Особенности функций и методов инновационной деятельности (анализ, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности функций и методов инновационной деятельности (анализ,



планирование, координация, управление мотивацией, контроль).

 

Под функцией менеджмента подразумевают определенные возможности управленческой деятельности, направленные на осуществление определенных воздействий на инновационный процесс.

К основным функциям инновационного менеджмента относятся:

 

- прогнозирование (предсказание);

- планирование;

- координация;

- организация;

- контроль.

 

1. Прогнозирование. Функция прогнозирования (от грец. prognosis — предсказание) в инновационном менеджменте направлена на разработку прогнозов научно-технического развития на длительную перспективу. Под прогнозом понимается научно обоснованная мысль о возможных изменениях технико-экономического, технологического, социального состояния объекта управления в целом и его отдельных частей.

 

-

  Координация.Координация — центральная функция менеджмента, направленная на организацию взаимодействия и согласованности всех элементов малых систем и подсистем большой иерархической системы предприятия. Процесс координации в больших и сложных системах имеет важнейшее значение и представляет большую трудность. Координация инновационной деятельности в условиях неопределенности, много вариантности подходов и неполноты исходной информации характеризуется особой сложностью и спецификой.

 

Процесс координации характеризуется различными критериями оптимальности, что необходимо учитывать в предшествующих процессах анализа, планирования и прогнозирования деятельности. Это многошаговый, многоэтапный процесс. Поэтому координация может проводиться для систем одного уровня иерархии, расположенных по горизонтали (например, координация работы подразделений), а также по вертикали, используя метод восхождения от простого к сложному. Для координации не менее важен характер распределения параметров в системе и тип зависимости переменных.

 

 

Заключительный этап координации посвящен выполнению главных целей организации, таких, как активное освоение рынка, максимизация прибыли, интенсивный рост организации и пр. Это достигается координацией сложных функциональных подсистем организации, оптимизацией функций управления, установлением оптимального соотношения между процессами централизации и децентрализации, между формальными и неформальными организациями, между административными и социально-психологическими методами управления и т.д.

 

 Организация. Сущность этой функции в инновационном менеджменте заключается в обеспечении выполнения плановых заданий и объединения людей, которые совместно реализуют инновационные планы, программы, проекты, на базе соответствующих правил и процедур. К последним принадлежит создание органов управления, соответствующей организационной структуры управления, установления взаимосвязей между подразделами, распределение информации между подсистемами менеджмента.

 

Функция организации обеспечивает рациональное сочетание в пространстве и времени всех элементов инновационного процесса, который делает возможным самое эффективное выполнение плановых заданий и определяет условия, в которых они будут выполняться. Современной теории и практике инновационного менеджмента присущи достаточно большое разнообразие форм и видов организации инноваций.

 

Во время организации инновационной деятельности, как правило, сначала формируется научно-производственная структура фирмы, а затем как производная от нее строится структура управления инновациями. Организация инновационных процессов может иметь формальный и неформальный характер. Формальная организация инноваций базируется на методически обоснованных расчетах и закрепляется в нормативных актах, положениях, которые регламентируют права и ответственность каждого из участников инновационного процесса.

 Стимулирование. Функция стимулирования в инновационном менеджменте заключается в побуждении работников к заинтересованности в результатах своего труда при создания и реализации инноваций.

 

Стимулирование предусматривает создание системы моральных и материальных поощрений для сотрудников организации в повышении профессионального уровня, продвижении по службе, улучшении психологического климата, который дает возможность повысить производительность как индивидуального, так и коллективного, труда, обеспечить конкурентоспособность и процветание организации в долгосрочной перспективе.

Контроль. Функция контроля — одна из важных функций инновационного менеджмента. Она заключается в проверке организации инновационного процесса, плана выполнения создания новинок, реализации инноваций. Методы контроля широко варьируют в зависимости от типа производства и продукции, которая выпускается. Задачами инновационного контроля являются:

 

- сбор и систематизация информации о состоянии инновационной деятельности и ее результатах;

 

- оценка полученных результатов деятельности;

 

- анализ причин отклонения и факторов, которые влияют на результат деятельности;

 

- подготовка и реализация решений, которые направлены на достижение намеченных целей развития и преодоления отклонений.

 

Оперативный контроль нацелен на текущий учет, анализ и оценку показателей работы подразделений, экономической и коммерческой эффективности новшества, изучение факторов и показателей производительности труда, анализ динамики затрат, регламентов технологических процессов и т.д.

Планирование как функция инновационного менеджмента заключается в обосновании основных направлений и пропорций инновационной деятельности в соответствии с принятыми прогнозами и целями развития, возможностей ресурсного обеспечения, инновационного потенциала организации, спроса рынка. Функция планирования охватывает весь комплекс мероприятий как из разработанных плановых заданий в инновационном процессе, так и из внедрения их в практику.

 

Значение функции планирования заключается в том, что в процессе плановых расчетов обеспечивается детализация целей инновационной деятельности, доведения их, к отдельным структурным подразделениям и исполнителям, определению состава необходимых ресурсов, согласования очередности и сроков реализации проектов, программ и отдельных работ, установленных на определенный период. Необходимость функции планирования и усиления ее роли в обеспечении конкурентоспособности организаций в современных условиях связанны с расширением масштабов и осложнением инновационных проектов, расширением кооперации в инновационной сфере

 

Процесс планирования базируется на анализе и оценке:

 

- факторов внешней и внутренней среды;

 

- инновационного потенциала организации, производственных возможностей;

 

- НИОКР новых технологий, новых образцов продукции;

 

- финансового состояния и финансовых возможностей.

 

В рамках целостной системы инновационного менеджмента функция планирования выполняет такие основные задачи:

 

- структуризацию целей инновационной деятельности и доведения их к исполнителям;

 

- формирование программы мероприятий, научных, технических и производственных заданий, решение которых обеспечит достижение намеченных целей;

 

- взаимосвязь во времени и пространстве намеченных целей, мероприятий и исполнителей;

 

- оценку материальных, финансовых, научно-технических ресурсов, необходимых для реализации принятых инновационных программ и проектов;

 

- регулярность процесса выполнения видов работ согласно инновационным программам.

 

Разнообразие заданий планирования в инновационном менеджменте определяет необходимость выработки планов по таким направлениям:

 

- проведение научно-исследовательских работ, лабораторных исследований;

 

- изготовление образцов новой продукции, видов новой техники;

 

- организация и проведение опытно-конструкторских работ;

 

- подбор необходимого сырья, материалов, для изготовления образцов новой продукции;

 

- разработка технологических процессов для изготовления новой продукции;

 

- проектирование, изготовление, испытание и освоение новых орудий труда: машин, механизмов, приборов, оснащения, и пр.;

 

- технологическая подготовка производства и внедрение новой техники и технологии;

 

- разработка новых организационных процессов, новых организационных структур;

 

- подготовка, учеба, переквалификация и использование персонала, в инновационной деятельности;

 

- организация маркетинговых исследований рынка для внедрения инноваций;

 

- формирование каналов сбыта, позиционирования новинок, на рынке.

Педагогика: инновационная деятельность

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.014 с.)