Тема 1. Педагогические идеи и деятельность Я. А. Коменского. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Педагогические идеи и деятельность Я. А. Коменского.



КОНСПЕКТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Педагогика»

                                  

                                                     

 

 

Выполнил:

студент группы ПФЗ- 20219                                                   Р.Р. Галина

Направление 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»

Направленность «Психология и педагогика дошкольного образования»

 

Проверил:

канд. пед. наук, доцент                                                    Е.М.Захарова

 

Курган 2020

  

Тема 1. Педагогические идеи и деятельность Я.А. Коменского.

Конспект 1.1.

 

Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 г. в небольшом городке Нивнице, что в Чехии. Его родители были верующими людьми и принадлежали к протестантской общине Богемских братьев. Кроме него, в семье Каменских было еще четверо детей.

В 1604 г., предположительно от чумы, умерли его родители и две старшие сестры. В 16-летнем возрасте Ян поступил в латинскую школу в Пршерове, в которой проучился 2 года.

После этого Коменский продолжил учебу в Реформаторской академии Херборна. Когда ему исполнилось 19 лет, он крестился и стал священником Богемских братьев.

Окончив обучение в 1614 г., Ян вернулся домой и начал работать учителем в школе. Через 2 года он был уже пастором. Тогда же Каменский написал книгу «Грамматика латыни».

В это время началась Тридцатилетняя война (1618-1648), в которую были втянуты многие европейские страны. Она серьезно отразилась на жизни и взглядах Каменского, поскольку военный конфликт произошел вследствие столкновения протестантов и католиков Германской империи.

Стоит заметить, что это противостояние, длившееся около 30 лет, стало последним крупным религиозным конфликтом в истории.

В это время Ян Коменский написал множество статей, направленных на возвращение его народу законных территорий и веры. Вскоре он начал подвергаться гонениям, как, впрочем, и его братья по вере.

В результате, реформатор оказался в польском Лешно, где он находился в относительной безопасности.

Несмотря на беспрерывные войны и религиозное преследование, Коменский продолжал заниматься писательской деятельностью. Одним из самых известных его произведений является «Великая дидактика», в которой он собрал большинство своих работ.

Серьезное внимание Коменский уделял реформированию знаний. Он постоянно стремился усовершенствовать педагогические методы.

В связи с этим он опубликовал книгу «Материнская школа», в которой подробно описал свое видение на воспитание ребенка в первые 6 лет его жизни.

В начале 1630-х годов, популярность Яна Коменского стала набирать обороты. Его книги переводились на разные языки и вызывали большой интерес в обществе.

Например, учебник «Открытая дверь к языкам» (1631), позволял быстрее и легче изучать латынь.

В этой книге, в отличие аналогов, вместо традиционных склонений, спряжений и правил, давалось описание реальной действительности.

В скором времени Ян Коменский написал очередную книгу «Христианское всезнание». Она была переведена на английский язык и опубликована под названием «Реформа школ».

Его видение воспитания и образования детей было совершенно новым, вследствие чего оно активно обсуждалось в обществе.

Яна стали приглашать в Великобританию и Францию, где у него было много сторонников. Кардинал Ришелье даже предлагал ему продолжить работать в Париже, обещая создать для него все необходимые условия. Но Коменский отказался.

Вскоре, ему удалось встретиться с Рене Декартом (см. интересные факты о Декарте), имя которого было известно всей Европе.

Пансофия Яна Коменского

Обосновавшись в Швеции, Ян Коменский вновь столкнулся с трудностями. Руководство Оксеншерна настаивало на том, чтобы педагог писал интересные книги для обучения школьников.

Однако на тот момент времени Каменский работал над пансофией (обучение всех всему). Тем более что эта идея набирала популярность среди европейских ученых.

В результате, в 1651 г. ему удалось закончить написание сочинения под названием «Пансофическая школа». В нем было изложено устройство пансофической школы, принципы ее работы, учебный план и общий распорядок дня.

По сути, этот труд представлял собой образец для всеобщего получения универсальных знаний.

В 1650 г. князь Сигизмунд Ракоци из Трансильвании, пригласил Яна Коменского обсудить школьные реформы, которые планировалось провести в скором будущем.

