Характерные черты рапсодий Листа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характерные черты рапсодий Листа



Рапсодия в творчестве Ференца Листа представляет собой фортепианное произведение, основанное на национальных мотивах и мелодиях Венгрии. Сочинение концертное, что определяется виртуозностью.

  • Мелодия гомофонно-гармонического склада;
  • Обилие разнообразных мелизмов: подъемных форшлагов, трелей и других музыкальных украшений.
  • Каденции «со шпорами»;
  • Пунктирный аккомпанемент;
  • Характерные ладовые обороты;
  • Композиция свободна;
  • Общие синкопы;
  • Тоническое опевание;
  • Тональный план в пределе родственных или энгармонически равных тональностей.
  • Использование народных музыкальных ладов, в том числе цыганской (венгерской) гаммы – это дважды гармонический лад.
  • Строение музыкальной формы рапсодий – сюитное.

 

В оркестровых версиях рапсодий Ференц Лист использовал такие музыкальные инструменты, как цимбалы, гитары, струнно-смычковые и струнно-щипковые. Именно этот музыкальный состав позволяет выразить весь колорит и красочность музыки.

Стоит отметить, что в основе каждого произведения в данном жанре лежит выверенная арифметическая схема. Принципиально количество частей, оно должно быть четным. Части контрастны между собой, обычно чередуются медленная и танцевальная.

Некоторые музыковеды называют венгерские рапсодии фортепианными симфониями.

Содержание «Венгерских рапсодий»

Каждая из рапсодий заслуживает внимания, но все-таки образцами творчества Ференца Листа являются рапсодии под номерами: 2,6 и 12.

Вторая венгерская рапсодия

Наиболее характерное произведение в данном жанре, является самым знаменитым и исполняемым.

Структура двухчастная со вступлением, выстроена по сюитному принципу.

Медленное вступление воспроизводит речь рапсода. Импровизационность вводит слушателя в мир народной жизни Венгрии. Аккордовое сопровождение изобилует форшлагами и мелизмами характерными прежде всего для венгерской музыки, оно воспроизводит исполнение на струнных народных инструментах этой страны.

В основу первой части ложится медленная лирическая народная песня Лашан. Часть имеет ярко выраженный венгерский колорит, благодаря пунктирным окончаниям. Далее тема будет варьироваться. Композитор использует характерные для него приемы мелодического развития, а именно включение большого количества пассажей.

Вторая тема излагается в более высоких регистрах и имеет танцевальный характер. Благодаря вступлению материала, напоминающего игру струнно-щипковых инструментов, создается легкий образ. Тема активно развивается и приводит к возвращению первых двух тем, а именно вступления и основной темы. Можно сказать, что I часть имеет трехчастную форму с варьированной репризой.

Вторая часть танцевальная, в основу ложится национальный танец фришка.

Фришка – это вторая часть знаменитого танца Чардаш. Был популярен благодаря Вербункош. Основными чертами фришки являются живость и стремительность. Танец позволяет отобразить картину народного праздничного веселья. Постепенно фактура усложняется, а тема разгоняется до предела. Волнообразная динамика то приближает, то отдаляет слушателя от эпицентра событий.

Примечательно, что композитор использует наиболее характерную гармонию, а именно чередование тоники и доминанты. Благодаря многочисленным вариациям на тему музыка не становится однообразной. После грандиозной кульминации, движение начинает замедляться. Особой театральности добавляет кодовое построение. Сочинение покоряет слушателя собственным разнообразием музыкальных тем.

Венгерская рапсодия №2 (слушать)

 

Шестая венгерская рапсодия отличается необыкновенной организованностью структуры. Произведение состоит из 4 контрастных частей:

  • I часть. Венгерский марш.
  • II часть. Скерцо.
  • III часть. Сказание рапсода.
  • IV часть. Воплощение картины народного праздника.

 

Первая часть – это торжественное шествие в ритме марша, которое иногда называют традиционным венгерским танцем «Паллаташ». Главной особенностью танца является двухдольность. Заканчивается часть невероятно красивым пассажем.

Вторая часть написана в стремительном темпе Presto. Оживляют композицию синкопы в каждом четвертом такте, которые проявляют веселый нрав народа.

Третья часть представляет собой повествование сказителя-рапсода. Импровизация выдержана в определенных цыганско-венгерских орнаментах. Повествовательность подчеркивается свободной ритмикой. Наличие фермат показывает, что время в истории останавливается, когда звучат народные венгерские инструменты и голос рапсода.

Радость и ликование народа рисует заключительная часть. Виртуозность в последнем разделе, а именно широкие скачки, использование октавного движения наполняют фактуру колоритностью. Воспроизводиться имитация игры на народном инструменте – цимбалы.

00:00

Венгерская рапсодия №6 (слушать)

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.197 (0.007 с.)