Глава 1 теоретические основы исследования познавательного интереса дошкольника в процессе игровой деятельности экологической направленности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1 теоретические основы исследования познавательного интереса дошкольника в процессе игровой деятельности экологической направленности



ВВЕДЕНИЕ

 

Познавательные процессы – составная часть любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию. Они позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.

Новая парадигма образования характеризуется личностно-ориентированным подходом, идеей развивающего обучения, созданием условий для самоорганизации и саморазвития личности, субъектностью образования, направленностью на конструирование содержания, форм и методов обучения и воспитания, обеспечивающих развитие каждого ребенка, его познавательных способностей и личностных качеств. В этой связи особая роль в образовании познавательной активности и познавательного интереса.

Развитие познавательных способностей и познавательного интереса имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению и к дальнейшей жизни. Ведь важно, готов ли ребенок к получению новых знаний, умеет ли он рассуждать, доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.

Вопросам познавательного интереса, познавательной активности, усвоения знаний и умений посвящены исследования и идеи многих ученых, педагогов и психологов, среди которых Б.Г. Ананьев, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясинцев, А.Г. Волостникова, Е.Ф. Проскура, Н.Ф. Талызина, С.Л. Рубинштейн, С.Т. Шацкий, Г.И. Щукина и др.

Одной из оптимальных возможностей наиболее эффективного развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста является дидактическая игра, так как она имеет важнейшее значение в психическом и интеллектуальном развитии старшего дошкольника. Игра является ведущим видом деятельности на данном возрастном этапе. В своих исследованиях это подтверждали Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и многие другие.

Дидактическая игра с экологической направленностью даёт возможность дошкольнику в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности, активно воспроизводить их в своих действиях, является одним из наиболее продуктивных средств формирования познавательного интереса, способствует умственному развитию.

Влияние игр с экологической направленностью на познавательную деятельность детей дошкольного возраста изучали такие ученые, как Ф. Фребель, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, Ф.Н. Блехер, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.И. Сорокина, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова и др.

Цель исследования: определить систему дидактических игр с экологической направленностью для развития познавательного интереса дошкольника.

Задачи исследования:

1. Теоретически обосновать возможности дидактических игр с экологической направленностью в развитии познавательного интереса дошкольника.

2. Охарактеризовать уровень сформированности познавательного интереса дошкольника.

3. Использовать систему дидактических игр с экологической направленностью как средство развития познавательного интереса дошкольника.

4. Разработать методические рекомендации педагогам УДО и родителям по организации дидактических игр с экологической направленностью.

Объект исследования: познавательные интересы детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс развития познавательного интереса дошкольника на основе использования дидактических игр с экологической направленностью.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, педагогических документов дошкольного учреждения; анкетирование воспитателей, родителей; беседа с детьми.

База исследования: ГУО «Ясли-сад №42» г. Гродно.


 

Выводы по первой главе

Таким образом, подводя итоги первой главы, можно сделать следующие выводы:

Интерес – стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Интерес носит избирательный характер, выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора.

Познавательный интерес – активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета, с радостью познания, с преодолением трудностей, с созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности.

Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое формируется в социальных условиях, в процессе взаимодействия с окружающим миром и не является изначально присущим человеку от рождения. Развитие познавательного интереса осуществляется поэтапно. Учёные называют следующие этапы/стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес.

Формирование познавательного интереса у детей-дошкольников опирается на их общую эмоциональную отзывчивость и активность, которые в разнообразной деятельности превращаются в познавательный интерес. Первые познавательные интересы ребенка-дошкольника связаны с игрой и практической деятельностью.

В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны, получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды.

Дидактическая игра с экологическим содержанием даёт возможность дошкольнику в живой, увлекательной форме знакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности, воспроизводить их в своих действиях и является одним из наиболее продуктивных средств формирования познавательного интереса, способствует умственному развитию ребенка.


Таблица 1. Познавательная потребность дошкольников с точки зрения педагогов и родителей

Таким образом, у двоих (12,5%) дошкольников, по мнению педагогов и родителей, познавательная потребность выражена сильно; у шестерых (37,5%) отмечен умеренный уровень познавательной потребности; у восьмерых (50%) дошкольников – низкий уровень.