Кроме этого, Сигизмунд хотел более подробно рассмотреть пансофию Коменского. Педагог согласился помочь князю, и вскоре принялся за работу.

В одной из школ он осуществил множество преобразований, однако в прошествии нескольких лет никаких серьезных результатов не последовало.

Несмотря на отсутствие заметных успехов, Коменский смог в это время написать произведение «Чувственный мир в картинках», которое стало настоящим прорывом в педагогике.

В нем для изучения языков Ян Коменский начал использовать картинки, чего ранее никто не предпринимал. Вскоре он скажет, что «слова должны сопровождаться вещами, и не могут изучаться отдельно от них».

Интересен факт, что современные методики по изучению иностранных языков также включают в себя цветные иллюстрации. Кроме этого, картинки или образы используются в большинстве мнемонических техник.

После того, как Ян Коменский возвратился из Трансильвании в Лешно, между Швецией и Польшей началась война.

Вследствие этого были утеряны все рукописи Коменского, а ему самому пришлось вновь переезжать в другую страну.

Следующим и последним местом жительства Коменского стал Амстердам. За время проживания в этом городе он завершил объемный труд «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», состоящий из 7 частей.

Ян писал его на протяжении 20 лет, и таким образом смог подвести итоги всей своей деятельности. И хотя фрагменты произведения были опубликованы еще в конце 17 века, оно считалась утерянным.

В 30-е годы 20 века были найдены остальные 5 частей книги. В полном объеме данный труд опубликовали на латинском языке лишь в 1966 г.

Ян Амос Коменский умер в ноябре 1670 г. в возрасте 78 лет. Его похоронили в Наардене, неподалеку от Амстердама.

Конспект 1.2.

Деятельность учителя.

 Учитель в качестве старшего наблюдателя будет только обращать внимание то на того, то на другого для проверки добросовестности преимущественно тех, кому он не доверяет. Например, то, что предложено выучить, пусть отвечает один и другой, и третий, скольких бы учитель ни вызывал еще одного за другим, как из числа последних, так и из числа первых учеников, в то время как весь класс будет слушать.

В таком случае все всегда по необходимости будут готовы отвечать, так как каждый будет опасаться, что спросят именно его. Когда учитель заметит, что известный ученик начал отвечать свободно, то, убедившись в том, что он хорошо знает остальное, пусть предложит продолжить другому. Если и этот будет отвечать быстро, пусть учитель предложит далее третий период или параграф отвечать новому ученику. Таким образом, спрашивая немногих, он будет спокоен за всех.

Роль книг в обучении.

Не следует допускать книг, не имеющих отношения к делу.

Всякий знает, что при множестве предметов мысль рассеивается. Поэтому получится заметное сбережение сил в том случае, во-первых, если ученикам будут предоставлять только книги, предназначенные для занятий в данном классе, так чтобы постоянно было упражнение в том, что провозглашалось у древних при совершении жертвоприношений: "Это совершай". Ведь чем меньше посторонние книги будут отвлекать внимание, тем более будут занимать ум предназначенные.

Предназначенные для этого книги должны быть в большом количестве.

Если школьные пособия такого рода, как доски, прописи, начальные пособия, словари, руководства по разным наукам и искусствам, заранее будут готовы. Ведь сколько, к сожалению, пропадает времени, пока, наконец, учителя (как это бывает) приготовят ученикам алфавитные таблицы, дадут образцы каллиграфии, продиктуют правила, тексты или переводы текста.

Следовательно, будет выгодным, чтобы все книги, которые нужны по всем классам, имелись отпечатанными в большом числе, а те, которые требуют перевода на родной язык, должны быть представлены в переводе. Пять специальных правил обучения.

Пять специальных правил:

I. Слова в соединении с вещами и наоборот.

II. Чтение и письмо вместе.

III. Упражнения в стиле должны одновременно развивать и ум и язык.

IV. Обучение других следует соединять с собственным учением.

V. Серьезное вместе с развлечением.

 

Конспект 2.1.

 

Иоганн Песталоцци появился на свет 12 января 1746 г. в швейцарском городе Цюрих. Он рос в простой семье со скромным достатком. Его отец был врачом, а мать занималась воспитанием троих детей, среди которых Иоганн был вторым.

