Основные темы (проблемы), вынесенные на государственный экзамен 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные темы (проблемы), вынесенные на государственный экзамен



Модуль 1. (Всеобщая история) Современные проблемы антропогенеза. Формы социальной регуляции в первобытном обществе. Духовная жизнь первобытного общества. Генезис древних цивилизаций и формирование государства на Востоке. Античный полис как исторический феномен. Эллинизм как единая система государств древнегреческого и древневосточного мира. Объединение Европейско-Средиземноморского мира под властью Рима. Этапы развития средневековых государств в Западной Европе. Процесс феодализации в средневековой Европе в типологическом освещении. Место Византии в средневековом мире

Реформация в Западной Европе. Становление и эволюция гражданского общества и политических систем стран Запада в новое время. Реформы и революции. Основные проблемы эволюции международных отношений в первой половине XX в. Страны Запада в 1920 - 1930-е гг. Вторая мировая война (1939-1945 гг.): происхождение, основные проблемы истории, последствия. Основные проблемы развития международных отношений во второй половине XX - начале XXI вв. Мир Запада во второй половине XX — начале XXI вв. Цивилизации Востока в новое время: типология и характеристика. Национально-освободительное движение в Азии и Африке в новое и новейшее время. Проблемы модернизация стран Азии и Африки в новое и новейшее время

Модуль 2. (История России) Древнерусское государство (X – начало XII вв.) Образование Русского централизованного государства (конец XIII-XVI вв.). «Смутное время» в России. Социальные движения в России в XVII-XVIII вв. Модернизация России в первой четверти XVIII в. Реформы Петра I. Внешняя политика Российского государства в XVII-XVIII вв. Культура России в XVII-XVIII вв. Внутренняя политика России в первой половине XIX в. Россия в системе международных отношений первой половины XIX в. Либеральные реформы в России 1860-1870-х гг. Отмена крепостного права. Внутренняя политика самодержавия в 1880-1890-е гг. Внешняя политика России во второй половине XIX в.: основные направления и результаты. Общественно-политическая мысль России в XIX - начале XX вв. Консерваторы, либералы, революционеры. Первая русская революция. Социально-политическое развитие России в 1905-1914 гг. Революция 1917 г.: свержение самодержавия и альтернативы развития страны. Приход к власти большевиков. Гражданская война в России: причины, результаты, последствия, уроки. Социально-экономическая политика большевиков в 1917-конце 1920-х гг. СССР в конце 1920-х – 1930-е гг. Итоги первых пятилеток. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Вклад Урала в победу над фашизмом. СССР в 1945-1964 гг.: политическое, экономическое и культурное развитие. Внешняя политика. СССР в 1965-1991 гг.: внутренняя и внешняя политика. Российская Федерация в 1991-2014 гг.

       Модуль 3. (Методика обучения и воспитания в историческом образовании) «Методика обучения и воспитания истории» как учебная дисциплина. Нормативно-правовые основы школьного исторического образования. Структура и содержание школьного исторического образования. Профильное обучение истории в общеобразовательной школе. Учебно-методический комплекс по истории. Структура исторических знаний. Методы и приемы обучения истории. Печатные средства обучения истории. Аудиовизуальные средства обучения истории. Реализация компетентностного подхода в процессе обучения истории в общеобразовательной школе. Школьный учебник истории. Исторический документ в процессе обучения истории в общеобразовательной школе. Типология урока истории в отечественной общеобразовательной школе. Многообразие видов и форм урока истории в общеобразовательной школе. Проверка и контроль знаний и умений учащихся в процессе обучения истории в общеобразовательной школе. Современные технологии обучения истории в общеобразовательной школе. Внеклассная работа по истории в общеобразовательной школе. Методика воспитания учащихся общеобразовательной школы в процессе обучения истории. Кабинет истории и обществознания в общеобразовательной школе. Учитель истории в системе отечественного школьного образования

 

Примерные вопросы для подготовки к государственному экзамену

Модуль 1. (Всеобщая история)

