Реорганизация Советов (конец 1980-х-начало 1990-х гг. ). Новые законодательные и исполнительные органы власти в субъектах РФ по Конституции 1993 Г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реорганизация Советов (конец 1980-х-начало 1990-х гг. ). Новые законодательные и исполнительные органы власти в субъектах РФ по Конституции 1993 Г.



В декабре 1988 г. сессия Верховного Совета СССР XI созыва внесла изменения в Конст-ю СССР 1977 г. с целью усиления самостоятельности Советов как органов власти.

- Впервые устанавливались единые сроки избрания всех Советов снизу доверху – 5 лет, что должно было способствовать их деятельности как целостной системы.

- Выборы во все Советы должны были проходить на альтернативной основе.

- Увеличивались сроки предвыборной кампании с 2-ч до 4-х месяцев, право выдвигать кандидатов получили трудовые коллективы вне зависимости от количества работников. Впервые это право поучили избиратели по месту жительства.

- Запрещалось быть депутатами Советов работникам исполкомов, руководителям ведомств, судьям, арбитрам – лицам, которых назначал или выбирал Совет, чтобы не мешать контролю Советов за этими органами и должностными лицами.

- Вводились должности председателей Советов всех уровней.

- Появились президиумы в местных Советах (за исключением мелких городов районного подчинения, поселковых и сельских Советов).

- Председатели Советов и их президиумы д.б. организовывать свою работу сессий, исполкомы эту функцию утрачивали.

9.04.1990 г. вышел З-н СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». По этому з-ну низовые Советы (городские, районные, поселковые, сельские) объявлялись органами местного самоуправления. Местными органами госвласти оставались Советы более высокого уровня: краевые, областные, автономных округов, автономных областей.

Была улучшена материальная база деятельности всех местных Советов: - им дано право самим устанавливать ставки налогов с прибыли местных предприятий, вводить местные налоги и сборы; - бюджеты всех местных Советов стали самостоятельны: на 1991 г. каждый Совет уже самостоятельно разрабатывал, утверждал и исполнял бюджет своей территории; - в бюджет Совета стали зачисляться подоходный налог, налог с кооперативов, за аренду земли, за природные ресурсы и др.; местные Советы получили право вступать во внешнеэкономические связи на принципах валютной самоокупаемости: заключать договоры с зарубежными партнерами на реализацию, приобретение продукции, создавать совместные предприятия, вести приграничную торговлю.

Поскольку низовые Советы з-ном СССР 1990 г. были объявлены органами местного самоуправления, далее речь пойдет только о реформировании местных Советов более высокого уровня – краевых, областных, автономных областей, автономных округов.

В связи с тем, что во время путча в августе 1991 г. ряд облисполкомов Советов т.н. «красного пояса России» (Ульяновского, Владимирского, Рязанского, Тамбовского, Тульского, Липецкого) поддержал ГКЧП, Верховный Совет предоставил През-ту право реорганизовать органы исполнительной власти в областях, краях, автономных областях и автономных округах.

22.08.1991 г. вышел указ През-та ООО прекращении полномочий исполкомов этих Советов народных депутатов. Вместо них д.б. формироваться областные и краевые администрации. Если ранее председатели исполкомов областных и краевых Советов избирались на первой сессии вновь избранного Совета, то главы областных, краевых администраций стали назначаться Президентом. В некоторых субъектах начались противоречия между назначенными главами администраций и Советами. Верховный Совет России во главе с Хасбулатовым выступил против назначения глав администраций. В марте 1992 г. был издан з-н об областном, краевом Совете и областной, краевой администрации, по которому глава администрации должен был избираться, как и Совет, всем населением на 5 лет. Совет получал сильные контрольные полномочия в отношении администрации. Но этот закон не действовал. Главы администраций продолжали назначаться вплоть до 1995 г. Чтобы устранить противоречия между Советами и главами администраций краев и областей, с осени 1992 г. Ельцин внес изменения в порядок их назначения. Отныне он мог назначать глав администраций субъектов только по согласованию с соответствующими Советами народных депутатов. В условиях экономических реформ были внесены изменения и в деятельность Советов. В 1992-1993 гг. в целях улучшения их работы (требовались ежедневные решения множества вопросов) Советы областей, краев, автономной области, автономных округов, Москвы и Питера стали избирать из своего состава Малый Совет, состоящий не более чем из 1/5 части депутатов, работающих в Совете.Малый Советстал работать на постоянной основе, получил право решать все вопросы Совета между сессиями, за исключением наиболее важных, касающихся утверждения бюджета, программ развития территории, избрания председателя Совета, создания комиссий депутатов и др.). В связи с созданием Малых Советов, Советы могли упразднять свои Президиумы. В октябре 1993 г. През-т Ельцин вслед за Съездом народных депутатов и Верховным Советом РФ своим указомраспустил Советы в субъектах РФ. Вместо них весной 1994 г. д.б. пройти выборы в новые представительные органы гос-ной власти, наделяющиеся законодательными функциями. Численность депутатов в них уже не могла превышать 50 чел. Конституция РФ 1993 г. уравняла в политических правах все субъекты РФ: 1)заявила о равноправии всех субъектов между собой во взаимоотношениях с органами федеральной власти; 2)в каждом субъекте РФ д.б. избираться представительный орган госвласти, получавший законодательные функции. Ранее свои законодательные органы власти имели лишь автономные республики, и это право закреплялось в их Конституциях.

