Виды, направления и жанры фотоискусства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды, направления и жанры фотоискусства



Автор: Андрей Костров Киновед.

Жанры фотографического искусства

В концеXIX– первые годы ХХ вв. фотография превратилась из ремеслав один жанров современного искусства. Фотография позволяет запечатлеть движение, динамику. Большое значение в формировании фотоискусства имел такой метод, как постановочное фото. Оно было следствием необходимости выдерживать определенное время светочувствительную поверхность перед открытым объективом для реакции ионов серебра – экспозиции. Первые фотографические изображения людей требовали небольшого терпения и пребывания в неподвижной позе. Со временем технология фотографирования значительно упрощалась и появились мгновенные негативы, но постановочное позирование перед камерой продолжает применяться до сих пор.

Еще в период негативных пластин сформировалось несколько типов съемки: пейзажная, портретная, архитектурная и репродуктивная. По мере совершенствования технологии фотографии фотоискусство дополнилось большим количеством новых жанров.

Для получения точного, эффектного и художественно выразительного снимка фотографы используют такие элементы, как: точка съемки; ракурс; линейная композиция, план; перспектива; освещение.

К специальным методам работы со снимками относятся:

1) химико-физическая обработка;

2) цифровая фотообработка;

3) ретуширование: закрашивание, механическое удаление части изображения, дополнение новых элементов на негатив – данный прием начал применяться еще в конце XIX в.

4) коллаж

5) фотомонтаж

6) художественное оформление – вставка позитивного изображения в рамку, овал, художественная подпись, узор и др.

 

В зависимости от технического способа создания фотографии выделяют несколько разновидностей:

– аналоговая фотография;

– зеркальная фотография;

– цифровая фотография;

– рентгенография.

 

В фотоискусстве принято выделять несколько основных видов фотографий. Основным критерием деления является цель создания и снимаемые объекты.

Основные виды во многом совпадают с основными жанрами живописи. Это обусловлено как общностью изображений в живописи и фотографии, так и более ранним развитием теории живописи, по аналогии с которой позднее происходило становление фотографического искусства. Стоит вспомнить, что многие родоначальники технологии фотографических снимков были художниками или начинали свою деятельность в качестве художников.

Основными видами фотографического искусства являются:

– фотопортрет: является одним из ранних видов фотоискусства, получившем развитие еще в период дагеротипов; во второй половине XIX в. большая популярность и быстрое распространение данного вида фотоискусства вызывало презрительное отношение у художников и получило ироничное название «живопись для бедных»; выделяют следующие разновидности портретов: студийный или постановочный, документальный, репортажный; первые фотопортреты требовали экспозиции в несколько секунд и делались в фотомастерской, т.е. были студийными, постановочными; для студийных фотографий были характерны предметы обстановки, создание фона (нарисованные ландшафты-задники, драпировки, баллюстрады, макеты колонн, виды моря, садов и др.); портретная фотография оказала существенное влияние на развитие теории и практики освещения; обычно сочетают верхний и боковой свет, рассеянный свет;

– фотопейзаж: его зарождение и развитие происходило вместе с развитием техники фотографирования; первым известным нам фотопейзажем является снимок Н. Ньелса 1826 г., который сочетает в себе архитектурный пейзаж и бытовую фотографию; Среди российских фотографов мастерами пейзаңной сүемки были Е. Вишняков, М. Дмитриев, А. Карелин, С.М. Прокудин-Горский и др.