Первая трагедия в биографии Песталоцци произошла в 5-летнем возрасте, когда скончался его отец. На тот момент главе семейства было всего 33 года. В результате воспитание и материальное обеспечение детей легло на плечи матери.

Иоганн учился в школе, где мальчики помимо традиционных предметов изучали Библию и другие священные тексты. Он получал довольно посредственные оценки по всем предметам. Особенно трудно мальчику давалась орфография.

Затем Песталоцци обучался в латинской школе, после чего стал студентом Каролинского коллегиума. Здесь учеников готовили к духовной карьере, а также давали образование для работы в государственной сфере. Изначально ему хотелось связать свою жизнь с богословием, но вскоре он пересмотрел свои взгляды.

В 1765 г. Иоганн Песталоцци бросил учебу и примкнул к буржуазно-демократическому движению, которое пользовалось популярностью среди местной интеллигенции.

Испытывая материальные трудности парень решил заняться сельским хозяйством, однако достичь каких-либо успехов в этой деятельности так и не смог. Именно тогда он впервые обратил внимание на крестьянских детей, предоставленных самим себе.

После серьезных размышлений Песталоцци за личные средства организовал «Учреждение для бедных», которое представляло собой трудовую школу для детей из бедных семей. В итоге была собрана группа из примерно 50 учеников, которых начинающий педагог начал воспитывать по своей системе.

Летом Иоганн обучал ребят полевым работам, а зимой разным ремеслам, которые в будущем помогли бы им получить профессию. Одновременно с этим он преподавал детям школьные дисциплины, а также рассуждал с ними о природе и жизни людей.

В 1780 г. Песталоцци пришлось закрыть школу, поскольку она не окупала себя, а использовать детский труд для погашения займа он хотел. Находясь в стесненных финансовых обстоятельствах он решил заняться писательской деятельностью.

В период биографии 1780-1798 гг. Иоганн Песталоцци опубликовал много книг, в которых пропагандировал собственные идеи, включая «Досуги отшельника» и «Лингард и Гертруда, книга для народа». Он утверждал, что множество человеческих бедствий можно побороть только путем поднятия уровня образования народа.

Позже швейцарские власти обратили внимание на труды педагога, предоставив ему полуразрушенный храм для обучения беспризорников. И хотя Песталоцци был счастлив от того, что теперь он мог заняться любимым делом, ему все же пришлось столкнуться со многими трудностями.

Здание было не пригодно для полноценного обучения, а ученики, число которых возросло до 80 человек, прибывали в приют в крайне запущенном физическом и моральном состоянии.

Иоганну приходилось самостоятельно воспитывать и заботиться о детях, которые были далеко не самыми послушными.

Тем не менее, благодаря терпению, сострадательности и мягкому характеру Песталоцци удалось сплотить своих воспитанников в одну большую семью, в которой он выполнял роль отца. Вскоре старшие дети начали заботиться о младших, оказывая неоценимую помощь педагогу.

Позже французской армии понадобилось помещение для госпиталя. Военные приказали освободить храм, что привело к закрытию школы.

В 1800 г. Песталоцци открывает Бургдорфский институт – среднюю школу с интернатом, предназначенную для подготовки учителей. Он собирает педагогический коллектив, вместе с которым проводит успешную экспериментальную работу в области методики преподавания счета и языка.

Спустя 3 года институту пришлось перебраться в Ивердон, где Песталоцци приобрел международную популярность. В одночасье он стал одним из самых авторитетных педагогов в своей области. Его система воспитания работала настолько успешно, что в его учебное заведение стремились отдать своих детей многие богатые семьи.

В 1818 г. Иоганну удается открыть школу для бедных на средства, полученные от публикации его трудов. К тому времени биографии его здоровье оставляло желать лучшего.

Основным методологическим положением во взглядах Песталоцци выступает утверждение, что нравственные, умственные и физические силы человека склонны к саморазвитию и к деятельности. Таким образом ребенка следует воспитывать так, чтобы помогать ему саморазвиваться в нужном направлении.

Главным критерием в воспитании, Песталоцци называет принцип природосообразности. Свойственные любому ребенку природные таланты следует максимально развивать, начиная от простого к сложному. Каждый ребенок уникален, поэтому педагогу стоит как бы подстраиваться под него, благодаря чему тот сможет в полной мере раскрыть свои способности.

