Кинохроники по истории тюркских народов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кинохроники по истории тюркских народов



– Народы Поволжья и Приуралья (татары, башкиры, чуваши)

– Народы Центральной Азии и Китая (казахи, узбеки, киргизы, туркмены, каракалпаки, уйгуры)

– Народы Сибири (сибирские татары, якуты, долганы, хакасы, шорцы, телеуты, алтайцы, тувинцы и др.)

Задание: самостоятельно найдите кинохронику или документальный фильм советского или постсоветского периодов, посвященный быту и культуре одного из народов по каждому пункту – всего должно быть 3 фильма; сделайте анализ, ответив н следующие вопросы

– атрибуция видеоизображения (нередко данная информация содержится в сопроводительной информации, каталоге, титрах и др.)

– словесное описание сюжета – исходя из сопровождающей информации и наблюдаемого во время воспроизведения составляется текст, отвечая на вопрос: что мы видим на экране?

– описание эмоционального состояния наблюдателя: какие чувства возникли во время и после просмотра видео?

– анализ видеоизображения: Что хотел сказать автор (замысел, цель съемки)? Что нового мы узнали из видео? Какую историческую информацию дает нам просмотр видео? Какие объекты запечатлены на видео?

Фильмы можно найти в YouTube, https://www.net-film.ru/ и др.

 

ИТОГОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

I. Исследовательская работа (на выбор) – до 4 ноября

– Стамбул на картинах русских художников XIX–начала ХХ вв.

– Стамбул на картинах европейских худоңников XVII – XIX вв.

– Татарский Крым в русском изобразительном искусстве XIX – начала ХХ вв. (например, «Улица в Бахчисарае» И.К. Айвазовского).

– Тюркские народы в рисунках Ч. Валиханова.

– Культура и быт казахов в картинах Н.Г. Хлудова.

– Культура и быт татар на картинах К. Гуна.

– Культура и быт народов Средней Азии в творчестве В.В. Верещагина.

– Культура и быт тюркских племен и народностей Алтая в творчестве Г.И. Чорос-Гуркина.

Исследовательская работа нацелена на решение 2 задач: а) проведение небольшого самостоятельного исследования (поиск иллюстративного материала и этнографической литературы, сбор данных, исследование изображений, составление структуры работы и подготовку работы в формате презентации с иллюстрациями и текстом)

II.План-конспект на тему «Визуальные источники по... (по теме магистерской диссертации)» – до 1 декабря

Объем работы – не менее 7 страниц формата А4.

3 части:

Титульный лист с увазанием типа работы, названия магистерской диссертации, ФИО магистранта

–обоснование актуальности выбранной темы, цель и задачи магистерской работы (1 – 2 страницы);

– обоснование актуальности использования визуальных источников, классификация используемых визуальных источников по исследуемой теме (1 – 2 страницы);

– анализ визуальных источников по исследуемой теме (3 – 4 страницы).

 

ЛИТЕРАТУРА

Галиуллина Д.М. Визуальный ряд татарского букваря начала ХХ века: содержание и характеристика / Д.М. Галиуллина, А.А. Сальникова // Ученые записки Казанского университета. – Серия «Гуманитарные науки». – 2012. – Т. 154. – Книга 3. – С. 59 – 68. – Режим доступа: http://old.kpfu.ru/uz_en/bin_files3/154_3_gum_6.pdf

 

Таиров Н.И. Фотодокументы как источник исследования татарской культуры (конец XIX – нач. ХХ в.) / Н.И. Таиров / Татарское рукописное наследие: изучение и сохранение: Мат-лыВсеросс. науч.-практ. конф., посвященной 130-летию С. Вахиди / сост.: Л.Ш. Гарипова, Д.З. Марданова; под ред. И.Г. Гумерова. – Казань: ИЯЛИ, 2017. – С. 157 - 160. – Режим доступа: https://www.academia.edu/37563579/Марданова_Д._З._КУЛАК_ИЛИ_УЧЕНЫЙ_ПРОЛЕТАРИЙ_по_рукописи_Хасан_Гата_Габаши_?auto=download&email_work_card=download-paper

 

Визуальная антропология: режимы видимости при социализме: сб. ст. / под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова. – М.: Вариант, ЦСПГИ, 2009. – 448 с. – Режим доступа: https://vk.com/wall-341621_1810?w=wall-341621_1810

