Выпускная квалификационная работа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выпускная квалификационная работа



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: «Коррекция фонематической стороны речи ребёнка с дислалией»

 

 

Студента: Соровой Татьяны Сергеевны

 


НОВОКУЗНЕЦК

2008

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Коррекция фонематической стороны речи с учётом компенсаторных возможностей ребёнка при дислалии

1.1. Проблема нарушения звукопроизношения у детей в психолого-педагогической и логопедической литературе……………………………………………………………………4

1.2. Организация коррекционной работы у детей с дислалией………………………………….7

1.3. Работа по формированию речевого слуха……………………………………………………14

1.4. Задачи и формы логопедической работы с детьми с дислалией………………………………….16

Заключение…………………………………………………………………………………………..30

Список литературы………………………………………………………………………………….31

Приложение………………………………………………………………………………………….33

 

Введение

 

Как известно речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием. И чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, и тем самым будут полноценнее его взаимоотношения с детьми и взрослыми.

Любое расстройство речи отражается на деятельности и поведении ребенка. Ведь если ребенок плохо говорит (заикается или не выговаривает много звуков), его трудно слушать. Если же его не понимают – он раздражается, замыкается в себе. После того как ребенок начинает понимать свой недостаток, он становится молчаливым, застенчивым, нерешительным.

Особенно важное значение имеет чистое произношение звуков и слов в период обучения ребенка грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной речи. Поэтому вся работа по воспитанию правильного звукопроизношения неразрывно связана с работой по развитию речи в целом.

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи детей дошкольного возраста способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению программы ДОУ, социальной адаптации детей.

Нарушения речи у детей дошкольного возраста затрагивают фонетико-фонематическую, лексическую стороны речи.

Мы затронем фонетико-фонематическую сторону речи, так как наиболее распространенными речевыми расстройствами у детей дошкольного возраста являются дефекты звукопроизношения на фоне недоразвития речевого слуха.

Цель исследования: выявить и научно обосновать особенности коррекции фонематической стороны речи с учётом компенсаторных возможностей ребёнка при дислалии.

Задачи исследования:

1) Изучить специальную и методическую литературу по проблеме исследования;

2) Выявить методы коррекционно-развивающего воздействия по устранению нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дислалией;

Глава 1. Коррекция фонематической стороны речи с учётом компенсаторных возможностей ребёнка при дислалии

Заключение

 

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления полноценной личности ребенка и ее дальнейшего правильного развития.

Учитель-логопед осуществляет коррекцию нарушений всех сторон речевой деятельности: нарушений звукопроизношения и звукоразличения, лексико-грамматического строя и связной речи, а также чтения и письма. Таким образом, он воздействует на звуковую и смысловую стороны устной речи, письменную речь и развивает коммуникативную функцию речи. В результате может быть улучшена подготовка дошкольника, имеющего речевую недостаточность, к школе.

Научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни – является задачей подготовительного периода в детском саду, с моей точки зрения.

В работе исследовались особенности звукопроизношения у дошкольников с ФФН речи, а именно: развитие фонематического слуха детей, работа над узнаванием, выделением и различием фона; обучение детей первоначальному чтению, введение понятия «слог», затем предложения как целого; подготовка базы для успешного овладения навыками написания прописных букв; обогащение детей живыми впечатлениями от окружающей действительности, получаемыми детьми в процессе наблюдения и на этой основе расширение и уточнение представлений детей о жизни; обеспечение общего развития детей путем углубления содержания изучаемого материала.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. Д.Б. Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение – это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью языка (до знакомства их с буквенной символикой).

Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже со средней группы детского сада.

Основная задача логопеда и состоит в том, чтобы своевременно выявить и преодолевать, данном случае, фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей в дошкольных образовательных учреждениях, не допуская их перехода на последующие этапы обучения без соответствующей коррекции отклонений в речевом развитии, что, в противном случае, осложняло бы учебно-познавательную деятельность в дальнейшей учебе в школе.

Список литературы

1. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001.

2. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.

4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.

5. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.

6. Гусарова Н.Н. Беседы по картинке: Времена года. – СПб., 1998.

7. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.

8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичёва Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.

9. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963.

10. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.

11. Каше Г.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1978.

12. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН). – М., 1998.

13. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР («Осень», «Зима», «Весна», «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна»). – М.: Гном и Д, 2000-2001.

14. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М.: Гном и Д, 2001.

15. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М., 1998.

16. Кобзарева Л.Г., Кузьмина. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. – Воронеж, 2000.

17. Колесникова Е.В., Телышева Е.П. Развитие интереса и способности к чтению у детей 6-7 лет. – М., 1998.

18. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 2002.

19. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. – М.: Секачев В.Ю., 2000.

20. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.

21. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001.

22. Нищева Н.В. Развивающие сказки. – СПб., 2002.

23. Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. – Ярославль, 1998.

24. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 1997.

25. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб., 1999.

26. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи. – СПб., 1998.

27. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998.

28. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. – М., 2000.

29.  Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М., 1991.

30.  Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. – СПб., 1996.

31.  Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 2001.

32.  Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.- М., 1999.

33. Филичёва Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999.

34. Филичёва Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 1999.

35. Филичёва Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1987.

36. Филичёва Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург,1996.

37. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – Воронеж, 1997.

38. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М., 2000.

39. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М., 2000.

40. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1983.

Приложение

Приложение 1

Этот пальчик

Дети сгибают пальцы левой руки в кулак)

Этот пальчик — дедушка. (Разгибают большой палец.) Этот пальчик — бабушка. Этот пальчик — папочка. Этот пальчик — мамочка. Этот пальчик — наш малыш. (Разгибают мизинец.)

 

При проведении описанных игр логопед сначала сам прочитывает стихотворение и выполняет движения вместе с детьми. При повторении игры дети полностью выполняют движения и лишь частично текст, заканчивая фразу, начатую логопедом. В дальнейшем дети заучивают стихотворение наизусть и сопровождают движения пальцев соответствующим текстом стихотворения.


Приложение 2

Пилка дров

Дети становятся друг против друга парами, берутся за руки и имитируют пилку дров: руки на себя — вдох, руки от себя — выдох.

Погреться на морозе

Дети вдыхают через нос и дуют на "озябшие" руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

Надуй игрушку

Детям предлагается надуть резиновые надувные игрушки, воздушные шары, набирая воздух через рот и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки.

Эхо

Детей распределяют на две группы. Одна из групп— "эхо". Первая группа детей громко произносит вместе с логопедом гласные звуки (а, о, у) или сочетания гласных (ау, уа, оа, уи). Вторая группа ("эхо") тихо повторяет. Затем группы меняются ролями.

Вьюга

Перед детьми сюжетная картинка "Вьюга". По сигналу "Вьюга началась" дети тихо гудят: У-у-у... По сигналу "Сильная вьюга" дети громко произносят: У-у-у... По сигналу "Вьюга затихает" дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу "Вьюга кончилась" замолкают. Речевые сигналы можно сопровождать движениями руки логопеда: горизонтальное движение руки — дети говорят тихо, движение руки вверх — усиление голоса, движение руки вниз— уменьшение силы голоса.

 

 

Приложение 3

Кто хлопал?

Дети садятся в разных местах комнаты, выбирается водящий. Ему закрывают глаза. Один из детей по знаку логопеда хлопает в ладоши. Водящий должен определить, кто хлопал.

Что звучит?

Логопед за ширмой воспроизводит звучание инструментов (дудочки, барабана, колокольчика, балалайки и др.). Дети должны отгадать, каким инструментом производится звук.

Тихо — громко

Дети становятся друг за другом и идут по кругу. Логопед стучит в бубен то тихо, то громко. Если звук бубна тихий, дети идут на носочках, если более громкий, идут обычным шагом, если еще более громкий — бегут. Кто ошибся, тот становится в конец колонны.

Найди картинку

Логопед раскладывает перед ребенком или перед детьми ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее детям дается задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением. Игра может проводиться в двух вариантах: а) с опорой на зрительное восприятие артикуляции, б) без опоры на зрительное восприятие (губы логопеда закрываются).

Хлопки

Логопед сообщает детям, что он будет называть различные слова. Как только он назовет животное, дети должны хлопать. При произнесении другихслов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: «Коррекция фонематической стороны речи ребёнка с дислалией»

 

 

Студента: Соровой Татьяны Сергеевны

 


НОВОКУЗНЕЦК

2008

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Коррекция фонематической стороны речи с учётом компенсаторных возможностей ребёнка при дислалии

1.1. Проблема нарушения звукопроизношения у детей в психолого-педагогической и логопедической литературе……………………………………………………………………4

1.2. Организация коррекционной работы у детей с дислалией………………………………….7

1.3. Работа по формированию речевого слуха……………………………………………………14

1.4. Задачи и формы логопедической работы с детьми с дислалией………………………………….16

Заключение…………………………………………………………………………………………..30

Список литературы………………………………………………………………………………….31

Приложение………………………………………………………………………………………….33

 

Введение

 

Как известно речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием. И чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, и тем самым будут полноценнее его взаимоотношения с детьми и взрослыми.

Любое расстройство речи отражается на деятельности и поведении ребенка. Ведь если ребенок плохо говорит (заикается или не выговаривает много звуков), его трудно слушать. Если же его не понимают – он раздражается, замыкается в себе. После того как ребенок начинает понимать свой недостаток, он становится молчаливым, застенчивым, нерешительным.

Особенно важное значение имеет чистое произношение звуков и слов в период обучения ребенка грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной речи. Поэтому вся работа по воспитанию правильного звукопроизношения неразрывно связана с работой по развитию речи в целом.

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи детей дошкольного возраста способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению программы ДОУ, социальной адаптации детей.

Нарушения речи у детей дошкольного возраста затрагивают фонетико-фонематическую, лексическую стороны речи.

Мы затронем фонетико-фонематическую сторону речи, так как наиболее распространенными речевыми расстройствами у детей дошкольного возраста являются дефекты звукопроизношения на фоне недоразвития речевого слуха.

Цель исследования: выявить и научно обосновать особенности коррекции фонематической стороны речи с учётом компенсаторных возможностей ребёнка при дислалии.

Задачи исследования:

1) Изучить специальную и методическую литературу по проблеме исследования;

2) Выявить методы коррекционно-развивающего воздействия по устранению нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дислалией;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.45.162 (0.058 с.)