Вопрос 1. Понятие предмета административного права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Понятие предмета административного права.



Административное право в российской правовой доктрине тра­диционно рассматривается в двух основных ипостасях: как отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих более или менее однородные отношения с по­мощью специфического метода правового регулирования, а также как наука в системе правовых наук, занимающаяся изучением ука­занной совокупности норм отрасли административного права.

Предмет отрасли - эта та группа общественных отношений, ре­гулированию которой посвящены нормы той или иной отрасли пра­ва. Собственно именно выявление однородных общественных отно­шений, регулирование которых осуществляется нормами права при вероятном единстве метода правового воздействия на эти отноше­ния, позволяет констатировать формирование в системе права но­вой отрасли права.

Административное право - одна из центральных отраслей со­временной системы права любого государства. Хотя история воз­никновения и становления правовых систем различных государств отдает историческое первенство таким отраслям права, как граж­данское и уголовное, можно с уверенностью утверждать, что адми­нистративное право по своей значимости в его современном понимании - это ведущая отрасль материального права, наряду с гражданским, уголовным и конституционным.

Осветить весь спектр отношений, находящихся в сфере влия­ния норм административного права, практически невозможно. Не­даром административное право обладает наиболее обширной из всех отраслей российского права, плохо поддающейся систематиза­ции и вследствие этого слабо исследованной особенной частью. Бо­лее того, анализ системы административного законодательства так­же весьма затруднителен, поскольку круг источников администра­тивного права определить крайне трудно, а назвать хотя бы приблизительное их число и вовсе не представляется возможным.

В современной российской литературе по административному праву под предметом административного права, как правило, понимается совокупность общественных отношений, возникающих в сфере осуществления исполнительной власти, реализуемой посредством государственного управления[2].

По мнению некоторых авторов, предмет административного права включает в себя три группы общественных отношений:

а) собственно управленческие;

б) полицейские;

в) отношения в области административной юстиции.

1. Собственно управленческие отношения («право внутреннего управления») - традиционные административно-правовые отношения в сферах управления: экономической, социально-культурной и административно-политической. Их особенностями является то, что они:

А) Возникают во внутренней государственно-аппаратной среде в процессе государственного управления.

Б) Имеют в качестве обязательного субъекта орган исполнительной власти.

В) Являются преимущественно отношениями «власти-подчинения» (или «вертикальными» «властеотношениями»).

2. Полицейские отношения - это отношения, обратные управленческим. В отличие от первых они возникают не в государственно-аппаратной или «внутренней» среде, а преимущественно во «внешней» среде, в частности в местах, имеющих общественное значение (улицы, дороги, скверы, площади, вокзалы, стадионы и т.п.). Этот вид общественных отношений включает в себя три основные группы отношений:

3. Отношения в области административной юстиции - это отношения, связанные с правом граждан, должностных, юридических лиц на рассмотрение в суде административного иска по поводу незаконных действий должностных лиц органов исполнительной власти или местного самоуправления.

Кроме того, некоторыми авторами предлагается разделить административное право на две составные части: внутреннее административное право и внешнее административное право.

Все сказанное предполагает обращение к теоретическому анализу наиболее общих родственных признаков всех отношений, относи­мых к предмету административного права, с целью выявления клю­чевого из них, определяющего принадлежность урегулированного нормой права отношения к разряду административно-правовых.

Администрация (от лат. - «administration») переводится с ла­тинского языка как «распоряжение, управление», и в этом видит­ся ключ к раскрытию предмета отрасли, носящей аналогичное на­звание. Таким образом, административное право можно определить, как управленческое право. Действительно, административное право регламентирует отно­шения, возникающие в связи с управленческой деятельностью (администрированием), по поводу взаимодействия управляющих субъектов (администрации) и управляемых.

Административное право призвано определять формы и способы осуществления ис­полнительных функций этой ветви власти посредством введения специальных режимов тех или иных отношений, возникающих в связи с реализацией соответствующих конституционных положе­ний. Считается, что главная особенность отноше­ний, составляющих предмет административного права, состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере го­сударственного управления, т.е. в связи с организацией и функ­ционированием системы исполнительной власти на всех нацио­нально-государственных и территориальных уровнях России. Кроме того, обще­ственные отношения, урегулированные нормами административно­го права, являются отношениями в сфере исполнительной вла­сти, сложными и многоструктурными по своим взаимосвязям с другими отраслями российского права.

Также отметим, что помимо отношений, возникающих непосредственно в связи с государственно-управленческой деятельностью, в предмет административного права включаются и те разновидности общест­венных отношений, которые связаны с управлением внутренним, в том числе с самоуправлением. Например, к административно-правовым относят управленческие отношения, возникающие внутри государственных органов, в том числе и не являющихся органами исполнительной власти.

Таким образом, в самом общем виде предмет административного права составляют об­щественные отношения, носящие организационно-управленческий характер, то есть отношения, направленные на управление каки­ми-либо общественными процессами или явлениями с целью их ор­ганизации, приведения в стабильное, в функциональном смысле, состояние. При этом управление осуществляется в интересах (во имя) всего общества и государства.

Норма административного права ус­танавливает конкретное правило поведения субъекта, действующе­го (функционирующего, существующего) в одной из жизненно важных сфер жизнедеятельности общества, призванное определен­ным образом воздействовать на характер поведения этого субъекта с целью привести такое поведение в соответствие с требованиями общественного развития.

В систему норм административного права входят все нормы права, устанавливающие основания, пределы, процедуры, статус субъектов и другие параметры управляющего воздействия на явле­ние или процесс. Это и нормы о правовом статусе субъектов исполнительной власти, и нормы о принципах государственной политики в различных областях общественной жизнедеятельности, и нормы о внутренней организации системы государственного управления, и т.д.

Сущность любой отрасли права может быть определена через совокупность ее целей, задач, функций, механизма правового регу­лирования, принципов.

Административное право - это право публичное. Данное обстоятельство обусловливает цель, стоящую перед исследуемой отраслью права: административное право призвано обеспечивать публичный интерес, регулируя отношения, связанные с управлени­ем общественными процессами.

Будучи правом публичным, наряду с такими отраслями россий­ского права, как уголовное, конституционное, международное пуб­личное, административное право выполняет целый ряд задач. Оно обеспечивает: поступательное развитие экономики и оптимальный уровень социальной сферы, процветание культурной сферы жизне­деятельности общества, организацию внутренних дел (включая ох­рану правопорядка и безопасность населения, охрану прав и свобод граждан), оборону государства и государственную безопасность, налаживание международного сотрудничества в различных облас­тях, надлежащее функционирование юстиции.

На фоне такого объемного содержания административное право характеризуется довольно скромным перечнем функций. Традици­онно выделяются лишь две функции: регулятивная и охранитель­ная.

Обе эти функции присущи практически любой отрасли права, особенно если она является публичной. Применительно к админи­стративному праву регулятивная функция заключается в установ­лении взаимных прав и обязанностей субъектов властных отноше­ний, определении их правового статуса, а также введении админи­стративно-правовых режимов осуществления тех или иных управленческих мероприятий.

Охранительная функция административного права проявляется, прежде всего, в сформированном в рамках отрасли обширном ин­ституте административно-правовой ответственности. Этот институт является межотраслевым. Его нормами пользуются практически все отрасли современного российского права, за исключением гражданского, уголовного и трудового, устанавливающие собственные виды ответственности.

Итак, предметом отрасли административного права являются общественные отношения, урегулированные нормами права и воз­никающие в сфере государственного управления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.007 с.)