Щербакова Е.Н. Визуальная история: освоение нового пространства / Е.Н. Щербакова // Научные исследования в России. – М.: АИРО XXI, 2011. – III. Пятнадцать лет спустя / под ред. Г.А. Бордюгова. – С. 473 – 488. – Режим доступа: https://mse.msu.ru/wp-content/uploads/2018/07/vh.pdf

Оче-видная история: Проблемы визуальной истории России ХХ столетия. Сборник статей / []редкол.: И.В. Нарский и др.]. – Челябинск: Каменный пояс, 2008. – 476 с. – Режим доступа: https://vk.com/wall-176520650_702

Вишленкова Е.А. Визуальное народоведение империи, или «Увидеть русского дано не каждому» / Е.А. Вишленкова. – М.: Новое литературное обозрение, 2011. –368 с. – Режим доступа: https://vk.com/wall-176520650_702?w=wall-176520650_702

Бойцова О.Ю. Любительские фото:визуальная культура повседневности / О.Ю. Бойцова. – СПб.: Изд-во Европейского ун-та, 2013. – 266 с. – Режим доступа: https://vk.com/wall-176520650_702?w=wall-176520650_702

Магидов В.М.Кинофотофонодокументы в контексте исторического знания / В.М. Магидов. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2005. – 394 с. – Режим доступа: https://vk.com/wall-176520650_702?w=wall-176520650_702

 

Подборка публикаций по визуальной истории: https://vk.com/wall-176520650_702

 

Корнилов П. Василий Григорьевич Худяков / П. Корнилов. – Казань: Центральный музей ТССР, 1926. – 20 с. – Режим доступа: https://libweb.kpfu.ru/rare_books/book/XX_century/272928.pdf (неказанский художник, имеющий несколько картин из казанско-татарской тематики, ряд его картин хранились в казанских собраниях)

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

1. Визуальный поворот в искусствоведении и культуре.

2. Визуальная культура. Визуализация информации.

3. Изображение: понятие, признаки.

4. Классификация изображений.

5. Визуальный источник в исторических исследованиях.

6. Методы и этапы исследования визуальных источников.

7. Статичность и динамизм в изображениях.

8. Особенности изучения фотоизображений.

9. Визуальная история.

10. Камера-обскура и развитие изобразительного искусства.

11. Зарождение и развитие фотоискусства.

12. Жанры фотоискусства.

13. Зарождение кинематографа. Место кинематографических источников в визуальной истории новейшего времени.

14. Виды и жанры киноискусства.

 

Шамаил

 

 

Визуальные источники

 

Собрания изображений по истории и культуре тюркских народов

Госкаталог

Кунсткамера. – Режим доступа: http://collection.kunstkamera.ru/

 

Из РПД

Содержание дисциплины

Тема 1. Визуальные источники в системе исторических источников.

Визуализация информации в современном мире. Классификация исторических источников. Место визуальных источников в источниковедении. Методы исследования визуальных источников. Соотношение изображения и изобразительных источников. Субъективный и объективный аспекты визуализации. Культурно-исторические факторы визуализации информации на примере тюркских народов (религия, культура, образ жизни). Тюркские народы в изобразительном искусстве Западной Европы и России. Роль визуализации в информационном обществе. Электронные базы визуальных источников.

Тема 2. Классификация и формы фиксации изображений.

 Атрибуция и хранение изображений. Классификация изображений и время появления изобразительных источников. Научный прогресс и технические формы фиксации изображений. Собирание, учет и хранение изобразительных источников. Атрибуция изображений. Традиционные и современные способы сохранения изобразительных предметов. Юридические основы регулирования правил хранения предметов историко-культурного наследия.

Тема 3. История технических способов фиксации изображений: литографирование, камера обскура, дагеротипы, фотографии, фильмография.

 Древние способы фиксации изображений на камне. Тамги, балбалы, намогильные камни в культуре тюркских народов. Литографирование в Китае и Западной Европе. Использование литографий для изготовления гравюр и печатном деле. Технические способы фиксации объектов: картографирование, камера обскура. Дагеротипы. Зарождение и распространение фотографии. Технологические особенности процесса изготовления фотографий в конце XIX - начале ХХ вв. Использование фотографии в разведывательной деятельности, этнографических исследованиях, книжном деле, музейном деле. Зарождение кинематографа. Жанры, технологические особенности записи и воспроизведения кинематографа в конце XIX - первой половине ХХ в. Османская империя, тюркские народы России в документальной кинохронике первой трети ХХ в.