1. Современные проблемы антропогенеза

2. Формы социальной регуляции в первобытном обществе

3. Духовная жизнь первобытного общества

4. Генезис древних цивилизаций и формирование государства на Востоке

5. Античный полис как исторический феномен

6. Эллинизм как единая система государств древнегреческого и древневосточного мира

7. Объединение Европейско-Средиземноморского мира под властью Рима

8. Этапы развития средневековых государств в Западной Европе

9. Процесс феодализации в средневековой Европе в типологическом освещении

10. Место Византии в средневековом мире

11. Реформация в Западной Европе

12. Становление и эволюция гражданского общества и политических систем стран Запада в новое время. Реформы и революции

13. Основные проблемы эволюции международных отношений в первой половине XX в.

14. Страны Запада в 1920 - 1930-е гг.

15. Вторая мировая война (1939-1945 гг.): происхождение, основные проблемы истории, последствия

16. Основные проблемы развития международных отношений во второй половине XX - начале XXI вв.

17. Мир Запада во второй половине XX — начале XXI вв.

18. Цивилизации Востока в новое время: типология и характеристика

19. Национально-освободительное движение в Азии и Африке в новое и новейшее время

20. Проблемы модернизация стран Азии и Африки в новое и новейшее время

Модуль 2.(История России)

1. Древнерусское государство (X – начало XII вв.)

2. Образование Русского централизованного государства (конец XIII-XVI вв.). «Смутное время» в России

3. Социальные движения в России в XVII-XVIII вв.

4. Модернизация России в первой четверти XVIII в. Реформы Петра I

5. Внешняя политика Российского государства в XVII-XVIII вв.

6. Культура России в XVII-XVIII вв.

7. Внутренняя политика России в первой половине XIX в.

8. Россия в системе международных отношений первой половины XIX в.

9. Либеральные реформы в России 1860-1870-х гг. Отмена крепостного права

10. Внутренняя политика самодержавия в 1880-1890-е гг.

11. Внешняя политика России во второй половине XIX в.: основные направления и результаты

12. Общественно-политическая мысль России в XIX - начале XX вв. Консерваторы, либералы, революционеры

13. Первая русская революция. Социально-политическое развитие России в 1905-1914 гг.

14. Революция 1917 г.: свержение самодержавия и альтернативы развития страны. Приход к власти большевиков

15. Гражданская война в России: причины, результаты, последствия, уроки

16. Социально-экономическая политика большевиков в 1917-конце 1920-х гг.

17. СССР в конце 1920-х – 1930-е гг. Итоги первых пятилеток

18. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Вклад Урала в победу над фашизмом

19. СССР в 1945-1964 гг.: политическое, экономическое и культурное развитие. Внешняя политика

20. СССР в 1965-1991 гг.: внутренняя и внешняя политика. Российская Федерация в 1991-2014 гг.

Модуль 3. (Методика обучения и воспитания в историческом образовании)

1. «Методика обучения и воспитания истории» как учебная дисциплина

2. Нормативно-правовые основы школьного исторического образования

3. Структура и содержание школьного исторического образования

4. Профильное обучение истории в общеобразовательной школе

5. Учебно-методический комплекс по истории

6. Структура исторических знаний

7. Методы и приемы обучения истории

8. Печатные средства обучения истории

9. Аудиовизуальные средства обучения истории

10. Реализация компетентностного подхода в процессе обучения истории в общеобразовательной школе

11. Школьный учебник истории

12. Исторический документ в процессе обучения истории в общеобразовательной школе

13. Типология урока истории в отечественной общеобразовательной школе.

14. Многообразие видов и форм урока истории в общеобразовательной школе

15. Проверка и контроль знаний и умений учащихся в процессе обучения истории в общеобразовательной школе

16. Современные технологии обучения истории в общеобразовательной школе

17. Внеклассная работа по истории в общеобразовательной школе

18. Методика воспитания учащихся общеобразовательной школы в процессе обучения истории

19. Кабинет истории и обществознания в общеобразовательной школе

20. Учитель истории в системе отечественного школьного образования

Методические материалы по подготовке к государственному экзамену

Рекомендации студентам

по подготовке к государственному экзамену

 

Главной функцией государственного экзамена, как одной из форм итоговой аттестации, является итоговая проверка уровня усвоения выпускниками знаний, приобретенных умений, навыков и компетенций по истории и методике обучения истории.