– фотонатюрморт: первым известным нам снимком Л. Дагера был натюрморт «Уголок мастерской художника» (1837 г.); неподвижные предметы служили первыми объектами съемки, так как их можно было долго экспонировать, но как вид фотоискусства натюрморт завоевал популярность с лишь появлением цветной фотографии, так как только цветные фотографии могли конкурировать с живописными натюрмортами; среди отечественных фотографов признанным мастером считается Александра Хлебникова (1897 – 1979);

– макро- и микросъемка: для аналоговой фотографии – получение увеличенного изображения на негативе; съемка требует применения специальных объективов и дополнительных линз, увеличивающих устройств (микроскоп), штатива для закрепления фотоаппарата, хорошей освещенности и более длительной выдержки;

– бытовая (жанровая) фотография: отражает события и действия людей в повседневной жизни; самым первым из известных бытовых фотоснимков считается «Приставная лестница» Ф. Тальбота (1845); первые фотографии делались с участием натурщиков и созданием соответствующей обстановки с помощью предметов; развитие данного вида фотографии связано с появлением моментальной фотосъемки;

– документальная фотография: возникла как объективный, беспристрастный взгляд на действительность, главная цель которого показать истинное положение вещей или точно зафиксировать интересующее явление; первоначально начала применяться в научных исследованиях и экспедициях, затем стала весьма популярным жанров в журналистике; главная цель создания таких фотографий – публикация, фиксация малодоступной информации или малоизвестного явления; документальные кадры фиксируют естественное состояние человека и окружающего мира и ее следует отличать от постановочной фотографии;данный вид фотоискусства зародился в 1860-х гг.; первой документальной фотографией считается снимок Александра Гарднера «Мятежный снайпер в логове дьявола», сделанный в сражении при Геттесберге во время Гражданской войны в США в 1863 г.; бурное развитие данного вида произошло после появления технологии печатания фотографий в книгах и журналах, благодаря чему появились фотохроники, репортажная съемка;

– постановочная фотография: создание специальной обстановки, ситуации, позы, мимики,жестов перед съемкой, что отличает ее от бытовой фотографии; является одним из распространенных приемов создания фотографии; ее зарождение было связано с необходимостью длительной экспозиции объекта и человека при съемке дагеротипов и первых фотографий; это одновременно и вид и способ создания кадра;

– научно-прикладная фотография: получила свое развитие с появлением первых дагеротипов и тальботипов; в России первыми известными снимками являются изображения листьев разных растений, сделанные ботаником Ю.Ф. Фрицше и показанные 23 мая 1839 г.; в 1840 г. был сделан первый снимок Луны; в 1850 – 1860-е годы данный вид фотографий уже широко применялся как в лабораторных условиях, так и в экспедициях, при астрономических наблюдениях; в России первые этнографические снимки были сделаны М.Б. Тулиновым во время этнографической экспедиции Н.И. Второва в 1850 – 1860-х годах; И.Ф. Барщевский сделал тысячи снимков объектов историко-культурного наследия; в конце XIX в. зарождается судебная фотография; в 1890-е годы Евгений Буринский разработал метод выявления угасших текстов, при помощи которого удалось прочитать тексты на сыромятных кусках кожи, относящихся к XIII в., найденных во время раскопок в московском Кремле

 

Применение фотографий в разных сферах человеческой деятельности привело к постепенному формированию разнообразных техник и жанров. Техники и жанры фотографии можно объединить в несколько крупных направлений фотоискусства. В последней трети XIX – ХХ вв. было принято выделять два основных направления: любительская и профессиональная фотография. Любительская фотография была направлена на съемку бытовых сцен, природных пейзажей, значимых событий, различных объектов и предполагала использование более простых фотокамер, дешевых расходных материалов и самостоятельного изготовления фотоснимков. Для профессиональной фотографии, как правило, использовалась более дорогая и высококачественная фототехника, хорошие объективы, выстраивался свет или регулировалась выдержка (экспозиция), определялся более успешный ракурс и точка съемки, допускалось использование помощников, светотехники и иных инструментов. Профессиональная фотография дала жизнь очень многим жанрам и техникам фотографирования, но парадокс профессиональной фотографии заключается в том, что путь в профессию фотографа почти всегда начинался с любительского фотоаппарата или увлечения фотографией. Профессиональное фотографирование привело к появлению профессиональных сообществ, курсов фотографирования, зарождению теории фотографии и фотоискусства. В настоящее время можно выделить следующие направления фотоискусства: коммерческое, условно коммерческое, некоммерческое, экзотическое и специальное.