Большинство детей, по мнению педагогов и родителей, редко занимается какой-нибудь умственной деятельностью; не любят самостоятельно искать ответы на трудные вопросы и загадки; не очень любят читать или слушать книги; часто равнодушно относятся к занятиям, связанным с умственным напряжением; вопросы задают довольно часто, но ответа дожидаются не всегда; у них почти отсутствуют цепочки вопросов (за одним вопросом следует другой, возможно, третий, относящийся к одной теме).

Таблица 2. Уровень познавательного интереса дошкольников

Таким образом, у двоих (12,5%) дошкольников, высокий уровень познавательного интереса; у пятерых (31,25%) отмечен умеренный уровень познавательной потребности; у девятерых (56,25%) дошкольников – низкий уровень.

Таблица 3. Уровень познавательного интереса дошкольников

Таким образом, у четверых (25%) дошкольников, высокий уровень познавательного интереса; у девятерых (56,25%) отмечен умеренный уровень познавательной потребности; у троих (18,75%) дошкольников – низкий уровень.

Данные диагностики, полученные в ходе исследования уровня познавательного интереса, проверены с помощью средств математической статистики (метод Стьюдента).

Была выдвинута гипотеза: Н0 – между уровнями познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, до и после формирующего эксперимента, достоверных различий нет.

Для определения достоверности разницы средних в случае зависимых выборок применяется следующая формула:

где Md – средняя разность значений δd– стандартное отклонение разностей; N – число пар данных.

Расчет t-критерия Стьюдента отображен в таблице 4.

 

Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент Отклонения (d) Квадраты отклонений d 2
1 8 9 1 1
2 4 6 2 4
3 6 7 1 1
4 5 6 1 1
5 6 8 2 4
6 4 5 1 1
7 5 6 1 1
8 8 10 2 4
9 3 5 2 4
10 9 10 1 1
11 3 4 1 1
12 5 6 1 1
13 6 7 1 1
14 5 6 1 1
15 9 9 0 0
16 5 7 2 4

Таблица 4. Расчет t-критерия Стьюдента

Вычисляем среднюю разность значений, стандартное отклонение и степени свободы.

Для того чтобы рассчитать стандартное отклонение нам необходимо знать среднее арифметическое в разности значений, а затем подставить имеющиеся значения в формулу стандартного отклонения:

Рассчитаем среднюю разность значений: Md = (10х1+5х4+0) / 16=1,88.

Подставим значение среднего арифметического в формулу стандартного отклонения: δ = √ (10(1-1,88)2+5(4-1,88)2+(0-1,88)2) / 15 =

= √ (7,74+22,47+3,53) / 15 = √ 33,74/15 = 1,5

Подставляем полученные значения в формулу t-критерия Стьюдента для зависимых выборок: tэ = 1,88 / (1,5 / √16) = 5,01

Степень свободы по таблице

Определим по таблице критических значений t-Стьюдента уровень значимости: tкр. 0,001 = 4,073

5,01> 4,073, tэ> tкр

Следовательно,Н0 – отвергается. Между уровнями познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, до и после формирующего эксперимента, достоверные различия есть.


 

Выводы по второй главе

Таким образом, подводя итоги второй главы, можно сделать следующие выводы:

Была проведена диагностика уровня сформированности познавательных интересов дошкольников с помощью диагностической методики «Угадай, что в ящике» Э.А. Барановой, модифицированная мной.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что у двоих (12,5%) дошкольников, высокий уровень познавательного интереса; у пятерых (31,25%) отмечен умеренный уровень познавательной потребности; у девятерых (56,25%) дошкольников – низкий уровень.

По окончании диагностики, для повышения уровня познавательного интереса дошкольников, был проведен формирующий эксперимент. В образовательный процесс и в свободное время с дошкольниками проводили специально подобранные дидактические игры с экологической направленностью.

После формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика дошкольников, которая показала, что у четверых (25%) дошкольников, высокий уровень познавательного интереса; у девятерых (56,25%) отмечен умеренный уровень познавательной потребности; у троих (18,75%) дошкольников – низкий уровень.

Данные двух диагностик, полученные в ходе исследования уровня познавательного интереса, проверены с помощью средств математической статистики (метод Стьюдента).

Результаты проверки показали, что между уровнями познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, до и после формирующего эксперимента, достоверные различия есть.