Общая подготовка студентов к итоговой аттестации ведется на протяжении всех лет их обучения в процессе изучения соответствующих дисциплин учебного плана по профилю подготовки. Более целенаправленно эта деятельность осуществляется на выпускном курсе в соответствии с программой ГЭК, утвержденной Ученым советом исторического факультета и проректором по учебной работе УрГПУ. Теоретическая и методическая база знаний, умений и навыков студентов пополняется на выпускном курсе в процессе изучения базовых дисциплин, в ходе обзорных лекций и предэкзаменационных консультаций, а также самостоятельной работы обучающихся.

Подготовка к государственному экзамену – процесс сугубо индивидуальный для каждого студента и зависит от качества его познавательной деятельности, умений рационально организовать свою самостоятельную работу и других факторов. Независимо от индивидуальных особенностей студента, подготовку к экзамену целесообразно начать с изучения и осмысления записей, наработанных на протяжении всех лет обучения в вузе: конспектов лекций, первоисточников, научной и методической литературы и др. Эти авторские материалы целесообразно систематизировать по вопросам программы ГЭК, проанализировать имеющуюся в них информацию на предмет выявления ее значимости для подготовки к экзамену.

С учетом результатов этой содержательно-аналитической работы необходимо спланировать дальнейшую самостоятельную работу по подбору и изучению необходимой учебной, научной, словарно-энциклопедической литературы и других информационных материалов. Составление индивидуального плана-графика самостоятельной работы и строгое выполнение его позволит студенту избежать ненужного «аврала» в подготовке к экзамену. В процессе подготовки важно также составлять развернутый план или краткий конспект (схемоконспект) по каждому вопросу экзаменационной программы, постепенно обогащая его, что приведет к созданию достаточно полного, глубокого содержательного текста, который и может стать основой для уверенного ответа на экзамене.

За время, которое отводится студенту для подготовки ответа на экзамене, необходимо, пользуясь программой, составить развернутый план, тезисы или конспект ответа на вопросы экзаменационного билета, что обеспечит логическую последовательность и уверенность при устном изложении материала. В устном ответе экзаменующийся обязан продемонстрировать:

- умение правильно сформулировать, обосновать и четко изложить основное содержание экзаменационного вопроса;

- знание первоисточников и научной литературы и умение применить это знание при анализе теоретических и практических проблем;

- понимание сущности исторических и педагогических явлений и событий, основных тенденций развития человеческого общества на том или ином отрезке исторического времени, общее и особенное в развитии отдельных стран и народов, место России во всемирном историческом процессе и особенности ее исторического развития; показать состояние изученности и отражения той или иной проблемы в историографии;

- знание понятийного и терминологического аппарата предметных областей «история» и «теория и методика обучения и воспитания», способность адекватного их использования при раскрытии содержания экзаменационных вопросов;

- культуру профессиональной речи.

Признаком подготовленности и эрудированности студента является свободное и убедительное применение полученных за время обучения знаний и умений, способность представить различные точки зрения, включая свою собственную, по рассматриваемым вопросам, вести научную дискуссию.

Ответы студентов на экзамене оцениваются с учетом разработанных и утвержденных Советом факультета критериев, о которых студенты информируются заранее и которые представлены в данном документе.

 

Программа подготовки к государственному экзамену

 

Модуль 1. Всеобщая история

1. Современные проблемы антропогенеза

Антропогенез. Критерии человека: гоминидная триада, способность мыслить и трудиться. Движущие силы процесса антропогенеза. Новейшие антропологические открытия и старые теории (моногенез и полигенез). Роль генетических исследований в решении проблемы происхождения человека. Австралопитековые и проблема прародины человечества. Древнейшие гоминиды (Homo erectus) и их трудовая деятельность. Древние гоминиды (неандертальцы) и их трудовая деятельность. Теория африканской прародины и мультирегиональные теории формирования Homo sapiens sapiens. Роль неандертальца, архаичного сапиенса, алтайского человека (Homo altaiensis) в сложении человека современного вида.