Иоганн является автором теории «элементарного образования», которая представляет собой так называемую систему Песталоцци. На базе принципа природосообразности, он выделил 3 главных критерия, с которых должно начинаться любое обучение: число (единица), форма (прямая линия), слово (звук).

Таким образом, для каждого человека важно уметь проводить измерения, считать и владеть языком. Данный метод Песталоцци применяет во всех сферах воспитания детей.

Средства воспитания – труд, игра, обучение. Мужчина призывал коллег и родителей обучать детей на основе вечных законах природы, благодаря чему они смогут познать законы окружающего мира и развить мыслительные способности.

Всякое обучение должно опираться на наблюдения и исследования. Иоганн Песталоцци негативно относился к книжному начальному обучению, основанному на заучивании и пересказе материала. Он призывал к тому, чтобы ребенок самостоятельно наблюдал за окружающим его миром и развивал свои задатки, а педагог в этом случае выступал лишь в роли посредника.

Песталоцци уделял серьезное внимание физическому воспитанию, в основе которого лежало естественное стремление ребенка к движению. Для этого он разработал простую систему упражнений, которая способствовала укреплению организма.

В области трудового воспитания Иоганн Песталоцци выдвинул новаторское положение: детский труд благотворно воздействует на ребенка только при условии, что ставит перед собой воспитательные и нравственные задачи. Он заявлял, что ребенка следует приучать к труду путем обучения тех навыков, которые будут актуальны для его возраста.

При этом ни одну из работ нельзя выполнять слишком долго, иначе это может навредить развитию ребенка. «Необходимо, чтобы каждая последующая работа служила средством отдыха от усталости, вызванной предшествующей».

Религиозно-нравственное воспитание в понимании швейцарца должно формироваться не поучениями, а развитием в детях нравственных чувств и наклонностей. Изначально ребенок на инстинктивном уровне испытывает любовь к матери, а затем к отцу, родственникам, педагогам, одноклассникам и в конечном счете ко всему народу.

По мнению Песталоцци учителя должны были искать индивидуальный подход к каждому отдельно взятому воспитаннику, что для того времени считалось чем-то сенсационным. Таким образом для успешного воспитания подрастающего поколения требовались высококвалифицированные педагоги, которые должны были быть еще и хорошими психологами.

В своих трудах Иоганн Песталоцци акцентировал внимание на организации обучения. Он считал, что ребенка следует воспитывать уже в первый час после его рождения. Позже семейное и школьное воспитание, построенное на природосообразной основе, должно осуществляться в тесном взаимодействии.

Учителям надо проявлять к воспитанникам искреннюю любовь, поскольку только так им удастся расположить к себе учеников. Следовательно, нужно избегать любых форм насилия и муштры. Также он не допускал, чтобы у педагогов были любимчики, ведь там «где имеются любимцы, там прекращается любовь».

Песталоцци настаивал на совместном обучении мальчиков и девочек. Мальчики, если их воспитывать одних, становятся чересчур грубыми, а девочки замкнутыми и чересчур мечтательными.

Из всего сказанного можно сделать следующий вывод: главная задача воспитания детей по системе Песталоцци состоит в том, чтобы первоначально на природосообразной основе развивать мыслительные, физические и нравственные задатки ребенка, дав ему четкую и логичную картину мира во всех его проявлениях.

Последние годы жизни принесли Иоганну немало беспокойств и огорчений. Его помощники по Ивердону перессорились, а в 1825 г. институт был закрыт по причине банкротства. Песталоцци пришлось покинуть основанное им заведение и вернуться в свою усадьбу.

Иоганн Генрих Песталоцци умер 17 февраля 1827 г. в возрасте 81 года. Его последними словами были: «Я прощаю своих врагов. Пусть они теперь обретут мир, к которому я иду навсегда».

Конспект 2.2.

Организация школы.

Он предложил Гертруде установить в школе такой порядок, какой она создала у себя дома. Гертруда распределила ребят по возрасту и характеру работы. Своих детей и детей Руди, уже знакомых со всеми порядками, она разместила между остальными. Впереди всех, поближе к столу, она посадила малышей, не знавших еще азбуки. За ними - тех, которые умели читать по складам, затем - умеющих уже немного читать и, наконец, тех, которые читали свободно.