Таким образом, подтвердилась гипотеза исследования о том, что уровень сформированности познавательных интересов и познавательной активности у старших дошкольников находится на невысоком уровне. Повышению уровня будет способствовать включение в образовательный процесс дидактических игр.

 

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подводя итоги курсовой работы, можно сделать следующие выводы:

Интерес – стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Интерес носит избирательный характер, выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора.

Познавательный интерес – активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета, с радостью познания, с преодолением трудностей, с созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности.

Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое формируется в социальных условиях, в процессе взаимодействия с окружающим миром и не является изначально присущим человеку от рождения. Развитие познавательного интереса осуществляется поэтапно. Учёные называют следующие этапы/стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес.

Формирование познавательных интересов у детей-дошкольников опирается на их общую эмоциональную отзывчивость и активность, которые в разнообразной деятельности превращаются в познавательный интерес. Первые познавательные интересы ребенка-дошкольника связаны с игрой и практической деятельностью.

В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны, получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды.

Дидактическая игра, а именно с экологическим содержанием даёт возможность дошкольнику в живой, увлекательной форме знакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности, воспроизводить их в своих действиях и является одним из наиболее продуктивных средств формирования познавательного интереса, способствует умственному развитию ребенка.

Была проведена диагностика уровня сформированности познавательного интереса дошкольников с помощью диагностической методики «Угадай, что в ящике» Э.А. Барановой, модифицированная мной.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что у двоих (12,5%) дошкольников, высокий уровень познавательного интереса; у пятерых (31,25%) отмечен умеренный уровень познавательной потребности; у девятерых (56,25%) дошкольников – низкий уровень.

По окончании диагностики, для повышения уровня познавательного интереса дошкольников, был проведен формирующий эксперимент. В образовательный процесс и в свободное время с дошкольниками проводили специально подобранные дидактические игры с экологическим содержанием.

После формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика дошкольников, которая показала, что у четверых (25%) дошкольников, высокий уровень познавательного интереса; у девятерых (56,25%) отмечен умеренный уровень познавательной потребности; у троих (18,75%) дошкольников – низкий уровень.

Данные двух диагностик, полученные в ходе исследования уровня познавательного интереса, проверены с помощью средств математической статистики (метод Стьюдента).

Результаты проверки показали, что между уровнями познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, до и после формирующего эксперимента, достоверные различия есть.

Таким образом, подтвердилась гипотеза исследования о том, что уровень сформированности познавательного интереса и познавательной активности у старших дошкольников находится на невысоком уровне. Повышению уровня будет способствовать включение в образовательный процесс дидактических игр.

 


 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интерес: Учёные записки Ленинградского государственного университета / Б.Г. Ананьев. – Л.: Наука, 1959. – 126 с.

Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возрасте / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Академия,1989. – 188 с.

Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. –1966. – № 6. – С. 39-42.

Матюшкин, A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. 2010 – №4. – С. 5-17.

Приложение А

Дидактическая игра «Птицы»

Возраст:старшая группа.

Цель игры: закреплять умение классифицировать птиц.

Игровое правило: найти нужную картинку с изображением птицы.

Игровое действие:разместить картинки с изображением птицв соответствии с классификацией (водоплавающая, перелетная, зимующая, декоративная).

Материал:панно «Дерево» - 1 шт, карточки с изображением птиц - 25 шт.

Ход игры:Дети по очереди выбирают карточку с изображением птицы, рассказывают, что это за птица и определяют ее место обитание. Перелетные птицы располагаются на оранжевой части дерева, зимующие птицы находятся на синей части дерева, водоплавающие птицы размещаются в нижней части дерева на озере, декоративные птицы располагаются в клетке.

Воспитатель:Ребята, вы помните, что на прошлой неделе мы с вами подготовили домик для птиц и повесили его на дерево на нашей площадке? А что еще мы с вами сделали для птиц?

Дети: Кормушку.

Воспитатель: Правильно, кормушку! И тоже повесили ее на дерево. А для чего мы с вами это сделали?

Дети: Чтобы накормить птиц в зимнее время.

Воспитатель: Совершенно верно! Какие вы все молодцы! Давайте сейчас с вами сыграем в игру-лото «Птицы». Нам с вами нужно будет определить, какие птицы и почему зимой улетают на юг, в теплые страны, а значит называются как?

