Креативность как важнейшая характеристика инновационной деятельности педагога. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Креативность как важнейшая характеристика инновационной деятельности педагога.



Креативность — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем

 

В последнее время педагоги живо обсуждают рекомендации по развитию у обучащихся личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных умений, критерии и уровни оценивания сформированности универсальных действий, задания для выявления особенностей мышления, внимания, учебной мотивации, самоконтроля, общения. Понятно, что это важная и нужная работа. Вместе с тем, нужно заметить, что от творчества и уровня креативности каждого конкретного педагога зависит реальный результат той новой работы, которая сегодня разворачивается в сфере образования.

 

В условиях развития современного общества все большую значимость приобретают способности личности занимать активную позицию и быть автором (творцом) своей собственной жизни.

 

 Креативность как чувствительность ко всему новому, спонтанному, непредсказуемому, как способность к восприятию многосторонности явлений, к поиску множественных вариантов решения задач является важной составляющей содержания образования.

 Креативность педагога проявляется как способность отходить от шаблонного поведения и выстраивать образовательный процесс с учетом живых динамических связей между участниками образовательного процесса.

Креативность включает в себя:

- коммуникативные умения;

-умение строить и решать проблемы;

-умение работать с информацией и медиасредствами;

-межличностное взаимодействие и сотрудничество.

Социально-экономические преобразования общества в целом, рыночный и конкурентный характер отношений образовательных учреждений, усиление гуманитаризации системы образования актуализируют инновационную деятельность педагогов, способствующую эффективному разрешению возникающих проблем. Именно инновационная деятельность ориентирует педагога на будущее, на новейшие достижения науки, а инновационно работающие образовательные учреждения приобретают конкурентные преимущества и тем самым опережают в своем развитии другие структурные элементы системы образования.

 

Креативный компонент включает в себя наличие у педагога отношения к инновационной деятельности не как к соединению готовых форм, найденных в практике, а как к преобразованию, изменению (развитию в новых сложных синтезах сообразно собственной индивидуальности и особенностям ученического коллектива), а также наличие научной рефлексии. Он также предполагает наличие знаний и представлений об особенностях и условиях поиска новых путей и способов осуществления профессиональной деятельности, готовность к восприятию нового и потребность в создании нового.

      Подводя итог рассмотрению взаимосвязи креативности, творчества и инновационной деятельности, следует подчеркнуть, что творчество представляет собой процесс создания новых материальных и духовных ценностей, тогда как креативность является внутренним потенциалом личности, определяющим ее готовность и способность к обозначенному процессу. При этом невозможно однозначно определить значение и эффект результатов творческого процесса. В инновационной деятельности, сущностью которой становится создание и освоение педагогических новшеств, важной характеристикой нововведений является их положительное влияние на учебно-воспитательный процесс и систему образования в целом. Таким образом, можно сделать вывод, что творческая деятельность педагога не обязательно является инновационной, в то время как инновационная деятельность всегда предполагает творчество, а значит ее важной характеристикой становится креативность.

 

28.Вариативные формы дошкольного образования: группа кратковременного пребывания детей; центр игровой поддержки развития ребенка; семейный детский сад и др.

Вариативные формы дошкольного образования, как правило, создаются на базе образовательных учреждений с целью увеличения охвата детей услугами дошкольного образования и предусматривают разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.

К вариативным формам дошкольного образования для детей с 2 месяцев до 7 лет относятся:

- группа кратковременного пребывания;

- центр игровой поддержки ребенка;

-консультативный пункт;

-служба ранней помощи;

-лекотека;

-семейный детский сад (группа);

- «гувернерство» и др.

1. Группа кратковременного пребывания (ГКП) — вариативная форма организации дошкольного образования в режиме неполного дня (до 5 часов). ГКП создается для детей раннего и дошкольного возраста с целью обеспечения их всестороннего развития и формирования у них основ школьного обучения, оказание консультативно-методической поддержки их родителям в организации воспитания и обучения ребенка, его социальной адаптации и формировании предпосылок учебной деятельности.

2. Центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР) является организационной формой предоставления дошкольного образования, психолого-педагогической помощи детям в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в режиме кратковременного пребывания детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях на основе современных методов организации игровой деятельности.

3. Консультативные пункты создаются для родителей (законных представителей) и детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих ДОУ. Основная цель их деятельности состоит в обеспечении единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого - педагогической помощи родителям (законным представителям) в поддержке всестороннего развития личности ребёнка.

4. Служба сопровождения семьи ребёнка раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Основной целью организации модели сопровождения является создание оптимальных условий психического и социального развития ребенка раннего возраста, стимуляция его потенциальных возможностей в процессе специально организованного взаимодействия ребенка с родителями и окружающим миром.

5. Лекотека создается с целью обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей от 2-х месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности ребенка и оказания психолого-педагогической помощи родителям.

6. Педагогическая деятельность по типу «гувернерства». «Гувернерская служба» создается в образовательном учреждении с целью удовлетворения потребностей семьи в воспитании детей на дому; расширение сферы платных дополнительных образовательных услуг, привлечение в МБДОУ дополнительных источников финансирования.

 

21. Оценка эффективности инновационной деятельности.Критерии и процедуры анализа и оценки инновационной деятельности образовательной организации.

 

Эффективность инноваций непосредственно определяется их способностью сберегать соответствующее количество труда, времени, ресурсов и денег в расчете на единицу всех необходимых и предполагаемых полезных эффектов создаваемых продуктов, технических систем, структур.

Размер эффекта отреализации инноваций непосредственно проявляется в следующих значениях:

а)продуктовое (улучшение качества и рост товарного ассортимента);

б)технологическое (рост производительности труда и улучшение его условий);

в)функциональное (рост эффективности управления)

г)социальное (улучшение качества жизни за счет использования инноваций).