После этого она взяла три буквы алфавита и прикрепила их к черной доске. Этими тремя буквами она решила ограничиться на этот день для первого ряда. Одному из детей она предложила повторить за ней буквы. Если ребенок правильно произносил их, другие должны были повторять за ним те же буквы.

 В дальнейшем она меняла порядок букв, прикрепляла к доске эти же буквы, но большего или меньшего размера. Покончив с этими упражнениями, она оставила буквы на все утро перед глазами детей.

 

 Содержание образования.

Перед детьми, умеющими немного читать, так же как и перед свободно читающими, лежали раскрытые книги. Если кто-нибудь из них читал вслух, все остальные вполголоса повторяли за ним прочитанное. И каждый знал, что Гертруда вызовет его сейчас и скажет: "Читай дальше!"

Для наблюдения за работами по рукоделию она привела с собой женщину, которую звали Маргрет. Та ежедневно должна была теперь являться в школу, так как Гертруда этого делать не могла. Вряд ли можно было найти более подходящего человека для этого дела, нежели Маргрет.

Стоило остановиться руке или прялке, как она уже была возле ребенка и не отходила от него, пока и рука, и колесо не приходило опять в движение. Большинство детей в тот же вечер принесли домой такую работу, что матери им не поверили, сами ли они ее выполнили.

  Воспитание как основная цель школы.

Стремясь ввести новые порядки в деревне помещик опирался не на старое поколение, а на молодежь и на новую школу. Он рассчитывал на новое, юное поколение, которое будет отличаться от старого, как день от ночи.

Глюфи это давалось так просто и так естественно, что каждому могло казаться, будто в школе ничего нет такого, чего бы и он не мог сделать. В самом деле, вести школу, как лейтенант ее вел, мог, пожалуй, каждый смышленый крестьянин, лишь бы он умел читать и писать; для этого стоило ему в течение нескольких дней присмотреться к порядкам, заведенным лейтенантом и Маргрет, и к их занятиям с детьми.

Собственно говоря, и не нужно, чтобы такой человек сам умел считать; я знал одного, который пользовался арифметическими таблицами, занимаясь с группой детей, но сам не умел считать. Его дети прекрасно усвоили ряды чисел и совершали над ними любые действия, а человек, обучавший их счету, ни на минуту не выпускал из рук бумагу, на которой были написаны эти числовые ряды, чтобы самому не ошибиться.

 Все, что требовалось для их всестороннего воспитания, входило, по его мнению, в круг его деятельности. По той же причине он проводил с ребятами все вечера и занимался с ними всем, чем они желали. Иногда это была резьба по дереву, лепка разных фигур из воска: людей и зверей, голов и рук, нередко лепили дома, мельницы, пилы и корабли. Порой классная комната вся наполнялась разными ремесленными инструментами и стружками и походила на мастерскую, но перед уходом комната убиралась и снова становилась чистой, как весенний луг, с которого сгребли весь зимний валежник. Если вечер выпадал хороший, Глюфи отправлялся с детьми под орешник на лужайку.

 

Конспект 3.1.

 

Константин Ушинский появился на свет 19 февраля (3 марта) 1823 г. в Туле. Он рос в семье отставного офицера и чиновника Дмитрия Григорьевича и его супруги Любови Степановны.

Почти сразу после рождения Константина, его отца назначили судьей в маленьком городе Новгороде-Северском (Черниговская губерния). В результате, именно здесь и прошло все детство будущего педагога.

Первая трагедия в биографии Ушинского произошла в 11-летнем возрасте – скончалась его мать, которая любила сына и занималась его

образованием. Благодаря хорошей домашней подготовке, мальчику не составило труда поступить в гимназию и причем сразу в 3-й класс.

Константин Ушинский высоко отзывался о директоре гимназии Илье Тимковском. По его словам мужчина был буквально одержим наукой и стремился делать все возможное, чтобы ученики получали наиболее качественное образование.

После вручения аттестата 17-летний юноша поступил в Московский университет, выбрав юридическое отделение. Особенный интерес он проявлял к философии, правоведению и литературе. Получив диплом парень остался в родном вузе для подготовки к профессорской степени.

