Работа по формированию речевого слуха 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа по формированию речевого слуха



Парамонова Г.В. и Гвоздев А.Н. указывают, что одной из частых причин задержки «возрастного косноязычия» у детей является затруднение в слуховой дифференциации звуков речи (то есть в различении их на слух). Эти затруднения выражаются в том, что ребенок как бы не улавливает различия в звучании сходных звуков (С-3, С-Ц, Р-Л и др.). По этой причине слова типа миска – мишка и лак – рак, отличающиеся друг от друга только одним звуком, воспринимаются ребенком как совершенно одинаковые.

Если положить перед таким ребенком две картинки, на одной из которых нарисован мишка, а на другой изображена миска, и попеременно их называть, то ребенок не сможет показать соответствующую картинку. Он будет показывать картинки наугад, вопросительно поглядывая при этом на взрослого и не зная, чего от него хотят. При этом ребенок хорошо понимает разницу в самом значении слов, о чем говорит полное исчезновение затруднений в показе картинок при малейшей подсказке [4].

Так, если попросить ребенка показать плюшевого мишку и синюю миску, то он сразу и без труда справится с заданием, ориентируясь на значение «подсказывающих» слов – плюшевый и синяя. Изолированно же взятые слова миска и мишка могут быть дифференцированы на слух только при условии различения звуков С и Ш, поскольку все остальные звуки в этих словах произносятся одинаково.

Но если ребенок не улавливает никакого различия в звучании С и Ш, то есть если эти звуки кажутся ему одинаковыми, то у него нет и стимула к совершенствованию своего звукопроизношения. Он не чувствует надобности в овладении более сложной (по сравнению с С) артикуляцией звука Ш, поскольку произношение суба вместо шуба кажется ему правильным и полностью его устраивает. Значит, основной причиной звуковых замен здесь являются затруднения в слуховой дифференциации звуков. По состоянию же артикуляторных органов ребенок вполне мог бы в положенный срок овладеть правильным произношением звука.

При этой форме нарушений звукопроизношения с началом школьного обучения имеющиеся в устной речи ребенка звуковые замены неизбежно начинают отражаться и на письме.

Однотипные трудности возникают и при чтении. Таким образом, в этих случаях на основе одного своевременно не устраненного нарушения речи появляются еще и новые.

Нормально развивающийся ребенок уже к двум годам способен дифференцировать на слух все звуки речи. Только благодаря этому он в раннем возрасте может различать такие сходные по звучанию слова, как папа, баба. Поэтому если в ходе проверки будет выяснено, что 3-4-летний ребенок, заменяющий в речи Ш на С, не может правильно показать, на какой из картинок нарисован мишка, а на какой – миска, то здесь мы имеем дело не с «возрастным косноязычием», а с патологией, которая до определенного возраста лишь маскируется под него. В этом случае ребенок не сможет самостоятельно овладеть правильным произношением звука Ш и нуждается в специальной помощи.

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы

I этап узнавание неречевых звуков

II этап различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз

III этап различение слов, близких по своему звуковому составу

IV этап дифференциация слогов

V этап дифференциация фонем

VI этап развитие навыков элементарного звукового анализа.

Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение.
Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.

Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова. Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.

Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа умения определять количество слогов в слове отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры выделять ударный слог проводить анализ гласных и согласных звуков.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.178 (0.006 с.)