2. Формы социальной регуляции в первобытном обществе

Праобщина. Ее характеристика. Формы регуляции половых отношений в праобщине. Экзогамия, теории ее происхождения. Род и община. Брак и семья. Эволюция этих институтов. Естественное разделение труда в первобытности. Инициации. Институты власти и социального контроля в первобытном обществе. Управленческая «революция». Вождество. Смена военной демократии военно-иерархическим правлением.

3. Духовная жизнь первобытного общества

Неандертальские погребения. Медвежьи пещеры. Ранние формы религии: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия. Появление искусства и его основные формы. Центры палеолитического искусства. Тенденции в развитии искусства. Первобытный синкретизм. Искусство эпохи классообразования. Формирование письменности. Религиозные воззрения и культы. Нагуализм. Шаманизм. Формирование жречества.

4. Генезис древних цивилизаций и формирование государства на Востоке

Экологическая и технологическая ниши формирования ранних речных цивилизаций. Закономерности складывания социально-потестарных структур («гражданской общины»): происхождение и характер социальных связей, формы социального неравенства и система редистрибуции. Характер политогенеза на древнем Востоке. Генезис надобщинных политических структур и ранние формы государства. Проблема соотношения власти и собственности. Соотношение и взаимодействие общинно-частной и царско-храмовой форм собственности. Формы эксплуатации и организация труда. Стратификация общества. Город и проблемы урбанизма. Деспотическая власть и ранние империи. Специфика региональных очагов цивилизации. Общее и особенное в духовной культуре древневосточного мира. Мировосприятие и религия на древнем Востоке.

5. Античный полис как гражданская община

Условия «греческого чуда»: экологические и технологические факторы рождения полиса. Трансформация родовых отношений в полисную организацию: этапы, особенности и основные направления. Полис как город. Полис как государство. Полис как гражданский коллектив (община). Концепция «безгосударственного полиса». «Рабовладельческий полис» и «античная форма собственности». Типологическая характеристика полисов. Полис и этнос. Архаический, классический и «модернизированный» полис. Федерации полисов и проблема партикуляризма. Полисное мировоззрение и духовная культура.

6. Эллинизм как единая система государств древнегреческого и древневосточного мира

Взаимодействие древневосточного и античного типов обществ в рамках крупных государственных объединений (держав). Пред-эллинизм и возникновение эллинизма. Деятельность Александра Великого – «мировая монархия». Войны диодохов за раздел державы Александра. Образование системы эллинистических государств. Историографические дискуссии о сущности эллинизма. Греческие и восточные элементы эллинистической цивилизации (экономика, политика, социальные отношения, культура, идеология, религия). Типология эллинистических государств. Основные достижения эллинизма. Причины падения эллинистической цивилизации.

7. Западно-Средиземноморский мир под властью Рима

Особенности формирования римской гражданской общины. Патриции и плебеи. Борьба за Италию и создание Римско-италийского союза. Пунические войны и превращение Рима в средиземноморскую державу. Трансформация Рима-полиса в Рим-империю: социально-политическое переустройство и новая имперская идеология. «Римская меритократия» и деятельность Цезаря. Феномен романизации. «Восстановленная республика» Августа – принципат как форма управления Империей. Кризис III в. н.э. и переход от полисно-республиканских к административно-бюрократическим механизмам управления (доминат). Христианизация Империи и кризис античной культуры. Распад Империи и гибель Западно-Римской ее части.

8. Этапы развития средневековых государств в Западной Европе.

Образование, вестготского, вандальского, бургундского и франкского королевств. Завоевание Британии. Принятие христианства. Королевство Хлодвига. Империя Карла Великого.

Этапы развития государственности в Западной Европе. Централизация и ее методы (на примере Франции). Роль сословий в жизни государства. Пути возникновения сословно-представительных органов. Социальный смысл и формы сословного представительства. Судьбы европейского сословного представительства. Средневековые республики. Государство и папство.