Дети: Перелетные.

Воспитатель: Верно! А птицы, остающиеся зимовать, называются как?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Правильно, ребята! Еще мы с вами вспомним, какие птицы называются водоплавающими. И познакомимся с такими декоративными птицами, как волнистые попугайчики. Посмотрите вот на эту картинку! У кого дома есть такой же попугайчик? А в каком домике живет ваш попугайчик? Правильно, в клетке, иначе он улетит на улицу и погибнет от холода и голода.

Итак, вы готовы?

Дети: Дааааааа!

Воспитатель: Тогда слушайте правила игры! Перед вами панно «Дерево». Посмотрите на него внимательно! Дерево разделено на 2 части: оранжевую и синюю, на стволе дерева есть клетка для птиц, под деревом озеро.

В коробочке на столе находятся картинки с изображением птиц.

Каждый из вас по очереди подходит к столу, берет из коробочки картинку с птицей. Затем определяет, какая же это птица: зимующая или перелетная, водоплавающая или декоративная.

Если это птица зимующая, мы ее поместим на какую часть дерева: оранжевую или синюю? Правильно, на синюю, потому что синий цвет символизирует зиму. Если птица перелетная, мы поместим ее на какую часть дерева? Правильно, оранжевый цвет символизирует солнце и теплые края. Водоплавающих птиц мы поместим куда? В озеро, правильно! А декоративных птиц? В клетку. Совершенно верно!

Кто из вас хочет первым выбрать птицу? (Ответ детей)

Воспитатель: первым поднял руку Вася, значит, он будет первым. Вася, какую птицу выбрал? Как она называется? (Ответ: Снегирь)

Воспитатель: Как ты определил, что это снегирь? (Ответ: У него красная грудка. Это зимующая птица. Снегирь прилетает к нам с первым снегом. Я помещу его на синюю часть дерева)

Воспитатель: Молодчина, Вася! Кто следующий

Итог игры:

В ходе игры дети закрепили умение классифицировать птиц, еще раз вспомнили и рассказали признаки, по которым птицы делятся на зимующих и перелетных, декоративных и водоплавающих. Познакомились с классом птиц: декоративные. Научились отличать птиц по внешнему признаку, соотносить их с названием и средой обитания.

Данная игра способствовала развитию у детей связной речи, памяти, логического мышления; воспитывала доброжелательное отношение к окружающему животному миру и желание оказывать помощь животным и птицам в зимнее время.

Ребята соблюдали правила игры, действовали вдумчиво, старались самостоятельно, быстро и правильно выполнить задание. Некоторые дети испытывали трудности в классификации птиц. Им помогали ненавязчивые наводящие вопросы. Игра вызвала у детей положительные эмоции, удовольствие от полученного результата.


 

Приложение Б

Дидактической игры «Домик для листочков»

Возраст: старшая группа.

Цель: Закреплять знания детей о строении деревьев и кустарников.

Игровая задача:нарядить дерево или кустарник листочками

Дидактическая задача: закреплять знания детей о строении деревьев и кустарников

Игровые правила: 1) Выбрать дерево или кустарник для наряда; 2) Назвать его; 3) Выбрать зеленые листочки, соответствующие данному дереву или кустарнику; 4) Нарядить в зеленый наряд деревья и кустарники; 5) Тот, кто правильно, быстро и аккуратно оденет растение в его наряд, станет победителем.

Игровые действия: Видимые: дети выбирают дерево или кустарник, выбирают нужные им листочки, наряжаю растение; Невидимые: дети думают о названии растения и как выглядят его листочки

Материал: наборы разнообразных вырезанных из бумаги листочков для деревьев и кустарников, медаль, конверт, письмо.

Предварительная работа: беседа о деревьях и кустарниках, рассматривание иллюстраций с изображением деревьев, рассматривание гербария листьев

Ход игры:

1. Организационный момент:

Дети сидят за столом.

- Ребята, у меня есть для вас письмо. Давайте откроем его?

2. Мотивационно-целевой этап:

- «Здравствуйте, ребята! Вам пишет Незнайка из Солнечного города! Знайка не хочет меня пускать гулять, пока я не справлюсь с заданием. А ведь мне так хочется навестить Винтика и Шпунтика! Ребята, помогите мне пожалуйста! Задание ищите в конверте».