В те годы Ушинский размышлял над проблемами просвещения простого народа, который в большинстве своем оставался малограмотным. Когда Константин стал кандидатом юридических наук, он отправился в Ярославль, где в 1846 г. начал преподавать в Демидовском лицее.

Отношения между педагогом и студентами были очень простыми и даже дружескими. Ушинский старался избегать разных формальностей на занятиях, чем вызывал негодование у руководства лицея. Это привело к тому, что за ним установили негласный надзор.

По причине неоднократных доносов и конфликтов с начальством, Константин Дмитриевич решает покинуть лицей в 1849 г. В последующие годы биографии он зарабатывал на жизнь переводами иностранных статей и обзорами в изданиях.

Со временем Ушинский решил уехать в Санкт-Петербург. Там он трудился мелким чиновником в Департаменте духовных дел и иностранных вероисповеданий, а также сотрудничал с изданиями «Современник» и «Библиотека для чтения».

Когда Ушинскому исполнился 31 год ему помогли устроиться в Гатчинский сиротский институт, где он преподавал русскую словесность. Перед ним стояла задача воспитывать учеников в духе преданности «царю и отечеству».

В институте, где были установлены строгие порядки, занимались воспитанием потенциальных чиновников. Студентов наказывали даже за незначительные нарушения. Кроме этого ученики доносили друг на друга, вследствие чего между ними были холодные отношения.

Примерно через полгода Ушинскому доверили должность инспектора. Получив более широкие полномочия, он смог поставить воспитательный процесс таким образом, что доносы, воровство и какая-либо вражда постепенно исчезли.

В скором времени Константин Ушинский наткнулся на архив одного из предыдущих инспекторов вуза. Он состоял из множества педагогических трудов, которые произвели на мужчину неизгладимое впечатление.

Знания, полученные из этих книг настолько воодушевили Ушинского, что он решил написать свое видение о воспитании. Он стал автором одной из лучших работ по педагогике – «О пользе педагогической литературы», которая произвела настоящий фурор в обществе.

Получив немалую популярность Константин Ушинский начал публиковать статьи в «Журнале для воспитания», «Современнике» и «Библиотеке для чтения».

В 1859 г. педагогу доверили пост инспектора классов Смольного института благородных девиц, где он смог провести немало эффективных изменений. В частности, Ушинский добился отмены социального разделения между учащимися – на «благородных» и «неблагородных. К последним относились выходцы из мещанских семей.

Мужчина настоял на том, чтобы дисциплины преподавались на русском языке. Он открыл педагогический класс, благодаря чему ученицы смогли стать квалифицированными воспитательницами. Также он разрешил девушкам во время каникул и праздников навещать свои семьи.

Ушинский был инициатором введения собраний педагогов, на которых обсуждались разные темы и передовые взгляды в области образования. Благодаря таким встречам преподаватели могли лучше узнать друг друга и поделиться своими идеями.

Константин Ушинский имел большой авторитет среди коллег и студентов, однако его новаторские настроения были не по душе руководству вуза. Поэтому, чтобы избавиться от «неудобного» коллеги, в 1862 г. его на 5 лет отправили в командировку за рубеж.

Время, проведенное за границей не прошло для Ушинского даром. Он посетил несколько европейских стран, наблюдая за разными учебными заведениями – детсадами, школами и приютами. Своими наблюдениями он поделился в книгах «Родное слово» и «Детский мир».

Эти работы не теряют своей актуальности и сегодня, выдержав около полутораста переизданий. Помимо научных работ, Константин Дмитриевич стал автором многих сказок и рассказов для детей. Его последний главный научный труд назывался «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии». Он состоял из 3-х томов, последний из которых так и остался незавершенным.

Женой Ушинского была Надежда Дорошенко, с которой он был знаком еще с юности. Молодые люди решили пожениться в 1851 г. В этом браке у пары родилось шестеро детей: Павел, Владимир, Константин, Вера, Ольга и Надежда.

В последние годы жизни Константин Дмитриевич получил всеобщее признание. Его приглашали участвовать в профессиональных съездах и доносить до людей свои идеи. Одновременно с этим он продолжал усовершенствовать свою педагогическую систему.

