Использование дидактических игр экологического содержания в развитии познавательного интереса дошкольник а 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование дидактических игр экологического содержания в развитии познавательного интереса дошкольник а



По окончании диагностики, для повышения уровня познавательного интереса дошкольников, был проведен формирующий эксперимент. В образовательный процесс и в свободное время с дошкольниками проводили специально подобранные дидактические игры экологического содержания.

Цель: развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста.

«Выбери нужное».

Цель: развивать мышление, познавательную активность.

Материалы: предметные картинки.

Ход игры: на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое-либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например, «зеленый» – это могут быть картинки листочка, огурца, кузнечика; «влажный» – вода, облако, туман, иней и т.д.

«Чьи семена?»

Цель: упражнять детей в дифференциации овощей, фруктов и их семян. Развивать память, сосредоточенность, наблюдательность.

Дидактический материал: карточки овощей, фруктов, плодовых деревьев; тарелочка с разными семенами.

Ход игры: На столе расположены семена и карточки овощей и фруктов. Дети берут набор семян и выкладывают их на карточку соответствующего фрукта или овоща.

«Детки, с какой ветки?»

Цель: дифференцировать отличительные признаки деревьев.

Дидактический материал: карточки с изображением листьев дерева рябины, березы, осины, ивы; карточки деревьев.

Методика проведения: На веранде выставляются стулья на некотором расстоянии друг от друга. На них кладутся карточки с изображением дерева. Детям раздаются карточки с изображением листьев. По команде «раз, два, три, листик к дереву беги» дети разбегаются по своим местам, затем карточки меняются.

«Найди отличия»

Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.

Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.

Описание. Ребенку предлагаются:

а) серия картинок по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий;

б) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями.  Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия».

«Смешанный лес»

Цель: развитие наблюдательности, формирование умения распределять внимание.

Оборудование: рисунок с изображением замаскированных деревьев.

Описание. Ребенку дается рисунок с изображением замаскированных деревьев, среди которых ему надо отыскать березу (сосну, самую маленькую елочку).

Инструкция: «Посмотри, на этой картинке изображены замаскированные деревья. Среди них нужно как можно быстрее найти березу (сосну, самую маленькую елочку). Начинай искать».

«Найди такой же цветок»

Цель: Упражнять детей в нахождении предметов аналогичных изображению на картинке. 

Дидактический материал: настоящие комнатные цветы, к ним соответствующие карточки.

Методика проведения: Детям раздаются карточки с изображением комнатных цветов, они должны найти такой же в группе, показать и по возможности назвать комнатное растение.

«Что я загадала?»

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, логического мышления, познавательного интереса.

Педагог загадывает предмет. Дети, чтобы отгадать предмет, по очереди задают вопросы: «Это предмет? Он живой или нет? И т.д.».

«Что в корзинку мы берём?»

Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.

Дидактический материал: Медальоны с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.

Методика проведения:У одних детей - медальоны, изображающие разные дары природы. У других – медальоны в виде корзинок. Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д. Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.

«Воздух, земля, вода»

Цель: Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Материал: мяч.

Ход игры:

Вариант 1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» – «земля» и т.д.

Вариант 2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

«Природа и человек»

Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.

Материал: мяч.

Методика проведения:Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.

«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

«Звери, птицы, рыбы»

Цель: Закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.

Материал: мяч.

Ход игры: Дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?»

Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).

Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.

Так же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя).

«Скажи наоборот»

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной позиции, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через решение исследовательских заданий, направленных на формирование у детей первоначальных измерительных умений. Умение измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры

Материал: мяч, предметы разных размеров и высоты.

Ход игры: задание выполняется с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию: длинный – короткий; большой – маленький; высокий – низкий; широкий – узкий; толстый – худой; далеко – близко; вверху – внизу; слева – справа; вперед – назад; один – много; снаружи – внутри; легкий – тяжелый.

«Сложи животное»

Цель: закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичным признакам.

Материал: картинки с изображением разных животных (каждое в двух экземплярах).

Ход игры: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца.

По окончании формирующего эксперимента с дошкольниками была проведена повторная диагностика.

Результаты исследования отображены в таблице 3.

№ п/п Имя Ф. ребенка Что в ящике? Рассказ Кол-во баллов
1 Марина А. 4 5 9
2 Влад В. 3 3 6
3 Кирилл Е. 4 3 7
4 Наташа З. 3 3 6
5 Алина К. 4 4 8
6 Данила К. 2 3 5
7 Федор М. 3 3 6
8 Яна Н. 5 5 10
9 Вероника Р. 2 3 5
10 Сергей Р. 5 5 10
11 Влад Т. 2 2 4
12 Максим У. 3 3 6
13 Вика Ф. 4 3 7
14 Диана Ф. 3 3 6
15 Наташа Ч. 4 5 9
16 Матвей Ю. 4 3 7

Таблица 3. Уровень познавательного интереса дошкольников

Таким образом, у четверых (25%) дошкольников, высокий уровень познавательного интереса; у девятерых (56,25%) отмечен умеренный уровень познавательной потребности; у троих (18,75%) дошкольников – низкий уровень.

Данные диагностики, полученные в ходе исследования уровня познавательного интереса, проверены с помощью средств математической статистики (метод Стьюдента).

Была выдвинута гипотеза: Н0 – между уровнями познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, до и после формирующего эксперимента, достоверных различий нет.

Для определения достоверности разницы средних в случае зависимых выборок применяется следующая формула:

где Md – средняя разность значений δd– стандартное отклонение разностей; N – число пар данных.

Расчет t-критерия Стьюдента отображен в таблице 4.

