Тема 4. Педагогические идеи и деятельность С. Т. Шацкого. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Педагогические идеи и деятельность С. Т. Шацкого.



Конспект 4.1.

Шацкий Станислав Теофилович (1 (13) июня 1878 – 30 октября 1934) – русский и советский педагог-экспериментатор.

Родился в 1878 году в селе Воронино (Смоленская область) в дворянской семье. Обучение проходил в 6-ой Московской гимназии в Москве. Затем, в 1893 году продолжает обучение в Московском университете (сначала на механико-математическом факультете, затем на медицинском факультете).

Не закончив университет, переводится в Петровскую (Тимирязевскую) сельскохозяйственную академию с целью получения знаний по специальности «агроном» и последующего осуществления педагогической деятельности в соответствии с идеями Л.Н. Толстого, направленными на трудовое воспитание детей. В 1905 году, не закончив Академию, покидает её.

На протяжении 1899-1901-хх гг. проходил обучение в Московской консерватории по классу вокала, занятия проходили достаточно успешно, но С.Т. Шацкий, не закончив консерватории, начал заниматься разработкой проблем педагогики.

Попытка создать частную школу не увенчалась успехом, поэтому с 1905 г. С.Т. Шацкий участвует в создании детских клубов. В 1906 г. Участвовал в работе общества «Сетлемент», но спустя два года общество было закрыто, а Шацкий арестован.

В 1910 году принял руководство обществом «Детский труд и отдых». В 1911 году была организована детская колония «Бодрая жизнь». В 1919 году принимает руководство первой опытной станции по народному образованию, где руководит до 1932 года.

На протяжении двух лет – с 1932 по 1934 года являлся руководителем Центральной экспериментальной лаборатории, одновременно являясь директором Московской консерватории. Умер в 1934 году. Вклад в науку До 1917 года внёс значительный вклад в организацию детских клубов и детских садов.

Дети, проживающие в Бутырской слободе и Марьиной роще, посещали созданный С.Т. Шацким и А.У. Зеленко внешкольное учреждение, носящее название «Дневной приют для приходящих детей», на базе которого осуществляли работу мастерские – слесарная, швейная, столярная, чуть позже при приюте было организовано общество «Сетлемент», осуществляющее просветительскую работу.

 Структурными компонентами общества являлись: детские клубы, детский сад, начальная школа, ремесленные курсы. Обучение детей строилось на базе получения ими практических знаний и навыков, которые могут быть значимы для них в будущей жизни. Помимо этого, осуществлялся воспитательный процесс – формировались важные личностные качества – товарищество, солидарность, коллективизм. Впервые педагогами было организовано детское самоуправление.

После закрытия общества в 1908 году по причине увиденного правительством распространения социалистических идей среди детей, С.Т. Шацкий принял участие в создании общества «Детский труд и отдых», таким образом детский сад, клуб и начальная школа продолжили свою работу.

 В 1911 году открылась детская летняя трудовая колония «Бодрая жизнь», в которой жили дети общества «Детский труд и отдых». Организация физического труда являлась основой работы колонии – дети участвовали в приготовлении пищи, самообслуживании, благоустройстве, выполняли работу в условиях огорода, сада, поля, скотного двора. В свободное от физического труда время проводились игры, чтение книг, беседы, ставились спектакли-импровизации, организовывались музыкальные занятия.

Кроме трудового и физического воспитания, работа в колонии решала образовательные задачи – дети получали достаточно полные знания о природе, сельскохозяйственных производствах, у детей формировались трудовые навыки. Кроме педагогической работы, С.Т. Шацкий разрабатывал проблемы дидактики – им подробно изложены вопросы, направленные на уточнение содержания образования в школах, а также организационные аспекты урока как основной формы учебной работы. Принял участие в разработке методов педагогического исследования - подробно изложены особенности использования педагогического эксперимента, наблюдения, опроса.

Основные труды Основными трудами С.Т. Шацкого являются: Бодрая жизнь (1915 г.) – в книге представлено описание воспитательно-образовательного процесса в летней колонии; Этапы новой школы (1923 г.) – в книге содержатся статьи и доклады, посвящённые школьной дидактике; Педагогические сочинения (в 4-х т.) – включены статьи и результаты исследований по дошкольному и школьному образованию и воспитанию детей.

Конспект 4.2. Шацкий С. Т. Бодрая жизнь

 Организация колонии.

Было несколько важных дел, которые задели всех. Большое оживление вносит А. Лапин, который однажды защищался против всей колонии, недовольной им за большое опоздание с самоваром. Вышла у него с Гавриловым странная история: самовары не были продуты, а Лапин ушел на станцию.

Самовары без него и не хотели наставляться, а Гаврилова не слушались. Собрание хотело было оставить Лапина еще на один день, а тот говорит, что это до такой степени несправедливо, что он лучше уедет в Москву. Тогда решили выразить ему порицание.

После как-то Лапин обещался написать в газету, как мальчики ругаются при девочках и как девочки ничего против этого не имеют. Поднялся большой шум. Девочки утверждали, что ничего подобного не было, что Лапин это сам выдумал. Плакала Нина, защитница всех обвиняемых. Темная все-таки история.

Статью Лапин написал, но редактор предложил, ввиду резкости ее, собранию внести на обсуждение. Решено было статьи не помещать. Сотрудники указывали, что дело искоренения сквернословия зависит главным образом от девочек. Если они примутся, то зло можно вывести очень скоро, как это было в прежние годы.