 

Главной целью коммерческой фотографии является профессиональное фотографирование с целью продажи фотоснимков или извлечения прибыли от фотоизделий.

Рекламная фотография – наиболее популярный и бурно развивающийся жанр коммерческой фотографии. В нее также включают:

Фэшн-фотография – фотосъемка одежды и модных вещей, которые одеты на фотомоделях. Цель фэшн-фотографии – продвижение товаров на рынке, брендирование вещей.

Бьюти-фотография – фотопортреты моделей крупным планом с целью демонстрации профессионального макияжа. Такие фотографии часто делают для обложек и иллюстрирования глянцевых журналов, каталогов косметики.

Также к коммерческой фотографии относятся:

Семейная фотография – съемка членов семьи вместе дома или в необычной обстановке, как правило, с счастливыми и улыбающимися лицами.

Свадебная фотография – съемка процесса подготовки к свадьбе, бракосочетания и первых моментов после церемонии бракосочетания с целью сохранить память о начале семейной жизни. Важное значение имеет создание образа взаимного счастья.

Детская фотография – съемка детей с целью запечатлеть детство и радостные моменты в жизни ребенка.

Событийная фотография – съемка важных моментов в жизни людей, связанных с учебной, профессиональной деятельностью, для сохранения на память (окончание школы, вуза, начало и конец службы в армии, семейных и коллективных праздников).

 

К условно коммерческому направлению фотографии относится фотосъемка, которая может быть сделана как в коммерческих целях, так и для некоммерческого использования.

Интерьерная фотография – съемка внутреннего пространства помещения, мебели.

Предметная съемка – съемка отдельных предметов в ярком образе, создание идеального внешнего вида.

Фотографирование еды – делается для создания у зрителя эмоционального желания съесть еду; поделиться счастливым моментом перед началом еды, показать возможности заведения общественного питания или выгодные преимущества конкретной еды.

Фотографирование диких животных – запечатление красоты дикой природы, делается для себя или как иллюстративный материал для книг и журналов о природе.

Подводная фотосъемка – съемка людей, жизни и природных объектов под водой.

Ню (фр. nu – нагой, обнаженный) или эротическая фотография – съемка обнаженного тела, нередко применяются световые и художественные эффекты, одежда.

 

 

Будуар – основной акцент делается на нижнем белье и окружающих предметах роскоши (лакшери).

Черно-белая фотография – специальная техника фотосъемки, которая до начала ХХ в. была единственным способом фотографирования объектов. В настоящее время в связи с доминированием цветной фотографии черно-белая фотография является отдельным жанром, в котором основное внимание уделяется игре света и теней, а также необычному восприятию привычных предметов и явлений в черно-белой гамме.

 

Фото 2019 года. Казань

 

 

К некоммерческому направлению фотоискусства относятся фотографии, которые не пользуются явным коммерческим успехом. При этом они могут делаться и для использования в качестве иллюстраций в книгах, журналах, открытках, фотообоях.

Уличная фотография – съемка людей, животных, транспорта, различных небольших неподвижных объектов на улицах городов и населенных пунктов.

Одной из разновидностей уличной фотографии является городская фотография, в которой снятые объекты запечатлены на фоне городских зданий.

Макро- и микрофотография – фотографирование с помощью увеличивающих объективов очень больших или маленьких или невидимых обычным глазом объектов.

Оптические электронные

Тревел-фотография – фотографирование объектов и людей во время путешествия.

Ночная фотография – съемка пейзажей, явлений и объектов ночью, в вечерних сумерках с использованием световых эффектов и специальных высокочувствительных элементов, а также съемка в затененных местах и съемка явлений, которые появляются только в ночное время (Луна, ночная жизнь животных и насекомых, ночные пейзажи); родоначальниками этого жанра считаются Альфред Стиглиц и Уильям Фрестер, которые в 1900-е годы начали экспериментировать со съемкой в ночное время; признанными мастерами этого жанр были Броссай, Билл Брандт, Михаэль Кенна

Астро-фотография – фотографирование удаленных космических объектов с помощью можных увеличивающих линз и объективов.