9. Процесс феодализации в средневековой Европе в типологическом освещении

Истоки феодализации в Европе. Варварский мир в условиях контактов с культурой римских провинций. Первый этап феодализации. Аграрный переворот. Второй и третий этапы феодализации. Феодальная собственность на землю. Ее признаки. Основные феодальные институты. Византийский вариант феодализации. Общие итоги процесса феодализации. Историография проблемы.

10. Место Византии в средневековом мире

Истоки византийской цивилизации. Континуитет социальных, политических, идеологических и культурных сфер жизни ранней Византии. Периодизация социальной истории Византии. Особенности исторического пути Византии. Церковь и государство. Роль города в судьбе Византии. Историческое значение византийской цивилизации.

11. Реформация в Западной Европе

Истоки реформации. Возрождение и гуманизм как идейные источники реформации. Особенности экономического, политического и социального развития Германии в конце XV -первой половине XVI веков. Основные реформационные течения: лютеранство, кальвинизм, цвинглианство, англиканство, галликанство.

12. Становление и эволюция гражданского общества и политических систем стран Запада в новое время. Реформы и революции

Революция и эволюция, их соотношение как проблема истории нового времени. Революция, эволюция и модернизация. Эпоха «раннебуржуазных революций». Абсолютистские и раннебуржуазные государства в середине XVII - конце XVIII в. Проблема природы и сущности абсолютизма. Феномен Французской революции конца XVIII века, ее последствия. Начало становления индустриального общества. Гражданское общество. Появление и становление либерализма. Консерватизм, особенности его природы и эволюции. Социализм. Марксизм и его эволюция к началу XX в. Страны Запада на рубеже XIX - XX вв. Первые попытки регулирования социального и экономического развития в конце XIX — начале XX вв.

13. Основные проблемы эволюции международных отношений в первой половине XX в.

Обострение межимпериалистических противоречий и борьба великих держав в конце XIX - начале XX вв. Балканы как «пороховой погреб» Европы. Причины и основные этапы Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система и ее эволюция. Мировой экономический кризис и его международные последствия. Кризис Версальско-Вашингтонской системы и начало борьбы за передел мира. Международные отношения накануне Второй мировой войны.

14. Страны Запада в 1920 - 1930-е гг.

Страны Запада после Первой мировой войны. Научно-технический прогресс и социальные сдвиги в 1920-х гг. Кризис либерализма, эволюция консерватизма, развитие социал-демократического и коммунистического движений. Фашистские партии и движения в 1920-е гг. Мировой экономический кризис 1929 - 1933 гг. и его воздействие на экономические, социальные и политические процессы в странах Запада. Поиск и становление новых моделей организации либерально-демократического общества (на примере США, Англии и Франции). Фашизм в 1930-е гг. Дискуссии о генезисе, сущности и эволюции фашизма. Особенности итальянского фашизма и германского нацизма. Фашизм и массы. Рабочее и коммунистическое движение в 1930-егг.

15. Вторая мировая война (1939-1945 гг.): происхождение, основные проблемы истории, последствия

Дискуссии о причинах и характере Второй мировой войны в исторической науке. Периодизация войны. «Странная война» на Западном фронте. Капитуляция Франции и битва за Англию. Оккупация Греции и Югославии. Ленд-лиз. Наступление агрессоров в июне 1941—ноябре 1942 г. Складывание антифашистской коалиции. Вступление в войну США. Декларация Объединенных наций. Проблемы «второго фронта». Военные события в Восточной и Юго-Восточной Азии, в Северной Африке. Движение сопротивления.

Коренной перелом в ходе войны (ноябрь 1942— декабрь 1943 г.). Битвы под Сталинградом и Эль-Аламейном. Капитуляция фашистской Италии. Кризис фашистского блока. Тегеранская конференция. Освобождение Франции. Международные конференции 1944 — начала 1945 гг. Капитуляция Германии. Берлинская конференция. Разгром Японии. Военные, политические, территориальные и экономические итоги Второй мировой войны.

16. Основные проблемы развития международных отношений во второй половине XX - начале XXI в.