За несколько лет до смерти мужчина поехал лечиться в Крым, но по дороге на полуостров простудился. По этой причине он решил остановиться для лечения в Одессе, где позже и скончался. Константин Ушинский умер 22 декабря 1870 г. (3 января 1871 г.) в возрасте 47 лет.

Конспект 3.2.

 Упрямство и пути его преодоления.

Способы преодоления упрямства в зависимости от причин их вызвавших:

Если причина упрямства ребенка в чувстве ложного стыда перед товарищами, то нужно понимать, что это не дурное качество само по себе, и, «заставляя дитя переламывать этот стыд страхом наказаний, можно легко превратить стыдливость в бесстыдство».

В данном случае необходимо изменить ложное понимание ребенка, а понимание от наказаний не зависит. Иногда в целых классах и целых школах заводятся такие ложные понятия о чести, а вследствие того и ложный стыд в отношении, например, повиновения учителю, что любая дисциплина делается невозможной. Но, утверждал ученый, в укоренении таких ложных идей виноваты сами же воспитатели. «Зло без вреда для души и характера воспитанников можно искоренить только исправлением их понятий, а главное, внушением уважения, любви и доверия к воспитателю. Наказания либо совершенно бессильны, либо преодолеваются страхом. Но что же преодолевают? Стыдливость детей и их чувство чести»

 Если же упрямство происходит от раздутого самолюбия, то «лучше всего устроить дело так, чтобы оно само себя наказало глупостью своих последствий».

Если упрямство, происходящее от нелюбви к воспитателю, будет сломлено наказаниями, то последствия такого перелома - трусость, скрытость, лживость, тайная злоба и т.п. Возможный выход – это изменить чувства, из которых вытекает упорство. «Если же воспитатель не может внушить ни уважения, ни любви к себе, то пусть лучше оставит дело воспитания. Если он поставлен в такое положение, что всякая досада ему будет радостью для воспитанников, и не может изменить этого положения, то он уже не воспитатель»

 Встречаются характеры до того испорченные, что для них всякое повиновение кажется оскорбительным и всякое неповиновение как бы долгом совести. Ученый рекомендует в отношении таких детей обходить прямое столкновение с их упорством, и обходить сознательно, спокойно. Если при этом в ребенке не пробудится сознание всей незаконности или неразумности своего упорства, то и прямой борьбой с этим упорством нельзя достичь хороших результатов. Такие упорные характеры, считал Ушинский, «не следует избавлять от взысканий, вообще принятых в классе или в школе, но не иначе, как наравне со всеми другими воспитанниками, не выказывая никакого особенного раздражения и не только не изыскивая встречи с таким упорством, но открыто и сознательно избегая ее» 

 

Режим.

С точки зрения присутствия смутной, быть может, мысли о том, какой должна быть наша колония, и можно разобраться в кажущихся противоречиях, которые выдвигаются ответами детей на некоторые вопросы.

"Порядки хороши, и их менять не надо" - таково единодушное признание, за исключением некоторых мелочей: "не хватает коровы и другого скота", "не хватает хлебопечения".

Но как же можно считать "порядки" хорошими, если, за некоторыми исключениями, все признают, что "работы идут плохо": и потому, что "лень бывает", и потому, что "за работами разговаривают", "колонисты не понимают своей пользы", "встают поздно", "отлынивают". Бывает и так, "что некоторые чего-нибудь счудят, а другие на это смотрят и стоят, а работа затягивается".

Есть причины и более глубокие, более основательные: "работы идут плохо, потому что все берутся за них недружно", "идут между мальчиками ссоры"; когда же "все дружны и не ленятся, то работы идут хорошо и поспешно". Положим, есть указания и на непривычку, что, в сущности, и служило важной причиной "лени". "Как только приехали в колонию, работы шли плохо, но напоследок они пошли хорошо". В общем, в работах "дело шло бы гораздо лучше, если бы они были дружней".

Что значит, далее, мнение колонистов о хороших "порядках", если есть такое признание: "жизнь в колонии была бы хороша и интересна, если бы колонисты жили дружно, не было бы ссор между ними"; "мы очень много ссоримся и не знаем, почему", - замечает одна девочка. На ссоры или отсутствие дружбы указывают почти все. Указания - настойчивы, и видно, что эта сторона жизни колонии очень тяготит детей: "хорошо, если бы не было ссор".

 

Самообслуживающий труд.