 

Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент Отклонения (d) Квадраты отклонений d 2
1 8 9 1 1
2 4 6 2 4
3 6 7 1 1
4 5 6 1 1
5 6 8 2 4
6 4 5 1 1
7 5 6 1 1
8 8 10 2 4
9 3 5 2 4
10 9 10 1 1
11 3 4 1 1
12 5 6 1 1
13 6 7 1 1
14 5 6 1 1
15 9 9 0 0
16 5 7 2 4

Таблица 4. Расчет t-критерия Стьюдента

Вычисляем среднюю разность значений, стандартное отклонение и степени свободы.

Для того чтобы рассчитать стандартное отклонение нам необходимо знать среднее арифметическое в разности значений, а затем подставить имеющиеся значения в формулу стандартного отклонения:

Рассчитаем среднюю разность значений: Md = (10х1+5х4+0) / 16=1,88.

Подставим значение среднего арифметического в формулу стандартного отклонения: δ = √ (10(1-1,88)2+5(4-1,88)2+(0-1,88)2) / 15 =

= √ (7,74+22,47+3,53) / 15 = √ 33,74/15 = 1,5

Подставляем полученные значения в формулу t-критерия Стьюдента для зависимых выборок: tэ = 1,88 / (1,5 / √16) = 5,01

Степень свободы по таблице

Определим по таблице критических значений t-Стьюдента уровень значимости: tкр. 0,001 = 4,073

5,01> 4,073, tэ> tкр

Следовательно,Н0 – отвергается. Между уровнями познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, до и после формирующего эксперимента, достоверные различия есть.


 

Выводы по второй главе

Таким образом, подводя итоги второй главы, можно сделать следующие выводы:

Была проведена диагностика уровня сформированности познавательных интересов дошкольников с помощью диагностической методики «Угадай, что в ящике» Э.А. Барановой, модифицированная мной.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что у двоих (12,5%) дошкольников, высокий уровень познавательного интереса; у пятерых (31,25%) отмечен умеренный уровень познавательной потребности; у девятерых (56,25%) дошкольников – низкий уровень.

По окончании диагностики, для повышения уровня познавательного интереса дошкольников, был проведен формирующий эксперимент. В образовательный процесс и в свободное время с дошкольниками проводили специально подобранные дидактические игры с экологической направленностью.

После формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика дошкольников, которая показала, что у четверых (25%) дошкольников, высокий уровень познавательного интереса; у девятерых (56,25%) отмечен умеренный уровень познавательной потребности; у троих (18,75%) дошкольников – низкий уровень.

Данные двух диагностик, полученные в ходе исследования уровня познавательного интереса, проверены с помощью средств математической статистики (метод Стьюдента).

Результаты проверки показали, что между уровнями познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, до и после формирующего эксперимента, достоверные различия есть.

Таким образом, подтвердилась гипотеза исследования о том, что уровень сформированности познавательных интересов и познавательной активности у старших дошкольников находится на невысоком уровне. Повышению уровня будет способствовать включение в образовательный процесс дидактических игр.

 

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подводя итоги курсовой работы, можно сделать следующие выводы:

Интерес – стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Интерес носит избирательный характер, выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора.

Познавательный интерес – активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета, с радостью познания, с преодолением трудностей, с созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности.

Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое формируется в социальных условиях, в процессе взаимодействия с окружающим миром и не является изначально присущим человеку от рождения. Развитие познавательного интереса осуществляется поэтапно. Учёные называют следующие этапы/стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес.

Формирование познавательных интересов у детей-дошкольников опирается на их общую эмоциональную отзывчивость и активность, которые в разнообразной деятельности превращаются в познавательный интерес. Первые познавательные интересы ребенка-дошкольника связаны с игрой и практической деятельностью.

В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны, получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды.

Дидактическая игра, а именно с экологическим содержанием даёт возможность дошкольнику в живой, увлекательной форме знакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности, воспроизводить их в своих действиях и является одним из наиболее продуктивных средств формирования познавательного интереса, способствует умственному развитию ребенка.

Была проведена диагностика уровня сформированности познавательного интереса дошкольников с помощью диагностической методики «Угадай, что в ящике» Э.А. Барановой, модифицированная мной.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что у двоих (12,5%) дошкольников, высокий уровень познавательного интереса; у пятерых (31,25%) отмечен умеренный уровень познавательной потребности; у девятерых (56,25%) дошкольников – низкий уровень.

По окончании диагностики, для повышения уровня познавательного интереса дошкольников, был проведен формирующий эксперимент. В образовательный процесс и в свободное время с дошкольниками проводили специально подобранные дидактические игры с экологическим содержанием.

После формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика дошкольников, которая показала, что у четверых (25%) дошкольников, высокий уровень познавательного интереса; у девятерых (56,25%) отмечен умеренный уровень познавательной потребности; у троих (18,75%) дошкольников – низкий уровень.

Данные двух диагностик, полученные в ходе исследования уровня познавательного интереса, проверены с помощью средств математической статистики (метод Стьюдента).

Результаты проверки показали, что между уровнями познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, до и после формирующего эксперимента, достоверные различия есть.

Таким образом, подтвердилась гипотеза исследования о том, что уровень сформированности познавательного интереса и познавательной активности у старших дошкольников находится на невысоком уровне. Повышению уровня будет способствовать включение в образовательный процесс дидактических игр.

 


 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интерес: Учёные записки Ленинградского государственного университета / Б.Г. Ананьев. – Л.: Наука, 1959. – 126 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.187.19 (0.033 с.)