерские изделия: конфеты....

С севера подул студеный ветер. С неба посыпались снежинки. (И) Все вокруг застилается белым покрывалом. Каждый слой снега сначала бывает рыхлым. Растут сугробы.(Потому что) Снежинки не плотно ложатся друг на друга.

 

  Восстановление текста с пропущенными словами: Г.Скребицкий и В.Чаплина. «Ёлка в лесу»

· Формирование умения озаглавить текст.

· Формирование умения формулировать тему.

· Формирование умения точно употреблять слова в соответствии со смыслом текста.

· Прочитайте предложения, записанные на доске.

· Всё ли понятно? Какая задача стоит перед вами? (Вставить слова, чтобы получился рассказ)

· Что нужно сделать, чтобы догадаться, какие слова подойдут? (Прочитать все предложения и подумать, о чём рассказ?)

· Кто понял, о чём рассказывается в тексте? (О том, как ребята устроили ёлку в лесу для зверей)

· Какие слова нужно вставить? (Нарядили, повесил, принёс, гостинцами)
По усмотрению учителя слова можно записать рядом с текстом.

· Какой получился рассказ? Прочитайте.

· Что ещё нужно сделать? (Подобрать заголовок)

· Какой вопрос перед этим нужно поставить? (О чём говорится в тексте?)

· Подберите заголовок к рассказу. (Ёлка для зверей. Подарки для зверей. Ёлка в лесу…)

· Какие гостинцы были на ёлке? Прочитайте, как об этом сказано.

· Кому доставила радость эта затея? (Звери были довольны)

· Докажите словами текста. (Лакомились — значит очень вкусно ели)

· А кому ещё было приятно? (Ребятам) Почему?

· Как будете записывать? (Прочитать предложение полностью, затем каждое слово по слогам)

· Слова, которые будем вставлять, прочитаем по слогам хором.

· Как проверить?

o Прочитаю каждое предложение, чтобы проверить, правильно ли вставил слова.

o Прочитаю каждое слово по слогам, чтобы проверить, правильно ли написал.

Творческое изложение

Тема урока: «Второстепенные члены предложения».
Цель: отработка умения письменно пересказывать текст, употреблять при пересказе обобщающие слова, правильно выделять их знаками препинания.


Задание: Напишите изложение-миниатюру по данному тексту, употребив предложение с обобщающим словом. Используй выразительные средства языка. Озаглавь.

Тише! Здесь лесная столовая. Поваром оказался шустрый дятел. Он брал тяжелые еловые шишки и загонял их клювом в расщелину дерева, а затем принимался их теребить. Многие зерна из шишек падали на снежную скатерть, на которой ужинала целая крылатая стая: осторожные синицы, красногрудые снегири, бедовые воробьи. На верхушке дерева трещала сорока - надо же посплетничать перед сном, рассказать последние новости ужинающим.

 

 Составление рассказа по серии картинок и по вопросам: «Друзья птиц»

 Цель: формирование умения рассматривать картину, формирование умения передавать содержание картины, формирование умения выделять части в тексте.

 

Сегодня будем учиться составлять рассказ по картинкам. Сколько перед вами картинок? (Три)

· Что нужно сделать, чтобы составить по ним рассказ? (Расположить по порядку)

· Расположите картинки в таком порядке, чтобы получился рассказ.

· Какая картинка будет первой? Расскажите, что на ней изображено?

Картинка 1

· Каких птиц вы видите?

· Как они себя чувствуют? (Им голодно)

Картинка 2

· Кого видите на этой картинке?

· Расскажите, что делают дети?

· Дайте имя мальчику, который сметает снег, и тому, который вешает сало.

· Как одним предложением сказать про других детей? (Они принесли ягоды, семена)

Картинка 3

· Как изменилось настроение у птичек? Почему?

· Как можно сказать о том, что делают птицы? (клюют, обедают, угощаются)

· Что делают дети? Почему они отошли?

· Какое у них настроение?

· Как их можно назвать? (Друзья птиц)

· На доске написаны вопросы, которые помогут составить хороший рассказ.

· Прочитайте вопросы.

Сочинение по картине И. Левитана «Золотая осень» (детская работа)

Передо мной картина известного художника-пейзажиста И. Левитана «Золотая осень». Я вижу на картине золотой лес, деревья стоят как свечки. Небо на картине голубое, чистое, с белыми облаками, светлое и солнечное. Реку я вижу неширокую, спокойную, тихую, с медленным течением, чистую и глубокую. Трава на картине побуревшая как ковёр. Берёзки я вижу жёлтыми, разноцветными, золотистыми. Мне эта картина понравилась, потому что на ней всё красочно, день солнечный. Она очень красивая. Деревья стоят золотистые. (Кристина З.)

Изложение с продолжением

Серёжа и плюшевый мишка.

  Серёжа гулял во дворе. Вдруг перед ним из окна второго этажа выпал плюшевый мишка. Серёжа поднял его. Он смотрит на медвежонка. Мальчик задумался. Наконец, он принял решение. Серёжа внимательно осмотрел мишку и нашёл на нём надпись. Там было написано: квартира 11, подъезд 2-ой. Серёженька постучал в дверь и ему открыла девочка по имени Настя. Мальчик спросил: «Этот мишка твой?» Настя ответила: «Это мой! Спасибо тебе мальчик!»

Моё отношение к Серёже хорошее. Он правильно поступил. Я бы поступила так же. (Полина Т.)

Сочинение-рассуждение

Белка

  У белки зимой окраска серая, а летом рыжая. Летом белку очень сложно найти и заметить. Прыжки у белки большие, по горизонтали 5-6 метров, а по вертикали 10-15 метров. Хвост у неё играет роль руля. Питается белка семенами деревьев, а ещё зверёк ест орехи, грибы и ягоды. Рождает она в год по 10-11 бельчат.