- Давайте посмотрим, что еще у нас потерялось в конверте.

- Ребята, что это? Правильно. Это деревья.

- Это еще не всё. Вот это что такое? Правильно. Листочки.

- А вот и задание от Незнайки: «Ребята, пожалуйста, нарядите дерево или кустарник в их листочки».

-Давайте подберём каждому дереву или кустарнику соответствующую одежду. Какое бы вы хотели нарядить?

Дети высказываются. Выдаю каждому по дереву (кустарнику, и выкладываю на стол листочки.

3. Планирование игры:

Предлагаю выслушать правила игры. Спрашиваю, все ли поняли правила.

4. Реализация игрового замысла:

Объявляю начало игры. Дети начинают наряжать выбранные ими деревья или кустарники. Слежу за выполнением задания. По ходу выполнения задаю вопросы.

Количество играющих: 3 человека.

5. Подведение итогов игры:

- Ребята, вы все большие молодцы, так красиво украсили деревья, но лучше всех получилось у Маши, она правильно, быстро и аккуратно нарядила берёзку. И Маша у нас получает медаль. Похлопайте победителю.

6. Усложнение игры: положить ложные листья, увеличить кол-во деревьев, провести в группах.


 

Приложение В

ПЛАН–КОНСПЕКТ ДОМИНАНТНОГО ЗАНЯТИЯ

по образовательной области «Ребенок и природа»

Тема занятия: « Наступила весна »

(старшая группа)

Программные задачи:

расширить и активизировать словарь детей по данной теме; уточнить характерные признаки ранней весны; учить составлять рассказ о весне по картинно-графическому плану; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

– развивать словарь по данной теме; развивать связную речь; развивать умение находить закономерности в природе.

воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативности, доброжелательность, ответственность; воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, навыки правильного поведения в природе.

Материал к занятию: запись «Голоса природы» (голоса птиц, шум ручья, дождя, деревьев), картинки о весне, «лесная полянка», медвежонок,

Методы и приёмы:

Практические: дидактические игры.

Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ воспитателя, наблюдение.

Словесные: чтение, беседы, стихотворения, рассказы воспитателя и детей, высказывания, рассуждения, объяснения.

Организация: место проведения – «Ясли–сад № 42 г. Гродно», группа «Гномики №4», размещение детей – дети сидели за столами. Воспитатель находился напротив детей и перемещали необходимый материал на магнитной доске. Освещенность помещения хорошая.

Предварительная работа с семьёй:  целевые прогулки, ежедневные наблюдения, рассматривание иллюстраций о весне, пальчиковая гимнастика, разучивание стихотворений о весне.

Ход занятия:

(Дети играли, воспитатель приглашает детей встать полукруг на коврике)

На доске висит солнышко.

В. д. о.: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?

Дети: Солнышко.

В. д. о.: Давайте поприветствуем солнышко и друг друга.

Здравствуй, солнце золотое, (Дети раскрывают ладони в сторону солнца)

Здравствуй, небо голубое, (Поднимают руки вверх)

Здравствуй, матушка земля, (Наклон руки вниз)

Здравствуйте, мои друзья. (Взялись за руки)

В. д. о.: А вот о чём мы будем говорить на занятии, вы узнаете из загадки.

Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, К нам пришла...

(дети договаривают хором: весна).

В. д. о.: Догадались, о каком времени года мы будем говорить?

Дети: Мы будем говорить о весне.

В. д. о.: Ребята, к нам на занятие пришел медвежонок Умка, он прилетел с северного полюса, где никогда не бывает весны и просит рассказать, что такое весна. Давайте мы пригласим его на нашу весеннюю полянку и расскажем о весне.

Игра «Узнай шум».

(Демонстрация шумов ручья, дождя, деревьев, пения птиц)

Дидактическая игра«Какой, какая, какое?».

Ручей какой? Весенний, звонкие, быстрые, разговорчивые, торопливые, быстрый, звонкий, журчащий, весёлый, поющий.

Дождь весенний какой? Тёплый, звонкий, ласковый

Пение птиц весной какое? Весёлое, звонкое, громкое,

Солнышко весной какое? Яркое, желтое, горячее, теплое, веселое, круглое, лучистое, красивое, нежное, замечательное, любимое, ласковое

Весной небо какое? Голубое, чистое, высокое, безоблачное, ясное.