Тема 4. Основы научной атрибуции изображений. Форма и содержание изображения.

Приемы и методы анализа изображений. Атрибуция как основной способ фиксации содержания изображения. Первичная и вторичная атрибуция. Каталогизация, музейная атрибуция, описание изображения. Особенности анализа изобразительных источников. Приемы научного писания изображения.

Тема 5. Тюркские народы в русском изобразительном искусстве.

Русская иконография середины XVI.в Научные экспедиции и этнографические изображения XVIII - начала ХХ вв. Народы Среднего Поволжья и Приуралья, Средней Азии в произведениях русского фарфора. Образ врага и чужого в исторических полотнах русских живописцев XIX - начала ХХ вв. Природа и население Среднего Поволжья и Приуралья в творчестве русских художников XIX - начала ХХ вв.

Тема 6. Визуальные источники XVI - начала ХХ вв. по истории татар Поволжья и Приуралья

Взятие Казани в русском летописании и иконографии XVI в. Материалы научных экспедиций XVIII в. Этнографические материалы и фотографии XIX - начала ХХ вв. Татары на картинах русских художников: бытовые, этнографические, исторические сюжеты. Визуализация в татарской арабографической книге начала ХХ в. Татарская тема в изобразительном искусстве Западной Европы XVI - начала ХХ вв.: сравнительный анализ стереотипов, образов и сюжетов.

Тема 7. Визуальные источники XViiI - начала ХХ вв. по истории башкир.

Материалы научных экспедиций XVIII - начала ХХ вв.: рисунки, гравюры, фотографии. Одежда, быт и повседневность башкир по данным визуальной этнографии и рисункам. Башкирская юрта на фотографиях конца XIX - начала ХХ вв. Фотопортреты видных башкирских общественно-политических деятелей первой трети ХХ в.

Тема 8. Визуальные источники XViiI - начала ХХ вв. по истории чувашского народа

Своеобразие мировоззрения чувашей в период христианско-языческого дуализма. Быт и обычаи чувашей на лубочных картинах. Одежда, быт и повседневность чувашей по данным визуальной этнографии и рисункам второй половины XIX - начала ХХ вв. Фотопортреты видных чувашских деятелей культуры первой трети ХХ в.

Тема 9. Визуальные источники XViiI - начала ХХ вв. по истории казахского народа. Этнографические и изобразительные материалы научных экспедиций в киргизские степи XVIII - XIX вв. Казахи в русском изобразительном искусстве. Зарисовки Ч. Валиханова. Казахи в творчестве Н.Г. Хлудова: природный натурализм и бытовые зарисовки. Казахская юрта, быт и повседневность казахов на фотографиях конца XIX - начала ХХ вв. Фотопортреты видных казахских общественно-политических деятелей конца XIX - первой трети ХХ вв.

Тема 10. Визуальные источники XVI - начала ХХ вв. по истории народов Средней Азии (узбеки.туркмены, киргизы).

Этнографические и изобразительные материалы разведывательных и научных экспедиций в Среднюю Азию в XVIII - XIX вв. "Туркестанский альбом": визуальная история и этнография народов Средней Азии. Средняя Азия в творчестве В.В. Верещагина: исторический реализм и азиатский колорит. Архитектура, быт, занятия.материальная культура народов Средней Азии на фотографиях конца XIX - начала ХХ вв. Цветные фотографии С.М. Прокудина-Горского. Фотопортреты видных деятелей образования, культуры и феодальной знати народов Средней Азии конца XIX - первой трети ХХ вв.

Тема 11. Визуальные источники XViiI - начала ХХ вв. по истории тюркских народов Сибири (сибирские татары, народы Алтая, тувинцы, якуты)

Этнокультурные процессы в Сибири в период русской колонизации. Этнографические и изобразительные материалы научных экспедиций XVIII - начала ХХ вв.: рисунки, гравюры, фотографии. Народы Сибири в русском изобразительном искусстве. Жилища, одежда, быт и повседневность тюркских народностей Алтая, тувинцев, якутов на фотографиях начала ХХ в..