Формирование    Ялтинско-Потсдамской      системы международных отношений. Причины и основные этапы «холодной войны». Особенности «Восточного блока» и социалистических международных отношений. НАТО, Варшавский пакт, СЭВ, ЕЭС и другие международные организации биполярного мира. Роль ООН. Революции в странах Восточной Европы и крах социалистической системы. Распад Югославии. Особенности и последствия краха биполярного мира. Международные отношения в постбиполярную эпоху: тенденции и прогнозы. Глобализация. Проблема международного терроризма. «Гуманитарная интервенция» и формирование «нового мирового порядка». Современная Россия на карте мира.

17. Мир Запада во второй половине XX — начале XXI в.

Последствия Второй мировой войны для стран Запада. Научно-техническая революция и научно-технический прогресс. «Государство всеобщего благоденствия» и «народный капитализм». Неоконсервативная перестройка капитализма в 1980-е гг. Основные этапы и особенности развития стран Западной Европы и США во второй половине XX - начале XXI вв. (на примере США, Великобритании, Франции, ФРГ). Политические системы современного капитализма. Центральная и Восточная Европа: особенности социально-экономических и политических процессов в конце XX - начале XXI вв. Латинская Америка. Евросоюз и процессы интеграции в Западном полушарии. Глобализация. Кризис постиндустриального общества в начале XXI в. Перспективы развития мира Запада.

18. Цивилизации Востока в новое время: типология и характеристика

Модель исторического развития стран Востока к началу Нового времени: восточный феодализм, азиатский способ производства, цивилизации, миры-экономики. Запад и Восток – идеальные типы исторической эволюции. Человек и социум в восточном обществе. Ментально-психологический тип личности, способ ее социализации. Картина мира: Холизм. Представления о верховной власти. Государство на Востоке: проблема «восточной деспотии». Региональные цивилизации Востока, их типология и характеристика.

19. Национально-освободительное движение в Азии и Африке в новое и новейшее время

Колониальная экспансия европейских стран в афро-азиатский регион и сопротивление народов Востока (середина XVIII – начало XX веков). Мировоззренческие, социальные и экономические сдвиги в странах Востока. Формирование идеологии национализма, его идейные источники и вариант. Общий подъем антиколониальной борьбы после первой мировой войны. Мандатная система Лиги наций. Формирование массовых антиколониальных движений. Коминтерн и национально-освободительное движение 1920-е – начало 1940-х гг. Проблема самоопределения национально-освободительных движений в годы второй мировой войны. Демократическая волна после второй мировой войны и ускорение процесса деколонизации. Становление революционно-националистических режимов. Политические и социально-экономические итоги национально-освободительного движения в XX веке.

20. Проблемы модернизация стран Азии и Африка в новое и новейшее время

Факторы, обусловившие начало процесса модернизации в странах Востока. Феномен «охранительной модернизации»: содержание, специфика, результаты. Колониальный вариант модернизации. Экономические и социальные составляющие процесса модернизации в афро-азиатских странах и их специфика: зарождение капитализма, развитие науки и техники, становление новых социальных слоев. Изменения в общественно-политической мысли: просветительство, реформаторство, национализм. Эпоха «пробуждения Азии»: азиатские революции начала ХХ в. Особенности модернизационных процессов в ведущих странах Востока в период между мировыми войнами. Национализм и этатизм. Процессы модернизации афро-азиатских стран в условиях политической независимости. Социал-марксистская модель: маоистский и постмаоистский Китай. Западно-европейская модель развития и ее азиатские разновидности: Турция, Япония, ново-индустриальные страны Восточной Азии. Социал-демократическая модель: Индия. Между социализмом и традиционализмом: арабские страны. Религиозный фундаментализм и модернизация: хомейнистский Иран. Особенности трансформации стран Африки в период независимого развития.

 

Модуль 2. История России

1.Древнерусское государство (X – начало XII вв.)

Политическое устройство Древнерусского государства. Княжеская власть и ее функции. Роль вече и дружины в политической структуре государства. Соотношение соборности и авторитаризма в развитии древнерусской государственности. Роль православия в укреплении древнерусской государственной системы. Социально-экономические отношения. Древнерусский город. «Русская Правда» о категориях зависимого населения, землевладения и земельной собственности. Процессы феодализации: современное состояние вопроса. Культура Древней Руси.