Белка в воде жить не может. Она не умеет плавать и не приспособилась к воде. (Рита М.)

                                                                                             

Приложение 4. Игры

 «Узнай по описанию»

Учащиеся описывают предмет, животное или явление природы, не называя его. Дети по описанию определяют о ком или о чём говорится.

  «Собери предложения»

Правила игры: дети поочерёдно добавляю по одному слову в предложение.

Например: белый + пушистый + снег + падает + на землю.

 «Замени глагол»

В игре глагол надо заменить синонимом. Например: идёт быстро – шагает быстро.

 «Уточни действие»

Учащиеся к глаголам подбирают подходящие по смыслу наречия.

Например: рисует красиво, великолепно, превосходно.

«Подбери антонимы»

Замени антонимами подчёркнутые слова.

 

Вечером я с товарищем пошёл к поезду. До станции было далеко. Дул встречныйхолодный ветер, и идти было трудно. Пришли мы к станции, а поезд отходит. Как плохо, что мы опоздали.

«Ответь на вопрос»

Вопросы на карточках выбирают дети и на них отвечают.

Жил-был щенок. Что с ним потом стало?

Он вырос и стал помогать пограничникам охранять границу.

 

Жил-был цветок. Что с ним потом стало?

Он превратился в плод с семенами, из которых на следующий год выросло много цветов.

Жил-был ручеёк. Что с ним потом стало?

Приложение 5. Работа над предложением

Задание 1 Составь предложение

Цель: научить составлять сложные предложения и использовать их в своей речи.

Сейчас мы будем соединять вместе несколько предложений. Например, я произношу предложение: "В лесу идет дождь. Гремит гром". Эти предложения можно соединить при помощи маленького слова-мостика "и", тогда из двух получится одно. "В лесу идет дождь, и гремит гром".
Теперь попробуйте сами.

Ярко светит солнце. Поют птицы.

Цель: учить моделировать простые и сложные предложения, выражать собственное мнение при составлении предложений, находить смысловые ошибки, распространять предложения по опорным словам, оценивать правильность предложений, контролировать уместность слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слов.

Задание 2

   Придумай предложения, используя следующие слова:
забавный щенок, полная корзина, спелая ягода, веселая песня,
колючий куст, лесное озеро.

Задание 3
Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится? 

1. Дымок, идет, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мед.
3. Стоят, вазе, цветы, в.
4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

Задание 4  Добавь слова в предложение

1. Зима. Все дорожки покрыты пушистым _______. Гладким _______ оделась река. Ребята построили высокую __________. Быстро мчатся _______ санки. Резкий _______ бьет детям в ______. Мороз щиплет _______. ________ не боятся мороза. Весельем горят их ________.
Задание 5

 Послушайте фразу:

Собака идет на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.

Объясни, почему кошка недовольна.

Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу.

Что сделал Петя раньше: читал книгу или пошел в кино? Объясни.

Ваня рисовал Сашу. Саша рисовал дом.
Кто что рисовал? Объясни.

  Задание 6 Правильно или нет?

Как ты думаешь, можно ли так сказать?
Мама ставит вазу с цветами в стол.
Когда хотят что-то купить, теряют деньги.
Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.
В полу лежит красивый ковер.

Спрашиваю ребенка: "Почему предложения неточные?"

Задание 7 Найди ошибку

Цель: развивать самостоятельность мышления и внимание учащихся, работать над лексическим значением слов, находить смысловые ошибки в предложениях, оценивать правильность предложений, учить контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слов.         

Послушай предложения и скажи, все ли в них верно
   Зимой в саду расцвели яблони. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Самолет сюда, чтобы помочь людям.
Скоро удалось мне на машине. Мальчик стеклом разбил мяч. После грибов будут дожди. Весной луга затопили реку. Снег засыпало пышным лесом.

Как нужно исправить предложения?

Приложение 6

 Задание 1 Слова-приятели (упражнение на синонимы).

Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке? (Грустный)
Ценный - это какой? Жесткий - это какой?

Задание 2
Каким словом можно заменить слово "конь"? Слово "врач", "чашка", "пища"?

Задание 3 Скажи наоборот:

холодный, чистый, твердый, толстый;
тупой, мокрый, старший, светлый;
просторный, враг, верх, проиграть;
поднять, день, утро, весна;
зима, завтра, рано, близко;
низко, редко, медленно, радостно;
темно, сел, взял, нашел;
забыл, уронил, насорил, выпрямил.

Задание 4.
Сравни:
по вкусу - лимон и мед, лук и яблоко;
по цвету - гвоздику и ромашку, грушу и сливу;
по прочности - веревку и нитку, камень и глину;
по ширине - дорогу и тропинку, речку и ручей;
по высоте - куст и дерево, гору и холм".
Задание 5.
"Назови другой предмет, такой же белый, как и снег".
(Такой же узкий, как и лента; такой же быстрый, как и речка; такой же круглый, как и мяч; такой же желтый, как и дыня).

Задание 6
Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?
Грустный, печальный, унылый, глубокий
Храбрый, звонкий, смелый, отважный
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий
Крепкий, далекий, прочный, надежный

Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его.

Один и много (изменение слов по числам).

Задание 7

"Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а вы назовите слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу "карандаш", а вы должны сказать "карандаши".

Книга, ручка, лампа;
город, стул, ухо;
ребенок, человек, стекло;
имя, весна, друг.

 

 

Приложение  7. Анкета

Ответь на вопросы анкеты, выбери один из предложенных вариантов.

1.Твой любимый учебный предмет (подчеркни):

математика       русский язык       лит. чтение       окружающий мир

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.088 с.)