Цель анализа эффективности деятельности инновационных организаций - рассмотрение механизма ее деятельности и определение эффективности вложенных в нее инвесторами финансовых ресурсов.

Для оценки результатов инновационной деятельности организации является определение ожидаемых сфер приложения и использования инноваций и формирования комплексной характеристики результатов, которых достигают с новыми подходами к удовлетворению существующих или созданных потребностей потребителей.

К методам анализа относят такие, как метод сравнения, балансовый метод, индексный, факторный и др.

Критерии оценки рассматриваются как условие эффективности управления развитием образовательных учреждений. Инновации выступают в педагогической деятельности как способ решения проблем возникающих в нестандартных (нетрадиционных) ситуациях практики функционирования и развития образовательных процессов.

Критерии оценки инновационных процессов призваны помочь перевести инновационные изменения из организационного уровня в содержательный, т.е. придать инновационным процессам новые качества, изменить их сущностный характер.

Такими критериями являются:

•   актуальность (соответствие инновации социокультурной ситуации развития общества);

•   новизна (степень оригинальности инновационных; подходов, своеобразное сочетание, комбинирование известного, представляющих в совокупности новизну);

•   образовательная значимость (степень влияния инновации на развитие, воспитание и образование личности);

•   общественная значимость (воздействие инновации на развитие системы образования в целом);

•   полезность (практическая значимость инновационных процессов);

•   реализуемость (реалистичность инновации и управляемость инновационных процессов).

17. Государственно-частное партнерство в системе образования.

Современная рыночная система определяет взаимодействие субъектов рынка с представителями всех видов предпринимательства: от мелкого до крупного. Рыночные преобразования необходимы и в сфере образования. Реформа системы образования диктуется требованием времени, глобализацией экономики, внедрением информационных технологий и должна осуществляться, прежде всего, через партнерство государства и бизнеса. Для осуществления кооперации и сотрудничества возможно применение механизма государственно-частного партнерства.

Правительство Российской Федерации в Программе экономического развития на период до 2020 года определяет государственно-частное партнерство основной системой развития как экономики в целом, так и образования всех уровней в частности [1]. Поэтому разработка методики его внедрения в сферу образования – важное условие достижения целей экономического развития Российской Федерации. На сегодняшний день можно считать, что выполняется политика государства по повышению заинтересованности учреждений образования в качественном выполнении своих функций, а также созданию благоприятных условий для их самостоятельной работы.

Государственно-частное партнерство в сфере образования можно рассматривать как институт модернизации образования. Главные задачи обозначены новым федеральным законом, ФЗ-273 «Об образовании», вступившим в действие с 01.09.2013 года [2]. В нем определено создание правовых условий для обновления и развития системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики.

Следовательно, государственно-частное партнерство можно рассматривать как инструмент для решения таких задач современного образования, как получение образования детьми с различными образовательными потребностями; объединение и привлечение средств для улучшения качества обучающих программ; обеспечение условий для психофизиологической безопасности учащихся.

Объективно можно выделить ряд преимуществ государственно-частного партнерства.

Во-первых, возможность ускорения социально-экономического развития. Чаще всего элементами государственно-частных партнерств выступают социально весомые институты и инфраструктура, уменьшение временного интервала между выявлением необходимости создания нового объекта и реальным его воплощением становится реальным и значимым. В связи с этим государственно-частное партнерство может стать самым рациональным решением, позволяющим реализовать перспективные проекты «сегодня и сейчас» через привлечение частного капитала, как схемы финансового сотрудничества. Это дает дополнительное преимущество государственно-частному партнерству в виде сокращения воздействия на местный или региональный бюджеты через их более рациональное освоение.

Во-вторых, уменьшение расходования средств из государственного бюджета. Государственно-частное партнерство дает возможность привлечения капитала частных лиц к объектам социальной инфраструктуры, что дает возможность рационализации государственных инвестиций за счет грамотного распределения во времени финансового потока, который рассчитан на конкретный период действия соглашения.

В-третьих, реформирование государственного сектора. Внедрение государственно-частного партнерства даст возможность переориентирования на предоставление качественных услуг населению, что позволит решить многие региональные проблемы, реализовать программы развития муниципалитетов. Возможно вливание инновационных технологий и современных методов управления в государственные компании.

В-четвертых, увеличение реализованных проектов с высоким уровнем эффективности. Это возможно благодаря более качественному отбору предлагаемых проектов с учетом нужд населения и привлечения управленческого опыта частного партнера.

В-пятых, минимизация рисков и получение синергического эффекта. Синергический эффект взаимодействия государственных органов и частного сектора дает возможность переноса рисков проекта на каждого партнера, исходя из их возможности управления ими. То есть происходит перераспределение ответственности в рамках проекта на частного партнера в рамках всего цикла проекта.

В-шестых, повышение качества услуг. Государственно-частное партнерство через введение инновационных технологий и методов управления создает более высокие управленческие стандарты, что существенно влияет на качество оказываемых услуг населению.

В-седьмых, ослабление коррупционных действий и незаконной практики на всех этапах реализации проекта. Государственно-частное партнерство в рамках своей деятельности юридически закрепляет распределение прав и обязанностей сторон, что обеспечивает выполнение проектов в соответствии со сметой и графиком, исключая непрозрачность конкурсных процедур и антикоррупционных действий среди чиновников.

Для правильного применения инструмента, такого как ГЧП, важно понять механизм, то есть совокупность всех форм и моделей реализации в практике. В процессе эволюции и развития государственно-частного партнерства сложилось много схем по взаимодействию бизнеса и государства.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.215.75 (0.033 с.)