Большим затруднением для работ была вода, которая наполняла наш водоем. Ее надо было отвести; можно было бы откачивать насосом, но наш насос не мог работать грязной водой; рыть же канаву на глубину целой сажени было слишком трудно.

Наши механики придумали устроить из лежащих пока без употребления водопроводных труб сифон. Один конец его находился в небольшой яме, на дне бассейна, куда стекала вода из ключа, а другой был опущен в ручей, уровень которого был на сажень ниже. Оставалось только выкачать воздух и пустить по сифону струю воды.

Пробовали тянуть воду ртом, но ничего не вышло, разумеется, а поэтому вверху трубы приделали тройник с привертывающейся пробкой. Нижнее отверстие сифона затыкали тряпкой, а к верхнему привернули клапан. Через пробку наливали воду из лейки; когда таким образом вся труба оказывалась полна водой, быстро завертывали пробку и замазывали ее глиной, а внизу вытаскивали тряпку: вода бежала сама.

После придумали новое усовершенствование: вместо тряпки приделали кран; таким образом можно было регулировать количество вытекающей воды. В конце концов добились того, что вода на дне бассейна стояла почти на одном уровне, и работать было удобно.

Бассейн решили сделать "с запасом" на 2000 ведер, поэтому пришлось его еще расширить и после приступить к кирпичной кладке. Работа шла медленно и не очень регулярно, так как то тот, то другой "каменщик" отрывался для других работ. К тому же это было первой нашей работой, на которой все учились. Песок для цемента навезен был еще раньше, но его не хватило, и поэтому решили пустить в дело горный нечистый песок, который промыли в ручье нами же придуманной "машиной".

Ручей запрудили, сколотили широкий и длинный ящик глубиной вершков в шесть. Ящик поставлен был ниже плотники; вода из ручья текла быстро по длинному деревянному желобу; песок сыпали у верхнего края, вода подхватывала его, перетирала, и глина отмучивалась довольно хорошо в широком ящике, где тяжелый чистый песок падал на дно, а глина с водой стекала через стенки ящика.

 

 Общественные и хозяйственные работы.

Неизвестно, насколько интересуются колонисты огородом, но во всяком случае для тех, кто еще не видал его, можно сообщить, что он сильно поправился.

 "Исполинский" горох заслуживает особого внимания, так как поднялся больше сажени в вышину: лопатки, наверно, достигнут длины 4 - 5 вершков. Редиска сходит. Мы советуем обобрать ее дочиста колонистам на ужин, а пустые гряды теперь же перекопать с песком и известью. Огурцы цветут замечательно. Появилась масса мелких огурчиков.

Есть и вполне готовые огурцы. Надо бы обрывать цветки без завязи, а то растениям приходится тратить на них слишком много силы. На некоторых огурцах эти цветы усыпали собой стебель так густо, что почти скрыли его под собой. Интересно и то, что даже самые плохонькие растения, которые едва-едва показались над землей и выпустили 2 - 3 листочка, тоже цветут и, не унывая, готовятся подарить нам один-два огурчика.

Томаты все обрезаны и подвязаны. У них есть способность выпускать все новые и новые ветки, на которых образуются цветочки, и если не принять мер, то весь куст покроется массой сочных веток и листьев, а из цветков выйдет много маленьких плодов, которые так и не разовьются. Поэтому стараются оставить только главные ветки, а остальные обрезают. Тогда получится плодов хотя не так много, но больших, которые могут при хорошей погоде вполне созреть.

 

Конспект 5.2.

Самоуправление.

Во главе отряда должен стоять командир -- один из членов коллектива. Может быть два принципа выдвижения командира -- назначение и выборы

1. Назначать командиров необходимо во всех случаях, когда нет крепкого коллектива, а комсомольская организация еще недостаточно руководит общественным мнением в коллективе.

2. В хорошо организованных коллективах с сильной комсомольской организацией следует переходить к выборности командиров. В коммуне им. Ф. Э. Дзержинского отряд намечает своего кандидата в командиры при ближайшем участии бюро комсомола, педагогического коллектива и совета командиров. Кандидатуры представляются на окончательное распоряжение руководителя педагогической частью.

Руководство отряда во главе с командиром имеет следующие функции:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.219 (0.088 с.)