Согласно Конституции РФ 1993 г. все прочие субъекты должны иметь свой Устав – з-н, принимаемый законодательным органом власти субъекта, в котором субъект самостоятельно определяет: - название законодательного (представительного) органа власти субъекта, число его депутатов, сроки их избрания, полномочия; - название главы исполнительной власти, его полномочия ит.д.

В республиках РФ действуют Госсоветы, Госсобрания, Народные хуралы, в прочих субъектах – Законодательные собрания, областные думы, кое-где остались прежние названия – областные и краевые Советы.

После событий в Беслане (осень 2004 г.) През-т Путин в целях укрепления вертикали власти предложил изменить порядок избрания глав исполнительной власти субъектов. С 2004 г. полномочный представитель През-та в федеральном округе после предварительных консультаций с общественными объединениями предлагает главе Администрации През-та как минимум две кандидатуры на пост главы исполнительной власти субъекта (президента республики, губернатора, мэра г. Москвы), учитывая их авторитет, деловую репутацию, опыт государственной и общественной деятельности. Администрация през-та отвечает за обоснованность предложений, объективность и достоверность сведений о кандидатах.

През-т представляет одну из кандидатур законодательному органу власти субъекта, который наделяет его полномочиями большинством голосов.

В Свердл. обл. в 1994 г. появилась Облдума. По уставу Св. обл. с 1996 г. действует Законодательное Собрание Св. области, состоящее из двух палат.

Обдума- нижняя палата, состоит из 28 депутатов, избираемых на 4 года. Каждые два года происходит ротация (обновление) половины депутатов. Палата Представителей (верхняя) состоит из 21 депутата, избирается также на 4 года.

Депутаты Облдумы осуществляют депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, а депутаты Палаты Представителей – без отрыва от основной деятельности (за исключением председателя Палаты и его замов).

Полномочия Облдумы: 1)принимает з-ны, передает их для одобрения в Палату Представителей;2)дает согласие на назначение на должность Предс-ля Правительства Св.обл., руководителей исполнительных органов гос-ной власти Св.обл. в сферах финансов и социальной защиты населения, основного органа по управлению госимуществом Св.обл.;3)решает вопрос о доверии Правительству Св.обл.; 4)избирает по представлению губернатора судей Уставного Суда Св.обл. (он следит за соответствием з-нов, издаваемых в области, Уставу Св.обл.);5)согласовывает назначения Прокурора Св.обл;6)осуществляет законодательную инициативу в Федеральном Собрании РФ;

Право законодательной инициативы имеют обе палаты Законодательного Собрания, губернатор, депутаты, правительство, Уставной, областной, арбитражный суды, областной прокурор, органы местного самоуправления.

Полномочия Палаты Представителей:

1)одобряет з-ны, принятые Облдумой;2)принимает постановления об обращении в Конституционный Суд РФ от имени области по вопросам, относящимся к ведению Законодательного Собрания; 3)принимает постановления об обращении в суд об отмене противоречащих законодательству решений представительных органов муниципальных образований;4)защищает интересы территорий и национальных меньшинств в местах их компактного проживания.

Исполнительная власть.

Губернатор является высшим должностным лицом Св.обл. и возглавляет систему органов исполнительной власти области. Впервые избраннм губернатором в 1995 г. стал Россель, затем он избирался на 4 года еще дважды, в 1999, 2003 гг. Председатель Правительства Св.обл. назначается губернатором с согласия Облдумы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.250 (0.01 с.)