Весной сосульки какие? Тающие, капающие, падающие.

Прилетают птицы какие? Долгожданные, перелётные, весёлые.

Весной ручьи какие? Звонкие, быстрые, разговорчивые, торопливые.

В. д. о.: У весны много друзей. Давайте назовём их ласково. (Воспитатель называет первое слово, а дети подбирают слова с уменьшительно-ласкательным значением).

Дидактическая игра «Назови ласково»

Солнце – солнышко, (дождь, ветер, туча, трава, лужа, проталина, скворец,

дерево, почка, ручей, цветок…)

В. д. о.: Ребята, давайте составим про весну рассказ и расскажем его. Но начинать каждое предложение нужно со слова весной. В этом вам помогут картинки.

Солнышко светит ярче.

Прилетают перелетные птицы.

На деревьях набухают первые почки.

Появляются первые цветы подснежники, мать и мачеха.

Капают сосульки.

Текут ручьи

Просыпаются звери. Бегут ручьи. Начинается ледоход.

(Составление рассказа о весне детьми. )

В. д. о.: Умке очень понравилось у нас. Теперь он знает, что такое весна и обязательно расскажет своим друзьям на Северном Полюсе. А я вам предлагаю нарисовать для друзей Умки открытки с изображением весенних цветов, одуванчиков. Но перед тем как мы начнем рисовать, давайте немного отдохнем.

Физкультминутка «Весенняя»

Чтобы ровной была спинка, очень нам нужна разминка,

Ну-ка, встань, не зевай и за нами повторяй!"

Утром солнышко встает, теплый лучик детям шлет (дети встают, разводят руками)

Здравствуй, солнышко, привет, без тебя нам жизни нет (кружатся вокруг себя, руками показывают лучи)

Землю солнышко пригрело, (разводят вокруг себя руками)

Птичка радостно запела (руками изображают взмах крыльями)

Зажурчали ручейки (ладошки сложить вместе, волнообразными движениями изобразить ручеек)

Зацвели вокруг цветы небывалой красоты (приседают и снова встают, руки поднимают вверх)

В. д. о.: А теперь мы пройдем на места и будем рисовать.

Сначала тонкой кистью рисуем траву и стебли одуванчиков, дальше мы рисуем чашечки будущих одуванчиков. Берём ватные палочки (много), связанные в пучок, и рисуем ими методом тычка. Желтую гуашь предварительно разводим на палитре. Ставим отпечатки ватными палочками вокруг нарисованных чашечек одуванчиков.

В. д. о.: Молодцы ребята, вы все справились с задачей, и друзья Умки будут очень рады получить такой подарок.

Рефлексия:

В. д. о.: Кто к нам пришел в гости? (Медвежонок Умка)

В. д. о.: О каком времени года мы с вами сегодня говорили?

В. д. о.: Какие признаки весны вы знаете?

В. д. о.: Что еще мы делали на занятии? (Играли, рисовали)

В. д. о.: В какие игры играли, что рисовали?

В. д. о.: Для кого, вы рисовали открытки? (Для друзей Умки)

В. д. о.: Что изображали в открытке? (Весенний цветок, одуванчик)

В. д. о.: Чем рисовали весенний цветок? (Ватными палочками)


Приложение Г

ПЛАН–КОНСПЕКТ ДОМИНАНТНОГО ЗАНЯТИЯ

по образовательной области «Ребенок и природа»

Тема занятия: «Домашние животные»

(старшая группа)

Программные задачи: Углубить знания детей о домашних животных. Совершенствовать грамматический строй речи. Развивать мелкую моторики рук, память, воображение. Воспитывать любовь к домашним животным.

Материал: картины по теме, карточки с изображением силуэта животных, а также таблички с их изображением.

Методы и примы:

Практические: дидактические игры.

Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ воспитателя, наблюдение.

Словесные: загадывание загадок, беседы, рассказы воспитателя и детей, высказывания, рассуждения, объяснения.

Организация: место проведения – «Ясли–сад № 42 г. Гродно», группа «Гномики №4», размещение детей – дети сидели за столами. Воспитатель находился напротив детей и перемещали необходимый материал на магнитной доске. Освещенность помещения хорошая.

