Тема 6. Педагогические идеи и деятельность В. А. Сухомлинского. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Педагогические идеи и деятельность В. А. Сухомлинского.



Конспект 6.1.

Василий Сухомлинский появился на свет 28 сентября 1918 г. в селе Васильевка (ныне Кировоградская обл.). Он рос в семье бедного крестьянина Александра Емельяновича и его супруги Оксаны Авдеевны.

Сухомлинский-старший считался одним из самых видных людей в селе. Он активно участвовал в общественной жизни, выступал в газетах как селькор, руководил колхозной избой-лабораторией, а также обучал труду (столярному делу) школьников.

Мать будущего педагога вела домашнее хозяйство, а также работала в колхозе и подрабатывала швеей. Помимо Василия, в семьей Сухомлинских родилась девочка Мелания и двое мальчиков – Иван и Сергей. Интересен факт, что все они стали учителями.

Когда Василию исполнилось 15 лет он отправился в Кременчуг, чтобы получить образование. Окончив рабфак ему удалось успешно сдать экзамены в педагогический институт.

В 17-летнем возрасте Сухомлинский начал преподавать в заочной школе, расположенной неподалеку от его родной Васильевки. В тот период биографии он решил перевестись в Полтавский педагогический институт, который окончил в 1938 г.

Став дипломированным учителем, Василий вернулся домой. Там он стал преподавать украинский язык и литературу в онуфриевской средней школе. Все шло хорошо до начала Великой Отечественной войны (1941-1945), в начале которой он отправился на фронт.

Через несколько месяцев Сухомлинский получил тяжелое осколочное ранение, во время одного из сражений под Москвой. Тем не менее, медикам удалось спасти жизнь солдату. Интересен факт, что осколок от снаряда остался у него в груди до конца дней.

После выписки из больницы Василий снова хотел отправиться на фронт, но комиссия признала его непригодным для службы. Как только Красной Армии удалось освободить от нацистов Украину он сразу же отправился домой, где его ждала жена и маленький сын.

 

По приезду в родные края Сухомлинский узнал, что его супругу и ребенка замучили в гестапо. Спустя 3 года после окончания войны он стал директором средней школы. Интересно, что он работал в этой должности до самой смерти.

Василий Сухомлинский является автором уникальной педагогической системы, опирающейся на принципы гуманизма. По его мнению, учителям следует видеть в каждом ребенке отдельную личность, на которую должны быть ориентированы воспитание, образование и творческая деятельность.

Отдавая должное трудовому воспитанию в школе, Сухомлинский выступал против ранней специализации (с 15 лет жизни), предусмотренной законом. Он утверждал, что всестороннее развитие личности возможно только там, где школа и семья действуют как единая команда.

С преподавателями Павлышской школы, директором который был Василий Александрович, он представил оригинальную ​​систему работы с родителями. Едва ли не впервые в государстве здесь начала действовать школа для родителей, где проводились лекции и беседы с педагогами и психологами, направленные на практику воспитания.

Сухомлинский считал, что детский эгоизм, жестокость, лицемерие и хамство являются производными плохого семейного воспитания. Он полагал, что перед каждым ребенком, даже самым трудным, учитель обязан раскрыть те области, где тот сможет достичь наивысших вершин.

Василий Сухомлинский выстраивал процесс обучения как радостный труд, уделяя внимание формированию мировоззрения воспитанников. При этом многое зависело от педагога – от стиля подачи материала и заинтересованности в учащихся.

Мужчина разработал эстетическую программу «воспитания красотой», задействуя мировые гуманистические идеи. В полном виде его взгляды изложены в «Этюдах о коммунистическом воспитании» (1967) и других произведениях.

Сухомлинский призывал воспитывать детей так, чтобы они несли ответственность перед родственниками и обществом и, что главное – перед своей совестью. В знаменитом труде «100 советов учителю» он пишет, что ребенок исследует не только окружающий мир, но еще и познает самого себя.

Ребенку с детства следует прививать любовь к труду. Чтобы у него появилось стремление к учебе, родителям и учителям нужно беречь и развивать в нем чувство гордости труженика. То есть ребенок обязан понимать и переживать собственные успехи в учении.

Взаимоотношения между людьми лучше всего раскрываются через труд – когда каждый делает что-либо для другого. И хотя от педагога зависит очень многое, ему необходимо разделять свои заботы с родителями. Таким образом, только совместными усилиями они смогут вырастить из ребенка хорошего человека.

По словам Василия Сухомлинского лучше всего себя чувствует тот, кто рано засыпает, спит достаточно времени, и рано просыпается. Также хорошее самочувствие появляется тогда, когда человек уделяет умственному труду 5-10 часов после пробуждения ото сна.

В последующие часы индивиду следует снижать трудовую деятельность. Важно отметить, что интенсивная интеллектуальная нагрузка, особо заучивание материала, категорически недопустима последние 5-7 часов перед сном.

