Глава 2 развитие познавательного интереса дошкольника в процессе игровой деятельности экологической направленности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2 развитие познавательного интереса дошкольника в процессе игровой деятельности экологической направленности



2.1 Исследование состояния проблемы в практике дошкольного образования

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам с убежденностью сказать, что старший дошкольный возраст является периодом активного формирования физических и психических качеств, в том числе периодом активного формирования познавательного интереса как залога успешного процесса обучения и развития в целом. Поэтому столь важно уделять особое внимание его развитию у детей.

Также, было установлено, что использование дидактических средств, а именно игры с экологическим содержанием является мощным рычагом в развитии познавательного интереса и активности, а также интеллектуальном развитии старшего дошкольника в целом, способствующем повышению уровня его умственной деятельности.

Целью констатирующего этапа эксперимента явилось выявление исходного уровня развития познавательного интереса и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, а также определение роли дидактических игр с экологической направленностью и характер их использования на занятиях.

Исследование уровня сформированности познавательного интереса дошкольников проводилось на базе ГУО «Ясли-сад №42» г. Гродно.

Испытуемые – воспитанники старшей группы детского сада: 8 мальчиков, 8 девочек.

Возраст испытуемых – 5-6 лет.

Условия проведения: в дневное время, в обычных условиях.

Гипотеза исследования: уровень сформированности познавательного интереса и познавательной активности у старших дошкольников находится на невысоком уровне. Повышению уровня будет способствовать включение в образовательный процесс дидактических игр.

Перед тем, как проводить диагностику дошкольников, для выяснения состояния проблемы познавательного интереса в практике дошкольного образования, было проведено анкетирование педагогов и родителей. Для анкетирования применялась анкета В.С. Юркевич «Познавательная потребность дошкольника» (модификация и адаптация Э.А. Барановой)

Цель: выявить наличие, силы и устойчивости познавательной потребности у дошкольников.

Материал. Стандартизированная анкета, включающая 7 вопросов, адресованных взрослым (родителям, воспитателям).

 

Вопросы Варианты ответов
1 Как часто ребенок подолгу (полчаса-час) занимается какой-нибудь умственной деятельностью А – постоянно Б – иногда В – очень редко
2 Что предпочитает ребенок, когда предлагают загадку? А – помучиться, но самому найти ответ Б – когда как В – получить готовый ответ от других
3 Просит ли почитать книги, дослушивает ли их до конца? А – постоянно, слушает до конца Б – иногда, не всегда слушает до конца В – редко
4 Насколько положительно эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственным напряжением А – очень положительно Б – когда как В – скорее равнодушно
5 Часто ли ребенок задает вопросы? А – часто Б – иногда В – редко
6 Дожидается ли ответа на поставленный вопрос? А – да Б – не всегда В – нет
7 Присутствуют ли в речи вопросы – цепочки (за одним вопросом следует другой, возможно, третий, относящийся к одной теме) А – да, бывают довольно часто Б – когда как В – не наблюдалось

Ход проведения. Испытуемым дается анкетный лист с вопросами и предлагается ответить на заданные вопросы, выбрав один из вариантов ответов.

Оценка результатов. Выбор ответа А – 5 баллов; выбор ответа Б – 3 балла; выбор ответа В – 1 балл.

Обработка данных. Интенсивность познавательной потребности определяется полученной суммой баллов: 27-35 баллов – познавательная потребность выражена сильно, 17-26 баллов – умеренно, менее 17 баллов – слабо.

Результаты анкетирования отражены в таблице 1.

 

№ п/п

Имя Ф. ребенка

Номер вопроса (воспитатели/родители)

Кол-во баллов

1 2 3 4 5 6 7
1 Марина А. 3/3 5/3 3/3 3/3 5/5 3/5 3/5 25/27
2 Влад В. 1/3 1/3 1/1 1/1 3/3 3/3 1/1 11/15
3 Кирилл Е. 3/3 3/3 3/3 3/1 5/3 3/3 3/3 23/19
4 Наташа З. 3/1 3/1 1/1 1/3 1/1 1/3 3/1 13/11
5 Алина К. 1/3 3/3 3/3 3/3 3/5 3/3 3/3 19/23
6 Данила К. 1/3 3/3 1/1 1/1 1/3 3/1 1/3 11/15
7 Федор М. 1/1 1/3 3/1 1/1 1/3 3/3 1/1 11/13
8 Яна Н. 3/3 3/3 3/5 3/3 5/5 3/3 3/3 23/25
9 Вероника Р. 1/1 1/1 1/3 1/1 1/1 1/3 3/1 9/11
10 Сергей Р. 3/3 5/3 3/5 3/3 5/5 5/5 3/5 27/29
11 Влад Т. 1/1 1/3 1/1 1/1 3/1 3/1 1/1 11/9
12 Максим У. 3/1 3/1 1/3 3/3 3/3 3/3 3/3 19/17
13 Вика Ф. 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 1/3 19/21
14 Диана Ф. 1/1 1/1 3/1 1/1 1/1 1/3 1/1 9/9
15 Наташа Ч. 3/3 3/5 5/3 3/3 5/5 5/5 3/3 27/27
16 Матвей Ю. 3/1 3/1 1/1 1/1 3/3 3/3 1/3 15/13

Таблица 1. Познавательная потребность дошкольников с точки зрения педагогов и родителей

Таким образом, у двоих (12,5%) дошкольников, по мнению педагогов и родителей, познавательная потребность выражена сильно; у шестерых (37,5%) отмечен умеренный уровень познавательной потребности; у восьмерых (50%) дошкольников – низкий уровень.

Большинство детей, по мнению педагогов и родителей, редко занимается какой-нибудь умственной деятельностью; не любят самостоятельно искать ответы на трудные вопросы и загадки; не очень любят читать или слушать книги; часто равнодушно относятся к занятиям, связанным с умственным напряжением; вопросы задают довольно часто, но ответа дожидаются не всегда; у них почти отсутствуют цепочки вопросов (за одним вопросом следует другой, возможно, третий, относящийся к одной теме).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.26 (0.008 с.)