2.Образование Русского централизованного государства (конец XIII - XVI вв.). «Смутное время» в России

«Великорусский» этап славянской истории. Выделение разных центров воссоздания государственности. Причины и условия возвышения Москвы. Этапы политической централизации. Геополитический фактор. Запад и Восток в политике Московской Руси. Основные черты экономического, политического и социального устройства Московского царства. Тенденции развития феодального землевладения. Изменения в социальной структуре общества. Система государственного управления, бюрократия и ее роль. Структура политической власти. Проблема выбора формы государственного устройства в историографии.

Структурный кризис в стране на рубеже XVI-XVII вв.: хозяйственно-экономический, социально-политический, династический и религиозно-нравственный аспекты. Основные этапы «Смуты». Феномен самозванства. Семибоярщина. Роль церкви и земства в консолидации общества. I и II ополчения. К. Минин и Д. Пожарский. «Смута» в оценке современников. Историография «Смутного времени».

3.Социальные движения в России в XVII - XVIII вв.

Социальные взрывы и народные движения как проявления протеста угнетенных масс, как отражение социально-экономических и политических кризисов и противоречий в российском обществе. Причины, характер и масштаб городских восстаний и бунтов в середине XVII в., народных выступления в первой четверти XVIII в. Крестьянские восстания под предводительством С. Разина и Е. Пугачева: причины, социальный состав, движущие силы, цели и лозунги. Особенности крестьянских войн в России, их итоги и историческое значение. Исторические источники изучения народных движений.

4.Модернизация России в первой четверти XVIII в. Реформы Петра I

Петр I и проблема модернизации традиционного российского общества. Особенности российской модернизации. Основные направления «европеизации» страны. Введение нового деления страны на административно-территориальные единицы. Реформы государственного управления. Учреждение Сената и коллегий, создание бюрократического аппарата. Церковная реформа, огосударствление церкви. Военные реформы. Социально-экономические преобразования. Политика протекционизма и меркантилизма. Указ о наследии престола (1722). Завершение процесса централизации государственного управления. Утверждение абсолютизма. Противоречивый характер петровских преобразований, их оценка в отечественной историографии.

5.Внешняя политика Российского государства в XVII - XVIII вв.

Россия как субъект европейской системы международных отношений. Основные направления, цели и задачи внешней политики. Русско-турецкие и русско-шведские войны: причины и итоги. Отношения с Польшей. Участие России в разделах Польши. Военные реформы XVII-XVIII вв., создание современной армии и военно-морского флота. Территориальные приращения на западе, юге и востоке страны. Усиление международного влияния России. Оценка в историографии итогов внешней политики.

6.Культура России в XVII - XVIII вв.

Этапы развития русской культуры XVII-XVIII вв. Основные тенденции, особенности, феномен культурного развития. Российская наука в XVIII веке. Академия наук в Петербурге. Образование и просвещение. Русская архитектура XVIII в. В.В. Растрелли. Переход к классицизму, создание архитектурных ассамблей в стиле классицизма в обеих столицах. В.И.Баженов, М.Ф.Казаков. Литература и фольклор. Культура и быт российских сословий. Изобразительное искусство в России и его выдающиеся мастера и произведения (В.К. Тредиаковский, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский.). Общественно-политическая мысль. Выдающиеся представители русской культуры (М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, М.М. Щербатов и др.). Роль культуры в формировании национального самосознания русского народы. Оценка культуры в историографии.

7.Внутренняя политика России в первой половине XIX в.

Реформы в начале правления Александра I. Проекты М.М. Сперанского: планы и реализация. Свертывание реформ, реакционные мероприятия. Военные поселения. Келейно-бюрократическое реформаторство Николая I. Мероприятия в крестьянском вопросе. Дискуссия о начале промышленной революции в России. Систематизация законодательства. Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина. Политика в сословной сфере. Итоги реформирования России в первой половине XIX в.

8.Россия в системе международных отношений первой половины XIX в.