Опираясь на статистику Сухомлинский утверждал, что в том случае, когда ребенок на протяжении нескольких часов перед сном занимался уроками, он становился неуспевающим.

В отношении подростковой преступности Василий Александрович тоже представил немало интересных идей. По его словам, чем бесчеловечнее преступление, тем беднее умственные, этические интересы и потребности семьи.

Такие выводы Сухомлинский делал на основе проведенных исследований. Педагог говорил, что ни в одной семье подростков, которые преступили закон, не было семейной библиотеки: «…Во всех 460 семьях я насчитал 786 книг…Никто из малолетних преступников, не смог назвать ни одного произведения симфонической, оперной или камерной музыки».

Василий Сухомлинский умер 2 сентября 1970 г. в возрасте 51 года. За свою жизнь он написал 48 монографий, свыше 600 статей, а также порядка 1500 рассказов и сказок.

Конспект 6.2. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа

Педагогический коллектив.

Коллективное богатство слагается из богатства индивидуального, личного. Фундамент, на котором стоит школа и строится все, что делается в школе, — это разносторонние знания, богатая умственная жизнь, широта кругозора, постоянный интеллектуальный рост каждого учителя. Через три—пять лет после окончания вуза учитель должен знать в три, в пять, в десять раз больше, чем знал он в первый год своей работы. Если этого нет, ученики будут обречены на скучную зубрежку и отупение, так как преподавание, не согретое и не озаренное стремлением учителя к знанию, превращается для него в тяжелую повинность, в бремя, а у ребенка отбивает всякую охоту к знаниям и губит его интеллектуальные задатки и способности.

Интеллектуальный рост, постоянное обогащение, обновление, пополнение, углубление, совершенствование знаний — это вопрос жизни учителей, особенно тех, кто работает в школе 10, 20, 30 лет. Опасность духовного «окостенения» угрожает такому учителю не меньше, а иногда даже больше, чем молодому педагогу; предотвратить такую опасность — дело коллектива.

Каждый наш учитель руководит одним, двумя или несколькими коллективами, в которых бьет ключом богатая, многогранная духовная жизнь воспитанников; он, учитель, является для этого коллектива источником знаний и примером увлеченносги наукой. Каждый учитель своим обликом, трудом, интересами, жаждой новых знаний вносит личный вклад в многогранную духовную жизнь коллектива. Я не представляю себе учителя, у которого не было бы самых тесных связей с духовной жизнью школьников — не только его учеников, но и вообще членов общешкольного коллектива. У нас в педагогическом коллективе 35 учителей, старший пионервожатый, библиотекарь. Каждого из них отличает что-то его личное, неповторимое.

Охарактеризуем наш педагогический коллектив, покажем, чем он живет, как учитель становится наставником, воспитателем, вдохновителем духовной жизни учащихся.
Физическое воспитание в школе.

Занятия физкультурой и спортом играют определенную роль во всестороннем развитии учеников лишь тогда, когда вся учебно-воспитательная работа проникнута заботой о здоровье.

Мы добиваемся того, чтобы выполнение гимнастических упражнений доставляло наслаждение, стало потребностью организма. Человек должен заниматься спортом не только для достижения успеха в соревнованиях, а для формирования своего физического совершенства.

Уроки физической культуры проводятся у нас на спортивной площадке, а при плохой погоде — в спортзале. Спортзал и площадка обеспечены всеми необходимыми снарядами для легкой атлетики, игр, лазания й других упражнений. В качестве главных видов занятий по физической культуре школа избрала гимнастику и легкую атлетику, а для VIII—X классов, кроме того, упражнения на снарядах.

Цель таких упражнений — воспитать чувство красоты движений, силу, гармоничность, ловкость, выносливость. При разучивании движений на занятиях по физкультуре большое внимание уделяется эстетическому совершенству, красоте. Самовоспитание красоты осанки — один из главных стимулов, побуждающих учеников ежедневно делать утреннюю гимнастику.

При медицинском осмотре все школьники распределяются на три группы — основную, подготовительную и специальную. Каждая группа занимается по отдельной программе, при этом главное внимание уделяется не тем, кто может достигнуть рекордных показателей в соревнованиях, а детям со слабым здоровьем (специальная группа). Для них время от времени по каждый возрастной группе, отдельно для мальчиков и девочек, составляется комплекс корригирующей гимнастики. Мы добиваемся, чтобы к моменту вступления в отрочество как можно большее число детей перешло из специальной группы в подготовительную, а потом в основную. Этой цели удается достигнуть по отношению ко всем детям, слабость здоровья которых связана с функциональными недостатками отдельных органов или же с перенесенными заболеваниями.

Особое внимание уделяется детям, имеющим органические недостатки сердца и системы кровообращения, центральной и периферической нервной системы. Для этих детей, при участии врача, составляется комплекс упражнений, которые способствуют постепенному укреплению их здоровья. Время от времени эти упражнения меняются — в соответствии с состоянием здоровья детей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.012 с.)