Методы и приёмы развития речи младших школьников на уроках русского языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы и приёмы развития речи младших школьников на уроках русского языка



Разновидности работы со словарями

Работа по развитию речи очень многогранна. Обогащение словаря младших школьников является одним из направлений в развитии речи.Словарь является полезным пособием для развития речи. С помощью словаря учащиеся обогащают свой словарный запас, уточняют и активизируют его, знакомятся с лексическим значением тех слов, которые не понимают, усваивают грамматические формы, учатся правильному орфоэпическому произношению и соблюдению в словах нормативного ударения (например: гусеница, щавель, и др.). Чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее его устная и письменная речь. Поэтому, начиная с 1 класса, знакомлю детей с орфографическим словарем, учу работать с ним и как можно чаще обращаться за помощью к нему при написании слов с безударными гласными непроверяемыми ударением. Словарную работу провожу систематически. Никогда не оставляю без внимания ни одного непонятного слова с непроверяемым написанием. Учу видеть такие слова в рассказах, в стихах, находить их объяснения.

Работа над синонимами

Синонимы – слова, обозначающие одно и тоже явление действительности. Однако, называя одно и тоже, синонимы обычно делают это по-разному – или выделяя в называемой вещи различные ее стороны, или характеризуя эту вещь с различных точек зрения. Именно поэтому синонимы, обозначая одно и тоже, как правило, не являются словами абсолютно идентичными друг другу как в отношении семантики, так и в отношении своих эмоционально- стилистических свойств. Они почти всегда отличаются друг от друга.  Синонимика современного русского литературного языка  дает возможность выразить самые тонкие оттенки мысли, возможность разнообразить речь, делает язык более образным, действенным, и выразительным.
В курсе начальной школы, говоря о богатстве и красоте русской речи, учитель должен подводить детей к выводу о том, что одно и тоже понятие можно выразить несколькими словами.  На уроках русского языка провожу работу над словом не только с точки зрения морфологии и грамматики, но и с точки зрения лексики. Например, работа с синонимическими рядами может проходить на любом этапе урока, даже в пятиминутке чистописания, где, повторяя правильное написание буквы и соединений с этой буквой, на второй строке записывается ряд синонимов. Здесь могут проходить различные виды работы, вплоть до повторения морфологических и грамматических сведений.
Например: ааа ам ал ав аб ва са ка ра
алый красный
Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (арбуз)
Беседа:
- Прочитайте слова на второй строке. Что обозначают эти слова? (цвет)
- Как можно их назвать? (синонимы)
- Почему вы так считаете? (они обозначают оттенки одного цвета)
- Какими еще словами можно продолжить этот ряд?
Вообще в начальной школе на уроках русского языка много работы проводится над синонимами, обозначающими оттенки цвета:
- желтый, золотой, янтарный, лимонный, песочный, палевый, пшеничный, соломенный;
Составляем синонимические ряды разных частей речи, что, как правило, привязывается к теме урока:
- Веселый, смешной, юмористический (рассказ);
На уроках русского языка предлагаю списать или записать по памяти отрывки из стихотворений и найти в них слова-синонимы.
«Унылая пора! Очей очарованье»… (А.С. Пушкин)
«…приближалась довольно скучная пора»
Затем выписать эти слова и продолжить ряд синонимов. (Унылая, скучная, грустная, печальная, тоскливая, безрадостная, невеселая).
Провожу  работу над синонимами параллельно с работой над однокоренными словами. Например:
«И стоит он, околдован
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован…» (Ф.И. Тютчев)
Синонимы – околдован и очарован.
- Придумайте к каждому из них цепочку родственных слов.
Околдован, колдовать, колдун, колдовство, колдовской.  
Можно усложнить задание, продолжив работу:
- Из первой цепочки выпишите существительное и придумайте к нему синонимы.
(Колдун, чародей, волшебник, маг, чудотворец, ведун.)
От класса к классу работу усложняю: ввожу более сложные отрывки и четверостишия, в которых наряду с работой над синонимами можно проводить морфологическую грамматическую работу. Можно списывать текст, можно писать по памяти. Какая бы работа не проводилась, нужно постоянно развивать речь детей, пополнять их словарный запас.
При работе с именами прилагательными в таких текстах целесообразно находить словосочетания, в которых главным словом является имя существительное, определять число, род прилагательных, объяснять значения слов, работать над синонимами.
- Подберите синонимы к прилагательному «дивная» (волшебная, очаровательная, восхитительная, прекрасная), к слову «лучезарны» (светлы, ясны) и т.д.
Составлять ряды синонимов можно на любом этапе урока при отработке орфографических навыков: правописании безударных гласных в корне, парных согласных, непроизносимых согласных.
 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.103.209 (0.006 с.)