Тема 12. Визуальные источники XViiI - начала ХХ вв. по истории тюркоязычных народов Северного Кавказа.

Этнографические и изобразительные материалы научных экспедиций XVIII - начала ХХ вв.: рисунки, гравюры, фотографии. Народы Северного Кавказа в русском изобразительном искусстве XIX - начала ХХ вв. Жилища, одежда, быт и повседневность кумыков, карачаевцев и балкарцев, ногайцев. Фотопортреты видных общественно-политических деятелей, ученых и просветителей тюркских народов Северного Кавказа первой трети ХХ в.

Тема 13. Визуальные источники XVI - начала ХХ вв. по истории азербайджанцев и тюркоязычных народов Ирана.

Миниатюрная живопись позднего средневековья и эпохи Сефевидов как изобразительный источник. Этнографические и изобразительные материалы европейских и российских путешественников и ученых XIX - начала ХХ в. Одежда, быт и повседневность на фотографиях конца XIX - начала ХХ вв. Фотопортреты видных азербайджанских общественно-политических деятелей, ученых и представителей интеллигенции начала ХХ в.

Тема 14. Визуальные источники XVI - начала ХХ вв. по истории тюркоязычного населения Восточного Туркестана.

Восточный Туркестан в системе политических и культурных отношений с Китаем, Средней Азией, Россией. Народы Восточного Туркестана в китайской иконографии XVI - XIX в. Изобразительные материалы разведывательных и этнографических экспедиций русских и европейских исследователей XIX - начала ХХ вв. Быт и повседневность уйгур, казахов и таранчей Восточного Туркестана на фотографиях начала ХХ в.

Тема 15. Визуальные источники XVI - начала ХХ вв. по истории Османской империи.

Культурное взаимодействие Османской империи с государствами народами Ближнего Востока и Западной Европы. Османская книжная миниатюра и картография в XV - XIX вв. Османская империя в европейском изобразительном искусстве. Развитие изобразительного искусства в Османской империи в XIX - начале ХХ вв. Визуализация турецкого книжной продукции и периодической печати в конце XIX - начале ХХ вв. Архитектура, культура и быт народов Османской империи на фотографиях XIX - первой трети ХХ вв. Османская империя в кинохронике первой трети ХХ в.

ЭКЗАМЕН

1. Место визуальных источников в источниковедении. Классификация визуальных источников.

2. Визуальные источники и изображения в информационном обществе.

3. Атрибуция изображений.

4. Визуальные источники по истории татар Поволжья и Приуралья.

5. Визуальные источники по истории башкир.

6. Визуальные источники по истории казахов.

7. Визуальные источники по истории азербайджанского народа.

8. Визуальные источники по истории тюркских народов Средней Азии.

9. Визуальные источники по истории тюркских народов Северного Кавказа.

10. Визуальные источники по истории населения Восточного Туркестана.

11. Османская империя в европейском изобразительном искусстве.

12. Османская империя на фотографиях конца XIX - начала ХХ вв.

 

Жизнь казахского народа в изобразительном искусстве XVIII – ХХ вв.

– Николай Хлудов

– Камиль Шаяхметов

– акварели Тараса Шевченко

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- сделать самим камеру-обскура

- добавить советские фотографии и видео


[1] Данное понятие используется не только в исторической науке, культурологии, искусствоведении, но и в информационных технологиях, инженерии. Информационные технологии рассматривают изображение как создаваемый объект виртуальной реальности, зрительно воспринимаемый электронный образ и набор сигналов. Визуальная история понимает под изображением целостный объект, который чаще всего реально существует, т.е. имеет материальный носитель.

[2]Исключение составляют люди с ограничениями по зрению 9слабовидящие, незрячие). Для них создаются специальные тексты с шрифтом Брайля, а для использования электронных устройств имеются программы с возможностью тактильного восприятия информации. Тем не менее это не противоречит тому обстоятельству, что изображения создаются зрячими людьми и могут полноценно восприниматься лишь глазами. Все другие средства, помогающие воспринять изображение помимо зрения, не дают полной информации об изображении.

[3] Манипуляция (франц. Manipulation; от латин. manus– рука) – сложное действие над чем-либо при помощи рук.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.79.59 (0.035 с.)