Работа над фразеологическими оборотами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа над фразеологическими оборотами



Со 2 класса начинаю систематически работать над фразеологией. На уроках русского языка я включаю работу над фразеологическими оборотами в разные части урока: чистописание, повторение изученного материала, закрепление пройденного, физкультминутки. Например, в чистописании, вместо слов или словосочетаний можно записывать фразеологические обороты: где раки зимуют; спит как сурок; рожки да ножки; мокрая курица и др.

 Использую в этой работе фразеологические словари. Я стараюсь осознанно научить детей пользоваться словарём, искать нужный фразеологизм, показать его значимость, зачем он нужен, какую информацию содержит, обратить внимание на особенности объясняемых образных выражений. Работая со словарем, дети включаются в активную умственную деятельность, задумываются над значением слов и выражений, повышая уровень мыслительной деятельности.

Например, фразеологизм: Считать ворон – «быть невнимательным, бесцельно проводить время, лодырничать». Невнимательный ученик часто смотрит в окно. Может быть, и правда считает. Только почему ворон? Вероятно, потому что это крупная птица и живет рядом с человеком. Потому объясняю детям, как важно быть внимательным на уроках.

Объяснение многих фразеологизмов основывается на обращении к многозначности слова. Например, выражение: «Брать (взять) в свои руки»; «Держать себя в руках»; «Золотые руки»; «Мастер на все руки»; «Как без рук»; и др. – помогают учащимся определять прямое и переносное значение слова «рука».

Фразеологические обороты имеют оценочное значение, то есть содержат положительную или отрицательную характеристику личности. Например, о добром, честном человеке говорят: «Душа нараспашку».

Сведения о происхождении тех или иных выражений обогащают знания детей.

 

 Работа с пословицами

Работа с пословицами развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики, более глубокому изучению литературы, обогащает детей народной мудростью.

Пословицам я уделяю внимание на всех уроках.

Так, при объяснении правил правописания безударных гласных в корне привожу пословицы:

Конец – делу венец.

Кончил дело – гуляй смело.

Выясняем смысл пословиц. Предлагаю детям найти родственные слова, объяснить написание гласной «О»:

 конец – кончил.

Предлагаю детям истолковать пословицы и выслушиваю все версии:

Кончил дело – гуляй смело – закончил дело, работу, выполнил уроки – можешь спокойно отдыхать, гулять, играть, не думая о деле.

Спрашиваю: «Какие ещё пословицы о труде вы знаете?»

Дети наперебой отвечают: Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Без дела жить – только небо коптить; Дело не медведь, в лес не убежит и т.д.

При закреплении темы «Безударные гласные в корне» предлагаю пословицы с творческим заданием: подобрать и вписать в пословицу подходящие по смыслу слова, например: Февраль силен метелью, а март…

Март с водой, апрель с …, а май …

   При изучении звонких – глухих согласных также использую пословицы.

Береги нос в большой мороз.           Но с – носа      Моро з – мороза

Очень интересным видом работы является сочинение по пословице, например, «Как аукнется, так и откликнется».

Итак, систематическая работа над пословицей много даёт учащимся. Во-первых, они учатся собирать народные изречения, относить их к определенной теме, анализировать их смысл, понимать их обобщающий характер. Изучение пословиц обогащает речь детей, повышает их грамотность, способствует воспитанию эстетического вкуса. Разнообразная работа с пословицами прививает любовь к устному народному творчеству, учит внимательно относиться к метким образным выражениям, интересоваться народной мудростью. Следует помнить, что пословицы воспитывают у школьников чувство любви к стране, уважение к труду, чувство доброты, чувство уважения к русскому народу, создавшему эти пословицы.

  Развитие грамматических навыков

Следующий блок упражнений направляю на работу по развитию грамматического строя речи. Тренировочные задания помогут ребенку научиться правильно составлять простые  и сложные предложения, грамотно связывать речевые конструкции, понимать последовательность событий в тексте.

Задание 1.

Цель: научить ребёнка составлять простые предложения по разным моделям, устанавливать связь слов в предложении, распространять и сокращать предложения в соответствии с изменением модели.

Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том,
Кто? Что делает? Что?  (Кошка лакает молоко.)
Кто? Что делает? Что? Чем?    (Садовник поливает цветы водой.)
Кто? Что делает? Что? Кому?  (Девочка шьет платье кукле.)

Задание 2.

  Добавь слова в предложения

Цель:  научить детей составлять распространённые предложения, использовать в своей речи имена прилагательные, оценивать правильность составленных предложений.

 Сейчас я скажу предложение. Например, «мама шьет платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно (шелковое, летнее, легкое, оранжевое)? Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?
    Девочка кормит собаку. На небе гремит гром. Мальчик пьет сок. (Приложение 5, стр.38)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.005 с.)