Режим.

С точки зрения присутствия смутной, быть может, мысли о том, какой должна быть наша колония, и можно разобраться в кажущихся противоречиях, которые выдвигаются ответами детей на некоторые вопросы.

"Порядки хороши, и их менять не надо" - таково единодушное признание, за исключением некоторых мелочей: "не хватает коровы и другого скота", "не хватает хлебопечения".

Но как же можно считать "порядки" хорошими, если, за некоторыми исключениями, все признают, что "работы идут плохо": и потому, что "лень бывает", и потому, что "за работами разговаривают", "колонисты не понимают своей пользы", "встают поздно", "отлынивают". Бывает и так, "что некоторые чего-нибудь счудят, а другие на это смотрят и стоят, а работа затягивается".

Есть причины и более глубокие, более основательные: "работы идут плохо, потому что все берутся за них недружно", "идут между мальчиками ссоры"; когда же "все дружны и не ленятся, то работы идут хорошо и поспешно". Положим, есть указания и на непривычку, что, в сущности, и служило важной причиной "лени". "Как только приехали в колонию, работы шли плохо, но напоследок они пошли хорошо". В общем, в работах "дело шло бы гораздо лучше, если бы они были дружней".

Что значит, далее, мнение колонистов о хороших "порядках", если есть такое признание: "жизнь в колонии была бы хороша и интересна, если бы колонисты жили дружно, не было бы ссор между ними"; "мы очень много ссоримся и не знаем, почему", - замечает одна девочка. На ссоры или отсутствие дружбы указывают почти все. Указания - настойчивы, и видно, что эта сторона жизни колонии очень тяготит детей: "хорошо, если бы не было ссор".

 

Самообслуживающий труд.

Большим затруднением для работ была вода, которая наполняла наш водоем. Ее надо было отвести; можно было бы откачивать насосом, но наш насос не мог работать грязной водой; рыть же канаву на глубину целой сажени было слишком трудно.

Наши механики придумали устроить из лежащих пока без употребления водопроводных труб сифон. Один конец его находился в небольшой яме, на дне бассейна, куда стекала вода из ключа, а другой был опущен в ручей, уровень которого был на сажень ниже. Оставалось только выкачать воздух и пустить по сифону струю воды.

Пробовали тянуть воду ртом, но ничего не вышло, разумеется, а поэтому вверху трубы приделали тройник с привертывающейся пробкой. Нижнее отверстие сифона затыкали тряпкой, а к верхнему привернули клапан. Через пробку наливали воду из лейки; когда таким образом вся труба оказывалась полна водой, быстро завертывали пробку и замазывали ее глиной, а внизу вытаскивали тряпку: вода бежала сама.

После придумали новое усовершенствование: вместо тряпки приделали кран; таким образом можно было регулировать количество вытекающей воды. В конце концов добились того, что вода на дне бассейна стояла почти на одном уровне, и работать было удобно.

Бассейн решили сделать "с запасом" на 2000 ведер, поэтому пришлось его еще расширить и после приступить к кирпичной кладке. Работа шла медленно и не очень регулярно, так как то тот, то другой "каменщик" отрывался для других работ. К тому же это было первой нашей работой, на которой все учились. Песок для цемента навезен был еще раньше, но его не хватило, и поэтому решили пустить в дело горный нечистый песок, который промыли в ручье нами же придуманной "машиной".

Ручей запрудили, сколотили широкий и длинный ящик глубиной вершков в шесть. Ящик поставлен был ниже плотники; вода из ручья текла быстро по длинному деревянному желобу; песок сыпали у верхнего края, вода подхватывала его, перетирала, и глина отмучивалась довольно хорошо в широком ящике, где тяжелый чистый песок падал на дно, а глина с водой стекала через стенки ящика.

 

 Общественные и хозяйственные работы.

Неизвестно, насколько интересуются колонисты огородом, но во всяком случае для тех, кто еще не видал его, можно сообщить, что он сильно поправился.

 "Исполинский" горох заслуживает особого внимания, так как поднялся больше сажени в вышину: лопатки, наверно, достигнут длины 4 - 5 вершков. Редиска сходит. Мы советуем обобрать ее дочиста колонистам на ужин, а пустые гряды теперь же перекопать с песком и известью. Огурцы цветут замечательно. Появилась масса мелких огурчиков.

Есть и вполне готовые огурцы. Надо бы обрывать цветки без завязи, а то растениям приходится тратить на них слишком много силы. На некоторых огурцах эти цветы усыпали собой стебель так густо, что почти скрыли его под собой. Интересно и то, что даже самые плохонькие растения, которые едва-едва показались над землей и выпустили 2 - 3 листочка, тоже цветут и, не унывая, готовятся подарить нам один-два огурчика.

Томаты все обрезаны и подвязаны. У них есть способность выпускать все новые и новые ветки, на которых образуются цветочки, и если не принять мер, то весь куст покроется массой сочных веток и листьев, а из цветков выйдет много маленьких плодов, которые так и не разовьются. Поэтому стараются оставить только главные ветки, а остальные обрезают. Тогда получится плодов хотя не так много, но больших, которые могут при хорошей погоде вполне созреть.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.110 (0.014 с.)