Аэрофотосъемка – фотографии, сделанные с высоты птичьего полета с помощью любого летательного объекта (вертолет, самолет, квадрокоптер).

Фотоохота (англ. wildphotography) – съемка диких животных в естественной среде. Фотоохоту следует отличать от съемки домашних животных, диких животных и птиц в городской среде.

фоторужье

Мобилография – съемка с помощью микрокамер, встроенных в мобильные телефоны, смартфоны и иную ручную электротехнику. Основное внимание уделяется объектам, передаче чувств.Селфи

 

К экзотическому направлению относятся те жанры, которые нельзя считать массовыми, так как увлечение ими составляет больше отдельное хобби или необычное использование фотографии.

Споттинг – фотоохота за самолетами: съемка самолетов и других крупных летательных объектов (космических кораблей и др.) с обязательной фиксацией номера с целью отслеживания перемещения их в пространстве. Также выделяют: трейнспоттинг (фиксация поездов), шипспоттинг (съемка военных кораблей, больших и малых речных и морских судов), бёрдвотчинг (съемка и отслеживание перелетных птиц).

Ломография(ЛОМО – абр.Ленинградское оптико-механическое объединение) – беспорядочное фотографирование различных объектов без определенной цели, ради самого процесса, набор кадров. Качество снимков при этом не имеет значения.

Люминография – рисование светом в темном пространстве с одновременной съемкой и применением длинной выдержки.

Пикториальная фотография – этот жанр появился в начале ХХ в. в связи с распространением технологии автохрома бр. Люмьер. Эта техника применяет специальные фильтры, чтобы создавать фотографии, похожие на живопись. Мастерами этого жанра в российском фотоискусстве были Н. Андреев, С. Лобовиков, Н. Свищов-Паола, А. Гринберг.

Пинхольная фотосъемка – техника съемки без объектива.

Посмертная фотография – получила развитие с конца XIX в.; применяется для запечатления последнего состояния и момента после смерти перед погребением умершего человека.

 

Также следует выделить ряд специальных жанров, тесно связанных с той или иной профессиональной деятельностью.

Археологическая фотография: в ней важное значение имеет фотофиксация как отдельных объектов, так и мест раскопок с использованием метрических приспособлений, разметкой места раскопок, бирками и др.

Этнографическая фотография: фиксация жилых и хозяйственных построек, одежды и украшений, предметов быта, обрядов, трудовой деятельности, антропологических особенностей и др. быт и культура народа

Судебно-медицинская фотография: фиксация мест преступлений, съемка трупов, орудий преступления, следов преступника и др.

 

 

жанры фотоискусства:

– фоторепортаж: разновидность документальной фотографии, хроникальное изображение произошедших событий принято подразделять на событийные (съемка значимых событий) и повседневные (съемка ежедневных повседневных и бытовых ситуаций); фоторепортаж может состоять из одного кадра или фотоочерка (серии кадров); в России первые фоторепортажи были сделаны А.И. Ивановым, Д.Н. Никитиным, М.В. Ровенским во время русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг.; репортажный метод применял М. Дмитриев в серии фотографий «Неурожайный 1891-92 год»

– архитектурная фотография;

– имиджевая фотография;

– панорамная фотография: съемка с большим углом обзора (более 120о); для съемки используется специальный объектив; нередко делается путем наложения и склеивания нескольких кадров; выделяют цилиндрическую панораму – охват в 360о, кубическая панорама – проецирование на куб; сферическая панорама – проецирование изображения на сферу;

– пин-ап;

– рекламная (коммерческая) фотография: обычно делается яркой, нередко используется сочетание контрастных цветов, содержит надписи и слоганы, для придания эффектности внешнего вида человека нередко применяется ретуширование или компьютерная обработка изображения;

– фоторепродукция: съемка конкретного материального объекта, а также фотокопия живописного полотна, фотографии; данный жанр требует максимально точной и полной передачи не только внешнего вида, но и цвета, оттенков предмета, для чего применяют различные техники освещения и экспонирования;

– пленерная фотография – съемка на свежем воздухе; данный термин перешел из живописи, где множество пейзажей создается на свежем воздухе, в городе или на природе.