Предварительная работа:  чтение стихотворений о домашних животных, рассматривание иллюстраций, рисование любимых домашних животных.

Ход занятия:

В. д. о.: (Начало занятия со слов) Жили-были дедушка и бабушка. Приехала к ним внучка Катя и пошла посмотреть, кто живет во дворе у бабушки и дедушки. А чтобы узнать, кто жил у бабушки и дедушке, вам нужно отгадать загадки:

(Отгадывание загадок, показ отгадок).

1.Мохнатенькая, усатенькая

Молоко пьет, песенки поет. (Кошка)

2. Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается. (Собака)

3. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (Корова)

4. Четыре грязных копытца залезли прямо в корытце. (Свинья)

5. Идет, идет бородой трясет,

Травки просит ме-ме-ме,

Дай-ка вкусной мне-е-е. (Коза)

6. Я копытами стучу, стучу

Я скачу, скачу.

Грива вьется на ветру. Кто это? (Лошадь)

В. д. о.: Молодцы ребята, всех животных отгадали. Бабушка и дедушка довольны вашими ответами. Давайте вспомним, каких животных мы увидели?

В. д. о.: А как можно всех этих животных назвать одним словом? (Ответ детей: домашние).

В. д. о.: Почему? (Потому что они живут рядом с человеком, который за ними ухаживает…)

Физкультминутка с мячом.

Педагог предлагает детям вспомнить, кто как из животных издаёт звуки, бросает мяч, называет животного. Ребёнок должен сказать и бросить мяч обратно (Корова- му-у; кошка – мяу, и.т.д.)

 

Игра «Чей силуэт?»

В. д. о.: Ребята, посмотрите, бабушка и дедушка приготовили вам ещё одно задание.

Вам нужно догадаться, чей силуэт изображен на картинке. (Показ черно-белых картинок, корова, собака, кошка, лошадь, коза).

В. д. о.: Умницы! Дети скажите, как нужно относиться к животным? Можно ли их бить, обижать? Какую пользу нам приносят домашние животные? (Ответ детей: корова дает молоко, собака-друг человека и.т.д.)

- А каких домашних животных вы хотели бы иметь у себя дома?

- Ребята, бабушка и дедушка говорят вам спасибо. Вы очень хорошо потрудились на занятии.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Познавательные процессы – составная часть любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию. Они позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.

Новая парадигма образования характеризуется личностно-ориентированным подходом, идеей развивающего обучения, созданием условий для самоорганизации и саморазвития личности, субъектностью образования, направленностью на конструирование содержания, форм и методов обучения и воспитания, обеспечивающих развитие каждого ребенка, его познавательных способностей и личностных качеств. В этой связи особая роль в образовании познавательной активности и познавательного интереса.

Развитие познавательных способностей и познавательного интереса имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению и к дальнейшей жизни. Ведь важно, готов ли ребенок к получению новых знаний, умеет ли он рассуждать, доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.

Вопросам познавательного интереса, познавательной активности, усвоения знаний и умений посвящены исследования и идеи многих ученых, педагогов и психологов, среди которых Б.Г. Ананьев, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясинцев, А.Г. Волостникова, Е.Ф. Проскура, Н.Ф. Талызина, С.Л. Рубинштейн, С.Т. Шацкий, Г.И. Щукина и др.

Одной из оптимальных возможностей наиболее эффективного развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста является дидактическая игра, так как она имеет важнейшее значение в психическом и интеллектуальном развитии старшего дошкольника. Игра является ведущим видом деятельности на данном возрастном этапе. В своих исследованиях это подтверждали Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и многие другие.

Дидактическая игра с экологической направленностью даёт возможность дошкольнику в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности, активно воспроизводить их в своих действиях, является одним из наиболее продуктивных средств формирования познавательного интереса, способствует умственному развитию.

Влияние игр с экологической направленностью на познавательную деятельность детей дошкольного возраста изучали такие ученые, как Ф. Фребель, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, Ф.Н. Блехер, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.И. Сорокина, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова и др.

Цель исследования: определить систему дидактических игр с экологической направленностью для развития познавательного интереса дошкольника.

Задачи исследования:

1. Теоретически обосновать возможности дидактичес



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.185 с.)