Россия перед лицом Запада: от миссии освободителя к роли «мирового жандарма». Победа над Наполеоном и создание Священного Союза. Революции 1830-1840-х гг. в Европе и позиция России. «Восточный вопрос» - источник политических кризисов и войн. Крымская война и ее историческое значение. Историография проблемы внешней политики России в первой половине XIX в.

9.Либеральные реформы в России 1860-1870-х гг. Отмена крепостного права

Модернизация как общемировой процесс. Особенности модернизационного развития России. Кризис в российском обществе в начале 1860-х гг. Александр II. Причины и предпосылки буржуазных реформ. Роль внутренних факторов. Борьба вокруг концепции аграрной реформы (консерваторы, либералы, радикалы). Подготовка и осуществление отмены крепостного права. Механизм аграрной реформы. Социально-политические и культурные последствия отмены крепостного права. Реформы 1861 г. и ее оценка в историографии. Реформирование российского общества. Судебная, земская, городская, финансовая и военная реформы. Реформа печати и народного образования. Отношение к реформам в обществе. Корректировка реформ в 1870-х гг. Проекты реформ политического строя.

10.Внутренняя политика самодержавия в 1880-1890-е гг.

Особенности внутренней политики Александра III. «Контрреформы». Меры по усилению самодержавной власти. Законодательство по крестьянскому вопросу. Учреждение крестьянского и дворянского банков. Введение института земских начальников. Земское самоуправление и Положение 1890 г. Городовое Положение 1892 г. Законодательство в судопроизводстве, в области просвещения и печати. Политика правительства по рабочему вопросу. Национальный вопрос во второй половине XIX в. Итоги политики «контрреформ». Оценка в историографии.

       Социально-экономическое развитие России в пореформенный период. Особенности российского капитализма. С.Ю. Витте. Изменения в социальной структуре российского общества. Основные итоги модернизации России в XIX в. 

11. Внешняя политика России во второй половине XIX в.: основные направления и результаты

Положение России в мире после поражения в Крымской войне. А.М. Горчаков и его внешнеполитическая программа. Отношения с Францией, Пруссией, США. Отмена нейтралитета в отношении Черного моря. Союз трех императоров. Восточный вопрос 1875-1876 гг. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Сан-Стефанский мирный договор и итоги Берлинского конгресса. Европейское направление внешней политики России в 1880-1890-е гг. Тройственный Союз. Болгарский кризис. Русско-французский союз. Причины, этапы и итоги присоединения Средней Азии к России. Конференция в Гааге 1889 г. и Россия. Обострение борьбы за сферы влияния и передел мира в конце XIX века. Сфера политических интересов России. Историография проблемы внешней политики России во второй половине XIX в.

12. Общественно-политическая мысль России в XIX - начале XX вв. Консерваторы, либералы, революционеры

Влияние революционных событий в Европе конца XVIII в. на развитие общественно-политической мысли в России. Декабристы и их программные документы. «Теория официальной народности». С. Уваров. Два крыла либерального движения: западники и славянофилы. Формирование революционно-демократической идеологии (А.И. Герцен, В.Г. Белинский). Идеи утопического социализма в России. Крымская война и изменение морально-политического климата в обществе. Подъем революционно-демократического движения. «Земля и воля». Народничество 1870 – начала 1880-х гг.: основные идеи, этапы и итоги деятельности. Консерваторы, либералы, народники и марксисты в 90-е гг. XIX – начале XX веков.

13. Первая русская революция. Социально-политическое развитие России в 1905-1914 гг.

Политика самодержавия и ее влияние на общественно-политические процессы в стране. Первая русская революция: проблемы периодизации, характера, причин, политических лагерей, итогов революции. Общество и власть на различных этапах революции. Тактика политических партий в революции. Первая и вторая Государственные Думы в России. Госдума и власть. Закон от 3 июля 1907 г. Третья Государственная Дума.

Либеральная оппозиция в Думе. Курс на изоляцию власти об общества. Столыпинская программа модернизации России. Аграрная реформа: цели, осуществление, результаты и последствия.

14. Революция 1917 г.: свержение самодержавия и альтернативы развития страны. Приход к власти большевиков



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.092 с.)