 

– светографика;

– сканография

– фотостенография;

– спортивная фотография;

– стереоскопическая фотосъёмка;

– уличная фотография (англ. streetphotography) – разновидность документальной фотографии, изображающая людей в обычных сиуациях в общественных местах: на улице, в парках, на пляжах и др. она фиксирует необычные ситуации, живой момент, эмоции людей, необычные положения или необычный ракурс взгляда, нередко ироничное восприятие ситуации и человека; эффект достигается техникой честной фотографии (англ. straightphotography) – изображение как есть, без специальных эффектов, без подготовки и без постановочных сцен. Уличные фотографии советуют делать незаметно или с большого расстояния, но с использованием дальномерных объективов. Некоторые из фотографий 1890 – 1900-х гг. уже делались в этом жанре, но его становление произошло лишь в появлением пленочных негативов и 35-мм дальномерных фотокамер. Признанными мастерами жанра считаются: Анри Картье-Брессон, Роберт Франк, Альфред Эйзенштадт, Юджин Смит, Уильям Эгглестон, Гарри Виногранд.

– фотоистория, фотостори;

– фоторобот: составление портрета человека из готовых вариантов частей

– фэшн-фото;

– селфи;

 

В 1880-е гг. фотографии начинают печатать в книгах, журналах, газетах.

 

Пейзаж (фр. paysage

В зависимости от изображаемых объектов, содержания пейзажа выделяют: ландшафтный, сельский, городской (в том числе городской архитектурный – ведута), индустриальный, природный, марину (морской). В зависимости от психо-эмоциональногомодержания можно выделить: фантастический, эпический (романтический, патриотический) и др.

 

Натюрморт (фр. naturemorte – мертвая природа) – изображение неодушевленных предметов быта: цветов, плодов, бытовых вещей, промышленных изделий, предметов прикладного искусства. Как правило, натюрморт включает в себя несколько предметов, составляющих единую композицию. Цель натюрморта – показать красоту окружающего мира в простых вещах, не представляющих из себя значимых или выдающихся предметов искусства. За счет концентрации внимания на предметах и ярких красок, теней достигается выразительность, красота и естественность изображения. Натюрморты обычно используются для украшения дома, особенно стен. Стал самостоятельным видом изобразительного искусства в творчестве голландских художников XVII в.

 

Портрет (фр. portrait<portraire– изображать) – изображение человека. Может быть выполнено живописными средствами, гравировкой, скульптурой, фотография, словесное описание. Классификация портретов весьма разнообразна:

а) изображаемая часть тела человека: поголовный, погрудный, поясный, поколенный, во весь рост; для скульптур: герм (голова с шеей), бюст (голова и верхняя часть туловища), статуя (во весь рост, с головы до ног);

б) позы: стоячий, сидячий, наклонный, лежачий, гимнастический;

в) ось изображаемого человека: профиль, с лица (enface), в три четверти поворота направо или налево (entroisquarts), лицо с затылка (enprofilperdu), сзади;

г) по технике выполнения: нарисованные портреты: карандашом, акварелью, гравюра, рельефное изображение (обычно на медалях, монетах);

д) по форме: станковые (картины, бюсты, графические листы) и монументальные (скульптурный монумент, фреска, мозаика); парадные и интимные; миниатюрные и камерные.

е) по количеству изображенных персонажей: индивидуальные (одиночные), парные (двойные, групповые (более 2 людей);

ж) портрет заказчика и автопортрет.

В зависимости от психо-эмоционального содержания можно выделить следующие рановидности портретов: исторический, героический, фантастический, лирический, эпический.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.049 с.)